Тема семинарского занятия: Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии Вопросы для подготовки: 1. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. 2. Принципы организации коррекционно-развивающей работы. 3. Методы психологической коррекции. 4. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.
Студенты должны знать: - основные подходы к построению системы коррекционной работы; - сущность и содержание системы коррекционной работы; - особенности построения модели коррекционной работы; - типологию семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии; - основные условия психокоррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Студенты должны уметь: - вычленять сущность, содержание и основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; - различать понятия «психокоррекция», «психотерапия»; - осуществлять отбор методов, приемов и средств психологической коррекции; - определять условия эффективного применения средств психологической коррекции в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности. Для подготовки к семинару необходимо: - усвоить понятия «психокоррекция», «психотерапия»; - ознакомиться с основными подходами к классификации методов психокоррекции и психотерапии; - усвоить основные подходы к построению системы коррекционной работы; - усвоить основные подходы к модификации и адаптации психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии; - обратить внимание на проблему отношения к ребенку с отклонениями в развитии в различных типах семей; - обратить внимание на проблему выбора средств психокоррекции и психотерапии для организации эффективной работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Содержание занятия: Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой. Формирование общих структур деятельности. Формирование игровой деятельности. Формирование учебной деятельности. Формирование познавательных процессов. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии. Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Темы рефератов: 1. Психолого-педагогическая сущность коррекционной работы с детьми. 2. Отечественные методики психологической коррекции. 3. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Контрольные задания: 1. Приведите основные аргументы целесообразности коррекционного воздействия, ссылаясь на признаки неблагополучия в развитии ребенка. 2. Средства коррекции условно делят на: a) организационные и содержательные; b) словесные и технические; c) традиционные и нетрадиционные. 3. Установите соответствие между видами профилактики и их характеристиками: 〉 Общая: 〉 совокупность мер, направленных на содействие семье по созданию благоприятных условий в выполнении своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; 〉 Специальная: 〉 разнообразные мероприятия психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи детям, защита их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.
Рекомендуемая литература: 1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине : учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : ЛПА «Кафедра – М», 1998. – 272 с. 2. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов : учеб. пособие / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 448 с. 3. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики : Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Мн. : ООО «Асар», 2003. – 288 с. 4. Лейбин, В.И. Отечественный психоанализ / общ. ред. В.И. Лейбина [и др.]. – СПб. : Питер бук, 2001. – 448 с. 5. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер ; пер. с англ.– М. : Класс, 1997. – 336 с. 6. Петрусинский, В.В. Игры : обучение, тренинг, досуг / В.В. Петрусинский. – М. : ЭНРОФ, 1995. – 87 с. 7. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов : коллективная монография / М.А. Поваляева – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 352 с. 8. Харин, С.С. Заверши свой гештальт : искусство психотренинга / С.С. Харин. – Мн. : Изд-ль В.П. Ильин, 1998. – 350 с. 9. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко – М. : ВЛАДОС, 1999. – 136 с. 10. Шибаева, Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью [Текст] / Л.В. Шибаева – М. : Роспедагентство, 1996. – 208 с. 94 Шульга, М.Л. Специальная педагогика и специальная психология : методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / М.Л. Шульга. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 106 с.
|