На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности - Психическое выгорание в профессиональной деятельности и его последствия для психического здоровья
Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности - Психическое выгорание в профессиональной деятельности и его последствия для психического здоровья
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Практические аспекты клинической психологии в профессиональной деятельности
Психосоматические заболевания в профессиональной деятельности
Психическое выгорание в профессиональной деятельности и его последствия для психического здоровья
Психодиагностика, методы профилактики и коррекции психического выгорания и развития психосоматических заболеваний
Все страницы

 


3. Психическое выгорание в профессиональной деятельности и его последствия для психического здоровья


• Стресс и стрессоустойчивость в профессиональной деятельности.


Основоположником учения о стрессе считается Г.Селье, который полагал, что различные неблагоприятные факторы (холод, тепло, инъекция aдреналина, инсулина, боль и др.) вызывают обычно одинаковый ответ организма. «Общий адаптационный синдром» (ОАС), или стресс предполагает прохождение трех стадий [29]:
- реакция тревоги - состояние напряжения и настороженности;
- стадия сопротивления - организм пытается приспособиться к изменившимся условиям;
- стадия истощения - если воздействие стрессора не прекращается или увеличивается, то происходит истощение ресурсов организма, что может привести к болезни или смерти индивида.
Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции (эустресс), либо вызывать
неприятные, отрицательные переживания, имеють ослабляющую, деструктивную силу (дистресс).
Стресс - это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» (по В.В.Суворовой, 1975).
Р.Лазарус разграничивал физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Стрессовые реакции разделяют на физиологические, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные проявления стресса.
Под стрессоустойчивостью часто понимается свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности. Высокий уровень стрессоустойчивости должен быть у представителей ряда профессий, связанных с деятельностью на железной дороге.
Поскольку учебное пособие создавалась на безе Российского университета транспорта, в качестве примера обратим внимание на стрессоустойчивость личности работников железной дороги.
Высокая или сильная эмоциональная устойчивость определяет высокую или повышенную продуктивность деятельности в условиях стресса, а низкая или слабая эмоциональная устойчивость вызывают обратный эффект. Во время движения поезда монотонность деятельности машинистов сочетается с высоким риском возникновения экстремальных ситуаций. Особенно сложная ситуация на территории г.Москвы и Московской области в связи с высокой интенсивность движения поездов и пересечения железнодорожного полотна другими транспортными средствами и пешеходами, в том числе, в местах для этого не предназначенных.
Необходимость постоянного контакта с пассажирами у машинистов пригородных электропоездов становится дополнительным стрессовым фактором. Число правонарушений в электропоездах остается достаточно высоким. Осложняет работу машинистов нарушения безбилетных пассажиров, перебегающих от контролеров во время остановки поезда из одного вагона в другой, необходимость вызова сотрудников полиции согласно запросам пассажиров или сотрудников РЖД, высокий уровень пассажиров в состоянии наркотического опьянения (прежде всего, в вечернее время, в выходные, в праздничные и предпраздничные дни), представляющих потенциальную опасность для других пассажиров и способных спровоцировать ДТП.
Трейнсерфинг представляет дополнительную проблему для машинистов поездов. Способ проезда с внешней стороны поезда (на крыше, с боковых или торцевых сторон вагонов, в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава) сопряжен с высоким уровнем травматизма либо гибели человека в связи с падением или столкновением с негабаритными объектами. В России отмечаются многочисленные случаи поражения электрическим током, прежде всего, молодых людей в результате езды с внешней стороны поезда. Данное явление стало распространяться в России с 80-х гг. в связи с сокращением состава проездной бригады (ранее состояла их трех человек) и отсутствием контроля сотрудниками РЖД задних кабин поездов. Кроме того, отмена ряда электричек, переполненность вагонов, высокие цены за проезд способствовали популяризации трейнсерфинга в стране.
Одно из направлений деятельности психологов РЖД связанно с повышением стрессоустойчивости у сотрудников железнодорожного транспорта.
