На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Дифференциальная психофизиология - Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Дифференциальная психофизиология - Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Дифференциальная психофизиология
Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Все страницы

 

2. Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью

2.1. Свойства нервной системы и успешность профессиональной деятельности

Успешность в профессиональной деятельности зависит от типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы человека и определяется следующими основными компонентами: профессиональная ориентация и отбор, профессиональное обучение, адаптация к определенной профессии.
• Профессиональная ориентация и отбор. Учет данного компонента особенно важен для профессий, связанных с экстремальной ситуацией и большим нервно-психическим напряжением, а также для профессий, требующих скоростных и точностных навыков.
• Профессиональное обучение. Необходимо учитывать, что для учеников с инертными нервными процессами и слабой нервной системой требуется более длительный инструктаж и упражнения, чем для учеников с сильной и подвижной нервной системой.
• Адаптация к профессии. Выделяют два вида адаптации к профессиональной деятельности: долговременную, связанную с освоением конкретной работы и вхождением в коллектив, и кратковременную (оперативную), связанную с переменой рабочих мест, рабочей смены. Следует иметь в виду, что монотоноустойчивые люди, характеризующиеся инертностью нервных процессов, являются медленно адаптирующимися к профессиональной деятельности. Монотоно-неустойчивыми, характеризующимися высокой подвижностью нервных процессов, являются быстро адаптирующиеся люди. Однако при этом медленно адаптирующиеся люди достигают таких же результатов, а иногда и лучших, по сравнению с быстро адаптирующимися.
Кроме того, необходимо учитывать рациональную организацию труда, которая зависит от разных факторов, в том числе и от самого человека. Знание своих психофизиологических особенностей (например, типа темперамента, особенностей биоритмов и др.) позволит человеку оптимизировать свою профессиональную деятельность, т. е. подобрать индивидуальный режим, ритм и интенсивность выполнения работы.

2.2. Свойства нервной системы и эффективность профессиональной деятельности

Изучение проблемы влияния свойств нервной системы на эффективность профессиональной деятельности базируется на специфике видов деятельности, объединяющих многие профессии (Ильин Е. П., 2001).
Выделяют 4 основных вида профессиональной деятельности.
• Монотонная деятельность характерна в основном для рабочих профессий, например сварщицы микросхем, прядильщицы, ткачихи, слесари-сборщики и др. Состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов. Устойчивыми к монотонии являются лица с высокой инертностью нервных процессов, интроверсией, низким нейротизмом, низкой или средней самооценкой и средним уровнем притязаний. Причем у женщин устойчивость к монотонной деятельности выше, чем у мужчин. Люди, устойчивые к монотонной деятельности, допускают на 30 % меньше ошибок, дольше не меняют место работы. Однако через определенное время у некоторых из них может появиться состояние психического пресыщения, характеризующееся резким возбуждением в эмоционально-мотивационной сфере личности, что вызывает раздражение, отвращение к работе и даже агрессивность. В целом данный вид деятельности характеризуется постепенным снижением производительности труда, увеличением травматизма, негативными изменениями личности, нарушениями ее контактности с окружающими.
• Деятельность в экстремальных ситуациях связана с такими профессиями, как оперативные дежурные энергосистем, водители различного вида транспорта, космонавты и др. Наиболее успешными в данном виде деятельности являются лица с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов. Лица со слабой нервной системой, высокой тревожностью и инертностью нервной системы в экстремальных ситуациях проявляют растерянность, иногда доходящую до шока, нерешительность в выборе правильности действия и соответственно совершают большое количество неадекватных действий. В целом такая деятельность, выполняемая длительное время, сопровождается стрессовой ситуацией, ведущей к нарушению сенсорной и мыслительной активности.
• Деятельность, связанная с операциональной напряженностью, характерна для таких профессий, как радиотелеграфисты, телефонисты, машинистки и др. Успешнее всего овладевают профессиями данного вида деятельности лица с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов, которые совершают меньшее количество ошибок и более длительное время не снижают темпа работы, по сравнению с лицами, обладающими слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. В целом данная профессиональная деятельность характеризуется высоким темпом выполнения рабочих операций, в связи с чем у работающих возникает операциональная напряженность.
• Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания. К данному виду принадлежат профессии корректоров в издательствах, наборщиков в типографиях, операторов, осуществляющих функцию слежения, и др. Наиболее успешно выполняют данный вид деятельности лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов. У них выше темп работы, и они допускают меньше ошибок. В целом данный вид деятельности требует от человека высоких показателей внимания.
Кроме выше перечисленных четырех видов профессиональной деятельности выделяют два стиля деятельности.
• Ориентировочный. Свойственен людям со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Характеризуется тщательным продумыванием и подготовкой к деятельности.
• Исполнительский. Свойственен людям с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов. Характеризуется торопливостью, повышенной активностью и инициативностью, отсутствием планирования работы.
Поскольку во многих профессиях к людям предъявляют различные, иногда противоположные требования, то в более выгодном положении оказываются лица не с крайними проявлениями свойств нервной системы и темперамента, а со средней их выраженностью. Наиболее эффективно в профессиональной деятельности сочетание ориентировочного и исполнительского стилей.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается смысл теории доминантного полушария?
2. Объясните, в чем состоит совместная деятельность правого и левого полушарий головного мозга и их специализация.
3. Охарактеризуйте теории происхождения право- и леворукости в процессе онтогенеза.
4. Перечислите и охарактеризуйте пробы, которые используют для диагностики право- и леворукости.
5. Расскажите о взаимосвязи между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью.
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИН-ФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
4. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
5. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2001. 464 с.
7. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
8. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
9. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. : Мир, 1981. 205 с.
10. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 161 с.

Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.