На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Развитие представлений о типах темперамента
Развитие представлений о типах темперамента
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1. Подходы к классификации темперамента
2. Изучение темперамента с использованием факторного анализа.

 


1. Подходы к классификации темперамента

Голландские психологи Г. Хейманс и Е. Вирсме (G. Heymans, E.D. Wiersma, 1906-1909) одними из первых предложили теорию темперамента. Изучая свойства нервной системы, они получили данные, которые позволили выделить три основные биполярные характеристики «темперамента:
1. Эмоциональность — отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.
2. Активность — пассивность. Основанием для оценки этого свойства является способ проведения досуга (активный — пассивный) в труде, в школе или дома, отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно — откладывает их).
3. Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает».
Важным, наиболее известным в России, этапом в истории естественнонаучного изучения темпераментов является учение И.П. Павлова. Темперамент рассматривался И.П. Павловым как тип высшей нервной деятельности. Учёный обосновывал своё суждение тем, что у животных и человека имеется определённая выраженность свойств нервной системы, связанная на соотношениях возбуждения и торможения, и на силе нервной системы. Обосновывая физиологию различных типов поведения (темпераментов), И.П. Павлов доказал, что «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности и выделил четыре чётко очерченных типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу:
• слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов. Соответствует гиппократовскому меланхолику;
• сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения. Соответствует холерику, «безудержному» типу;
• сильный уравновешенный подвижный тип. Соответствует сангвинику, «живому» типу;
• сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами. Соответствует флегматику, «спокойному» типу».


В современном варианте классификация типов темперамента по И.П. Павлову приобрела следующий вид:
• холерический тип (безудержный) — сильная неуравновешенная нервная система;
• сангвинический тип (уравновешенный) — сильная уравновешенная подвижная нервная система.
• флегматический тип (инертный) — сильная уравновешенная инертная нервная система.
• меланхолический тип (слабый, тормозной) — слабая нервная система».


С позиции психологии, учение о четырёх типах темперамента — это одна из возможных установок для оценки психологических особенностей человека, но существуют и другие.
Б.М. Теплов (1959) отмечал, что классификация типов темперамента, созданная И.П. Павловым, проста и имеет внешнюю стройность, но эта классификация скрывает в себе глубокие внутренние противоречия:
1. Сочетание типологических особенностей проявления свойств нервной системы, указанные И.П. Павловым, встречаются очень редко.
2. В классификации И.П. Павлова отсутствует единый подход к выделению типов темперамента.
3. Данные последних десятилетий показывают, что холерический тип поведения связан со слабостью нервной системы, а не с её силой, как указывал И.П. Павлов.
4. Физиологические феномены человека напрямую определяют психологические характеристики в виде особенностей протекания нервных процессов, исключая промежуточные психофизиологические феномены: способности, склонности, мотивы.


Н.И. Красногорский также различал четыре типа «темперамента:
• сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый (сангвинический или центральный тип);
• сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный (флегматический или корковый тип);
• сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (холерический или подкорковый тип);
• слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный (меланхолический или энергетический тип)» .


В 1958 году Н.И. Красногорский предложил свою классификацию типов темперамента, основанную не на соотношении в нервной системе процессов возбуждения и торможения, а опираясь на соотношение «корковых и подкорковых влияний и связанных с ними первой и второй сигнальной системой» . Учёный предположил, что раздражение и торможение — это один единый процесс, который характеризует степень возбудимости нервной системы или интенсивность возбуждения.
Свой подход к классификации типов высшей нервной деятельности предложил советский и российский психофизиолог, биофизик и пихолог П.В. Симонов (1970). «Еще при жизни И.П. Павлова, — пишет он, — было подмечено особое отношение слабого! (меланхолического) типа к реакции страха, сильного безудержного (холерика) — к ярости, сангвиника — к радости, а флегматик оказался вообще не склонным к бурному эмоциональному реагированию. Поскольку именно эти три эмоции: страх, ярость и удовольствие имеют наиболее чёткое структурное представительство в мозге высших млекопитающих, вполне вероятно, что тип нервной системы данного существа, его неповторимый индивидуальный склад характера в значительной мере определяется соотносительно силой церебральных систем страха, ярости и радости. Эти три параметра представляются наиболее существенными для построения новой классификации типов высшей нервной деятельности животных, а возможно, и человека» .
Швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений психологии — аналитической психологии К. Юнг (Carl Gustav Jung, 1875-1961) выделил два типа психологических различий между людьми — экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерна направленность на объект, мнение других людей, их поступки определяют объективные обстоятельства в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности и общепринятые нормы. У интроверта над объективным всегда превалирует субъективное и значимость субъекта всегда будет выше, чем значимость объекта. При возникновении какой-нибудь эмоции, интроверт придаёт вниманию не событию или людям, которые вызвали эту эмоцию, а собственным переживаниям.


