На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психология стресса, причины, управление стрессом, синдром профессионального выгорания
Психология стресса, причины, управление стрессом, синдром профессионального выгорания
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

Активно изменяющаяся внешняя среда, насыщенная социальная жизнь, постоянное нахождение в круговороте событий, построение карьеры, семья, личностные поиски - всё вместе это является причиной сильных физических и эмоциональных напряжений и переживаний. Влияние на организм негативных факторов усиливается неправильным образом жизни и пагубными привычками. Как следствие воздействия подобных негативных ситуаций, человек может испытывать стресс, который сам по себе обладает разрушительным воздействием.


3.1. Стресс: понятие и причины возникновения


Понятие «стресс» (с англ. stress - действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие) заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Перенесение этого понятия в сферу социальной психологии стало возможным благодаря трудам канадского физиолога Г. Селье (1907 - 1982) [3]. Современный стресс включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.
Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции. Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты. Личностные факторы связаны с личностью работника: плохое самочувствие, недовольство собой, неудовлетворенность. Это примеры эмоционального стресса. Выделают также и информационный стресс - невозможность человека справиться с лавинообразным потоком информации.
В целом стресс представляет собой явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны и часто рассматриваются как неизбежность в процессе накопления жизненного опыта, способность противостоять изменениям. Г. Селье выделил два вида стресса:
1. Эустресс - предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, связан с приятными переживаниями организма.
2. Дистресс - предполагает возникновение нежелательного, т.е. отрицательного эффекта, связан с неприятными переживаниями организма.
Однако как приятное, так и неприятное эмоциональное возбуждение (как и полное их отсутствие - депривация) сопровождается возрастанием физиологического стресса. Полное отсутствие стресса (по Г. Селье) означает смерть организма. Таким образом, избежать стресс не представляется возможным.
Кроме того, было замечено, что один и тот же раздражитель действует на разных людей неодинаково и зависит от особенностей внешних и внутренних условий, определяющих реактивность индивида.
Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 3.1).

Уровень активности человека

динамика стресса


Выделяют три стадии развития стресса:
1) возрастание напряжения, или мобилизация (отрезок АВ);
2) адаптация (отрезок ВС);
3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок CD).
Стадия мобилизации (тревоги) (отрезок АВ) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, их ускорением, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии. Однако стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при постоянном появлении мелких отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности. 

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень - переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.
Стадия дезорганизации (отрезок CD) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией. Таким образом, действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию. Граница между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которой наступает эта стадия, очень зыбкая и является индивидуальной для каждого человека, зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации. В любом случае менеджер должен учитывать данную особенность индивида при определении рабочих заданий, поскольку в любой организации существуют более и менее «стрессоопасные» рабочие места.
Важно отметить, что стресс вызывают не те события, что происходят в жизни, а те эмоции (то восприятие), которыми человек реагирует на происходящее. Соответственно, чем более проактивно поведение, тем большую заботу о себе получает организм. Такое поведение приводит к тому, что при повторении стрессоров (факторов, вызывающих стресс) человек не подавляет, а адекватно воспринимает и реагирует на них. С течением времени стрессорные реакции ослабевают и у человека формируется стрессоустойчивость психики. В некоторых условиях стресс может оказывать положительное воздействие на работоспособность человека. И некоторые профессии даже требуют наличие таких условий (например, актер).
Однако с течением времени - в силу кумулятивного эффекта - нахождение в постоянном стрессе все же негативно сказывается на психике и здоровье человека. Так, потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах [1; 4; 5]. В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала. В целом психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.
Таким образом, кроме личностных выделяют еще организационные и внеорганизационные причины, вызывающие стресс.
Организационные факторы определяются позицией индивида в организации. Например:
- трудовая деятельность индивида - ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать;
- взаимоотношения в организации - построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников;
- недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста;
- недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;
- необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой, и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;
- неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. Во многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий;
- карьерное продвижение - достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение;
- физические условия труда - слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.
Таким образом, опытный управленец может влиять на уровень стресса сотрудников по трем направлениям:
1. Изменение объема предъявляемых требований.
2. Учет ресурсов для выполнения требований.
3. Учет значимости выполнения требований.
Изменение значимости события для человека является одним из важнейших путей сознательного управления стрессом, так как попытки справиться со стрессом и изменение самой поведенческой реакции коренным образом отличаются друг от друга.
Внеорганизационные факторы не связаны напрямую с деятельностью организации: изменения в обществе, изменение в семье, переезд на новое место и т.д.
При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение человека становится плохо управляемым и ведет к серьезным последствиям для здоровья.


