Психология стресса
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

1. Общие представления о стрессе

Стресс является одним из базовых понятий для многих наук, в частности психологии, медицины и биологии. В современной научной литературе существует значительное количество определений, отражающих различия в понимании сущности и механизмов стресса. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Ф. 3. Меерсон определяет стресс как стандартную реакцию организма на любой новый фактор окружающей среды, выражающуюся активацией гипофизарно-адреналовой и адренергической систем организма и являющуюся необходимым звеном более сложного процесса адаптации.


А. В. Вальдман относит к стрессам только такие реакции, для которых характерно перенапряжение психологических и адаптивных процессов.
Р. Лазарус предлагает различать понятия неспецифического стресса и психологического стресса, возникающего в ситуациях, представляющих в будущем опасность для человека и вызывающих стремление преодолеть угрожающую ситуацию, избавиться от опасности .
Т. Сох предлагает рассматривать стресс как часть динамической системы взаимодействия личности с окружающей средой при осознании человеком трудности выполнения предъявляемых требований или их несоответствия имеющимся возможностям. При этом основные физиологические реакции определяются психологическим воздействием стрессора на личность, а воздействия на процессы восприятия ситуации являются мощным средством управления реакции человека в стрессорных условиях .
П. Д. Горизонтов дает определение стрессу как неспецифической реакции организма на действие чрезвычайного (по силе влияния на организм) раздражителя, вызывающего включение нервных и гормональных звеньев адаптации.
Б. М. Федоров рассматривает стресс как генерализованную реакцию напряжения, возникающую в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма .
Несмотря на развитие и существенное изменение представлений о природе стресса, в науке сохранился принцип выделения его проявлений по Г. Селье в виде общего адаптационного синдрома (ОАС), состоящего из трех последовательных стадий: тревоги, резистентности и истощения.
1. Стадия тревоги - наступает сразу после воздействия стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма.
В стадии тревоги выделяют фазу шока и противотока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно. Указанные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, достаточно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противотока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности - готовности бороться или бежать от опасности.
2. Стадия сопротивления наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально - организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
3. Стадия истощения. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения. На данной стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.
Стресс-реакции реализуются посредством трех механизмов (стресс- реализующих систем): адренокортикального, соматотропного, тиреоидного.
1. Адренокортикальный механизм включает следующую цепь событий: неокортекс —► септально-гипоталамический комплекс —► выделение кортиколиберина —► активация гипофиза —► выработка АКТГ —> активация коры надпочечников —► выделение глюкокортикоидов (кортизол, гидрокортизон и др.) и минералокортикоидов (альдостерон).
Главное в данном механизме - это продукция глюкокортикоидов, поскольку они вызывают значительное повышение энергетических запасов (возрастает уровень глюкозы и свободных жирных кислот). Все это происходит для того, чтобы подготовить организм для дальнейшей борьбы со стрессом или бегству от него. Альдостерон также подготавливает нас к активным действиям, поднимая артериальное давление настолько, чтобы питательные вещества и кислород быстрее и легче поступали к наиболее активным частям организма - внутренним органам и конечностям. Повышение артериального давления происходит за счет увеличения объема жидкостей в организме вследствие снижения выработки мочи и задержки выработки натрия.
2. Соматотропный механизм активизируется следующим образом: неокортекс —► септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —► выделение соматолиберина гипоталамусом —► выделение сома- тотропного гормона аденогипофизом. Соматотропный гормон повышает резистентность к инсулину (как при диабете), ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров, в результате чего в крови повышается содержание глюкозы и свободных жирных кислот, т.е. увеличиваются энергетические запасы.
3. Тиреоидный механизм реализуется по следующей схеме: неокортекс —► септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —> тиролиберин гипоталамуса —► активация гипофиза —► выработка тире- отропного гормона (ТТГ) —► активация щитовидной железы —► выработка тиреоидных гормонов (ТЗ-трийодтиронин, Т4-тироксин). Физиологический смысл данного защитного механизма заключается в том, что тиреоидные гормоны повышают чувствительность тканей к циркулирующим в крови катехоламинам, повышают уровень энергообразования, активизируют деятельность сердца (сократимость, ЧСС), повышают артериальное давление, в целом учащается базальный ритм метаболизма. При этом повышается тревожность и уменьшается чувство усталости.
В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие системы.
1. ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными. Под влиянием ферментов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. В результате не происходит запуска стресс-реакции.
2. Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность, увеличивают возможность выполнения длительной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции человека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоциональной реакции, запускающей стресс-реакцию.
3. Простагландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию катехоламинов. Особенно это выражается в отношении чувствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простагландины снижают выраженность стресс-реакции.
4. Антиоксидантная система. При действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием которого является образование свободных радикалов, приводящих к активации многих биохимических реакций в клетках. Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих свободнорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты (витамин Е, цистеин).
5. Трофотропные механизмы. Активация парасимпатической нервной системы во время стресс-реакции представляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.
В настоящее время ряд авторов при описании стресса говорят о субсиндромах. Так, согласно позиции Л. А. Китаева-Смыка, кратковременный и длительный стресс формирует четыре субсиндрома, каждый из которых характеризуется большим числом симптомов, принадлежащих к какому-либо одному классу проявлений жизнедеятельности человека
1) эмоционально-поведенческий;
2) вегетативный (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности);
3) когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе);
4) социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе).
Первые два субсиндрома адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально-личностными особенностями людей, проявляющимися в стрессовых ситуациях.