К. Юнг, учитывая развитость четырёх основных психических функций: ощущения, эмоции, мышления и интуиции, выделил четыре типа экстравертов:
1) экстравертированный мыслительный;
2) экстравертированный эмоциональный;
3) экстравертированный сенсорный;
4) экстравертированный интуитивный.


Одновременно он назвал четыре типа интровертов:
1) мыслительный;
2) интровертированный эмоциональный;
3) интровертированный сенсорный;
4) интровертированный интуитивный.


Немецко-британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, Г. Айзенк (Hans Jurgen Eysenck, 1916-1997) предложил свою модель типов темперамента. Он основывал её, с одной стороны, на описании поведения экстравертов и интровертов, а с другой стороны — на описании поведения лиц с высоким и низким нейротизмом. Тип темперамента, согласно Г. Айзенку, представляет собой «один из четырёх квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия — интроверсия; 2) эмоциональная стабильность — лабильность».
Шкала «экстраверсия — интроверсия» характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, а шкала «эмоциональная стабильность — лабильность» характеризует эмоциональную устойчивость. При сочетании эмоциональной устойчивости с экстраверсией устанавливается связь с типом сангвиника; при эмоциональной лабильности и экстраверсии — связь с типом холерика; при эмоциональной устойчивости с интровер- сией — связь с типом флегматика, а при эмоциональной лабильности с интроверсией — связь с типом меланхолика.


2. Изучение темперамента с использованием факторного анализа


Первые попытки раскрыть структуру темперамента с помощью факторного анализа осуществил, в результате исследований, английский психолог и генетик Сирил Берт (S. Burt, 1937) . Он использовал перечень из 11 первичных эмоций (инстинктов), составленный У. Мак-Даугаллом (William McDougall, 1871-1937) — это страх, гнев, нежность, дружелюбие, чувство безопасности, любопытство, удовольствие, половое влечение, отвращение, покорность и ощущение неприятности.


У различных групп нормальных и невротичных детей в возрасте 9-12 лет С. Берт исследовал проявление этих эмоций и на основании факторного анализа полученных результатов предложил три «фактора темперамента:
— фактор I: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость);
— фактор II: стенические (экспрессивные) эмоции — астенические (заторможенные) эмоции;
— фактор III: положительные эмоции — отрицательные эмоции.
В свою очередь, американский психолог Джой Пол Гилфорд (Joy Paul Guilford, 1897-1987) в 1934 году представил 13-факторную теорию, совершенно иначе «определяющую структуру темперамента:
1. Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив, иногда импульсивен.
2. Доминантность. Индивид добивается своих прав и отстаивает их перед другими людьми, настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится общественных контактов, склонен открыто выражать свои мысли.
3. Мужество. У индивида преобладают типично мужские, как профессиональные, так и повседневные, интересы, не очень эмоционален, умеет скрывать свои чувства, редко поддается страху или испытывает отвращение, не вызывает симпатий у окружающих.
4. Уверенность в себе. Индивид уверен, что он признан другими людьми, полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
5. Спокойствие (самообладание). Индивид спокоен, бодр, не поддается раздражительности и усталости, умеет быстро сосредоточиться на проблеме.
6. Общительность. Индивид склонен к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, часто выступает как лидер, не робок и не застенчив, не ищет уединения.
7. Рефлексивность. Индивид задумчив, рефлексивен, склонен к философствованию и мечтательности, самоанализу и анализу других, любознателен.
8. Депрессия. Эмоционально и физически подавлен, пребывает в постоянном страхе и тревоге, настроения изменчивы, проявляет упрямство.
9. Эмоциональность. Индивид с легко возбудимыми эмоциями, которые, раз возникнув, сохраняются надолго, хотя поверхностны и инфантильны.
10. Сдержанность. Индивид сдержан, хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, обладает чувством ответственности.
11. Беспристрастность. Индивид объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, способен забывать о себе, не склонен к подозрительности, очень впечатлителен.
12. Доброжелательность. Индивид приветлив, мягок в обращении, не обнаруживает враждебности, не склонен унижать других, не проявляет агрессивности.
13. Терпимость (кооперативность). Индивид не проявляет склонности к критике, доверчив, обращен к другим больше, чем к себе» .


