На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Общее представление о понятии «Жизненный путь личности»
Общее представление о понятии «Жизненный путь личности»
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Индивид - это 1) родовая принадлежность человека (А.В. Петровский), 2) генетическое образование (А.Н. Леонтьев).

Понятие «индивид» (индивидуум) выражает неделимость, целостность. Как целостное образование - это продукт биологической революции (А.Н. Леонтьев), в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и чувств, но и их интеграция, их взаимное «сглаживания».

 

Индивид есть другой полюс человеческой реальности. В начале жизни (при рождении) человек тождественен родовому бытию: он - продолжатель рода человеческого; в процессе развития человек получает индивидуальные отличия, становясь, таким образом, индивидуализированным родом [4].


Проявляясь на свет как индивид, человек обретает социальное качество, становится личностью. Другими словами, личность тождественна индивиду в том, что она «вырастает» из индивида, являясь его социальным качеством. Но, в то же время, личность не равна индивиду, ибо личность не есть индивид, так как:
а) личность может существовать без индивида (например, Козьма Прутков);
б) индивид может существовать без личности (то есть, не стать, не превратиться в личность, - например, дети, воспитанные с
обаками - у них развиваются только природные предпосылки).


Согласно А.Н. Леонтьеву, биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Природные органические стороны и черты личности существуют в структуре индивидуальности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
Субъект - это носитель сознания и активности, осуществляющий изменение в других людях и самом себе.
Индивид становится субъектом в раннем дошкольном возрасте, когда у него складывается множество действий (предметноорудийных, чувственно-практических). Будучи включенным во взаимоотношения со взрослыми, ребенок выступает как объект их активности (сначала как объект), но, постепенно овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, становится субъектом этих взаимоотношений (Л.С. Выготский).


Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении человек может следовать одному из двух путей:
1) совпадать с условиями своей жизнедеятельности (животно-подобный, природный способ существования);
2) быть в отношении к этим условиям, к своей природе (собственно человеческий способ существования, человек превращает природу в функциональный орган и реализует субъективное отношение к ней).


Человек как субъект является:
1) субъектом жизнедеятельности, - здесь он противостоит объекту (см. Декарт), выступает субъектом деятельности, познания и общения; является активным творцом;
2) субъектом внутреннего мира (в этом случае субъект теснейшим образом связан с индивидуальностью).


