Особенности гендерных взаимодействий
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

Раздел 2. Особенности гендерных взаимодействий


Требования к результатам освоения раздела (знать, уметь, владеть):
1) ОПК-7.1. Знать закономерности и принципы взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ:
3.1. Знать принципы и методы взаимодействия участников образовательных отношений на основе гендерного подхода;
3.2. Знать особенности гендерного подхода в реализации гендерного обучения и воспитания;
3.3. Знать гендерные характеристики личности;

2) ОПК-7.2. Уметь выбирать формы, методы, приемы организации взаимодействия участников образовательных отношений:

У.1. Уметь учитывать гендерные особенности участников образовательных отношений;
У.2. Уметь применять технологии гендерного обучения и воспитания;


3) ОПК-7.3. Владеть методами взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ:
В.1. Владеть способами конструктивного взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе гендерного подхода.

 

Лекция 4. Гендерный подход в психологии и педагогике (2 часа)

План:
1. Основные тенденции развития гендерного подхода в образовании.
2. Характеристика гендерного подхода.
3. Условия реализации гендерного подхода в образовании.
4. Реализация гендерного подхода при организации различных видов деятельности.
5. Гендерный подход в проектировании образовательной среды.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные тенденции развития гендерного подхода в образовании.
2. Раскройте особенности гендерного подхода.
3. Перечислите условия реализации гендерного подхода в образовании.

Лекция 5. Гендерная социализация (2 часа)

План:
1. Понятие «гендерная социализация».
2. Виды и стадии гендерной социализации.
3. Агенты гендерной социализации.
4. Психологические механизмы гендерной социализации.
5. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «гендерная социализация».
2. Охарактеризуйте виды и стадии гендерной социализации.
3. Раскройте психологические механизмы гендерной социализации и определите, чем обусловлены различия гендерной социализации мальчиков и девочек.

Практическое занятие 5. Гендерный подход в психологии и педагогике (2 часа)

План:
1. Основные тенденции развития гендерного подхода в образовании.
2. Характеристика гендерного подхода.
3. Условия реализации гендерного подхода в образовании.
4. Реализация гендерного подхода при организации различных видов деятельности.
5. Гендерный подход в проектировании образовательной среды.

Практическое задание

Написать эссе, отвечая на вопрос «Кто оказал значительное влияние на формирование ваших идеалов, ценностей, увлечений, выбор профессии, цели в жизни (мать, отец, сестра, брат, подруга, друг, бабушка, дедушка, родственник, знакомый). Свой ответ аргументировать примерами и фактами из своей жизни (У.1).
Форма отчетности: эссе.

Практическое занятие 6. Гендерная социализация (2 часа)

План:
1. Понятие «гендерная социализация».
2. Виды и стадии гендерной социализации.
3. Агенты гендерной социализации.
4. Психологические механизмы гендерной социализации.
5. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек.

Практическое задание
1. Опираясь на содержание предлагаемой статьи об особенностях гендерной социализации, заполнить таблицу по образцу, оформить выводы и сформулировать рекомендации педагогам, направленные на социализацию детей с учетом гендерного подхода (три рекомендации, направленные на социализацию детей мужского пола, и три рекомендации для педагогов, направленные на социализацию детей женского пола) (У.2).
2. Выступить на практическом занятии с содержанием таблицы и рекомендациями.
Форма отчетности: таблица и рекомендации.

Практическое занятие 7. Гендерные характеристики личности (2 часа)

План:
1. Биологические, социальные и культурные факторы в развитии гендерных особенностей.
2. Гендерные характеристики личности на разных возрастных этапах.

Практическое задание
1. Опираясь на содержание предлагаемой научной статьи о гендерных характеристиках личности и рекомендуемый список литературы, заполнить сравнительную таблицу «Гендерные характеристики личности», сравнить характеристики людей мужского и женского пола и оформить выводы (З.3).
2. Подобрать художественную литературу и репродукции картин художников, иллюстрирующих гендерные характеристики личности, и заполнить предлагаемую таблицу (З.3, У.1).
Форма отчетности: сравнительная таблица, отрывок произведения, репродукции картин.

Практическое занятие 8-9. Гендерное воспитание и обучение (4 часа)


План:
1. Задачи и содержание гендерного воспитания и обучения.
2. Методы гендерного воспитания и обучения.
3. Принципы гендерного воспитания и обучения.
4. Основные направления гендерного воспитания и обучения.

Практическое задание
1. Опираясь на содержание предлагаемой научной статьи о гендерном обучении и воспитании и рекомендуемый список литературы, заполнить таблицу «Гендерное обучение и воспитание» и оформить вывод о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек (З.2).
2. Подобрать и проанализировать игру для девочек, игру для мальчиков, игру для организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков. Заполнить сравнительную таблицу и оформить выводы, о различиях и сходстве игр девочек и мальчиков, об организации игровой деятельности детей с учетом гендерного подхода (У.2).
3. Выступить на практическом занятии с содержанием заполненной таблицы.
Форма отчетности: сравнительная таблица, анализ игры для девочек, для мальчиков и для организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков.

Практическое занятие 10-11. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития (4 часа)

План:
1. Личность: дифференциально-психологический аспект.
2. Учет полоролевой дифференциации в образовательном процессе.
3. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития на разных возрастных этапах обучения.
4. Педагогическая поддержка гендерного развития.
5. Технологии гендерного обучения и воспитания.

Практическое задание
1. Проанализировать содержание программы Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» и доказать, что данная программа направлена на социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание дошкольников с учетом гендерного подхода (З.1, В.1).
2. Подготовиться к контрольной работе (В.1).
Форма отчетности: текст анализа программы, текст контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел 1. Введение в гендерную психологию и педагогику
Инвариантная часть

1. Проанализировать предлагаемую научную статью о современных проблемах в области гендерной психологии и педагогики и выступить на практическом занятии с ее анализом (5 баллов).
2. Самостоятельно подобрать научную статью о современных проблемах в области гендерной психологии и педагогики из рецензируемых научных изданий и составить список ключевых понятий статьи с определениями (не менее 5) (5 баллов).
3. Составить словарь основных понятий дисциплины (не менее 10) и подготовиться к опросу по основным понятиям учебной дисциплины (5 баллов).
4. На основе содержания подобранных научных статей о проблемах гендерной психологии и педагогики сформулировать и сравнить предмет, задачи и методы этих наук. Заполнить сравнительную таблицу по образцу и оформить выводы (5 баллов).
Форма отчетности: статья и текст анализа статьи; текст статьи, ключевые понятия статьи с определениями, словарь понятий по дисциплине; текст статей и сравнительная таблица.

Вариативная часть (одно задание на выбор)
1. Подобрать список литературы с использованием ЭБС ЮУрГГПУ по темам занятий учебной дисциплины (5 баллов).
2. Подготовиться к выступлению на занятии и устному опросу (5 баллов).
3. Подготовить вопросы для самоконтроля по содержанию лекций (5 баллов).
Форма отчетности: список литературы, текст выступления на занятии, вопросы для самоконтроля.

Источник: Гендерная психология и педагогика: метод. рекомендации / сост. Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. - 58 с. - Текст: непосредственный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.