В дальнейшем, исследования факторной структуры темперамента показали, что предложенные Джой Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга.

Факторы связаны между собой в систему. В 1929 году Луис Леон Тёрстон (Louis Leon Thurstone, 1887-1955) выдвинул факторную концепцию структуры темперамента, которая стала пользоваться большим успехом. Его исследования основывались на концепции 13 факторов Дж. Гилфорда, но он использовал другие приёмы факторного анализа. Л. Тёрстон выделил семь факторов второго порядка и назвал их «основными:
1. Активные. Такие индивиды быстро работают, даже если нет необходимости спешить быстро двигаются, нетерпеливы, даже если требуется сохранять спокойствие; постоянно в действии, склонны к поспешности. Как правило, много говорят, много ходят, много пишут.
2. Энергичные. Физически бодрые индивиды, занимаются спортом, любят работу, особенно на воздухе, требующую мускульных усилий. Предпочитают всякую физическую активность, сопровождающуюся большими энергетическими затратами.
3. Импульсивные. Имеют беззаботное и легкомысленное настроение, быстро принимают решения, очень легко переходят от одной задачи к другой, действуют под влиянием минутных побуждений.
4. Доминантные. Склонны руководить другими людьми, брать на себя ответственность, инициативны, но хотя в действительности не всегда доминируют в данной группе, охотно выступают публично и организуют всякие товарищеские мероприятия.
5. Стабильные. Индивиды, для которых характерно невозмутимое, ровное расположение духа, в критические моменты сохраняют спокойствие, обладают способностью разряжаться, даже в неблагоприятных условиях, легко сосредоточиваются, без труда прерывают неоконченную работу или продолжают её, когда требует ситуация.
6. Социабельные. Любят находиться в компании, легко заводят знакомства, покладисты, доброжелательны, склонны к сотрудничеству, приятны в общении.
7. Рефлексивные. Склонны к размышлениям, предпочитают теоретическую деятельность практической, часто занимаются самонаблюдением, обычно спокойны, хорошо работают в уединении, любят деятельность, требующую точности, охотней планируют, чем реализуют намеченное» .
А. Басе и Р. Пломин выбрали три свойства темперамента: активность, эмоциональность, социабельность. Факторным анализом они подтвердили их самостоятельность и независимость друг от друга.


Американские учёные А. Томас и С. Чесе (A. Thomas, S. Chess, 1977) под темпераментом понимают стиль поведения. Они считают, что темперамент не характеризуется мотивацией, содержанием или успешностью деятельности. Исследование групп детей первых лет жизни привело к выделению девяти независимых друг от друга характеристик «поведения:
1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);
2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во времени, например длительность сна);
3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реакций на новые стимулы);
4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);
5) интенсивность реакции независимо от её качества и направленности;
6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности;
7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности);
8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);
9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении)».


Немецкий психиатр Карл Леонгард (Karl Leonhard,i904- 1988) в 1981 году ввёл в науку концепцию акцентуированных личностей для характеристики типов темперамента и для клинических целей разработал описательный метод оценки темпе-
рамента. Согласно его представлениям: «существуют следующие основные типы темперамента:
• гипертимический, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативностью, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью;
• дистимический, характерный для пассивного человека с пониженной речевой активностью и замедленностью действий;
• аффективно-лабильный, который характеризует людей с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;
• аффективно-экзальтированный, который характерен для людей, легко приходящих в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных».


