На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии
Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Тема семинарского занятия:
Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии
Вопросы для подготовки:
1. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы.
2. Принципы организации коррекционно-развивающей работы.
3. Методы психологической коррекции.
4. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.

Студенты должны знать:
- основные подходы к построению системы коррекционной работы;
- сущность и содержание системы коррекционной работы;
- особенности построения модели коррекционной работы;
- типологию семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии;
- основные условия психокоррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
Студенты должны уметь:
- вычленять сущность, содержание и основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- различать понятия «психокоррекция», «психотерапия»;
- осуществлять отбор методов, приемов и средств психологической коррекции;
- определять условия эффективного применения
средств психологической коррекции в процессе организации
и осуществления профессиональной деятельности.
Для подготовки к семинару необходимо:
- усвоить понятия «психокоррекция», «психотерапия»;
- ознакомиться с основными подходами к классификации методов психокоррекции и психотерапии;
- усвоить основные подходы к построению системы коррекционной работы;
- усвоить основные подходы к модификации и адаптации психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии;
- обратить внимание на проблему отношения к ребенку с отклонениями в развитии в различных типах семей;
- обратить внимание на проблему выбора средств психокоррекции и психотерапии для организации эффективной работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Содержание занятия:
Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой. Формирование общих структур деятельности. Формирование игровой деятельности. Формирование учебной деятельности. Формирование познавательных процессов. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии. Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

Темы рефератов:
1. Психолого-педагогическая сущность коррекционной работы с детьми.
2. Отечественные методики психологической коррекции.
3. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

Контрольные задания:
1. Приведите основные аргументы целесообразности коррекционного воздействия, ссылаясь на признаки неблагополучия в развитии ребенка.
2. Средства коррекции условно делят на:
a) организационные и содержательные;
b) словесные и технические;
c) традиционные и нетрадиционные.
3. Установите соответствие между видами профилактики и их характеристиками:
〉 Общая: 〉 совокупность мер, направленных на содействие семье по созданию благоприятных условий в выполнении своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей;
〉 Специальная: 〉 разнообразные мероприятия психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи детям, защита их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.



Рекомендуемая литература:
1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине : учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : ЛПА «Кафедра – М», 1998. – 272 с.
2. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов : учеб. пособие / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 448 с.
3. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики : Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Мн. : ООО «Асар», 2003. – 288 с.
4. Лейбин, В.И. Отечественный психоанализ / общ. ред. В.И. Лейбина [и др.]. – СПб. : Питер бук, 2001. – 448 с.
5. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер ; пер. с англ.– М. : Класс, 1997. – 336 с.
6. Петрусинский, В.В. Игры : обучение, тренинг, досуг / В.В. Петрусинский. – М. : ЭНРОФ, 1995. – 87 с.
7. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов : коллективная монография / М.А. Поваляева – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 352 с.
8. Харин, С.С. Заверши свой гештальт : искусство психотренинга / С.С. Харин. – Мн. : Изд-ль В.П. Ильин, 1998. – 350 с.
9. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко – М. : ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
10. Шибаева, Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью [Текст] / Л.В. Шибаева – М. : Роспедагентство, 1996. – 208 с.
94
Шульга, М.Л. Специальная педагогика и специальная психология : методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / М.Л. Шульга. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 106 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.