3.2. Синдром профессионального выгорания


В ситуации затяжного стресса человек может столкнуться с реальной психологической проблемой, которая называется синдромом выгорания. Синдром выгорания характерен для тех, кто из-за своего чрезмерного занятия работой и только работой настолько истощается физически и морально, что подрывает свое здоровье и теряет интерес к жизни в целом. На самом деле синдром выгорания представляет собой защитную реакцию организма. Это чрезмерная усталость, которая со временем становится хронической, потеря интереса и к работе, и к любимым занятиям, и к друзьям, и к семье. Все эти симптомы есть не что иное, как признаки депрессии.
Данные признаки психологи объединили и выделили в состояние «выгорание» во второй половине ХХ века. В 1974 году психиатр Дж. Фрейденберг [2] впервые описал симптомы «профессионального выгорания» в своих трудах. К признакам выгорания он отнес:
- нервное истощение;
- утрату какой-либо мотивации;
- снижение концентрации внимания;
- апатию.
Синдром выгорания развивается не сразу, для этого требуется время. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого- то - меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек умеет управлять собой в стрессе.
Отмечается, что у мужчин и женщин этот процесс происходит по-разному, потому что последние более эмоциональны, а выплеск эмоций способствует сбросу излишнего напряжения. Выделяют общие критерии этого состояния:
- чувство эмоционального истощения;
- безразличное отношение к происходящему вокруг;
- раздражительность, беспричинная агрессия по отношению к окружающим;
- «уход в себя» и нежелание общаться с окружающими;
- потеря веры в свои силы: сомнения в себе, в своем таланте, в своих способностях;
- снижение производительности труда, невозможность сконцентрироваться на важном;
- пребывание в сонливом состоянии;
- прокрастинация;
- постоянное ощущение усталости и подавленности (даже во время отдыха).
Указанные критерии - это реакция организма на увеличившуюся на него нагрузку. Синдром выгорания может проявляться по-разному. Группы признаков приведены в табл. 3.1 [9].


Группы признаков синдрома выгорания
Таблица 3.1

Психофизические
симптомы

Социально
психологические
симптомы

Поведенческие
симптомы

  1. Усталость в любое время суток;
  2. эмоциональное и физическое истощение;
  3. отсутствие интереса к чему-либо новому;
  4. отсутствие страха в опасных обстоятельствах;
  5. общая астенизация (снижение активности, слабость, ухудшение гормональных показателей);
  6. резкие изменения массы тела (как резкое похудение, так и резкое увеличение);
  7. полная / частичная бессонница;
  8. беспричинная головная боль, постоянные расстройства ЖКТ;
  9. заторможенное состояние и постоянное желание спать;
  10. появление одышки;
  11. снижение вос-приятия окружающего мира посредством органов чувств (ухудшение зрения, слуха, обоняния и т.п.)
  1. Чувство подавленности, безразличие, пассивность;
  2. состояние депрессии;
  3. высокий уровень раздражительности;
  4. постоянные нервные срывы;
  5. постоянный негатив (чувство обиды, вины, по-дозрительность);
  6. повышенная тревожность, постоянное беспокойство;
  7. чувство гиперответственности и, соответственно, боязнь не справиться с чем-либо;
  8. негативная установка на дальнейшие перспективы в жизни
  1. Начинает казаться, что работа становится все труднее, и скоро ее вовсе невозможно будет выпол-нить;
  2. тайм-менеджмент сменяется на прокрастинацию



