Возрастная психофизиология
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Возрастная психофизиология
Старение организма
Все страницы

Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь.
Леонардо да Винчи
Цель: актуализировать комплекс знаний, необходимых для понимания базовых закономерностей формирования цен-тральной нервной системы и ее функционирования в процессе индивидуального развития организма, его физиологического и психического старения.
План лекции
1. Становление психических процессов в онтогенезе.
2. Старение организма и психическая инволюция.

 

1. Становление психических процессов в онтогенезе

1.1. Сенситивные и критические периоды онтогенеза
Онтогенез — процесс индивидуального развития организма.
Структуры головного мозга дифференцируются и растут вместе с развитием организма гетерохронно.
Гетерохронность — неодновременность созревания разных структур головного мозга в процессе онтогенеза.
В структурах мозга происходят количественные и качественные изменения. Качественные изменения обнаруживаются в связи с возникновением новых взаимоотношений между структурами мозга. Причем сами структуры в этот период развития отличаются высокой пластичностью и чувствительностью (сенситивностью) к специфическим внешним воздействиям. В зависимости от вели-чины этой пластичности выделяют сенситивные и критические периоды.
Сенситивный период — временной отрезок, в течение которого у ребенка происходит наиболее эффективное освоение внешних воздействий и приобретение навыков.
Критический период — временной отрезок в развитии ребенка, характеризующийся интенсивным морфофункциональным созреванием организма.
Необходимым условием успешного развития организма в критический период являются специфические воздействия окружающей среды. Отсутствие таких специфических стимулов может привести к замедлению созревания или полной утрате соответствующей функции. Критические периоды могут быть не только в раннем онтогенезе, но и в более поздние сроки. Например, период 7—8 лет, когда одновременно изменяются основные механизмы организации высших функций, обменные процессы, деятельность всех систем вегетативного обеспечения. Другим критическим периодом считают половое созревание у девочек в 11—12 лет и у мальчиков в 13—14 лет, когда происходит выброс в кровь большого количества половых гормонов, что сопровождается изменением характера взаимодействия между корковыми и подкорковыми структурами, снижением эффективности центральной регуляции.

1.2. Пренатальное развитие центральной нервной системы

Пренатальный период — период от оплодотворения до рождения.
Развитие головного мозга ребенка начинается с первых недель эмбриогенеза, и в 3,5 недели четко дифференцируются три составные части мозга. Элементы рефлекторной дуги возникают на 2-м месяце беременности. С 10-й недели появляются рефлексы, вызванные раздражением участков кожи. К концу 3 го месяца внутриутробного развития при прикосновении к губе ребенок делает сосательные движения, глазные яблоки начинают двигаться. Данные ощущения ребенка классифицируются как сенсорно-эмоциональная память. Сначала появляется кожная чувствительность, затем мышечная и вестибулярная функции, вкус, обоняние, слух, зрение. К 6 месяцам кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принимать и запоминать сообщения.
Ученые считают, что в период внутриутробного развития с ребенком необходимо работать: читать стихи вслух, слушать
музыку, танцевать и др. Для ребенка в этот период способом познания окружающего мира являются движения. Стимулировать его двигательную активность можно легкими поглаживаниями. Дети, у которых проводилось обучение во внутриутробном периоде, после рождения показывали лучшее развитие двигательной активности, восприятия, эмоционального выражения и раннюю речь.

1.3. Перинатальное развитие центральной нервной системы

Перинатальный период — период с 22-й недели беременности, включающий время родов и заканчивающийся через 7 дней после рождения.
Существуют диаметрально противоположные точки зрения на то, как влияют роды на ребенка. Согласно взглядам од-них ученых, процесс рождения травмирует психику ребенка. Они полагают, что новорожденный может запомнить неприятные впечатления во время родов и зависеть от них в своем развитии. Сопровождающий родовой процесс стресс, связанный с выбросом глюкокортикоидов и катехоламинов, усиливает привязанность между матерью и ребенком.
Другие авторы считают, что роды являются естественным физиологическим процессом, который не может быть воспринят или запечатлен организмом как негативный. В качестве доказательства они приводят факт слабой миелинизации мозга новорожденного, что не позволяет ему запомнить данные события.
В последнее время считается, что адаптация ребенка особенно интенсивно происходит в первые 7 дней после рождения, и этот процесс будет протекать эффективнее, если новорожденного положить на живот матери для первого кормления, поскольку это способствует закреплению психики ребенка на стабильном уровне.