Другой подход к изучению темперамента предложил советский психолог Вольф Соломонович Мерлин (1898-1982), основатель пермской психологической школы. Особенностью этой научной школы являлось то, что изучались частные проявления темперамента — темпераментные свойства. В.С. Мерлин (1959) считал, что конечным результатом разработки теории темперамента должно быть понятие темперамента, понятие не может быть исходной предпосылкой. С точки зрения В.С. Мерлина: «под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а такое сочетание, которое сопровождающееся закономерными связями между нами».
Б.М. Теплов (1956) обозначил опасность смешивания двух понятий: тип поведения и тип как комплекс свойств нервной системы. Фундаментальным положением этой методологии является требование по изучению свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности. По мнению В.Д. Небыли- цына, «классификация типов высшей нервной деятельности, созданная на основе учения о свойствах как бы в развитие этого учения, явилась на самом деле, как показал опыт применения этой классификации в физиологии и психологии, очевидным шагом назад по сравнению с оригинальной и в высшей степени плодотворной идеей об основных свойствах нервной системы... Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырём «типам» и лишь в лучшем случае выделялось ещё нескольких промежуточных «типов». В этих условиях число «четыре» неизбежно приобретало некоторый мистический оттенок» .
В дальнейшем, В.Д. Небылицын полагал, что «центральной проблемой «учения о типах» является пока отнюдь не применение готовой типологической схемы к исследованию вопросов прикладного характера, а предварительное детальное изучение природы и содержания основных свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений (их сочетаемости) и лишь как результат всего этого — постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы, в том числе «типических» комбинациях, и о классификации типов нервной системы, если таковая вообще окажется возможной».
В психологии, совместно с понятием «темперамент», часто применяется термин «характер» (от греческого charakter - признак, черта). Характером является «совокупность индивидуальных устойчивых особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения». Выделяют ведущие и второстепенные черты характера. Первые выступают как гармоничные, и тогда говорят о цельности характера, вторые контрастируют с ведущими чертами, и тогда говорят о противоречивом характере. Но закономерно появляется вопрос: в чём различие между темпераментом и характером? Ведь среди черт характера, наряду с тактичностью и грубостью, правдивостью и лживостью и другими приобретаемыми в процессе социализации человека чертами личности, выделяются и экстраверсия—интроверсия, которые относятся к свойствам темперамента.


Вопрос о соотношении характера и темперамента издавна ставился многими учёными-психологами. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев (1957) объединили их мнения в четыре «группы:
1) отождествление темперамента и характера;
2) противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;
3) признание темперамента элементом характера;
4) признание темперамента основной природой характера».


Выразителем первой группы мнений является немецкий психиатр и психолог, создатель типологии типов строения тела и их связи с психическими болезнями, а также типов темпераментов Эрнст Кречмер (Ernst Kretschmer, 1888-1964). Он посчитал нужным вывести темперамент из «особенностей телесной конституции» и связать его с характером личности. В западной психологии такая точка зрения широко распространена. Темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а считается синонимом понятий «характер» и «личность» .
В отечественной психологии подобное суждение разделял А.Ф. Лазурский (1923). Он отождествлял характер и темперамент, причислял их к эндопсихике, характеризующей врождённый запас духовных и физических сил, и полагал, что внутренние субъективные психофизиологические элементы личности всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.
Вторую группу мнений поддерживают психологи, которые считают, что темперамент является врождённой первичной реакцией личности, а характер предстаёт проявлением реакции, приобретённой в опыте, то есть вторичен (П. Викторов, 1887). Первичная реакция образует «первичную индивидуальность», а вторичная реакция — «вторичную индивидуальность», и между этими реакциями возникает антагонизм. Вторичная реакция тормозит первичную. Сторонником второй группы мнений являлся и Н.Д. Левитов (1969). Он считал, что темперамент находится в антагонистических отношениях с характером, но не входит в него, а развитие личности происходит по пути преобразования темперамента под влиянием характера или преодоления темперамента характером. Личность может раздваиваться, отдельные её свойства в этом случае противоречат друг другу, и характер входит в конфликт с темпераментом.
Третью группу мнений поддерживали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов и др. Они предложили рассматривать темперамент как врожденную основу характера, как видоизменяемую сторону характера и личности. По Л.С. Выготскому, темперамент является предпосылкой, а характер — результатом воспитательного процесса. Поддерживающие его учёные считают темперамент ядром характера, его неизменной частью, а характер — особенностью личности, изменяющей её в течение жизни.
В.М. Русалов (1985) придерживается точки зрения, что формально-динамические характеристики темперамента и характера имеют «разные аспекты обобщения и разное соотношение с содержательными свойствами психики».
В лаборатории Э.А. Голубевой проводились исследования, которые показали преобладание одной из сигнальных систем, если этому способствуют определённые комплексы типологических особенностей. С первой сигнальной системой связан образно-действенный стиль восприятия, мышления и памяти, лабильность нервной системы и доминирование правого полушария. Со второй сигнальной системой связано доминирование левого полушария, инертность нервной системы и вербальнологический стиль познавательной деятельности.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.