Проявление даже части подобных симптомов свидетельствует о том, что стресс начал оказывать негативное воздействие на организм и нужно срочно принимать меры по управлению им, чтобы не дать возможности усилиться этой тенденции.
Установлено, что больше всего данному синдрому подвержены люди «помогающих» профессий: врачи, педагоги, социальные работники, представители силовых структур и др., так как без погружения в проблемы других людей их деятельность немыслима. Таким образом, нагрузка на психику увеличивается как сознательно, так и бессознательно. Получается, что чем дальше человек погружается в свою работу, тем быстрее развивается синдром выгорания.
Но существуют и специфические причины выгорания: низкая зарплата, отсутствие необходимого оборудования для деятельности, невозможность выполнения некоторых задач, слишком сильная бюрократия, слишком высокая конкурентная среда и другие причины.
Выделяют пять стадий профессионального выгорания [6; 7]:
Первая стадия - «медовый месяц»: работник доволен своими обязанностями, он испытывает энтузиазм, проявляет чрезмерную активность, даже отказывается от потребностей, которые с работой не связаны. Далее он начинает испытывать первые рабочие стрессы, которые становятся все сильнее, вследствие чего работа уже не приносит столько удовольствия, как раньше, энергичность работника начинает снижаться.
Вторая стадия - «нехватка топлива»: появляется постоянное ощущение усталости, начинает беспокоить бессонница. Работник теряет интерес к своим обязанностям, падает продуктивность его деятельности. Уровень собственного участия работника по отношению к коллегам, остальным окружающим снижается. Начинает страдать трудовая дисциплина, работник уклоняется от своих обязанностей. Проявляются признаки депрессии и агрессии. При условии высокой мотивации работник будет гореть дальше за счет внутренних ресурсов, что в итоге все равно приведет к следующей стадии.
Третья стадия - «хроническая»: в этот период начинают проявляться хроническая раздражительность, измождение, чувство подавленности, постоянное переживание дефицита времени. На этой стадии у работника развиваются проблемы со здоровьем - головные боли, расстройства ЖКТ, скачки давления, проблемы сексуального характера, тахикардия. Может развиться зависимость от никотина, кофеина или алкоголя.
Четвертая стадия - «кризис»: у работника развиваются хронические заболевания, он теряет свою работоспособность. Чувство недовольства своей жизнью резко усиливается.
Пятая стадия - «пробивание стены»: проблемы со здоровьем и психическим состояние приводят к опасным заболеваниям, угрожающим жизни человека. Он начинает испытывать чувство беспомощности, бессмысленности своей жизни, полного отчаяния.
Для того чтобы предотвратить развитие синдрома профессионального выгорания, необходимо научиться управлять стрессом.


3.3. Управление стрессом

Потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы по управлению стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке. Существует несколько уровней управления стрессами [2; 8].
1. На уровне организации. Как минимум, на рабочем столе можно разместить фото родных или просто картинку, изображающую место, которое вам нравится. Таким образом, это даст возможность несколько раз в день переключать свое внимание и тем самым «подзаряжаться» положительными эмоциями. Если есть возможность, выходите в течение дня на свежий воздух или в зимний сад, чтобы сменить обстановку и хотя бы минимально пообщаться с природой. Под руководством психолога проводятся тренинги релаксации, тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Развитие и самосовершенствование, обмен опытом с коллегами, развитие неформальных связей всегда обогащают жизнь и привносят в нее новые краски, а значит, и силы для работы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации. Никогда не следует пренебрегать отпуском и выходными днями, чтобы отдохнуть и отвлечься от дел. На практике такой отдых дает свежие идеи и силы для новой работы.
2. Для отдельной личности. Используют рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, отдохнуть, расслабиться, укрепить физическое здоровье, тренировать выносливость. Применение основ эффективного тайм-менеджмента поможет равномерно распределять интенсивность работы и отдыха. Очень важно для человека иметь хобби и увлечения помимо своих профессиональных интересов. Это позволяет переключать свое внимание с одних вопросов на другие; иметь обширные социальные связи; расширять свой кругозор, развивая познавательную функцию.
Специалисты [1; 6] отмечают, что наименее подверженные стрессу люди (или успешно справляющиеся с ним) обладают некоторыми общими характеристиками:
- гибкостью поведения;
- высокой самооценкой;
- уверенностью в себе;
- уверенностью в своих знаниях и профессиональных качествах;
- способностью поддерживать позитивный настрой в отношении себя и окружающих.
Выводы
Наличие стресса означает нормальное естественное функционирование организма. Полное его отсутствие означает смерть. Таким образом, избежать стресс не представляется возможным. Он естественно и органично встроен в процесс эволюции.
Однако затяжное и интенсивное влияние стресса способно нарушить физические и психические функции организма.
Однако, действуя проактивно, можно научиться сопротивляться стрессу и/или сознательно управлять стрессовой ситуацией либо же научиться уменьшать количество таких ситуаций, изменяя свое отношение к событиям.
Благодаря позитивным установкам и вере в свои силы человек может справиться со стрессовой ситуацией и не поддаться синдрому профессионального выгорания, несмотря на складывающиеся вокруг условия.