Дополнительно предполагается работа со страхами машинистов (страх перед медицинскими и врачебноэкспертными комиссиями, страх неисправности локомотива, столкновения с другим транспортным средством (автомобилем на переезде и пр.) и др.). Один из распространенных страхов - страх осуществления сбива / наезда на пешехода [5]. Наиболее интенсивен страх у машинистов, которые не оказывались в данных ситуациях ранее, но знают о подобном из опыта своих коллег. Данный страх отмечается, в том числе, у машинистов метрополитена. В кошмарных сновидениях машинисты или их помощники часто видят людей оказавшихся на пути следования локомотива. В общей совокупности нарушения сна, рост напряженности не позволяют сотрудникам эффективно выполнять свои обязанности. Несколько иная ситуация у машинистов, которые оказались в ситуации Дпп с жертвами. Чувство вины и страх повторения инцидента нарушают привычное выполнение профессиональных обязанностей. Некоторые машинисты весьма болезненно воспринимают сбив животных, особенно если у них есть свои домашние любимцы. Одно из сложных направлений работы - оказание помощи машинистам оказавшихся причастными к смерти или тяжелым травмам детей.
Для осуществивших наезд на пешеходов характерны чувство вины и страха, либо отрицание проявления каких- либо чувств в связи с ситуацией гибели или увечья других людей. Наиболее сложной является работа с машинистами, страдающими алекситимией (сложностями понимания и выражения своих эмоций и чувств) [5]. У них отмечается уход от осознавания и отреагирования собственных чувств и попытки «рационально» смотреть на ДТП. В дальнейшем наблюдается развитие соматических заболеваний, способных привести к уходу из
профессиональной деятельности и, соответственно, к потере квалифицированных кадров. В отдельных случаях машинисты испытывают потребность в посещении похорон людей, попавших под их поезд, в связи с необходимостью «логичного» завершения травматичной ситуации.
Столкновение с пешеходами происходит в результате перехода ими железнодорожной колеи или непосредственного нахождения в пределах габаритов состава. Характер травмы зависит от того, где находился человек на момент столкновения с поездом. Например, если в колее пути, то основными травмами будут удары от центрального прямого (человек останется между рельсами пути) и косого ударов (падение верней половиной туловища на междупутье или на бровке, нижней части - в колеи; в некоторых случаях ноги оказываются на одном рельсе, а голова и шея на другом). При нахождении рядом с рельсом тело человека отбрасывает вперед, либо вправо или влево. В такой ситуации на рельсе оказываются голова и шея, на втором рельсе, через который перешагнул человек, могут оказаться ноги. Часто пешеходы лишаются одной-двух нижних, или верхних конечностей. При переходе второго рельса человек получает серьезные травмы туловища, возможно волочение по железнодорожному пути [15,16,36].
Среди попадающих под поезд людей можно выделить тех, кто не услышал звуковой сигнал поезда (неслышащие, либо со сниженным слухом, не услышавшие сигнал вследствие движения встречного поезда, из-за наличия наушников и пр.), «экстремалы», самоубийцы; люди, услышавшие за спиной сигнал приближающегося поезда и перешедшие со свободного пути на другой путь, по которому движется поезд без предварительного просмотра имеющегося безопасного пути; люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и др. Оказание помощи пострадавшим входит в обязанности машинистов и их помощников. Они должны извлечь тело пострадавшего и части тела из транспортного средства или других труднодоступных мест, освободить железнодорожное полотно, оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь (при необходимости другие специальные службы).
Вышеописанные процедуры являются частью профессиональных обязанностей машинистов. Ситуация ДТП является кризисной и способна привести к развитию ряда психологических проблем у сотрудников. В связи с этим предлагается мероприятия, направленные на профилактическую и коррекционную работу. Целесообразно выделить поведенческие и когнитивные методы оказания психологической помощи.
При работе с посттравматическим стрессовым расстройством часто применяются десенсибилизация и проработка движений глаз, визуально-кинестетическая диссоциация, ослабление травматического инцидента, терапия мысленного поля и др. Среди приемов поведенческой психотерапии применяются спонтанное расслабление, внутреннее отвлечение, внешнее
отвлечение, позитивная самоинструкция и др. [13] Важно вербализовать, помочь вспомнить переживания
машинистов, переживших травматическую стрессовую ситуацию. «Забывание» негативной информации не позволяет решить проблему и способно приводить к развитию психосоматических заболеваний [5], нарушениям поведения и пр. В качестве дополнительных методов работы предлагается применять арт-терапию, НЛП, гештальт-терапию и др. [5,21], учитывая индивидуальные особенности машинистов.