2. Психологический стресс

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния на человека выделяются физиологический и психологический стресс.
Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула.
Психологический стресс определяют как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями1.
Психологический стресс, в отличие от физиологического стресса, обладает рядом специфических особенностей, которые представлены в таблице I .


Таблица 1
Отличия между физиологическим и психологическим стрессом

Параметр

Физиологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

физическое, химическое или биологическое воздействие на организм

социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

всегда реальный

реальный или виртуальный

На что направлено действие

на жизнь, здоровье, физическое благополучие

на социальный статус, чувство самоуважения и т.д.

Наличие реальной угрозы жизни или

имеется

отсутствует

Характер
эмоциональных
переживаний

«первичные» биологические эмоции - испуг, страх, гнев

«вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть

Временные границы предмета стресса

размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Влияние личностных качеств

незначительное

очень значительное

Психологический стресс подразделяется на три вида - информационный, эмоциональный, коммуникативный1. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за их последствия. Во втором - человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, тревоги и т.п. Коммуникативный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе.
В работах В. А. Бодрова предложена следующая классификация существующих подходов и моделей психологического стресса :
1. Геиетически-коиституциоиалъиая теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.
2. Модель предрасположенности к стрессу - основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения.
3. Психодинамическая модель основана на положениях теории 3. Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства:
- сигнализирующая тревога (возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности);
- травматическая тревога (развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника).
4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов, мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
5. Междисциплинарная модель стресса. По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам.
7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом данной модели является адаптация. Адаптация рассматривается автором как способ, с помощью которого индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление (coping) - борьба с ситуацией, 2) защита (defence) - борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «совладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.
8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса (автор Н. Selye, модификация В. Р. Dohrenwend) рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. В числе стрессорных факторов, нарушающих (разрушающих) или угрожающих подорвать обычную жизнь индивида, выделяют, прежде всего, социальные (например, экономические или семейные неудачи). Эти социально психологические стимулы, по мнению авторов не всегда являются негативными, а значит, не всегда ведут к объективному кризису.
9. Системная модель стресса отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т.п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма: если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает и развивается стресс. По мнению авторов, способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от многих факторов:
- ресурсов человека - его общих возможностей по разрешению различных проблем;
- личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы;
- происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения;
- наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему;
- типа выбранного реагирования - защитного или агрессивного.
Значение и учет названных выше факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.
Рассматривая развитие психологического стресса, важно остановиться на нескольких ключевых моментах: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влиянии прошлого опыта, осведомленности, индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.
1. Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:
а) частоте возникновения - события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на производстве), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);
б) длительности воздействия - кратковременное, продолжительное, хроническое. Кратковременные стрессоры - это, чаще всего, повседневные неприятности, в результате воздействия которых актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации, вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения и сопровождающиеся не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями (перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в трудовом коллективе). Хронические стрессоры - постоянно или очень длительное время действующие ситуации, например, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе и т.п.;
в) интенсивности воздействия - чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Например, смерть близкого человека по интенсивности воздействия значительно превосходит события, связанные с неприятностями в профессиональной сфере;
г) знаку эмоциональной окрашенности - стрессовые события могут быть не только негативными, вызывающими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим изменениям, вызывающими сильные положительные эмоции. К примеру, такие события, как новоселье, вступление в брак, воспринимаясь как позитивные, тем не менее, оказывают сильное стрессовое воздействие на человека.
2. Интерпретация человеком стрессового события. Одно и то же событие потенциально может являться стрессором, но вызывает сильную стрессовую реакцию только у одного человека, который воспринял ситуацию как негативную, угрожающую нормальному течению его жизни. Для второго человека ситуация может иметь незначительное стрессовое воздействие. Следовательно, в реакции на стрессор большую роль играет субъективная оценка ситуации (когнитивная интерпретация происходящего).
3. Прошлый опыт человека. На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми.
4. Осведомленность (информированность) о ситуации. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека. Наличие у человека знаний, умений и навыков, позволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.
Таким образом, наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам может быть связана как с указанными выше факторами, так и с индивидуальными и личностными качествами человека, к которым, в первую очередь, относят:
1. Уровень самооценки (самооценка - это оценка своих возможностей). Чем выше самооценка, ощущение важности своего существования, тем больше стрессоустойчивость.
2. Уровень субъективного контроля (характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки). Интерналы менее подвержены стрессовым влияниям, чем экстер- налы, которые воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и, соответственно, более уязвимы.
3. Уровень личностной тревожности (устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности, поддерживающая инстинкт самосохранения. При этом высокая личностная тревожность тесно связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями. Поэтому открытость, интерес к изменениям и отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития на фоне адекватного уровня личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.
4. Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.
5. Тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой.
6. Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов.

