На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Психология здоровья как одно из качеств жизни. Правовые аспекты здорового образа жизни
К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье"
Все страницы

Адаптация к школе часто болеющих младших школьников

Е.А.Анкудович

Основополагающее представление о здоровье как о первостепенном условии полноценной жизнедеятельности сегодня очевидно. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников в момент поступления в школу. И особенно если ребёнок ослаблен частыми заболеваниями, состояние его ухудшается. В связи с этим изучение различных аспектов адаптации часто болеющих первоклассников к школе и разработка условий её эффективности приобретают особую актуальность.


При поступлении в школу в силу социальных и психологических причин часто болеющие дети представляют собой группу риска возникновения и развития психосоматического заболевания, которое может быть рассмотрено как вариант школьной дезадаптации.
Выделены следующие психолого-педагогические условия, необходимые для благополучного протекания адаптационного процесса у часто болеющих первоклассников:
1. Неспецифическая профилактика дезадаптации, осуществляемая педагогическими работниками.
2. Специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.

 

  • Диагностика особенностей адаптации часто болеющих детей и эффективности проводимой коррекционно-профилактической работы.

Неспецифическая профилактика дезадаптации ориентирована на учащихся разных категорий и имеет своей целью предотвращение ухудшения здоровья (физического и психологического), которые могут быть спровоцированы началом школьного обучения. В рамках неспецифической профилактики дезадаптации представляются наиболее важными три направления:

  • валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
  • мероприятия оздоровительного цикла;
  • обеспечение психологического комфорта.

Для проведения специфической коррекционно-профилактической работы с часто болеющими первоклассниками на этапе их адаптации к школе работает психолог. Эта работа имеет три основных направления: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
В соответствии с поставленной целью и результатами лонгитюдного исследования особенностей адаптации часто болеющих младших школьников решаем следующие задачи:

  • осознание, принятие школьных правил; формирование "внутренней позиции школьника" у часто болеющих первоклассников;
  • коррекция неблагоприятных особенностей самосознания, помощь в осознании болезни и её последствий для личности, формирование адекватного отношения к самому себе и своей болезни;
  • коррекция самооценки;
  • стабилизация эмоционального состояния, снижение тревожности;
  • развитие навыков взаимодействия в группе детей;
  • развитие у детей навыков взаимодействия с родителями (обучение пониманию родителей, преодоление симбиотических отношений с матерью);
  • содействие родителям в осознании мотивов своего отношения к часто болеющему ребёнку, собственных внутренних конфликтов и личностных качеств;
  • формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с детьми;
  • повышение компетентности педагогических работников и администрации по вопросам психического развития и школьной адаптации часто болеющих детей.

В работе с родителями проводятся семинары или консультации по методике А.С.Спиваковской [1] для изменения сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье. При этом решаются следующие задачи.
1. Построение доверительного эмоционального насыщенного контакта с психологом, повышение веры в возможность достижения позитивного результата. Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР) [2].
2. Актуализация ситуации, осознание и проработка эмоциональных переживаний по поводу ребёнка и его болезни; осознание эмоциональных переживаний ребёнка, его интересов и возможностей.
3. Актуализация личностных проблем, взаимоотношений с ребёнком, осознание мотивов воспитания, анализ семейных взаимоотношений и эмоциональных переживаний по этому поводу.
4. Выработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком.
С педагогами проводятся лекции: "Часто болеющие дети. Какие они?", "Часто болеющие дети в первом классе, трудности и условия адаптации", "Как общаться с родителями часто болеющих детей" и др.
В целях психологической поддержки в период адаптации проводятся коррекционно-развивающие занятия [3]:
1. "Я - школьник": осознание и принятие школьных правил; активизация познавательных интересов и желания учиться.
2. "Я себя люблю": коррекция неблагоприятных особенностей самосознания; формирование адекватного отношения к самому себе, принятие себя, коррекция самооценки.
3. "Моё настроение": стабилизация эмоционального состояния, коррекция уровня тревожности.
4. "Чтобы не болеть": осознание болезни; формирование адекватного отношения к своему здоровью; проработка ситуации, связанной с болезнью; формирование навыка здорового образа жизни.
5. "Я и мой класс": развитие навыков взаимодействия в группе детей.
6. "Я и моя семья": развитие навыков взаимодействия с родителями.
Диагностика болеющих первоклассников включает: эмоциональное состояние в связи с обучением в школе и личностные особенности; успешность обучения, сформированность познавательных процессов и учебной деятельности, социометрический статус, степень психологического комфорта ребёнка в семье, особенности родительского отношения. Такая углубленная диагностика позволяет определить степень психологического благополучия каждого ребёнка и ведущие причины нарушений адаптационного процесса; делает возможным прогнозировать и моделировать угрозы психическому и психологическому здоровью детей, отслеживать результативность проведённых профилактических мероприятий.

Литература
1. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Т.2 / А.С.Спиваковская. – М., 2000.
2. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. – СПб., 1991.
3. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободняк. – М.: Генезис. 2003.
4. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева¸ В.С.Кукушкин, Г.Г.Ларин и др.; под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.