На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Тема семинарского занятия:
Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Вопросы для подготовки:
1. Виды речевых нарушений.
2. Системная речевая патология (алалии, афазии).
3. Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи.
4. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи.
5. Влияние нарушений речи на развитие и обучение детей.
6. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи.

Студенты должны знать:
- подходы к классификации речевых нарушений;
- психологические особенности детей с речевыми нарушениями;
- сущность и содержание методов обучения;
- психологические механизмы и виды нарушений письменной речи;
- факторы, влияющие на формирование речи у детей;
- классификации средств обучения детей с нарушениями речи, их характеристики;
- специфику государственной системы специальной помощи детям с нарушениями речи.
Студенты должны уметь:
- приводить аргументы в защиту своей точки зрения, опираясь на научные источники;
- характеризовать психологические механизмы и виды нарушений речи у детей;
- характеризовать виды речевых нарушений у детей;
- осуществлять отбор методов и средств обучения и коррекции речи в соответствии с актуализируемыми целями и задачами.
Для подготовки к семинару необходимо:
- усвоить психологические механизмы и виды нарушений речи у детей;
- обратить внимание на психологические особенности детей с нарушениями речи;
- акцентировать внимание на проблеме социальной адаптации детей с нарушениями речи;
- определить средства и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи;
- обратить внимание на возрастной аспект формирования речевых нарушений;
- усвоить сущность, задачи, содержание специализированной помощи детям с нарушениями речи.
Содержание занятия:
Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Дислалии (механическая, функциональная, физиологическая). Ринолалии. Психологическая помощь детям с ринолалией. Дизартрия. Психологическая помощь детям с дизартрией. Системная речевая патология (алалии, афазии). Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности познавательной деятельности. Ограничение системного недоразвития речи от сходных состояний. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи. Заикание. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи.

Темы рефератов:

1. Воспитание ребенка с речевыми нарушениями.
2. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
3. Нарушения устной речи: проявления и характеристика.
4. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.
5. Причины речевых нарушений.
Контрольные задания:
1. Среди причин речевых нарушений различают:
a) биологические:
… ;б) социально-психологические: …
2. Охарактеризуйте уровни речевого развития при ОНР.
3. Установите соответствие между видами альтернативных коммуникативных систем и их содержанием

〉 Дактилология: 〉 система движений для передачи устной речи;
Жестовая речь: 〉 набор картиной и произвольных символов, которые могут использоваться и самостоятельно, и в определенных комбинациях;
〉 Система Брайля: 〉 движения пальцев рук, обозначающие буквы национального алфавита;
〉 Блиссимволика: 〉 символы с напечатанными значениями слов;
〉 Лёб-система: 〉 кодирование каждого звука с помощью определенной формы губ, позиций и формы руки;
〉 Фонетическая система речевой коммуникации Кьюд Спич: 〉 рельефно-точечный шрифт для чтения и письма.

Рекомендуемая литература:
1. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. – М. : Изд-во Моск. унта, 1983. – 217 с.
2. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003 – 480 с.
3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский – М. : Академия, 2003. – 144 с.
4. Лубовский В.И. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 464 с.
Источник: Шульга, М.Л. Специальная педагогика и специальная психология : методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / М.Л. Шульга. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 106 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.