3. Типология стрессовых расстройств

В международном классификаторе болезней (МКБ-10) выделяют следующие виды расстройств, вызванных стрессом:
F43.0 Острая реакция на стресс;
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство;
F43.2 Расстройство приспособительных реакций.
F43.0 Острая реакция на стресс
Острое стрессовое расстройство - кратковременное расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на сильный стрессор.
Для острого стрессового расстройства характерны:
- состояние оглушенности, могут наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;
- симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);
- есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и появлением симптоматики;
- стрессовое событие фиксируется в памяти частично.
Человек, переживающий острое стрессовое расстройство, часто нуждается в помощи специалистов (экстренной психологической помощи). Однако не менее важной является психологическая помощь людей, оказавшихся рядом с человеком при острых реакциях на стресс.

При оказании психологической помощи важно знать несколько правил:
1. Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, поэтому может быть опасен.
2. Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости вызовите скорую помощь.
3. Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
4. Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Найдите того, кто может это сделать.
5. Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать, лучше воздержитесь.

Рассмотрим приемы экстренной психологической помощи окружающим при острых реакциях на стресс.

Помощь при страхе:
1. Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.
2. Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому если человек говорит о том, чего он боится, поддерживайте его, говорите на эту тему.
3. Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.
4. Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений, в частности:
- Положите руку на живот. Медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1-2 секунды. Выдохните. Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3-4 раза;
- Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1-2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1-2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее. Медленно повторите это упражнение 3-4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему - дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.
5. Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.
6. Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Помощь при тревоге:
1. Очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.
2. Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.
3. Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.
4. Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

Помощь при плаче:
Слезы являются одним из способов выплеснуть свои чувства. Не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему - тоже неправильно. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения: «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» - они именно об этом. Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
Помощь при истерике (неконтролируемом всплеске эмоций):
В отличие от слез, истерика - это состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:
1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.
2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
3. После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»),
4. После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

Помощь при апатии:

В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если человека оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию. В этом случае можно произвести следующие действия:
Е Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».
2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).
3. Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.
4. Дайте ему возможность поспать или просто полежать.
5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Помощь при чувстве вины или стыда:
1. Если с вами рядом человек, который мучается от стыда или от чувства вины, постарайтесь убедить его обратиться к специалисту. Такое состояние часто требует помощи специалиста-психолога или врача-психотерапевта.
2. Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно. Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов - просто слушайте.

Помощь при двигательном возбуждении:
Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить человека. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.
1. Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.
2. Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.) так, чтобы он почувствовал физическую усталость.
3. Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику, например:
- Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке - сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1-2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.
- Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3-4 вдоха-выдоха.
- Некоторое время (примерно 1-2 минуты) дышите нормально.
- Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности. Повторите упражнение 3-4 раза.
- Дышите как обычно.

Помощь при нервной дрожи:
1. Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
2. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
Категорически нельзя:
1. Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.
2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.
3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Помощь при гневе, злости, агрессии:
1. Сведите к минимуму количество окружающих.
2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).
3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.
6. Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:
- нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
- наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - психическое расстройство, обусловленное тяжелой психотравмирующей ситуацией, выходящей за рамки нормального человеческого опыта. Особенностью данного расстройства является тенденция не только не исчезать со временем, но становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия.



Важно заметить:
- в популяции ПТСР у женщин встречаются чаще (1,2 %), чем у мужчин (0,5 %);
- ПТСР может появиться в любом возрасте, однако чаще встречается у лиц молодого возраста;
- попадание в тяжелую психотравмирующую ситуацию не обязательно влечет за собой развитие ПТСР. По данным статистики, этим расстройством страдает 50-80 % граждан, переживших травмирующие события.