Определенные требования по стрессоустойчивости предъявляются и к другим сотрудникам железной дороги. Поездной диспетчер несет ответственность за осуществление движений поездов на своем участке, обязан поддерживать связь с дежурными станциями, машинистами локомотивов, главными кондукторами сборных поездов и др. Постоянное обеспечение безопасности участников движения по железной дороге входит в задачи диспетчера. Профессиональная деятельность диспетчера также предполагает выполнение текущего планирования, произведение контрольно
оценивающих действий и многое другое. Необходимо постоянно выполнять большой объем параллельной работы. Невротические расстройства, депрессии,
заболевания зрительной системы, нарушения опорнодвигательного аппарата - возможные последствия работы в данной профессии. Повышение стрессоустойчивости диспетчеров является важным аспектом работы психологов.
При подготовке проводников в программу обучения входит прохождение курсов по психологии общения, поскольку необходимо осуществлять взаимодействие с различными психологическими типами пассажиров. Необходимы навыки решения конфликтных ситуаций между пассажирами, между пассажирами и сотрудниками РЖД. Психическое выгорание проводников проявляется в нежелании выполнять свои профессиональные обязанности, росте числа конфликтов с пассажирами и др.
Таким образом, несмотря на различия в профессиях у сотрудников железной дороги, отмечается необходимость в высоком уровне стрессоустойчивости. Вопросы, связанные с феноменом психического выгорания мы изучим в следующем параграфе.


• Психическое выгорание в профессиональной деятельности.


Впервые термин «выгорание» ввел в 1974 г. американский психиатр Х.Дж.Фрейденбергер,
наблюдавший за своими коллегами в альтернативной службе медицинской помощи. Он определил это состояние как «угасание мотивации» и снижение активности на рабочем месте. Симптомы коллег заключались в отсутствии вовлеченности в рабочий процесс, эмоциональном истощение, апатии, низкой сопротивляемости болезням. Выгорание характерно, прежде всего, для увлеченных своим делом людей, но которые встретились с отсутствием ощутимых результатов и эмоциональной отдачи, что привело к демотивации в их профессиональной деятельности. Выгорание связано со «столкновением с реальностью» и переоценкой своих профессиональных возможностей [49].
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «выгоранию». Первоначально количество профессионалов, которых можно отнести к подверженным выгоранию, было незначительно. Это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. С.Маслач отмечает, что деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения очень трудно поддерживать длительное время [4,31].
Под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность,
деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [4].
Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное
профессиональной деятельностью. Деперсонализация определяется циничным отношением к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений отражает возникающее у профессионала чувство собственной профессиональной некомпетентности и низкой успешности своей профессиональной деятельности [4].
Основной причиной выгорания часто отмечают напряженные отношения между клиентом и работником. Помогая людям решать их разнообразные проблемы, работник испытывает большие эмоциональные нагрузки. Длительное воздействие данного фактора формирует стрессовую ситуацию, в результате которой работник меняет свое отношение к себе, клиентам и в целом к своим профессиональным обязанностям [4].


M.Burish выделяет шесть фаз развития психического выгорания [31]:
1. Предупреждающая фаза - характеризуется чрезмерной включенностью субъекта в профессиональную деятельность, что проявляется в чрезмерной активности и стремлении брать всю работу на себя, отказе от потребностей, не связанных с работой, ограничении социальных контактов. В силу больших энергетических затрат у работника начинает развиваться чувство усталости, появляются соматические нарушения, увеличивается риск возникновения несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия - проявляется в отрицательном, циничном отношении к коллегам по работе и другим людям, нежелании выполнить свои профессиональные обязанности, концентрации на удовлетворении своих собственных потребностей.
3. Эмоциональные реакции - на данной стадии происходит дальнейшее углубление чувства разочарования и потери интереса к работе, что выражается в появлении глубоких эмоциональных реакций.
4. Фаза деструктивного поведения - характеризуется нарушением функционирования различных сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, сферы социальных контактов.
