Дифференциальная психофизиология
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Дифференциальная психофизиология
Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Все страницы

Свет — рука левая тьмы,
Тьма — рука правая све-та.
Двое в одном…

Урсула Ле Гуин
Цель: сформировать представления о право- и леворукости в зависимости от специфики функционирования полушарий головного мозга; раскрыть взаимосвязь профессионально-значимых особенностей личности с оптимальностью выбора профессии.
План лекции
1. Проблема право- и леворукости.
2. Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью.

 

1. Проблема право- и леворукости

Еще в древности люди замечали, что одни выполняют работу правой рукой и таких большинство, а другие — левой рукой и их меньшинство. Причем к леворуким относились с предвзятостью, считая их нечистыми. В различных языках мира синонимом слову «левый» являются слова «лживый» и «глупый». Самые ранние сведения о леворукости можно найти в Ветхом завете, где рассказывается об участии 700 левшей в боевых действиях. Отрицательное отношение к леворуким постепенно исчезло, и в настоящее время 13 августа отмечается день леворукости. Кроме праворуких и леворуких, есть люди, одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой, или амбидекстры. Число леворуких и амбидекстров особенно велико среди людей творческих, музыкантов и художников. Леворукими были Пикассо, Микеланджело, Бетховен, Бах, Марк Твен, Эйнштейн, Наполеон, Александр Македонский, Юлий Цезарь и др. Амбидекстром был Леонардо да Винчи.
Для уточнения соотношения праворуких, леворуких и амбидекстров в средние века, произвели анализ останков, найденных на средневековой вилле в Йоркшире. При сопоставлении полученных результатов с современными данными оказалось, что соотношение было и остается примерно одинаковым: 80 % — праворукие, 16 % — леворукие, 4 % — амбидекстры.

1.1. Типы асимметрий

Асимметрия — отсутствие симметрии мозговых полушарий.
На основании неравенства структур правой и левой половин тела выделяют следующие типы асимметрий:
• билатеральная характеризуется тем, что правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве;
• межполушарная основывается на доминировании активности структур одного полушария;
• функциональная выделяется для характеристики специализации каждого полушария при выполнении отдельных функций;
• моторная учитывает неравенство участия правой и левой половин тела в движении;
• сенсорная базируется на функциональном неравенстве парных органов чувств;
• психическая обусловливается наличием у человека двух полушарий мозга. Левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферы правой половины тела, а правое — аналогичные сферы левой.

1.2. Теория доминантного полушария

Теорию доминантного полушария начал разрабатывать в 1861 году Г. Хемфри, который впервые указал на случаи совпадения ведущей руки с ведущей ногой и ведущим глазом.
Сторонники данной теории выделяют доминантное полушарие, которое подчиняет своему контролю все функции организма, и связывают асимметрию периферических органов с функционированием больших полушарий головного мозга. Согласно этой теории, людей можно разделить на «правомозговых» и «левомозговых». Соответственно у «правомозговых» ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз, а у «левомозговых» — правая рука, правая нога, правый глаз.
В 20—30-х годах XX века данная теория подверглась критике, поскольку на большом количестве испытуемых было доказано, что не существует полного совпадения между асимметрией рук, ног и глаз. Около 2/3 людей не вписываются в положения теории доминантного полушария.

1.3. Особенности функционирования полушарий головного мозга

Совместная деятельность полушарий мозга обеспечивается расположенным между полушариями мозолистым те-лом, которое передает поступающую в мозг информацию сразу в оба полушария, обеспечивая тем самым их согласованную работу. Поэтому и правое и левое полушария участвуют в обработке всей информации. Взаимодействие полушарий основывается на таких принципах, как суммация информации, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение и др.
Полушария головного мозга эквипотенциальны относительно выполнения простых функций и специализированы относительно контроля сложных функций.
Правое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию одновременно и целостно, по принципу дедукции (от общего к частному). Ему свойственен синтетический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования правого полушария являются субстратом ассоциативно-эмпирического мышления. Правое полушарие связано с промежуточным мозгом. Оно приспособлено к восприятию и переработке пространственной информации и эмоций. В нем представлен план построения обеих половин тела.
Левое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, по принципу индукции (от частного к общему). Ему свойственен аналитический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования левого полушария являются субстратом формально-логического мышления. Левое полушарие связано со специфическими активирующими системами ствола мозга. Оно участвует в функционировании речи и играет подчиненную роль в обеспечении процесса научения, сравнения и коммуникации. В нем представлен план построения только противоположной стороны тела.
При проведении исследований с применением методов электроэнцефалографии, электромиографии, оценки интенсивности обменных процессов и некоторых других было установлено, что в состоянии физиологического покоя у чело-века отсутствуют различия в активности полушарий головного мозга. Поэтому в таком состоянии право- и леворукость как постоянная функциональная асимметрия не обнаруживается. Однако при совершении произвольных, преднамеренных актов у праворуких людей регистрируется левополушарная асимметрия активности мозга, а у леворуких людей — правополушарная асимметрия (Николаева Е. И., 2008).

