Раздел 2. Особенности гендерных взаимодействий
Требования к результатам освоения раздела (знать, уметь, владеть): 1) ОПК-7.1. Знать закономерности и принципы взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ: 3.1. Знать принципы и методы взаимодействия участников образовательных отношений на основе гендерного подхода; 3.2. Знать особенности гендерного подхода в реализации гендерного обучения и воспитания; 3.3. Знать гендерные характеристики личности;
2) ОПК-7.2. Уметь выбирать формы, методы, приемы организации взаимодействия участников образовательных отношений:
У.1. Уметь учитывать гендерные особенности участников образовательных отношений; У.2. Уметь применять технологии гендерного обучения и воспитания;
3) ОПК-7.3. Владеть методами взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ: В.1. Владеть способами конструктивного взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе гендерного подхода.
Лекция 4. Гендерный подход в психологии и педагогике (2 часа)
План: 1. Основные тенденции развития гендерного подхода в образовании. 2. Характеристика гендерного подхода. 3. Условия реализации гендерного подхода в образовании. 4. Реализация гендерного подхода при организации различных видов деятельности. 5. Гендерный подход в проектировании образовательной среды.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте основные тенденции развития гендерного подхода в образовании. 2. Раскройте особенности гендерного подхода. 3. Перечислите условия реализации гендерного подхода в образовании.
Лекция 5. Гендерная социализация (2 часа)
План: 1. Понятие «гендерная социализация». 2. Виды и стадии гендерной социализации. 3. Агенты гендерной социализации. 4. Психологические механизмы гендерной социализации. 5. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «гендерная социализация». 2. Охарактеризуйте виды и стадии гендерной социализации. 3. Раскройте психологические механизмы гендерной социализации и определите, чем обусловлены различия гендерной социализации мальчиков и девочек.
Практическое занятие 5. Гендерный подход в психологии и педагогике (2 часа)
План: 1. Основные тенденции развития гендерного подхода в образовании. 2. Характеристика гендерного подхода. 3. Условия реализации гендерного подхода в образовании. 4. Реализация гендерного подхода при организации различных видов деятельности. 5. Гендерный подход в проектировании образовательной среды.
Практическое задание
Написать эссе, отвечая на вопрос «Кто оказал значительное влияние на формирование ваших идеалов, ценностей, увлечений, выбор профессии, цели в жизни (мать, отец, сестра, брат, подруга, друг, бабушка, дедушка, родственник, знакомый). Свой ответ аргументировать примерами и фактами из своей жизни (У.1). Форма отчетности: эссе.
Практическое занятие 6. Гендерная социализация (2 часа)
План: 1. Понятие «гендерная социализация». 2. Виды и стадии гендерной социализации. 3. Агенты гендерной социализации. 4. Психологические механизмы гендерной социализации. 5. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек.
Практическое задание 1. Опираясь на содержание предлагаемой статьи об особенностях гендерной социализации, заполнить таблицу по образцу, оформить выводы и сформулировать рекомендации педагогам, направленные на социализацию детей с учетом гендерного подхода (три рекомендации, направленные на социализацию детей мужского пола, и три рекомендации для педагогов, направленные на социализацию детей женского пола) (У.2). 2. Выступить на практическом занятии с содержанием таблицы и рекомендациями. Форма отчетности: таблица и рекомендации.
Практическое занятие 7. Гендерные характеристики личности (2 часа)
План: 1. Биологические, социальные и культурные факторы в развитии гендерных особенностей. 2. Гендерные характеристики личности на разных возрастных этапах.
Практическое задание 1. Опираясь на содержание предлагаемой научной статьи о гендерных характеристиках личности и рекомендуемый список литературы, заполнить сравнительную таблицу «Гендерные характеристики личности», сравнить характеристики людей мужского и женского пола и оформить выводы (З.3). 2. Подобрать художественную литературу и репродукции картин художников, иллюстрирующих гендерные характеристики личности, и заполнить предлагаемую таблицу (З.3, У.1). Форма отчетности: сравнительная таблица, отрывок произведения, репродукции картин.
Практическое занятие 8-9. Гендерное воспитание и обучение (4 часа)
План: 1. Задачи и содержание гендерного воспитания и обучения. 2. Методы гендерного воспитания и обучения. 3. Принципы гендерного воспитания и обучения. 4. Основные направления гендерного воспитания и обучения.
Практическое задание 1. Опираясь на содержание предлагаемой научной статьи о гендерном обучении и воспитании и рекомендуемый список литературы, заполнить таблицу «Гендерное обучение и воспитание» и оформить вывод о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек (З.2). 2. Подобрать и проанализировать игру для девочек, игру для мальчиков, игру для организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков. Заполнить сравнительную таблицу и оформить выводы, о различиях и сходстве игр девочек и мальчиков, об организации игровой деятельности детей с учетом гендерного подхода (У.2). 3. Выступить на практическом занятии с содержанием заполненной таблицы. Форма отчетности: сравнительная таблица, анализ игры для девочек, для мальчиков и для организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков.
Практическое занятие 10-11. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития (4 часа)
План: 1. Личность: дифференциально-психологический аспект. 2. Учет полоролевой дифференциации в образовательном процессе. 3. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития на разных возрастных этапах обучения. 4. Педагогическая поддержка гендерного развития. 5. Технологии гендерного обучения и воспитания.
Практическое задание 1. Проанализировать содержание программы Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» и доказать, что данная программа направлена на социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание дошкольников с учетом гендерного подхода (З.1, В.1). 2. Подготовиться к контрольной работе (В.1). Форма отчетности: текст анализа программы, текст контрольной работы.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Раздел 1. Введение в гендерную психологию и педагогику Инвариантная часть
1. Проанализировать предлагаемую научную статью о современных проблемах в области гендерной психологии и педагогики и выступить на практическом занятии с ее анализом (5 баллов). 2. Самостоятельно подобрать научную статью о современных проблемах в области гендерной психологии и педагогики из рецензируемых научных изданий и составить список ключевых понятий статьи с определениями (не менее 5) (5 баллов). 3. Составить словарь основных понятий дисциплины (не менее 10) и подготовиться к опросу по основным понятиям учебной дисциплины (5 баллов). 4. На основе содержания подобранных научных статей о проблемах гендерной психологии и педагогики сформулировать и сравнить предмет, задачи и методы этих наук. Заполнить сравнительную таблицу по образцу и оформить выводы (5 баллов). Форма отчетности: статья и текст анализа статьи; текст статьи, ключевые понятия статьи с определениями, словарь понятий по дисциплине; текст статей и сравнительная таблица.
Вариативная часть (одно задание на выбор) 1. Подобрать список литературы с использованием ЭБС ЮУрГГПУ по темам занятий учебной дисциплины (5 баллов). 2. Подготовиться к выступлению на занятии и устному опросу (5 баллов). 3. Подготовить вопросы для самоконтроля по содержанию лекций (5 баллов). Форма отчетности: список литературы, текст выступления на занятии, вопросы для самоконтроля.
Источник: Гендерная психология и педагогика: метод. рекомендации / сост. Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. - 58 с. - Текст: непосредственный. |