Свойства нервной системы
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1. Первичные и вторичные свойства.
2. Сила нервной системы.
3. Уравновешенность нервных процессов.
4. Подвижность и лабильность нервных процессов.

1. Первичные и вторичные свойства

И.П. Павлов ввёл в физиологию понятие о свойствах нервной системы. В дальнейшем Б.М. Теплов развил это понятие и под свойствами нервной системы предложил понимать врождённые особенности нервной системы, которые влияют на формирование у животных индивидуальных форм поведения, а у человека - некоторых индивидуальных различий способностей и характера.


Исследователи выделяют ряд свойств нервной «системы:
• усвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность);
• наличие следовых процессов (подвижность — инертность);
• фоновая активность (активированность, сила — слабость).


Свойства нервной системы характеризуются типологическими особенностями «проявления:
1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определённые группы по сходству реагирования. Таким образом, на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгрупповые различия.
2. Типологические особенности обладают устойчивостью своего проявления в состоянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, состояния утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при её многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типологическую группу.
3. Постоянство проявления типологических особенностей свойств нервной системы обусловлено тем, что эти особенности генетически обусловлены, заданы от рождения. Целенаправленно их изменить чрезвычайно трудно. Для этого требуется многолетняя тренировка в каком-либо виде деятельности, «требующая» слабости или инертности нервной системы или, наоборот, подвижности нервных процессов.
4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловливая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типологических особенностей (полифункциональность) является их характерным признаком.
5. Мера проявления типологических особенностей всегда абсолютна (т. е. выражается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той или иной типологической группе — условны».


И.П. Павлов выделял «три свойства нервной системы — силу, подвижность и уравновешенность». Учёный не разделял их на первичные и вторичные. В дальнейшем В.Д. Небылицын (1966) сформировал наиболее полную и стройную структуру свойств нервной системы. В основу своих суждений он положил утверждение, что «имеются четыре первичных свойства нервной системы — сила, подвижность, динамичность и лабильность, которые характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам даёт возможность говорить о четырёх вторичных свойствах: балансу по силе, балансу по подвижности, балансу по динамичности, балансу по лабильности». В итоге В.Д. Небылицын выделил 12 свойств нервной системы: 8 первичных свойств (учитывая, что каждое свойство относится и к возбуждению, и к торможению) и четыре вторичных.
Возбудительной или тормозной функциональной системе мозга присущи все вышеперечисленные свойства, но степень их выраженности в разных мозговых структурах и разных системах отличается. В связи с этим стала рассматриваться проблема соотношения общих и парциальных свойств нервной системы.
В.Д. Небылицын под общими свойствами нервной системы, осуществляющие произвольные акты человека, понимал свойства интегративных систем мозга и предложил общие свойства нервной системы рассматривать «не как чисто корковые, а как комплексные, отражающие функциональную систему, включающие в себя различные уровни центральной нервной системы: лобную кору, лимбический мозг, ретикулярную формацию».
Б.М. Тепловым было выдвинуто представление о парциальных свойствах нервной системы. Он считал, что у человека имеются различия в первой и второй сигнальных системах, так как отсутствует полное совпадение типологических параметров в разных анализаторах.


По утверждению В.Д. Небылицына парциальность обусловлена тремя моментами:
1) эффекторный аспект (регистрируются разные эффекторные выражения рефлекторной деятельности;
2) анализаторный аспект (применяются раздражители различной модальности;
3) используются различные подкрепляющие воздействия (с помощью вырабатываемых условных рефлексов изучаются типологические особенности).
Исследователи доказали, что парциальность свойств нервной системы обусловлена участием различных нервных структур в применяемых для их диагностики реакциях.


2. Сила нервной системы


В 1922 году И.П. Павловым было выдвинуто понятие «сила нервной системы». Он выявил при изучении условно-рефлекторной деятельности животных такую зависимость, что интенсивность раздражителя и частота его применения влияют на условно-рефлекторную реакцию. Чем сильнее и чаще воздействуют раздражители, тем больше ответная реакция, но в какой- то момент при достижении определённой интенсивности или частоты раздражения условно-рефлекторный ответ начинает снижаться. В результате И.П. Павлов назвал эту зависимость «законом силы» (рис. 7).