Обобщим вышеизложенное.
Человек: а) как индивид представляет собой природный организм, который считается предпосылкой к развитию психического; б) как субъект представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций и свойств.
Жизнь в социуме предоставляет возможность выбора субъективного способа бытия. Функционируя в плоскости психосоциальной реальности, человек является субъектом межличностных отношений (личностью).
Б.Г. Ананьев [4, С. 247-248] пишет о том, что личность совпадает с субъектом. Подобное совпадение относительно и определяется экстериоризацией, социальной отдачей личности: «Субъект всегда личность, а личность - всегда субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, так как помимо различия самих характеристик деятельности и отношений, существуют различия в принадлежности этих характеристик к более общим структурам. Личность как общественный индивид не есть отдельная саморегулирующаяся система, не есть единичный элемент общества».
Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в процессе предметной деятельности, общения и познания и характеризующее меру представленности общественных отношений в нем (А.В. Петровский).
Иными словами, понятие «личность» фиксирует социально значимые свойства человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах.
Вспомним еще одну знаменитую фразу Б.Г. Ананьева: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности [4, С. 275].
Индивидуальность - это не только и не сколько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Это понятие указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного «Я».
Личность человека неповторима в своей индивидуальности, однако, она не тождественна индивидуальности: черты индивидуальности образуют единство личности, они представлены в системе межличностных отношений и являются характеристикой личности индивида. Иначе говоря, индивидуальность тождественна личности настолько, насколько характеристики индивидуальности вынесены в систему межличностных взаимоотношений, превращаясь в характеристики личности.
Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми» пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступает данный человек как личность. Как собственно личностные выступают те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.
В целом, структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение, но и все проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредованных ведущей для этой группы деятельностью (А.В. Петровский). Индивидуальность же проявляется в способностях, качествах познавательных процессов, привычках, интересах, стиле деятельности, чертах темперамента, характера.
Итак, индивидуальность - интеграция всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Благодаря ей человек обособляется в самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род. Это особая форма бытия человека в обществе. Через индивидуальность человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни, индивидуальность - это авторство собственной жизни.
Человек - с одной стороны понимается как индивид, с другой - как некая реальность, имеющая четыре модуса: индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Интересной представляется точка зрения В.П. Тугаринова: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному, общественно-историческому существу, как совокупности общественных отношений» [Цит по: 4].
Таким образом, единичный человек как индивидуальность может быт понят как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Человек становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. «Человек является личностью, поскольку имеет свой жизненный путь» (С.Л. Рубинштейн).
Понятие «Жизненный путь» впервые предложила Ш. Бюлер (20-30-е гг. XX в.). Главной движущей силой развития личности она считала стремление человека к «самоосуществлению», - определенному итогу жизненного пути, когда цели и ценности получили адекватную реализацию [Цит по: 16, С. 11-13].
Ш. Бюлер выделила пять фаз жизненного пути и обнаружила некоторые закономерности [см. 16].
Критически отнесся к эволюционной теории Ш. Бюлер С. Л. Рубинштейн. Он утверждал, что жизненный путь - не простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве, это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают узловые моменты и поворотные этапы.
Личность выступает активным участником жизненного пути, в любой момент она может вмешаться в него.
Для Б.Г. Ананьева жизненный путь - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения. Жизненный путь каждой личности уникален.
В течении жизни человек существует как бы в двух взаимодействующих формах: 1) онтогенез - программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни и выступает как объективный фактор жизненного пути; 2) жизненный путь - строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.
Б.Г. Ананьев выделял два типа событий: события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А. Логинова предложила третий тип: события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.
В своих работах К.А. Абульханова-Славская разрабатывала принцип жизнедеятельности и исследовала субъекта жизнедеятельности.
В понятии «Жизнедеятельность» отражается активная роль человека в собственной судьбе (степень активности зависит от зрелости характера, его самобытности и пр.); существуют уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности (на одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, жизнь-автоматизм; на другом - жизнетворчество).
Принцип жизнедеятельности конкретизирует принцип единства сознания и деятельности: соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, «вершинные» структуры личности - характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.
Таким образом, понятие жизненного пути неразрывно связано с понятием субъектности. «Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности» (С.Л. Рубинштейн). Но, поскольку ее развитие осуществляется не «в себе» или «для себя», а на жизненном пути, в ходе общения и деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности» (К.А. Абульханова- Славская).
Субъект, как автор внутреннего мира (индивидуальность), проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование.
Самоактуализация и процесс индивидуации - понятия, имеющие тесную связь с жизненным путем личности. Коротко рассмотрим их.
Согласно гуманистическим психологам, главная способность человека (способность удовлетворять духовные потребности, развиваясь как личность) - способностью к самоактуализации.
К. Гольдштейн полагал самоактуализацию фундаментальным процессом, который происходит в каждом организме и может иметь позитивные и негативные последствия. Самоактуализация не означает окончательного разрешения трудностей и проблем: развитие может принести определенную долю боли и страдания. Человек, успешно справляющийся со средой, не избавлен от неуверенности и тревоги, наоборот, он стремится к ним, ищет новые ситуации ради использования своих возможностей.
Согласно А. Маслоу, самоактуализация - это бесконечный процесс развития своих возможностей, это способ жизни, отношения к миру, а не единичное достижение. Самоактуализация подразумевает длительную, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимума. По А. Маслоу, достижение самоактуализации возможно только после удовлетворения ряда низших потребностей (потребность в уважении, безопасности и т.д.).
Для К. Роджерса, самоактуализация - это единственная мотивации к жизни, фундаментальный аспект человеческой природы, побуждающий личность двигаться к большей конгруэнтности (согласованности «Я»), к более реалистичному функционированию: «У организма есть одна основополагающая тенденция и одно стремление - актуализировать, сохранять и расширять самого себя... Это стремление распространяться, становиться автономным, развиваться, достигать зрелости, - стремление выразить и реализовать все способности организма - есть самоактуализация».
По К.Г. Юнгу процесс психологической дифференциации, осуществляющийся с целью развития индивидуальной личности - индивидуация (восамление).
Процесс индивидуации - это движение Эго от себя к себе, к Самости, путем «вбирания всего мира в человека» [27]. Процесс индивидуации состоит из двух этапов: 1) посвящение во внешний мир, он завершается формированием Персоны; 2) посвящение во внутренний мир, дифференциация и отчуждение психологии индивидуальной от коллективной (подробнее см. К.Г. Юнг).


Дополнительная литература
Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 304 с.
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. - 548 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 288 с.
Выготский Л.С. Психология. - Москва: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1008 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - Москва: ЧеРо, 1996. - 336 с.
Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - 512 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Смысл, Изд. центр «Академия», 2004. - 352 с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - Москва: Смысл, 2001. - 511 с.
Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985, № 1. С. 103-110.
Маляров Н.А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2013, №2. С. 8-20.
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - Санкт- Петербург: Издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва: Издательство Московского социально-психологического института; - Воронеж: Издательство НПО «МАОДЭК», 1996. - 446 с.
Первин Л.А., Джон О. Психология личности: теория и исследования: учебник для вузов. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. (Институт «Открытое общество»).
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - Москва: Изд. группа «Прогресс», 1998. - 480 с.
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - Санкт- Петербург: Питер, 2000.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - Санкт- Петербург: Питер, 2003. - 512 с. (Серия «Мастера психологии»).
Хьелл Л.А., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 607 с.
Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Та- вистокские лекции. - Москва: ИОИ, 2020. - 268 с.


