На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Функциональное состояние головного мозга
Функциональное состояние головного мозга
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1. Модулирующая система мозга.
2. Уровни возбуждения нервных клеток головного мозга.

1. Модулирующая система мозга


Всякая деятельность человека, как мыслительная, так и поведенческая, предполагает наличие определённых условий в виде фона психической активности, на котором эта деятельность протекает более или менее успешно. Выделяют две формы процессов активации:
• ориентировочные реакции, обусловленные функционированием быстродействующих систем регуляции процессов активации;
• медленнодействующая система активации.


Установлены различия в протекании этих процессов в период сна и период бодрствования. Регистрируются ЭЭГ корреляты различных фаз сна. Но процесс бодрствования также не является однородным состоянием.
Психофизиологический подход опирается на представления о существовании модулирующих систем мозга. Модулирующая система - это особый блок ретикулярной формации в средней части ствола мозга рядом с сенсорными путями, которые отдают ей часть своей информации. Ретикулярная формация ствола мозга оказывает как возбуждающее, так и тормозящее влияние на выше лежащие отделы мозга. Таламус (зрительный бугор) - отдел промежуточного мозга - играет роль коллектора сенсорной информации. В таламусе находится центр (водитель) ритма, отвечающий за генерацию активности. Ядра неспецифического таламуса диффузно проецируют возбуждение в кору головного мозга, но на ограниченные участки. Лимбическая система отвечает за эмоциональное состояние человека. К ней относится стриопаллидарная система (базальные ганглии). Она также избирательно активирует кору головного мозга, но и сама находится под её воздействием. Лимбическая система отвечает за распределение активационных ресурсов при организации восприятия и действия. Это - адаптивно настраиваемый фильтр, участвующий в мотивационном возбуждении. Передние отделы коры головного мозга активируют в нисходящем направлении таламус и ретикулярную формацию.
Модулирующая система мозга осуществляет свои задачи через специальный класс функциональных систем, которые регулируют процессы активации. Модулирующая система мозга может создавать как локальные, так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе, регулирует цикл бодрствования, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, регулирует сон, его стадии и фазы, а также процессы внимания. Части модулирующей системы мозга образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический.
Максимальная эффективность деятельности модулирующей системы мозга соответствует оптимальному уровню бодрствования. Шкала уровней бодрствования включает состояния от глубокого сна до крайнего возбуждения.


2. Уровни возбуждения нервных клеток головного мозга


Уровень возбуждения нервных клеток головного мозга Н.Н. Василевский и М.М. Хананашвили определяют как функциональный тонус или общее функциональное состояние. Нормальная (по количеству и качеству) импульсация с периферических рецепторов необходима для поддержания этого тонуса на оптимальном уровне, обеспечивающем вегетативные и психические процессы. Ограничение потока раздражителей в головной мозг снижает его функциональное состояние и приводит к нарушению регулирующей функции мозга. Мозг регулирует постоянство внутренней среды организма и состояние его периферических приборов. С другой стороны, он сам подчиняется принципам саморегулирования на основании информации, поступающей с периферических рецепторов. «Нормальная» по качеству и количеству импульсация с этих рецепторов необходима для поддержания оптимального функционального состояния головного мозга. Биологический смысл этого явления заключается в подготовке нервных центров к предстоящей «деятельности». Между сном и состоянием крайнего возбуждения имеется непрерывный ряд изменений уровня бодрствования, вызываемых изменениями активности нервных центров.


Сон - это специфическое состояние мозга и организма в целом, характеризующееся существенной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, фазами электрической активности мозга и специфическими со- матовегетативными реакциями. Состояние сознания противоположно состоянию бодрствования. Сон - это неоднородное состояние, протекающее в виде медленно-волнового и парадоксального сна. Фазы сна определяются по изменению активности ЭЭГ: дремота, поверхностный сон, дельта-сон, быстрый сон.
Внимание есть динамическая характеристика познавательной деятельности, которая проявляется как бы внутри восприятия и мышления, являясь стороной всех познавательных процессов. Не имея своего психического содержания, внимание проявляется в различных психических процессах. Факторами, способствующими привлечению внимания, являются структура внешних раздражителей и структура деятельности. Характеристиками внимания являются: избирательность, объём внимания, концентрация, распределяемость, устойчивость и переклю- чаемость. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс.
В физиологии труда функциональное состояние понимают как системную реакцию организма и психики человека, выражающуюся в виде интегрального динамического комплекса наличнх физиологических, психологических и поведенческих свойств и качеств, которые обусловливают выполнение заданной деятельности. Поведенческим выражением такого состояния является уровень бодрствования.

Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.