Тема семинарского занятия: Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи Вопросы для подготовки: 1. Виды речевых нарушений. 2. Системная речевая патология (алалии, афазии). 3. Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи. 4. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи. 5. Влияние нарушений речи на развитие и обучение детей. 6. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи.
Студенты должны знать: - подходы к классификации речевых нарушений; - психологические особенности детей с речевыми нарушениями; - сущность и содержание методов обучения; - психологические механизмы и виды нарушений письменной речи; - факторы, влияющие на формирование речи у детей; - классификации средств обучения детей с нарушениями речи, их характеристики; - специфику государственной системы специальной помощи детям с нарушениями речи. Студенты должны уметь: - приводить аргументы в защиту своей точки зрения, опираясь на научные источники; - характеризовать психологические механизмы и виды нарушений речи у детей; - характеризовать виды речевых нарушений у детей; - осуществлять отбор методов и средств обучения и коррекции речи в соответствии с актуализируемыми целями и задачами. Для подготовки к семинару необходимо: - усвоить психологические механизмы и виды нарушений речи у детей; - обратить внимание на психологические особенности детей с нарушениями речи; - акцентировать внимание на проблеме социальной адаптации детей с нарушениями речи; - определить средства и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи; - обратить внимание на возрастной аспект формирования речевых нарушений; - усвоить сущность, задачи, содержание специализированной помощи детям с нарушениями речи. Содержание занятия: Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Дислалии (механическая, функциональная, физиологическая). Ринолалии. Психологическая помощь детям с ринолалией. Дизартрия. Психологическая помощь детям с дизартрией. Системная речевая патология (алалии, афазии). Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности познавательной деятельности. Ограничение системного недоразвития речи от сходных состояний. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи. Заикание. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи.
Темы рефератов:
1. Воспитание ребенка с речевыми нарушениями. 2. Дети с тяжелыми нарушениями речи. 3. Нарушения устной речи: проявления и характеристика. 4. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи. 5. Причины речевых нарушений. Контрольные задания: 1. Среди причин речевых нарушений различают: a) биологические: … ;б) социально-психологические: … 2. Охарактеризуйте уровни речевого развития при ОНР. 3. Установите соответствие между видами альтернативных коммуникативных систем и их содержанием
〉 Дактилология: |
〉 система движений для передачи устной речи; |
〉 Жестовая речь: |
〉 набор картиной и произвольных символов, которые могут использоваться и самостоятельно, и в определенных комбинациях; |
〉 Система Брайля: |
〉 движения пальцев рук, обозначающие буквы национального алфавита; |
〉 Блиссимволика: |
〉 символы с напечатанными значениями слов; |
〉 Лёб-система: |
〉 кодирование каждого звука с помощью определенной формы губ, позиций и формы руки; |
〉 Фонетическая система речевой коммуникации Кьюд Спич: |
〉 рельефно-точечный шрифт для чтения и письма. |
Рекомендуемая литература: 1. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. – М. : Изд-во Моск. унта, 1983. – 217 с. 2. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003 – 480 с. 3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский – М. : Академия, 2003. – 144 с. 4. Лубовский В.И. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 464 с. Источник: Шульга, М.Л. Специальная педагогика и специальная психология : методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / М.Л. Шульга. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 106 с. |