1.4. Онтогенез право- и леворукости

Преобладание у человека одной из рук или одинаково хорошее функционирование их обеих ученые пытаются объяснять с разных позиций. Согласно одним авторам, функциональная асимметрия рук является врожденной, а согласно другим — приобретенной в процессе развития человека. В качестве доказательства разработано несколько теорий, подтверждающих врожденность или приобретенность функциональной асимметрии рук.
Существуют следующие теории врожденности.
• Эмбриональная теория объясняет праворукость положением плода в утробе матери. Считается, что плод чаще лежит на левой стороне и это обеспечивает ему большую свободу развития правой руки. Данная теория ставится под сомнение в связи с анализом расположения эмбрионов близнецов в утробе матери.
• Теория кровоснабжения полушарий основана на том, что анатомически левое полушарие имеет лучшее кровоснабжение за счет лучше развитой левой сонной артерии, поэтому лучше снабжается кровью правая рука. Однако эта теория опровергается в связи с наличием большого числа анастомозов между правой и левой сосудистой сетью в мозге (Виллизиев круг).
• Генетическая теория связывает появление право- или леворукости с действием одного гена, имеющего два различных аллеля. Один из них является доминантным и кодирует праворукость, а другой — рецессивным и кодирует леворукость. Данная теория не может объяснить факт того, что более половины детей, родившихся от двух леворуких родителей, являются праворукими.
Для объяснения приобретенности функциональной асимметрии рук также разработано несколько теорий. Одна из них базируется на том, что праворукость является следствием того, что матери чаще носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу для развития, чем левой. Однако у некоторых народов детей носят на спине или на груди. Согласно другой теории, причиной право- и леворукости является асимметричное расположение центра тяжести тела, т. е. его смещение вправо или влево. Однако ребенок начинает предпочитать действовать правой или левой рукой еще задолго до того, как научается стоять и ходить.
Интересен тот факт, что у 5—8-месячных детей отсутствует предпочтение руки. Оно фиксируется с началом произнесения первых слогов. С 3 лет моторная асимметрия рук становится четко выраженной. У детей дошкольного возраста наблюдается преобладание активности правого полушария, а у младших школьников увеличивается активность левого полушария.

1.5. Диагностика право- и леворукости

Диагностика право- и леворукости осуществляется с помощью специальных проб, основными из которых являются следующие (Ильин Е. П., 2001):
• Пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук. Например, использование рук для метания в цель, письма, забивания гвоздя и др.; скрещивание рук перед грудью (проба Наполеона), аплодирование и др.
• Пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам. Например, измерение мышечной силы обеих рук с помощью динамо-метрии; оценка силы броска предмета поочередно обеими руками и др.
• Пробы, использующие антропометрические показатели. Например, по асимметрии пальцевых и ладонных рисунков рук; по развитию ногтей на пальцах обеих рук; по большему развитию венозной сети на ведущей руке и др.


 

2. Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью

2.1. Свойства нервной системы и успешность профессиональной деятельности

Успешность в профессиональной деятельности зависит от типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы человека и определяется следующими основными компонентами: профессиональная ориентация и отбор, профессиональное обучение, адаптация к определенной профессии.
• Профессиональная ориентация и отбор. Учет данного компонента особенно важен для профессий, связанных с экстремальной ситуацией и большим нервно-психическим напряжением, а также для профессий, требующих скоростных и точностных навыков.
• Профессиональное обучение. Необходимо учитывать, что для учеников с инертными нервными процессами и слабой нервной системой требуется более длительный инструктаж и упражнения, чем для учеников с сильной и подвижной нервной системой.
• Адаптация к профессии. Выделяют два вида адаптации к профессиональной деятельности: долговременную, связанную с освоением конкретной работы и вхождением в коллектив, и кратковременную (оперативную), связанную с переменой рабочих мест, рабочей смены. Следует иметь в виду, что монотоноустойчивые люди, характеризующиеся инертностью нервных процессов, являются медленно адаптирующимися к профессиональной деятельности. Монотоно-неустойчивыми, характеризующимися высокой подвижностью нервных процессов, являются быстро адаптирующиеся люди. Однако при этом медленно адаптирующиеся люди достигают таких же результатов, а иногда и лучших, по сравнению с быстро адаптирующимися.
Кроме того, необходимо учитывать рациональную организацию труда, которая зависит от разных факторов, в том числе и от самого человека. Знание своих психофизиологических особенностей (например, типа темперамента, особенностей биоритмов и др.) позволит человеку оптимизировать свою профессиональную деятельность, т. е. подобрать индивидуальный режим, ритм и интенсивность выполнения работы.