Материалы для самоподготовки
Контрольные вопросы
1. Что такое стресс и можно ли его избежать?
2. Перечислите и охарактеризуйте фазы развития стресса.
3. В чем отличие положительного стресса от отрицательного?
4. Какие вы знаете индивидуальные и организационные методы борьбы со стрессом на рабочем месте?


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте конкретную ситуацию «Чудеса преобразований в компании Magic World» и ответьте на вопросы после текста.
Конкретная ситуация
Чудеса преобразований в компании Magic World
Под давлением внешних обстоятельств и активной деятельности конкурентов компания Magic World потеряла часть рынка и оказалась вынужденной снизить уровень своего присутствия в регионе, что привело к слиянию двух ранее самостоятельных офисов. На общем собрании всем работникам этих офисов сообщили, что через месяц 50 % работников должны быть сокращены. Сокращению будут подлежать те сотрудники, которые по результатам этого месяца покажут более низкие показатели. Таким образом, между работниками значительно усилилась конкурентная борьба за рабочие места. Ситуация еще более усугублялась тем, что теперь работать приходилось в одном офисе всем вместе.
Все руководители среднего звена, как и персонал, приняли данную ситуацию как неизбежность. Таким новости встревожили абсолютно всех, но кто-то переживал ситуацию более спокойно, «про себя», а кто-то эмоционально открыто и даже порой слишком. Некоторые сотрудники стали очень раздражительны, у других начали «сдавать нервы». А часть сотрудников, наоборот, работу почти совсем приостановила и как бы «впала в транс». Оцените данную тревожную ситуацию, если бы вы оказались:
1) одним из руководителей подразделения;
2) исполнителем - членом рабочей группы;
3) генеральным директором всей фирмы.
Какие предложения по улучшению ситуации в компании вы могли бы предложить?


Задание 2. Практическое упражнение на быстрое избавление от стресса и расслабление. Идеально выполнять упражнение, находясь в комнате одному, чтобы никто и ничто не отвлекало от возможности сосредоточиться.
1. Сядьте так, чтобы тело было максимально расслаблено. Опуская плечи, дыша глубоко и ровно, расслабляя каждую мышцу вокруг рта и глаз, вы снимаете физическое напряжение. Расслабление тела автоматически приводит к раскрепощению сознания.
2. Действенный способ избавления от обыденных мыслей - счет в уме. С каждым выдохом мысленно называйте число. Медленно считайте от 1 до 10, а затем в обратном порядке, стараясь не думать во время счета. Погрузитесь в ритм своего дыхания.
Эффективнее всего полностью погрузиться в процесс физического расслабления - это сфокусировать внимание на своем дыхании. Существует неуловимая связь между ритмом дыхания и состоянием сознания. Когда человек встревожен, дыхание становится поверхностным и неритмичным, а когда спокоен и собран - глубоким и ровным.
3. Откройте глаза и потянитесь. Когда вы потягиваетесь, в кровь выбрасывается эндорфин - «гормон счастья»! Вы почувствуете себя отдохнувшим и полным сил и энергии!
Регулярное выполнение этого упражнения научит организм быстро самовосстанавливаться и справляться со стрессом. Рекомендуется практиковать перед и/или после публичных выступлений, экзаменов и других стрессовых ситуаций.
Ценность этого упражнения в том, что его можно выполнять в офисе, занимает оно не более 10 минут, а результат от восполнения сил ощутим сразу.