1.4. Постнатальное развитие центральной нервной системы

Постнатальный период — период в жизни организма после рождения.
Постнатальный период включает три основных периода развития:
— ювенильный (до полового созревания);
— зрелый (или пубертатный, взрослое половозрелое состояние);
— сенильный (старость).
После рождения ребенка продолжается гетерохронное развитие головного мозга. Самыми последними из структур головного мозга формируются ассоциативные области коры, в которых позднее (по сравнению с проекционными областями коры) происходит обособление корковых полей. Клеточная дифференцировка в них полностью заканчивается лишь к 17—20 годам. Наиболее важные структурные перестройки в ассоциативных областях коры происходят в течение 1-го года жизни, а также в 3 года, 6—7 лет, 10 и 13—14 лет. Однако некоторые микроструктурные перестройки продолжаются и в более поздние годы, что обуславливает совершенствование когнитивных операций к концу подросткового периода. При этом наиболее длительные перестройки характерны для морфофункциональных единиц коры (внутрикорковые модули или ансамбли нейронов).

1.5. Половые различия и интеллектуальные функции

Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется в характере умственных способностей, а не в уровне интеллекта.
Уже с 7-й недели эмбрионального развития начинается дифференциация по полу, которая детерминируется генетически, т. е. набором половых хромосом в зиготе. При XY зиготах, определяющих будущего представителя мужского пола, на 12—13-й неделях повышается синтез мужских половых гормонов — андрогенов (тестостерона), что обуславливает и развитие мужских половых органов, и дифференцировку функций гипоталамуса по мужскому типу. Тестостерон вызывает маскулинизацию и уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека. При XX зиготах, определяющих будущую представительницу женского пола, на 11—12-й неделях происходит формирование женских половых органов, для данного процесса гормоны не требуются.
Таким образом, половые гормоны начинают влиять на мозг в раннем возрасте, что объясняет, почему реакция на воздействие внешней среды у мальчиков и девочек существенно различается почти сразу же после рождения.
Умственные способности сохраняют зависимость от влияния половых гормонов на протяжении всей жизни. Уровень женских половых гормонов — эстрогенов, изменяющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы: высокий уровень этих гормонов обычно сопровождается ухудшением пространственных способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин существуют суточные и сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространственных задач.
В целом мужчины лучше ориентируются в пути, решают пространственные задачи, выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. У них обнаруживаются большие способности к математическим рассуждениям, формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов (Кимура Д., 1992).
Женщины склонны пользоваться наглядными ориентирами, быстрее идентифицируют сходные предметы, у них лучше развиты арифметический счет и речевые навыки. Они быстрее справляются с выполнением заданий, требующих точности и ювелирности движений.
Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин межполушарная асимметрия. Это подтверждается тем, что у женщин травма одного из полушарий вызывает меньший дефект, чем такая же травма у мужчин, и сопровождается менее выраженными последствиями, т. е. у женщин неповрежденное полушарие компенсаторно начинает выполнять функции травмированного.
Кроме того, у женщин по сравнению с мужчинами наблюдается более полное взаимодействие полушарий, о чем свидетельствуют анатомические особенности строения мозолистого тела — структуры, соединяющей полушария между собой. У женщин задняя часть мозолистого тела толще, чем у мужчин.
Наблюдения указывают на то, что у мужчин кора правого полушария толще, чем кора левого полушария, т. е. правое полушарие у них развито сильнее, что и обеспечивает интеллектуальные особенности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.