На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Психология здоровья как одно из качеств жизни. Правовые аспекты здорового образа жизни
К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье"
Все страницы

Адаптация к школе часто болеющих младших школьников

Е.А.Анкудович

Основополагающее представление о здоровье как о первостепенном условии полноценной жизнедеятельности сегодня очевидно. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников в момент поступления в школу. И особенно если ребёнок ослаблен частыми заболеваниями, состояние его ухудшается. В связи с этим изучение различных аспектов адаптации часто болеющих первоклассников к школе и разработка условий её эффективности приобретают особую актуальность.


При поступлении в школу в силу социальных и психологических причин часто болеющие дети представляют собой группу риска возникновения и развития психосоматического заболевания, которое может быть рассмотрено как вариант школьной дезадаптации.
Выделены следующие психолого-педагогические условия, необходимые для благополучного протекания адаптационного процесса у часто болеющих первоклассников:
1. Неспецифическая профилактика дезадаптации, осуществляемая педагогическими работниками.
2. Специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.

 

  • Диагностика особенностей адаптации часто болеющих детей и эффективности проводимой коррекционно-профилактической работы.

Неспецифическая профилактика дезадаптации ориентирована на учащихся разных категорий и имеет своей целью предотвращение ухудшения здоровья (физического и психологического), которые могут быть спровоцированы началом школьного обучения. В рамках неспецифической профилактики дезадаптации представляются наиболее важными три направления:

  • валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
  • мероприятия оздоровительного цикла;
  • обеспечение психологического комфорта.

Для проведения специфической коррекционно-профилактической работы с часто болеющими первоклассниками на этапе их адаптации к школе работает психолог. Эта работа имеет три основных направления: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
В соответствии с поставленной целью и результатами лонгитюдного исследования особенностей адаптации часто болеющих младших школьников решаем следующие задачи:

  • осознание, принятие школьных правил; формирование "внутренней позиции школьника" у часто болеющих первоклассников;
  • коррекция неблагоприятных особенностей самосознания, помощь в осознании болезни и её последствий для личности, формирование адекватного отношения к самому себе и своей болезни;
  • коррекция самооценки;
  • стабилизация эмоционального состояния, снижение тревожности;
  • развитие навыков взаимодействия в группе детей;
  • развитие у детей навыков взаимодействия с родителями (обучение пониманию родителей, преодоление симбиотических отношений с матерью);
  • содействие родителям в осознании мотивов своего отношения к часто болеющему ребёнку, собственных внутренних конфликтов и личностных качеств;
  • формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с детьми;
  • повышение компетентности педагогических работников и администрации по вопросам психического развития и школьной адаптации часто болеющих детей.

В работе с родителями проводятся семинары или консультации по методике А.С.Спиваковской [1] для изменения сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье. При этом решаются следующие задачи.
1. Построение доверительного эмоционального насыщенного контакта с психологом, повышение веры в возможность достижения позитивного результата. Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР) [2].
2. Актуализация ситуации, осознание и проработка эмоциональных переживаний по поводу ребёнка и его болезни; осознание эмоциональных переживаний ребёнка, его интересов и возможностей.
3. Актуализация личностных проблем, взаимоотношений с ребёнком, осознание мотивов воспитания, анализ семейных взаимоотношений и эмоциональных переживаний по этому поводу.
4. Выработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком.
С педагогами проводятся лекции: "Часто болеющие дети. Какие они?", "Часто болеющие дети в первом классе, трудности и условия адаптации", "Как общаться с родителями часто болеющих детей" и др.
В целях психологической поддержки в период адаптации проводятся коррекционно-развивающие занятия [3]:
1. "Я - школьник": осознание и принятие школьных правил; активизация познавательных интересов и желания учиться.
2. "Я себя люблю": коррекция неблагоприятных особенностей самосознания; формирование адекватного отношения к самому себе, принятие себя, коррекция самооценки.
3. "Моё настроение": стабилизация эмоционального состояния, коррекция уровня тревожности.
4. "Чтобы не болеть": осознание болезни; формирование адекватного отношения к своему здоровью; проработка ситуации, связанной с болезнью; формирование навыка здорового образа жизни.
5. "Я и мой класс": развитие навыков взаимодействия в группе детей.
6. "Я и моя семья": развитие навыков взаимодействия с родителями.
Диагностика болеющих первоклассников включает: эмоциональное состояние в связи с обучением в школе и личностные особенности; успешность обучения, сформированность познавательных процессов и учебной деятельности, социометрический статус, степень психологического комфорта ребёнка в семье, особенности родительского отношения. Такая углубленная диагностика позволяет определить степень психологического благополучия каждого ребёнка и ведущие причины нарушений адаптационного процесса; делает возможным прогнозировать и моделировать угрозы психическому и психологическому здоровью детей, отслеживать результативность проведённых профилактических мероприятий.