2.2. Свойства нервной системы и эффективность профессиональной деятельности

Изучение проблемы влияния свойств нервной системы на эффективность профессиональной деятельности базируется на специфике видов деятельности, объединяющих многие профессии (Ильин Е. П., 2001).
Выделяют 4 основных вида профессиональной деятельности.
• Монотонная деятельность характерна в основном для рабочих профессий, например сварщицы микросхем, прядильщицы, ткачихи, слесари-сборщики и др. Состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов. Устойчивыми к монотонии являются лица с высокой инертностью нервных процессов, интроверсией, низким нейротизмом, низкой или средней самооценкой и средним уровнем притязаний. Причем у женщин устойчивость к монотонной деятельности выше, чем у мужчин. Люди, устойчивые к монотонной деятельности, допускают на 30 % меньше ошибок, дольше не меняют место работы. Однако через определенное время у некоторых из них может появиться состояние психического пресыщения, характеризующееся резким возбуждением в эмоционально-мотивационной сфере личности, что вызывает раздражение, отвращение к работе и даже агрессивность. В целом данный вид деятельности характеризуется постепенным снижением производительности труда, увеличением травматизма, негативными изменениями личности, нарушениями ее контактности с окружающими.
• Деятельность в экстремальных ситуациях связана с такими профессиями, как оперативные дежурные энергосистем, водители различного вида транспорта, космонавты и др. Наиболее успешными в данном виде деятельности являются лица с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов. Лица со слабой нервной системой, высокой тревожностью и инертностью нервной системы в экстремальных ситуациях проявляют растерянность, иногда доходящую до шока, нерешительность в выборе правильности действия и соответственно совершают большое количество неадекватных действий. В целом такая деятельность, выполняемая длительное время, сопровождается стрессовой ситуацией, ведущей к нарушению сенсорной и мыслительной активности.
• Деятельность, связанная с операциональной напряженностью, характерна для таких профессий, как радиотелеграфисты, телефонисты, машинистки и др. Успешнее всего овладевают профессиями данного вида деятельности лица с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов, которые совершают меньшее количество ошибок и более длительное время не снижают темпа работы, по сравнению с лицами, обладающими слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. В целом данная профессиональная деятельность характеризуется высоким темпом выполнения рабочих операций, в связи с чем у работающих возникает операциональная напряженность.
• Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания. К данному виду принадлежат профессии корректоров в издательствах, наборщиков в типографиях, операторов, осуществляющих функцию слежения, и др. Наиболее успешно выполняют данный вид деятельности лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов. У них выше темп работы, и они допускают меньше ошибок. В целом данный вид деятельности требует от человека высоких показателей внимания.
Кроме выше перечисленных четырех видов профессиональной деятельности выделяют два стиля деятельности.
• Ориентировочный. Свойственен людям со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Характеризуется тщательным продумыванием и подготовкой к деятельности.
• Исполнительский. Свойственен людям с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов. Характеризуется торопливостью, повышенной активностью и инициативностью, отсутствием планирования работы.
Поскольку во многих профессиях к людям предъявляют различные, иногда противоположные требования, то в более выгодном положении оказываются лица не с крайними проявлениями свойств нервной системы и темперамента, а со средней их выраженностью. Наиболее эффективно в профессиональной деятельности сочетание ориентировочного и исполнительского стилей.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается смысл теории доминантного полушария?
2. Объясните, в чем состоит совместная деятельность правого и левого полушарий головного мозга и их специализация.
3. Охарактеризуйте теории происхождения право- и леворукости в процессе онтогенеза.
4. Перечислите и охарактеризуйте пробы, которые используют для диагностики право- и леворукости.
5. Расскажите о взаимосвязи между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью.
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИН-ФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
4. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
5. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2001. 464 с.
7. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
8. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
9. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. : Мир, 1981. 205 с.
10. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 161 с.

Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.