На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности
Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности
Психосоматические заболевания в профессиональной деятельности
Психическое выгорание в профессиональной деятельности и его последствия для психического здоровья
Психодиагностика, методы профилактики и коррекции психического выгорания и развития психосоматических заболеваний
Все страницы

1. Проблема сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности

В сложных условиях современной профессиональной деятельности актуальными и важными являются вопросы сохранения здоровья сотрудников, профилактики развития психических и психосоматических заболеваний. Мы начнем изучать данный вопрос с базовых положений, уточняющих саму категорию здоровья и его основных видов, истории развития представлений о здоровье в различные исторические периоды и др.


• Понятие, общая характеристика и история изучения здоровья


Здоровье - это сложный, системный феномен, изучаемый научной дисциплиной - психология здоровья. Согласно уставу Всемирной Организации Здравоохранения (специальное учреждение ООН, основанное в 1948г.), здоровье - это не отсутствие болезни или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В V в. до н.э. Алкмеон отметил, что здоровье - это гармония или равновесие противоположно направленных сил. Платон предположил, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Здоровье определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей. Гиппократ полагал, что здоровье - это правильное смешение «гуморов» (черной и желтой желчи, слизи и крови), при дисбалансе которых развиваются различные заболевания и ухудшается эмоциональное состояние. Врач Гален в гуморальной
теории Гиппократа дополнительно развил постулаты пифагорейской теории четырех элементов [12].
Идеи древнегреческих мыслителей были продолжены в Древнем Риме (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Несмотря на различия в интерпретации здоровья, ученые древности сходились в том, что для здоровья необходима внутренняя согласованность, оптимальное соотношение телесных и душевных проявлений человека. Необходимо обратиться к самому себе и в самом себе найти нужную, важную точку опоры, источник здоровья, но не во внешних преходящих материальных благах; необходимо быть умеренным и своевременно заботиться о себе. Исцеление - это процесс восстановления утраченной человеком целостности в результате сложных жизненных обстоятельств [12]. В процессе сохранения здоровья и восстановления организма особую роль играло искусство и творчество человека [5,21].
Религиозные ритуалы Античности совместно с музыкой, танцами, песнопениями способствовали исцелению и восстановлению человека, возвращению покоя и гармонии. Очищение (катарсис) приводил к освобождению человека и его гармонизации (Аристотель и
др.) [18].
В Древней Руси вопросы сохранения здоровья были достаточно важны. Уделялось внимание режиму сна- бодрствования, был принят дневной сон после обеда (обычай сохранялся до начала ХХв.). При некоторых болезнях использовался обряд «припекания» и «прогревания», применяли отвары из различных лекарственных трав. Народные вышивка и песни, резьба на окнах и крышах домов и др., содержали символику различных стихий, славянских богов и были во многом направлены на сохранение здоровья человека и оберегание его от злых сил.

модели здоровья

Рис. 18. Модели здоровья.


«Поучение» Владимира Мономаха в Х1 в., «Домострой» ХV-ХVI вв. и другие источники древности упоминают о сохранении и поддержании различных аспектов здоровья человека. С ХVIIIв. вопросы здоровья  населения страны стали решаться на государственном уровне, что все же не позволило устранить многие проблемы вплоть до начала ХХв.
Отечественный ученый В.М.Бехтерев на II-ом съезде психиатров в докладе «Личность и условия ее развития и здоровья» (1905г., г.Киев) отметил влияние социальных и биологических факторов на здоровье человека. Он считал, что каждый может стать деятелем, творцом своего будущего. В.М.Бехтерев обратил внимание на условия обучения детей в школе и их здоровье. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». Несмотря на то, что основы для развития психологии здоровья в России были заложены в начале ХХв., сложные события в России, произошедшие позднее, не способствовали ее дальнейшему становлению [12].
Отмечается тесная взаимосвязь между клинической психологией и психологией здоровья. Психология здоровья оформилась как самостоятельная наука к 70-м гг. ХХ в. в зарубежных странах. В 1978г. в США в Американской психологической ассоциации было открыто отделение «Психология здоровья», которое возглавил Дж.Матараццо. С точки зрения Дж.Матараццо, психология здоровья - «комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации экологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций,... по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья» [12, с.27].
С 1982г. в США стал выходить журнал «Психология здоровья». К 70-80-гг. ХХв. стали оформляться различные модели здоровья. В 1977г. появилась биопсихосоциальная модель Д.Энджела, в которой осуществлялась попытка объяснения причин возникновения болезней и их устранения с учетом ряда факторов [12].
В России с 80-90-х гг. ХХв. начались исследования по психологии здоровья (В.А.Ананьев, В.В.Зацепин, И.В.Дубровина, В.Э.Пахальян и др.). В 2000г. в г.Санкт- Петербурге прошла первая конференция, посвященная проблемам психического здоровья [12]. В настоящее время психология здоровья активно развивается в системах дошкольного, школьного и высшего образования, в различных видах профессиональной деятельности и пр.


• Физическое, психологическое и психическое и здоровье сотрудников.


Физическое здоровье - это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье [17].
Критериями физического здоровья являются уровень физического развития, возрастные анатомофизиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов [17].
Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституцию, к внешним - экологические и социально-экономические факторы [Валеология, 2008].
Нарушения физического здоровья могут приводить к сложностям с психологическим и психическим здоровьем.
Психологическое здоровье «является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности» [42, с.8]. Психологическое здоровье - не только душевное, но и личностное здоровье, возможность личности раскрыть свой внутренний потенциал, свою уникальность, неповторимость, успешного прохождения всех этапов онтогенеза [1,33,42].
Психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [1,33,42].
Уровни психологического здоровья [33,42]:
1. Высший уровень отмечается при устойчивой адаптации к среде, наличии резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции.
2. Средний уровень (адаптивный) - человек адаптирован к социуму, но имеет повышенную тревожность, относится к группе риска и может быть включен в групповую работу профилактически- развивающей направленности.
3. Низший уровень (дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный) - нарушение баланса процессов ассимиляции (уподобление, слияние) и аккомодации (приспособление). Необходимо оказание психологической помощи.
Согласно позиции Всемирной Организации Здравоохранения, психическое здоровье - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Образ жизни (вредные привычки, зависимости, злоупотребление лекарствами, гипо, - и гипердинамия, некачественное питание, хронический стресс и дистресс, невнимательное отношение к своему здоровью) и личностные особенности человека

психическое здоровье

Рис. 19. Факторы, провоцирующие развитие нарушений психического здоровья.
Психическое здоровье - это соответствие норме, отсутствие отклонений, патологий и социальная адаптированность человека.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.