закон силы



Рис. 7. Схематическое представление «закона силы».

При экспериментах на животных было установлено, что проявление этого закона различно: у некоторых животных снижается условно-рефлекторный ответ при запредельном торможении, у других животных он наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения. Первых физиолог отнёс к «слабому типу» нервной системы, вторых — к «сильному типу» и предложил способы диагностики силы нервной «системы:
1) по максимальной интенсивности однократного раздражения, ещё не приводящего к снижению условно-рефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»);
2) по наибольшему числу раздражений, тоже ещё не приводящему к снижению рефлекторного ответа (измерение силы через её «выносливость»» (рис. 8).


Б.М. Теплов в своей лаборатории выявил повышенную чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную систему, и предложил свой способ измерения силы нервной системы. Он основывался на быстроте реакций человека на сигналы разной интенсивности: «субъекты со слабой нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной систе- мой» . По методике Б.М. Теплова сила нервной системы определялась через «нижнии порог» и регистрировалась по уровню активации ЭЭГ.

раздражители

Рис. 8. Схематическое представление различий в силе нервной системы в зависимости от длительности раздражителей


Ось Б — интенсивность раздражителя. Ось Т — длительность действия раздражителя с постоянной интенсивностью Rr. Зачернённая область — суммация возбуждения (превышение уровня подпороговой активности), h — время действия на слабую нервную систему раздражителя R2, приводящее к достижению предела реагирования, 12 — время действия для сильной нервной системы.

Если раздражитель достигнет или превысит определённую (пороговую) величину возникнет видимая ответная реакция (ощущение раздражителя или движение рукой), являющаяся силой нервной системы и обозначающаяся понятием «реактивность». В организме от действия данного раздражителя осуществляются такие физиологические и физико-химические изменения раздражаемого субстрата, которые необходимы для появления ощущения или ответной двигательной реакции. Таким образом, чтобы возникла ответная реакция, необходимо достичь или превысить пороговый уровень активации нервной системы. По нижнему порогу раздражения (Ri < R2) выявляются различия между «слабыми» и «сильными» (рис. 8).

Изменение времени реакции на различные по интенсивности

Рис. 9. Изменение времени реакции на различные по интенсивности раздражители у лиц с сильной и слабой нервной системой

Многократные повторные предъявления одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени приводит к явлению суммации, показателю выносливости силы нервной системы. Это явление заключается в том, что усиливаются рефлекторные реакции за счет возрастания фоновой активации. Связано это с тем, что каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след, приводящий к тому, что каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функциональном уровне, чем предыдущая (выделенная область на рис. 9).
Так как исходный уровень возбуждения у субъектов с сильной нервной системой ниже, чем у субъектов со слабой нервной системой, то явление суммации возбуждения и связанное с ним увеличение реакции (при сохранении постоянной по физическим параметрам силы раздражителя) у них медленнее достигает предела реагирования и медленнее наступает «тормозной» эффект. Проявляется это повышением эффективности реагирования. У субъектов с сильной нервной системой, в связи с более низкой активацией покоя, имеется больший «запас прочности», и суммация продолжается большее время без достижения предела реагирования. Предел реагирования у «сильных» размещается на более высоком уровне, чем у «слабых». 
Значение величины суммации возбуждения определяется длительностью действия раздражителя (t — время, n — количество повторений раздражения); это приводит к тому, что сильная нервная система оказывается более выносливой, чем слабая. Многократные предъявления сигналов (внешних или внутренних) снижает эффект реагирования на эти сигналы (величины или быстроты реакций). У «сильных» он произойдет медленнее, чем у «слабых». Этот принцип положен в основу разработанных проективных методик по определению силы нервной системы через её выносливость.
При диагностике силы нервной системы существуют следующие «правила:
1) нельзя использовать слабые раздражители, так как они снижают, а не повышают активацию нервной системы, и в результате более выносливыми к монотонному раздражителю оказываются лица со слабой нервной системой;
2) не каждый показатель выносливости может служить критерием силы нервной системы. Выносливость к физической или умственной работе не является прямым индикатором силы нервной системы, хотя и связана с ней. Речь должна идти о выносливости именно нервных клеток, а не человека, поэтому методики должны показывать быстроту развития запредельного торможения, с одной стороны, и выраженность эффекта суммации — с другой» .