5. Психосоматические реакции - данная фаза
выражается в появление разнообразных
психосоматических расстройств (бессонницы, нарушений в сексуальной сфере, тахикардии, повышении давления, головных болях и т. д.). Попытки компенсации указанных нарушений приводят к повышению зависимости от никотина, алкоголя, лекарственных препаратов.
6. Фаза разочарования касается личностно-смысловой сферы жизни субъекта, которая характеризуются наличием отрицательных жизненных установок, чувством бессмысленного существования, отчаянием, появлением мыслей о суициде.
Психическое выгорание начинается он с напряжения, являющегося результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, желаниями и идеалами индивида и требованиями реальности. Рассмотренные исследования свидетельствуют о том, что некоторые
компоненты выгорания могут развиваться одновременно, относительно независимо друг от друга, что подтверждает положение о разных источниках формирования составляющих «психического выгорания». Большое число подходов и направлений при рассмотрении этого феномена обусловлено воздействием ряда факторов, его вызывающих.
• Внешние и внутренние факторы психического выгорания.
В качестве внешних факторов выступает профессиональная среда, в качестве внутренних - индивидуальные особенности работников. К индивидуальным факторам могут относиться личностные особенности и социально-демографические, профессиональную мотивацию и когнитивные процессы [31].
Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, что в свою очередь снижает вероятность выгорания, но неудовлетворенность работником карьерным ростом вызывает обратную ситуацию, где стаж работы способствует выгоранию. Наиболее тесную связь выгорание имеет с возрастом, но научные данные по данному поводу весьма противоречивы. Связь между семейным положением и выгоранием показывает, что неженатые мужчины в большей степени подвержены выгоранию по сравнению с разведенными мужчинами [4,31].
Работы, посвященные выгоранию и уровню образования, показывают наличие положительной связи между ними, в основном это выявляется по отношению к компоненту выгорания - деперсонализации. Повышенные нагрузки в деятельности (сверхурочная работа) приводит к развитию выгорания. У персонала с 12-часовым рабочим днем уровень выгорания выше, чем у работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Самостоятельность в принятии решений и независимость профессионала в своей деятельности является важными факторами, взаимодействующими с выгоранием [4,31].
Конфликты с коллегами более высокого профессионального положения и ролевые конфликты провоцируют развитие выгорания специалиста. Существует отрицательная связь между выгоранием и недостатком материального и морального вознаграждения. Важны не только количественные показатели вознаграждения, но и качественные [4,31].
Перейдем к некоторым аспектам психического выгорания сотрудников железной дороги. К работникам железнодорожного транспорта относятся машинисты локомотивов, машинисты железнодорожно-строительных машин, дежурные по станции, дорожные мастера, осмотрщики-ремонтники грузовых и пассажирских вагонов, электромонтеры, проводники и др. Остановимся более подробно на проблеме психического выгорания машинистов железнодорожного транспорта.
Профессиональная деятельность машинистов железнодорожного транспорта отличается повышенным уровнем длительного психоэмоционального напряжения сочетающимся с непредвиденными стрессовыми ситуациями, что предъявляет ряд требований к их профессионально важным качествам и свойствам личности (стрессоустойчивости, адаптивности, самоконтролю, саморегуляции и др.) [3,15,16]. Машинист, как оператор системы управления, работает с большим объемом информации, за один рейс число раздражителей может превосходить 8-10тыс. (не более 7-15% из них являются производственно важными). Профессиональная
деятельность машинистов отличается монотонностью и необходимостью обработки большого объема зрительной информации [15,16,36]. Машинисты находятся в группе риска по развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Уровень сердечно-сосудистых заболеваний (артериальной гипертензии и др.) у машинистов поездов и их помощников в возрасте от 35 до 49 лет выше в 1,5 раза, чем у людей, не связанных с данной профессией [15,16,36].
Профессионально важные индивидуально
психологические качества не в полной степени обеспечивает высокую степень эффективной деятельности машинистов локомотивов. Эффективность деятельности определяется совокупностью личностных свойств - высоким уровнем субъективного контроля, определяющим выбор стратегий решения профессиональных задач, устойчивым эмоционально-волевым компонентом, развитым уровнем и гармоничностью структуры интеллектуального компонента, развитым уровнем межличностных отношений, переключаемостью внимания и стрессоустойчивостью [15,16,36].