Литература
1. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Т.2 / А.С.Спиваковская. – М., 2000.
2. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. – СПб., 1991.
3. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободняк. – М.: Генезис. 2003.
4. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева¸ В.С.Кукушкин, Г.Г.Ларин и др.; под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004.


 

Психология здоровья как одно из качеств жизни. Правовые аспекты здорового образа жизни

Н.М.Бобров

В настоящее время психологическая наука проникает во все сферы человеческой деятельности. Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. В настоящее время психология, сохраняя свою познавательную роль, становится областью профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, здравоохранении, культуре, спорте и т.д.
Чаще всего основу классификации отраслей психологии составляют различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяется целый ряд отраслей психологии, например: психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология и др.
Если в основу классификации ветвей психологии для реализации принципа развития положить его психологические аспекты, то на этом основании можно выделить ряд отраслей психологии: возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология.
Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой – интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих ранее обособленные друг от друга науки. На основании вышеизложенного выделение, к примеру, такой науки, как юридическая психология, закономерное явление. В свою очередь, предметом изучения юридической психологии будут являться психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.
По мере роста ребенка его здоровье становится менее хрупким, но неизбежно возникают новые вопросы. Как поступить, если у него появилось агрессивное поведение или появились вредные привычки? Ведь говоря о здоровом образе жизни, мы, прежде всего, подразумеваем отказ от таких пристрастий, как курение, употребления алкоголя и других. В связи с этим одной из частных задач психологии является разработка рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению профессионального мастерства со стороны психологов и педагогов учебных заведений, которые, в свою очередь, должны ясно и понятно довести эти рекомендации и до родителей.
Необходимо с самого начала приучать ребенка соблюдать установленные правила как в семье, быту, так и в обществе, оградить его от лиц, ведущих противоправный образ жизни. Необходимо внимательно отнестись к кругу общения и при необходимости принять меры к разобщению группы несовершеннолетних асоциальной направленности.
Воспитание психологии здорового образа жизни во всех его смыслах представляет собой процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта, стандартов поведения, необходимых для подготовки индивида к активной трудовой, общественной и культурной деятельности.
Главная задача – это помочь подрастающему поколению лучше понять тот мир, в котором оно живет. А для этого необходимо создать благоприятные условия и возможности, чтобы учащиеся овладели ценностями доминирующей в обществе культуры, нравственными, правовыми и другими нормами, т.е. подготовить их к активному участию в производственно-трудовой и иных сферах общественной жизни.


 

К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье"

Е.С.Боброва

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр

Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. Что же означает здоровье? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений здоровья. В словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается "правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие".
Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное.

Психическое здоровье

В этой статье мы поговорим о психическом здоровье. Термин "психическое здоровье" – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности - получил официальное признание в 1979 году в докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения "Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей".
Наряду с термином "психическое здоровье" существует другой близкий по содержанию термин "психологическое здоровье". Данное понятие трактуется шире и относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, определяющие понятие "психическое здоровье", но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Под духовностью человека, по мнению И.В.Дубровиной, понимают глубинную сущность человека, смысл его жизни, совокупность нравственных чувств и переживаний, его совесть. Духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, ориентированное на принятие абсолютных ценностей, таких как: истина, красота, добро – и которые он пытается реализовать в предметно-целесообразной деятельности и общении.
Говоря о здоровье, закономерно возникает вопрос, что представляют собой понятия "норма" и "патология"? Существует ли четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития человека?
Как известно, понятие нормы весьма относительно. По И.П.Павлову, это физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и изменяется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, социально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Например, от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению вследствие несформированности структур головного мозга. Переход на более ранний срок начала обучения может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической неуспеваемости. У ребенка будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться.
Следует отметить и отягощенность современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития ребенка.
И все же понятие патологии существенно отличается от понятия нормы. Патология – это прежде всего биологический процесс появления нового качества. Патологическое состояние детерминирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада. Понятие это настолько сложное, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой.
Таким образом, отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связанных между собой.
Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику. По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают недостатками общения со взрослыми, сталкиваются с их враждебным отношением. У большинства детей под влиянием определенных неблагоприятных ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушение сна, отказ принимать пищу и др. Такие состояния можно определить как психические расстройства.

В связи с вышесказанным, особое внимание сегодня необходимо уделить сохранению психологического здоровья молодого поколения, обратиться к внутреннему миру ребенка, его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.

[1] [2] [3] [4] [5]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.