3. Уравновешенность нервных процессов


И.П. Павлов считал, что соотношение нервных процессов является первым из свойств нервной системы.
В психологии при «измерении баланса нервных процессов у человека используются показатели: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также временных отрезков» .
О балансе между возбуждением и торможением судят по величине их интегральной характеристики, являющейся результирующей противоборства этих двух процессов, и сравнивается не выраженность возбуждения или торможения, а какой из этих процессов берёт верх один над другим. Уровень активации покоя у субъектов с уравновешенностью нервных процессов выше, чем у субъектов с неуравновешенными процессами (так как уровень активации выше у «слабых» субъектов). Не все субъекты с уравновешенностью нервных процессов имеют слабую нервную систему (наибольший уровень активации покоя), поэтому средний уровень активации покоя у этих субъектов ниже среднего уровня активации покоя у субъектов с неуравновешенными процессами.
Теория выделяет два вида баланса нервных процессов — «внешний» и «внутренний».
Изучив возрастные изменения «внешнего» баланса, исследователи пришли к выводу, что дети с 5-6 до 10-11 лет имеют уравновешенность нервных процессов (и мальчики, и девочки). Детей с преобладанием торможения значительно меньше и очень незначительное количество детей с преобладанием возбуждения. Но по мере взросления изменяется соотношение между этими типологическими группами (у девочек с 10 лет, а у мальчиков с 11 лет). Сначала уменьшается число детей с преобладанием торможения, а затем снижается число детей с уравновешенность, что ведёт к увеличению числа детей с преобладанием возбуждения. В период полового созревания, в 14 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков, фиксируется максимальное возрастание количества детей с преобладанием возбуждения.
В период полового созревания начинает фиксироваться качественно новый сдвиг баланса в обратную сторону: начинает увеличиваться количество лиц с преобладанием торможения на фоне большого числа лиц с преобладанием возбуждения. Особенно заметно этот процесс проявляется у девушек. В возрастной период от 14-15 лет до 18-19 лет в этой группе резко снижается количество лиц с уравновешенностью нервных процессов.
Установлено, что «внутренний баланс» изменяется с возрастом так же, как и «внешний». Но по «внутреннему» балансу отмечается смена фаз на два года раньше. У детей с 5-6 до 10-11 лет преобладает уравновешенность нервных процессов, в возрасте 9 - 11 лет число детей с преобладанием возбуждения резко увеличивается, а в 14-15 лет вновь преобладают дети с уравновешенностью нервных процессов, при этом значительно увеличиваются число лиц с преобладанием торможения.


4. Подвижность и лабильность нервной системы


Такое свойство нервных процессов, как подвижность, было выявлено И.П. Павловым в 1932 году и приобрело большую по- лисемичность. В 1963 году Б.М. Теплов отметил особенности нервной деятельности, характеризующие «быстроту функционирования нервной системы:
1) быстроту возникновения нервного процесса;
2) быстроту движения нервного процесса (иррадиация и концентрация);
3) быстроту исчезновения нервного процесса;
4) быстроту смены одного нервного процесса другим;
5) быстроту образования условного рефлекса;
6) лёгкость переделки сигнального значения условных раздражителей и стереотипов».


Б.М. Теплов, проведя в своей лаборатории изучение быстроты функционирования нервной системы, выделил два фактора: лёгкость изменения показателей условных раздражителей (положительного — на отрицательный и наоборот) и скорость возникновения и исчезновения нервных процессов. Первый фактор сохранил название подвижность, а второй фактор стал называться лабильностью.
Изменение условных рефлексов применяется в ряде физиологических работ как показатель подвижности нервной системы, но современные представления о функционировании нервной системы не считают этот показатель референтным для оценки свойства подвижности. Изменение (переделка) условных рефлексов является сложным феноменом высшей нервной деятельности, который «определяется не только лёгкостью перехода возбуждения в торможение и обратно, но и прочностью образованных условных связей (т. е. быстротой затухания следов), интенсивностью раздражителя, влиянием второй сигнальной системы и т. д.» . В своё время и И.П. Павлов расценивал переделку условных раздражителей как «сложное комплексное испытание, довольно трудно поддающееся расшифровке». Переделка не имеет связи с другими показателями подвижности, например, с показателями, входящими в группу лабильности. Но она зависима от силы нервной системы.