Психическое выгорание машинистов характеризуется равнодушием, эмоциональной опустошенностью, деперсонализацией, со свойственной ей циничностью по отношению к коллегам и участникам дорожного движения, ощущением профессиональной некомпетентности и др. Жизнь теряет ценность, смысл, человек ощущает постоянный дискомфорт, находится в состоянии фрустрации. Машинисты, начиная с первой стадии психического выгорания, обнаруживают в своих действиях рост ошибок в профессиональной деятельности (ошибки памяти, забывание; перебои в выполнении простых двигательных действий и пр.), что требует дополнительного внимания со стороны психологов.
Вначале 80-х гг. стали уточняться основные критерии профотбора машинистов для повышения безопасности
дорожного движения. В штат локомотивного депо Челябинск ЮУЖД в этот период включили специалистов- психологов, которые должны были заниматься практическими вопросами - от разработки инструментария до внедрения программ оказания психологической помощи машинистам. Специалисты выполняли
профессиографирование, разрабатывали критерии профессионально важных качеств и отбирали необходимые психодиагностические методики (методику диагностики межличностных отношений Лири, социометрию Я.Морено, гомеостатическую методику Ф.Д.Горбова и М.А.Новикова и др.). Создавался программный психодиагностический комплекс ППДК-М, предполагающий психофизиологическое тестирование специалистов железнодорожных профессий (с помощью таблиц Шульте и др.).
Необходимость осуществления профотбора и оказания психологической помощи машинистам и их помощникам позволило ввести с 1995 г. на Московской железной дороге штатную должность психолога. Задачами психологов стали профессиональный психофизиологический отбор кандидатов на должности машинистов и их помощников и периодическое освидетельствование работающих локомотивщиков.
При работе с машинистами применяются психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая профилактика нарушений психологического здоровья. Повышение психологической культуры машинистов и их психологическое сопровождение также остаются важными аспектами профессиональной деятельности психологов. Выполнение задач специалистами-психологами осложняется их перегруженностью на работе (например, за одним психологом могут быть закреплены более 400 машинистов и помощников), недостатком квалифицированных специалистов и др.
Психологическое консультирование остается одним из востребованных направлений оказания психологической помощи специалистам железнодорожных профессий. Проблемы, с которыми необходимо работать психологам, могут быть связаны с различными сферами жизни машинистов - личной, семейной, профессиональной и пр. Несмотря на свою разнонаправленность, данные проблемы могут способствовать снижению эффективности деятельности машинистов.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что профессиональная деятельность машинистов железнодорожного транспорта сопряжена с повышенным уровнем длительного психоэмоционального напряжения сочетающимся с непредвиденными стрессовыми ситуациями, что предъявляет ряд требований к их профессионально важным индивидуально
психологическим качествам. Психическое выгорание машинистов характеризуется проявлениями у них равнодушия, эмоциональной опустошенности,
деперсонализации, со свойственной ей циничностью по отношению к коллегам и участникам дорожного движения, ощущением профессиональной некомпетентности и др. Жизнь теряет ценность, смысл, человек ощущает постоянный дискомфорт, находится в состоянии фрустрации. Машинисты, начиная с первой стадии психического выгорания, обнаруживают в своих действиях рост ошибок.
В качестве дополнительных факторов, провоцирующих развитие выгорания отмечаются профессиональные страхи. У машинистов распространены страхи перед медицинскими и врачебно-экспертными комиссиями, неисправностью локомотива, столкновения с другим
транспортным средством и др. Наиболее интенсивен страх причинения вреда жизни и здоровью людям у машинистов, которые не оказывались в данных ситуациях ранее, но знают о подобном из опыта своих коллег. У машинистов, которые оказались в ситуации ДПП с жертвами, чувства вины и страха повторения инцидента нарушают привычное выполнение их профессиональных обязанностей. Для осуществивших наезд машинистов могут быть характерны отрицание проявления каких-либо чувств. Наиболее сложной является работа с
машинистами, страдающими алекситимией.
Предлагается ряд мероприятий, направленных на профилактическую, консультативную и коррекционную работу с сотрудниками железнодорожного транспорта. Среди них целесообразно выделить поведенческие и когнитивные методы. Как дополнительные методы работы могут применяться арт-терапия, НЛП, гештальт-терапия и др.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.