Задание 3. Ответьте на вопросы теста на определение уровня стресса [8]. Ответьте на 20 вопросов и за каждый ответ «почти никогда» начисляйте себе 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «почти всегда» - 4 балла.
1. Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?
2. Нервничаете ли, если приходится чего-то или кого-то ждать?
3. Можете ли вы обидеть того, кто случайно попался вам «под горячую руку»?
4. Часто ли вы краснеете, испытываете чувство неловкости?
5. Выводит ли вас из себя критика в ваш адрес?
6. Если вас толкнут в транспорте, ответите тем же? Скажете что- нибудь обидное?
7. Стремитесь ли вы все свое время заполнить какой-либо деятельностью?
8. Вы опаздываете на работу или на назначенные встречи?
9. Хочется ли во время разговора перебивать собеседника, все время дополнять его высказывания или переводить разговор на себя?
10. Страдаете ли отсутствием аппетита или чрезмерно повышенным аппетитом?
11. Испытываете ли вы беспричинное беспокойство?
12. Бывает ли по утрам плохое самочувствие, головокружения?
13. Вы быстро утомляетесь?
14. Продолжительный сон дает ощущение отдыха?
15. Чувствуете ли, что у вас что-то не в порядке с сердцем?
16. Страдаете ли от болей в спине и/или шее?
17. Замечаете ли, что барабаните пальцами по столу, сидя - покачиваете ногой, теребите пуговицу?
18. Считаете ли, что вас могли бы больше хвалить за то, что вы делаете?
19. Считаете ли, что вы лучше и достойнее многих? Обижаетесь ли, что окружающие этого не замечают?
20. Придерживаетесь ли вы специальной диеты, чтобы похудеть?


Просуммируйте полученные данные. Проанализируйте полученные результаты согласно шкале:
до 30 баллов. Вы легко справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. К трудностям относитесь спокойно и рассудительно. Вас можно назвать стрессоустойчивым человеком;
от 31 до 45 баллов. Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение, так как умеете добиваться своих целей. Стресс вам пока не угрожает, но учитесь расслабляться;
от 46 до 60 баллов. Вы в постоянном напряжении. Возможно, мечтаете о больших достижениях, но страх ошибиться не дает вам расслабиться. Научитесь философски относиться к неудачам, не отказывайте себе в отдыхе. Учитесь радоваться жизни без всяких причин и условий;
более 60 баллов. Хронический стресс уже угрожает вашему здоровью. Вам нужно срочно менять образ жизни. Постарайтесь перейти на более спокойный ритм, начните делать то, что доставляет вам удовольствие, займитесь спортом, откажитесь от вредных привычек.
Тесты для самопроверки
1. Каким фактором стресса для человека является его переезд в другой город:
а) организационным;
б) внеорганизационным;
в) личностным.
2. Может ли руководитель организации совсем устранить для своих сотрудников внеорганизационные факторы стресса:
а) да;
б) нет.
3. Какое воздействие оказывает стресс на организм человека:
а) расстройство физиологических функций;
б) расстройство психических функций;
в) расстройство и физиологических, и психических функций.
4. Первичная стадия стресса, когда организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью по-верхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек:
а) мобилизация (тревога);
б) адаптация;
в) дезорганизация.
5. Поведение менеджера в управлении организационным стрессом:
а) применение общих правил;
б) учет личностных особенностей, характеристик сотрудников;
в) применение общих правил с учетом личностных особенностей
сотрудников.

Список литературы
1. Абовский В.П., Полонский Л.Л., Прокофьев Д.А. Уроки служения. Эффективное управление и поведенческая экономика. - СПб.: Нестор-История, 2011. - 288 с.: ил.
2. Аллен Д. Как привести дела в порядок: Искусство продуктивности без стресса. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
3. Бэйли К. Мой продуктивный год: Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 300с.
4. Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. [и др.]. Менеджмент: учебник. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 380 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интереллекта. - М.: Альпина Паблишер, 2011.
6. Пайн II, Джозеф Б., Гилмор, Джеймс Х. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 304 с.: ил.
7. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.: ил.
8. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред.
В. А. Сластенина, А. С. Обухова. - М.: Издательство «Юрайт», 2013. - 530 с. - Серия «Бакалавр. Базовый курс».
9. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать; пер. с англ. А. Прохоровой. - М.: ЭКСМО, 2018. - 368 с.: ил.
10. Элияшева М.И., Вырупаева Т.В., Улина С.Л. [и др.]. Организационное поведение: учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 260 с. Источник: Вырупаева, Т.В. Психология управления и лидерства в организации : учеб. пособие / Т.В. Вырупаева, И.Ю. Моськина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 128 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.