На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиологические функциональные состояния
Психофизиологические функциональные состояния
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

Важность изучения психофизиологических функциональных состояний заключается в их вкладе в создании условий эффективной деятельности и надёжности человека. Если психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных психофизиологических функциональных состояний, это позволяет увеличить количество профессий и изменить условия труда. Данные, полученные в ходе психофизиологических исследований, совместно с используемыми психологическими методами обусловили исследования психофизиологических функциональных состояниях, выделив их в отдельный предмет изучения.

Современные представления о психофизиологических функциональных состояниях трактуются как системные реакции (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающие должную степень ресурсного обеспечения деятельности и компенсацию возникающих затруднений. Так как основной мерой оценки изменения состояния человека является изменение характера его ресурсного обеспечения, то применение электрофизиологических методов является базовым в исследованиях психофизиологических функциональных состояний для их объективной оценки (полиэффекторный метод).
В настоящее время представлено большое количество исследовательских данных о различных типах психофизиологических функциональных состояний и разработаны различные методы и критерии их диагностики. Даны определения и разработаны меры для типичных в профессиональной деятельности состояний: монотония, напряжённость и утомление.
Дифференциация состояний напряжённости определяется характером функционирования обеспечивающих деятельность организма физиологических и психологических систем. Развитие эмоциональной или операционной напряжённости определяется преобладанием когнитивного или эмоциональноактивационного компонентов .
Различать продуктивную и непродуктивную формы напряжённости позволяет принцип, основанный на анализе изменения «психофизиологической цены деятельности» (Л.Д. Чайнова, 1986). Этот обобщённый количественный показатель, созданный на основе изучения психофизиологических параметров, широко используется в эргономических исследованиях для оптимизации режимов, условий и содержания трудовой деятельности, а также для оценки и прогнозирования работоспособности человека.
Не стоит отождествлять психофизиологическое функциональное состояние человека с функциональным состоянием мозга. При анализе психофизиологических функциональных состояний, исследователи, представляющие субъектно-деятельностное направление, основываются на психологических традициях, которые выдвигают на первый план активность субъекта труда, а при рассмотрении физиологических изменений в психофизиологических функциональных состояниях определяют их как вторичные по отношению к мотивам и целям деятельности.
Основной целью проблемы саморегуляции психофизиологических функциональных состояний, имеющей практическое значение, является гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой. Активизируя механизмы различного уровня непроизвольной и произвольной саморегуляции, обучая способам и приёмам произвольной саморегуляции, включая аутотреннинг, йогу и др., можно достигнуть этой цели. Успешность саморегуляции психофизиологических функциональных состояний, как определённого вида психической деятельности, определяется индивидуальным стилем саморегуляции , являющегося результатом взаимодействия двух механизмов:
• физиологический обеспечивает тип вегетативной регуляции (эрготрофотропный), ответственный за обеспечение энергией психической деятельности;
• психодинамический (экстра-интраверсионный) обеспечивает вариативность поведенческую и эмоциональную.

Лица, имеющие гармоничный стиль (экстраверты с высокой энергетикой) обладают одним слаженным механизмом (физиологический + психодинамический) активного взаимодействия с окружающим миром и выделяются жизненной энергией. Лица с экономным стилем саморегуляции (интроверты с низкой энергетикой) имеют слабый энергетический запас, они отличаются осторожностью, неэмоциональностью, и в условиях работы, требующей больших энергетических затрат, проявляют развитие раннего состояния психического истощения, утомления и депрессии. Но если условия комфортны, то данный стиль саморегуляции для них оптимален.
Интроверты с эрготропным реагированием показывают иную картину. В поведении они не активны, за счёт этого имеют большие резервы. При возникновении напряжённых условий накопленные внутренние ресурсы выплёскивают эмоции наружу, не ухудшая при этом своего общего состояния. Они имеют оптимальный стиль саморегуляции, который определяется как накопительный. Экстраверты с трофотропным реагированием, представляющие затратный стиль, оказываются в наиболее сложной ситуации. Имея низкие энергетические ресурсы, они тратят огромное количество энергии во время своей жизнедеятельности, способствуя признать наиболее неэффективным свой стиль саморегуляции. Обладая знаниями индивидуального стиля поведения, человек может успешнее осуществлять регуляцию психофизиологических функциональных состояний и разрабатывать системы обучения методам саморегуляции, основанные на индивидуально-ориентированном подходе.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.