На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Дифференциальная психофизиология как наука
Дифференциальная психофизиология как наука
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии.
2. Методы дифференциальной психофизиологии.


1. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии


Теорией закреплено, что «дифференциальная психофизиология — это раздел психологии, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека».
Предметом дифференциальной психофизиологии служит поведение человека или животного, как независимой переменной, в то время как зависимой переменной являются физиологические процессы. Истоки этих знаний имеются в трудах Л.С. Выготского (1896 - 1934), который сформулировал для изучения проблему соотношения психологических и физиологических систем.
Предложенная П.К. Анохиным (1968) теория функциональных систем составляет теоретико-экспериментальные основы этого направления. Теория базируется на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены в совместно действующие комплексы с общей задачей, направленной на достижение полезного, приспособительного результата. В отечественной физиологии Н.А. Бернштейн (1963) сформулировал принцип саморегуляции физиологических процессов, который непосредственно связан с идеей функциональных систем. Развитие этого направления привело в психофизиологии к созданию новой области исследований, названной системной психофизиологией .
Основной системой взглядов в дифференциальной психофизиологии является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б.М. Тепловым и В.Д. Небыли- цыным и берущая своё начало от научных трудов И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Для дифференциальной психофизиологии характерны исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром; выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства; отказ от оценочного подхода.
Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б.М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего, в особенностях темперамента. Обычно в дифференциальной психофизиологии, исходя из представления о первичности нейрофизиологического уровня, свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические — как зависимая. Однако имеются данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний.


2. Методы дифференциальной психофизиологии


Современные методы исследования индивидуальности основываются на комплексном, системно-методическом наборе средств, которые обеспечивают сверку результатов изучения различий реальности с использованием всевозможных приёмов из различных областей психологических знаний, и не только психологических. Осуществляется не просто сопоставление результатов психологических, физиологических, генетических, психофизиологических и социально-психологических параметров, а изучается их динамика, изменения функции объекта в процессе деятельности, закономерность и тенденция развития.
Из множества методов дифференциальной психофизиологии выделяются и чаще используются аппаратурные экспериментальные психофизиологические методы: метод наблюдения «жизненных проявлений» животных и человека, метод условного рефлекса, сенсорные и двигательные методики исследования физиологических основ индивидуальных различий, вегетативные методики, электроэнцефалографический метод (ЭЭГ), портативные экспресс-методики.
Электрофизиологические методы изучения органических функций наиболее показательны и основываются на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Отражение психофизиологических процессов происходит в динамике ЭЭГ.
Метод условного рефлекса использовался издавна при изучении поведения животных и дал возможность появления аналогичного типа методик для человека. Советский психиатр, патофизиолог А.Г. Иванов-Смоленский, был одним из первых, кто стал использовать методику условного рефлекса на человеке и явился автором концепции четырёх типов замыкательной деятельности. А.Г. Иванов-Смоленский предложил двигательную (без предварительного инструктажа) методику, основанную на «речевом подкреплении», когда испытуемый сам выбирает порядок действия. Свой вклад в поиск оптимальных методов для изучения индивидуальных различий внёс и Б.М. Теплов. Он разделил поиск методик на несколько последовательных этапов: «разведывательный, аналитический, синтетический», предложив, таким образом, периодизацию исследовательских программ в дифференциальной психологии. Б.М. Теплов установил текущие правила физиологического «исследования: 1) показатель должен адекватно отражать свойства нервной системы человека; 2) обязательно комплексное сопоставление показателей» . Б.М. Теплов обосновал методы исследования человека, среди которых главное внимание отдано эксперименту. Экспериментальные методики позволили исследователям избавиться от маскирующего эффекта ранее образованных связей в нервной системе человека и проводить изучение её свойств при наименьшем влиянии второй сигнальной системы. Неэкспериментальным методам исследования (наблюдение, беседа, биографический метод) отводилась вспомогательная роль.


Б.М. Теплов внедрил произвольные (наблюдение за больным или сбор анамнеза (краткий опрос человека)) и непроизвольные экспериментальные методики. Он предложил дополнительно в дифференциальной психофизиологии активно использовать:
а) монографический или анамнестический метод, который основывается на самонаблюдении, самоотчёте;
б) метод возрастных срезов (поперечных и продольных), основанный на сравнении характеристик различных групп между собой, которые включают обследование в данный момент времени субъектов разного возраста.


В дифференциальной психофизиологии на базе математической обработки и факториального анализа целенаправленно используются психологические опросники и стандартизированные тесты, а также психогенетические методы (генеалогический, популяционный, близнецовый, метод приёмных детей).


Методы дифференциальной психофизиологии классифицируются на основании показателей:
а) вид опыта (интроспективный (самоотчёты) или экстрас- пективный (доступные измерению);
б) активность исследователя (наблюдение или эксперимент);
в) уровень обобщённости результатов (номотетический, ориентированный на психологию объяснения и идеографический, ориентированный на психографию и понимание);
г) стабильность/изменчивость результата (констатирующие и формирующие эксперименты).


Комплекс используемых программ дифференциальной психофизиологии и методических построений ориентирован на выявление и понимание следующих значимых «конструктов:
а) сходство и различие людей;
б) формальное и содержательное в свойствах;
в) наследственное/приобретённое (частный случай соотношения природного и социального в человеке);
г) детерминизм/недетерминизм (направлен на разведение подструктур личности, причинного и свободного, требующего объяснений);
д) индентификация/индивидуализация (социализация /индивидуализация);
е) физическое/социальное;
ж) сознательное/внесознательное;
з) внешнее/внутреннее».


Необходимо учитывать, что каждый из предложенных методов имеет свои технологические особенности применения на практике и в научных целях, положительные и негативные стороны, предельные диагностические возможности.


В дифференциальной психофизиологии также используют:
• исследование медленных электрических процессов мозга, которое показывает, что при бурных эмоциях происходит резкое изменение психофизиологических процессов;
• изучение динамики наличного кислорода (коры и глубоких структур мозга), т.е. переменное давление в структурах мозга;
• исследование кожно-гальванической реакции. Этот метод относится к показателям изменения внимания и эмоций. Феномен Краснова - эффект изменения разности потенциалов сопротивления кожи в связи с ориентировочной реакцией и эмоциями.

Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.