На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Возрастная психофизиология - Старение организма
Возрастная психофизиология - Старение организма
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Возрастная психофизиология
Старение организма
Все страницы

 

2. Старение организма и психическая инволюция

2.1. Старение мозга
Различают нормальное и патологическое старение.
При нормальном старении уменьшается масса и объем мозга, происходит атрофия и потеря нейронов в структурах мозга, расширяются желудочки мозга, сглаживаются извилины, изменяются синаптические контакты и медиаторные системы, нарушаются межполушарные взаимодействия.
При патологическом старении развиваются специфические заболевания старости, к наиболее типичным из них относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и инсульты.
Большинство изменений в мозге в процессе старения обнаруживаются в конце второй половины жизни, между 50—60 годами. Некоторые из них становятся заметными после 70 лет, но наибольшие сдвиги отмечаются после 80 лет.
Исследователи считают, что в основе возрастных нарушений лежат разные механизмы старения в разных органах организма, поэтому они исключают возможность создания «элексира молодости».

2.2. Основные изменения мозговой ткани при старении

Изменения мозговой ткани в первую очередь касаются структур среднего мозга. При потере в черной субстанции среднего мозга порядка 30—40 % нейронов наблюдается уменьшение гибкости мышления, замедление движений, запинающаяся шаркающая походка. Значительные изменения происходят также в структурах промежуточного мозга: уменьшение количества нейронов в гиппокампе сопровождается нарушением памяти у пожилых людей на текущие события, что связано с нарушением процесса консолидации, т. е. перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. При потере свыше 70 % нейронов развивается болезнь Паркинсона, сопровождающаяся сильным нарушением двигательных функций.
Изменению в старости подвергаются не только число нейронов, но и их функции, что связано с атрофией их тел и дендритов. Если данные процессы происходят в коре и гиппокампе, то у пожилых людей ухудшается обучение, память, эмоциональное реагирование, планирование поступков, наблюдается изменение личности.
Однако не все изменения нейронов, происходящие в пожилом возрасте, являются деструктивными. Некоторые из них отражают попытку мозга компенсировать уменьшение количества нейронов. Например, выявлен рост дендритов в некоторых участках коры мозга и гиппокампа у людей в возрасте 40—50 лет. Этот процесс длится до начала старения, а после 80 лет наблюдается атрофия дендритов.
Изменения, способствующие нарушению мозговых функций, протекают и в глиальных клетках. После 60 лет увеличивается размер и число астроцитов, что является компенсаторной реакцией на сокращение числа нейронов в данных структурах мозга.
Изменяется в процессе старения и внеклеточное пространство, которое заполняется сенильными бляшками. Они накапливаются в кровеносных сосудах коры, гиппокампа и в мозговых оболочках. Резкое увеличение их количества наблюдается при болезни Альцгеймера.
Многие изменения в стареющем мозге человека связаны с повреждением ДНК и накоплением нарушений в генах, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в производимых ими белках.
У пожилых людей, не страдающих специфическими заболеваниями старости, изменения в мозговых структурах не превышают 30 % от нормы. Этого достаточно, чтобы мозг здоровых 80-летних людей работал почти также активно, как и мозг 20 летних, поскольку он обладает значительным физиологическим резервом, обеспечивающим его устойчивость к изменениям в мозговых структурах.


2.3. Психическая инволюция в процессе старения
Признаками психической инволюции, воспринимаемыми пожилым человеком, являются: ухудшение памяти, снижение функции внимания, замедление темпа психической деятельности, трудности в формировании новых навыков и переработке пространственной информации.
Интеллект пожилых людей направлен не на познание мира, а на саморегуляцию психической деятельности. Некоторым пожилым людям удается поддерживать или даже улучшать вышеперечисленные признаки за счет применения методов компенсации: использование наглядных опорных средств, выполнение трудных заданий поэтапно, выделение большего времени на заучивание информации и др.
К средствам замедления старения относятся: психические — высокий интерес к жизни; физические — поддержание физической формы, низкокалорийная диета; фармакологические — регулярный прием антиоксидантных средств после 40 лет.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сенситивные и критические периоды онтогенеза.
2. Расскажите об особенностях пренатального, перинатального и постнатального развития центральной нервной системы.
3. Рассмотрите взаимосвязь между половыми различиями и интеллектуальными функциями.
4. В чем заключается различие между нормальным и патологическим старением мозга?
5. Какие основные изменения мозговой ткани происходят при старении?
6. Объясните суть психической инволюции в процессе старения.
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
4. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
5. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
6. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
7. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
8. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. : Мир, 1981. 205 с.
9. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 161 с.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.