Страница 1 из 3
Е.А.Анкудович
Основополагающее представление о здоровье как о первостепенном условии полноценной жизнедеятельности сегодня очевидно. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников в момент поступления в школу. И особенно если ребёнок ослаблен частыми заболеваниями, состояние его ухудшается. В связи с этим изучение различных аспектов адаптации часто болеющих первоклассников к школе и разработка условий её эффективности приобретают особую актуальность.
При поступлении в школу в силу социальных и психологических причин часто болеющие дети представляют собой группу риска возникновения и развития психосоматического заболевания, которое может быть рассмотрено как вариант школьной дезадаптации. Выделены следующие психолого-педагогические условия, необходимые для благополучного протекания адаптационного процесса у часто болеющих первоклассников: 1. Неспецифическая профилактика дезадаптации, осуществляемая педагогическими работниками. 2. Специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.
- Диагностика особенностей адаптации часто болеющих детей и эффективности проводимой коррекционно-профилактической работы.
Неспецифическая профилактика дезадаптации ориентирована на учащихся разных категорий и имеет своей целью предотвращение ухудшения здоровья (физического и психологического), которые могут быть спровоцированы началом школьного обучения. В рамках неспецифической профилактики дезадаптации представляются наиболее важными три направления:
- валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
- мероприятия оздоровительного цикла;
- обеспечение психологического комфорта.
Для проведения специфической коррекционно-профилактической работы с часто болеющими первоклассниками на этапе их адаптации к школе работает психолог. Эта работа имеет три основных направления: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми. В соответствии с поставленной целью и результатами лонгитюдного исследования особенностей адаптации часто болеющих младших школьников решаем следующие задачи:
- осознание, принятие школьных правил; формирование "внутренней позиции школьника" у часто болеющих первоклассников;
- коррекция неблагоприятных особенностей самосознания, помощь в осознании болезни и её последствий для личности, формирование адекватного отношения к самому себе и своей болезни;
- коррекция самооценки;
- стабилизация эмоционального состояния, снижение тревожности;
- развитие навыков взаимодействия в группе детей;
- развитие у детей навыков взаимодействия с родителями (обучение пониманию родителей, преодоление симбиотических отношений с матерью);
- содействие родителям в осознании мотивов своего отношения к часто болеющему ребёнку, собственных внутренних конфликтов и личностных качеств;
- формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с детьми;
- повышение компетентности педагогических работников и администрации по вопросам психического развития и школьной адаптации часто болеющих детей.
В работе с родителями проводятся семинары или консультации по методике А.С.Спиваковской [1] для изменения сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье. При этом решаются следующие задачи. 1. Построение доверительного эмоционального насыщенного контакта с психологом, повышение веры в возможность достижения позитивного результата. Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР) [2]. 2. Актуализация ситуации, осознание и проработка эмоциональных переживаний по поводу ребёнка и его болезни; осознание эмоциональных переживаний ребёнка, его интересов и возможностей. 3. Актуализация личностных проблем, взаимоотношений с ребёнком, осознание мотивов воспитания, анализ семейных взаимоотношений и эмоциональных переживаний по этому поводу. 4. Выработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком. С педагогами проводятся лекции: "Часто болеющие дети. Какие они?", "Часто болеющие дети в первом классе, трудности и условия адаптации", "Как общаться с родителями часто болеющих детей" и др. В целях психологической поддержки в период адаптации проводятся коррекционно-развивающие занятия [3]: 1. "Я - школьник": осознание и принятие школьных правил; активизация познавательных интересов и желания учиться. 2. "Я себя люблю": коррекция неблагоприятных особенностей самосознания; формирование адекватного отношения к самому себе, принятие себя, коррекция самооценки. 3. "Моё настроение": стабилизация эмоционального состояния, коррекция уровня тревожности. 4. "Чтобы не болеть": осознание болезни; формирование адекватного отношения к своему здоровью; проработка ситуации, связанной с болезнью; формирование навыка здорового образа жизни. 5. "Я и мой класс": развитие навыков взаимодействия в группе детей. 6. "Я и моя семья": развитие навыков взаимодействия с родителями. Диагностика болеющих первоклассников включает: эмоциональное состояние в связи с обучением в школе и личностные особенности; успешность обучения, сформированность познавательных процессов и учебной деятельности, социометрический статус, степень психологического комфорта ребёнка в семье, особенности родительского отношения. Такая углубленная диагностика позволяет определить степень психологического благополучия каждого ребёнка и ведущие причины нарушений адаптационного процесса; делает возможным прогнозировать и моделировать угрозы психическому и психологическому здоровью детей, отслеживать результативность проведённых профилактических мероприятий.
Литература 1. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Т.2 / А.С.Спиваковская. – М., 2000. 2. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. – СПб., 1991. 3. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободняк. – М.: Генезис. 2003. 4. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева¸ В.С.Кукушкин, Г.Г.Ларин и др.; под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004.
|