Лабильность включает в себя скорость развития нервного процесса и скорость его исчезновения, поэтому исследователи используют «три методических подхода изучения функциональной подвижности (лабильности):
а) выявление быстроты возникновения возбуждения и торможения;
б) выявление быстроты исчезновения возбуждения и торможения;
в) выявление максимальной частоты генерации нервных импульсов, зависящей как от «а», так и от «б»».


Исследование подвижности нервных процессов осложняется зависимостью от уровня активации покоя, т. е. от того, какая нервная система, слабая или сильная, имеется у субъекта.
Нервный процесс не может исчезнуть сразу после окончания действия раздражителя или исполнения какого-либо действия. Он слабеет постепенно. Присутствие следов создаёт помехи для нормального развития противоположного нервного процесса. Во время затухания он продолжает влиять па развитие противоположного процесса. Это определяется механизмом индукции. Если вместо процесса возбуждения в этих же центрах возникает процесс торможения, то возникшее торможение суммируется с уже имевшимся индукционным торможением, и тормозной эффект усиливается.
У разных людей последействие имеет разную длительность и зависит от следовой деполяризации и циркуляции нервных импульсов по сети нейронов. Отмечается, что у ряда людей положительные и отрицательные фазы протекают быстро, а у других — медленно. Это приводит к тому, что при предъявлении разным субъектам одинаковых задач на сближение положительных и отрицательных раздражителей или возбудительных и тормозных реакций, определяются различной длительности развёртки следовых изменений, что говорит о различиях функциональной подвижности нервной системы. Чем интенсивнее протекает процесс, тем более длительным будет его затухание, так как длительность затухания следа нервного процесса зависит от его интенсивности. В экспериментах в психофизиологической лаборатории Теплова—Небылицына установлены положительные связи между инертностью и слабостью нервной системы: если субъект имеет слабую нервную систему, то у него при действии раздражителя развивается более интенсивный процесс возбуждения, а затухание этого процесса становится длительнее, чем у лиц с сильной нервной системой.
Большинство методик, изучающих функциональную подвижность по скорости протекания следовых явлений, основывается на том, что сначала подаётся положительный сигнал, вызывающий возбудительный процесс, а затем тормозной сигнал, служащий причиной противоположного процесса. Или сначала тормозной сигнал, а затем положительный сигнал, приводящий к возбудительной реакции. И.П. Павлов назвал этот приём «сшибкой». Он не тождествен приёму, названному «переделкой» сигнального значения раздражителей, несмотря на то, что существует похожий момент: первый нервный процесс уступает место второму. В.А. Трошихин с соавторами выделили отличия этих двух приёмов: «во время “сшибки” смена одного нервного процесса другим обусловлена последовательным действием двух различных сигналов или операций (например, звука как положительного раздражителя и света как отрицательного), а при “переделке” меняется сигнальное значение одного и того же условного раздражителя, остающегося неизменным по своей модальности и физическим параметрам».
Н.И. Касаткин (1948), П.П. Балевский (1963) и А.И. Шлемин (1968) изучали у людей разного возраста изменение подвижности нервных процессов, оценивая реакцию последействия при предъявлении тормозного раздражителя. Было установлено, что у детей и подростков с 5 до 17 лет с возрастом подвижность нервных процессов уменьшается.
Н.Е. Высотский (1972), А.Г. Пинчукова (1974) и Ж.Е. Фири- лева (1974) обследовали более 2500 человек на возрастные изменения уровня подвижности возбуждения и торможения (по длительности реакции последействия) и получили достоверную закономерность: «снижение уровня подвижности возбуждения от 6-7 лет к 8-9 годам, затем рост подвижности в период полового созревания (11-14 лет), новое, но менее выраженное снижение уровня подвижности от 14 до 16 лет и некоторая стабилизация в возрасте —17-20 лет». Схожая динамика наблюдается и в отношении подвижности торможения.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.