Критерии ПТСР по МКБ-10:
Критерий А. Больной должен быть подвержен воздействию стрессорного события или ситуации (как краткому, так и длительному) исключительно угрожающего или катастрофического характера, что способно вызвать общий дистресс почти у любого индивидуума.
Критерий В. Стойкие воспоминания или «оживление» стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.
Критерий С. Больной должен обнаруживать фактическое избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором.
Критерий D. Любое из двух:
1. Психогенная амнезия, либо частичная, либо полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора.
2. Стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные любыми двумя из следующих:
а) затруднения засыпания или сохранения сна;
б) раздражительность или вспышки гнева;
в) затруднения концентрации внимания;
г) повышения уровня бодрствования;
д) усиленный рефлекс четверохолмия.
Критерии В, С и D возникают в течение шести месяцев стрессогенной ситуации или в конце периода стресса (для некоторых целей начало расстройства, отставленное более чем на 6 месяцев, может быть включено, но эти случаи должны быть точно определены отдельно).
Критерии ПТСР no DSM-IV:
Критерий А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта:
1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (событиями), которые включают смерть или угрозу смерти, или угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной).
2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.
Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорганизованным поведением.
Критерий В. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов.
1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания.
Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.
2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.
Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание которых не сохраняется.
3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь (включает ощущения «оживания» опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды - «флэшбэк»-эффекты, включая те, которые появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).
Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяющееся поведение.
4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.
5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.
Критерий С. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и numbing - блокировка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей.
1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой.
2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.
3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия).
4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах деятельности.
5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей.
6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви).
7. Чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).
Критерий D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию, по крайней мере, двух из нижеперечисленных симптомов:
1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).
2. Раздражительность или вспышки гнева.
3. Затруднения с сосредоточением внимания.
4. Повышенный уровень настороженности, гипербдительность, состояние постоянного ожидания угрозы.
5. Гипертрофированная реакция испуга.
Критерий Е. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D) более чем 1 месяц.
Критерий F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.
В зависимости от времени возникновения, длительности течения выделяются следующие диагностические формы ПТСР1:
1. Острое расстройство: первичная манифестация симптомов в течение первых 6-ти месяцев после травмы (но не ранее 1 месяца после события). При этом длительность сочетанного проявления всех симптомов ПТСР - менее 6 месяцев.
2. Хроническое расстройство: продолжительность проявления симптомов - свыше 6 месяцев.
3. Отсроченное расстройство: комплекс симптомов впервые появляется не ранее, чем через 6 месяцев после стрессовой ситуации.
В симптоматическом комплексе посттравматического стрессового расстройства выделяют три группы симптомов:
1. Группа симптомов повторного переживания (или симптомы «вторжения»),
2. Группа симптомов избегания.
3. Группа симптомов физиологической гиперактивации (повышенной возбудимости).
Коррекция ПТСР является комплексной с учетом ресурсного потенциала различных методов, определяющих следующие направления:
1. Образовательное направление. Данное направление включает в себя информационную поддержку, обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии.
2. Холистическое направление. Вторая группа методов располагается в области целостного отношения к здоровью. Специалисты по формированию здорового образа жизни отмечают, что физическая активность, правильное питание, духовность и развитое чувство юмора вносят большой вклад в выздоровление человека как единого целого.
3. Социальное направление. Методы, направленные на формирование и увеличение социальной поддержки и социальной интеграции. Сюда также можно включить формирование общественных организаций, оказывающих поддержку людям с ПТСР.
4. Терапевтическое направление (фармакотерапия, психотерапия) включает в себя собственно психотерапию, направленную на проработку травматического опыта, работу с горем, разумное использование фармакотерапии для устранения отдельных симптомов.
Расстройство приспособительных реакций - состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующее социальному функционированию и продуктивности и возникающее в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию.
Стрессовый фактор может быть связан с негативным изменениями близкого социального круга пациента или поражать более широкую сферу социальных отношений.
Следует заметить, что в большинстве случаев расстройство приспособительных реакций не возникают непосредственно за психотравмирующей ситуацией, а наблюдается спустя какой-то временной интервал после нее.
Распространенность расстройства приспособительных реакций в различных группах населения (дети, подростки, взрослые и пожилые) колеблется в пределах 2-8 %.
Расстройство приспособительных реакций проявляется различными симптомами: депрессивное настроение, тревога, раздражительность. У подростков могут отмечаться расстройства поведения (например, агрессивное или диссоциальное поведение). Но при этом ни один из симптомов не является столь существенным или преобладающим, чтобы свидетельствовать о более специфическом диагнозе.
Врачебная помощь при нарушении приспособительных реакций преследует несколько целей:
- устранить симптомы расстройства;
- помочь человеку приобрести нормальное эмоциональное состояние;
- способствовать быстрейшему возвращению в социум полноправным его членом;
- заложить основу для последующего отсутствия патологических реакций при воздействии стрессоров;
- предотвратить развитие тяжелых психозов.
Для ликвидации симптомов расстройства приспособительных реакций проводят медикаментозное лечение с применением антидепрессантов и транквилизаторов. После купирования острого состояния переходят к психотерапевтической работе.

Источник: Гребенникова, Е. В. Психология здоровья: учебно-методическое пособие / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов. - Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019.- 168 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.