Вопросы, упражнения и творческие задания для самопроверки
1. Назовите некоторые из основных различий между личностью и индивидуальностью.
2. Перечислите онтологические функции личности.
3. В чем заключаются социогенетические истоки развития личности? Приведите примеры.
4. Что такое Человек? Изобразите схематично структуру человека по Б.Г. Ананьеву.
5. Каковы индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности?
6. Что вы думаете о понятии «Жизненный путь личности» в рамках отечественной и зарубежной психологии?
7. Как К. А. Абульханова-Славская объясняла принцип жизнедеятельности субъекта?
8. В чем заключается проблема самоактуализации личности?
9. В чем заключается проблема индивидуации личности (движение от Эго к Self)?
10. Какие главные различия можно выделить между понятиями «жизненный путь» и «самоактуализация», «жизненный путь» и процесс индивидуации? Подкрепите свои аргументы примерами.


Выбрать правильный ответ.
1. Личность - это:
а) врожденное свойство индивида;
б) всякий свободный и независимый человек;
в) человек как носитель биологических свойств;
г) человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.


2. Процесс накопление личностного опыта путем преобразования внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:
а) воспитание;
б) научение;
в) интериоризация;
г) развитие.


3. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» - наименее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.


4. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении:
а) включения;
б) соподчинения;
в) рода-вида;
г) рядоположенности.


5. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:
а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;
б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;
в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;
г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.


6. Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.


7. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.


8. Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
а) генетические;
б) метаболические;
в) нейродинамические;
г) социальные.


9. Человек как личность - это человек, раскрывающийся в обусловленности:
а) его общением с другими людьми;
б) структурой его ценностных ориентаций;
в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;
г) все ответы верны.


10. Человека как индивида характеризует:
а) индивидуальный стиль деятельности;
б) креативность;
в) мотивационная направленность;
г) средний рост.


11. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе - это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.


12. Человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности - это:
а) индивид;
б) универсум;
в) индивидуальность;
г) субъект деятельности.


13. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:
а) Б.Г. Ананьевым;
б) А.Р. Лурией;
в) Д.Б. Элькониным;
г) С.Л. Рубинштейном.


Упражнение 1.
Внимательно прочитайте буддистскую притчу и ответьте на вопросы.
За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в пропасть, схватился за корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз, он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала его подгрызать. Когда осталось совсем немного, и корень почти оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел.
Как Вы поняли, что такое: а) первый и второй тигр; б) маленькая мышка и маленькая земляничка; в) корень. Обоснуйте свои ответы.


Упражнение 2.
Как вы понимаете фразу Б.Г. Ананьева «Если личность - это «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта»?


Упражнение 3.
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.
И.И. Обломов в юности мечтал о доблести и деятельности. Ему «были доступны наслаждения высоких помыслов», он воображал себя то полководцем, то мыслителем, то великим художником. И это не пустые претензии - Обломов в самом деле талантлив и умен. Например, в беседе с Ольгой Ильинской он проявляет редкую наблюдательность и чуткость к красоте, талантливо описывает жизнь в деревне. Но у Обломова есть талант, но нет привычки к упорному, систематическому труду. И первые самостоятельные шаги в жизни не способствовали выработке такой привычки. Поступив на службу в канцелярию, где поначалу нужно было выполнять мелкую работу, лишенную всякого творчества, Обломов ощущает отвращение к такому труду. Он размышляет: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?».
Обломов не хочет «тратить мысль, душу свою на мелочи» и выходит в отставку. Общество, в котором он бывает, его не интересует, потому что в нем нет идеалов, великой цели. И тогда он замыкается в себе. Лежа на диване, Обломов предается красивым мечтаниям.
Какие индивидуально-типологические особенности личности Обломова указаны в тексте?
Почему случилось так, что Илья Ильи не реализовал свой потенциал?
Какие внешние и внутренние преграды встали на его пути?
Какие рекомендации Вы можете дать Илье Ильичу, чтобы быть эффективным и адаптивным?


Упражнение 4.
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.
Рукер хочет, чтобы соседи считали его спокойным и миролюбивым человеком. Тем не менее, когда в соседнем дворе жгут мусор, от которого идет дым, Рукер приходит в ужасное раздражение. Он теряет над собой контроль и вытряхивает помойное ведро прямо на лужайку перед домом соседей.
Как бы вы могли охарактеризовать этот случай?
Есть ли здесь различие (рассогласование) между потребност- но-мотивационым и поведенческим уровнями личности?
Какие рекомендации Вы можете дать Рукеру, чтобы в дальнейшем он мог быть более эффективным и адаптивным?


Творческое задание 1.
Перечислите особенности жизненного пути Тристана, Альфреда и Самюэля Ладлоу - героев фильма «Легенды осени» (Legends of the Fall, 1994; реж. Эдвард Цвик); укажите роль внешних и внутренних факторов, оказавших влияние на становление и развитие личности каждого брата: исторический контекст, экономическая, культурная и политическая ситуации и т.д.


Творческое задание 2.
Попробуйте объяснить мысль А. Маслоу: «Самоактуализация есть процесс зрелости, самовыражения и аутентичности» на примере Шиенна - героя фильма «Где бы ты ни был» (This Must Be the Place, 2011, реж. Паоло Соррентино).

Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие /
В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.