Проблема социально-психологической зависимости и совладающего поведения личности - Совладеющее поведение как предмет психологического исследования |
Лекции и практикум по психологии - Психология личности | |||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 3
|
Характеристики |
Защита |
Копинг |
1 |
2 |
3 |
Основные цели |
Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия |
Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности |
Произвольность, |
Вынужденные, автоматические, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы |
Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы |
Отношение к внешней и внутренней реальности |
Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман |
Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации |
Дифференцирован |
Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации |
Дифференцированный подход к ситуации, реалистический учет ее существенных характеристик, целостное видение ситуации |
Отношение к помощи в ходе переживания |
Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой либо потребительское отношение к помогающему, отказ от ответственности |
Активный поиск и принятие помощи |
1 |
2 |
3 |
Результаты, следствия и функции |
Иногда невротическое расстройство. Частное улучшение ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания |
Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладения с жизненными проблемами |
При разграничении копинга и защиты последняя рассматривается как преимущественно неосознаваемый, ригидный, дезадаптивный процесс, направленный на снижение эмоционального напряжения в отличие от преимущественно осознаваемого, гибкого копинга, призванного эффективно разрешать проблемную ситуацию.
В настоящее время в отечественной психологии вопрос о психологической защите в детском и подростковом возрасте разрабатывается Л.И. Анцыферовой [9], И.Я. Березной [105], Р.М. Грановской, И.М. Никольской [105] и др.
Р.М. Грановская и И.Я. Березная отмечают, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуиции, она выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и (или) искажает полноценное восприятие и переживание мира. Они описывают защиту как организацию ловушек и преобразователей опасной и тревожной для личности информации. Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобную для личности. Одновременно авторы отмечают и то, что защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией.
Еще одна точка зрения на проблему изучения способов психологической защиты принадлежит В.Г. Каменской [67]. Она рассматривает способы психологической защиты во взаимосвязи с процессами социальной адаптации. Начиная с раннего детства все без исключения хорошо адаптированные субъекты проходят через педагогический процесс социализации, который, в сущности, сводится к формированию набора принятых в обществе социальных ролей. Те, кто неудачно прошел стадии социализации, позднее демонстрируют разные варианты социальной дезадаптации и в той или иной степени подвергаются социальному отвержению. С точки зрения психологии защитного поведения, социальная адаптация возникает благодаря нормальному функционированию психологической защиты, а любые формы дезадаптации связаны с ненормативным действием системы эгозащитных механизмов».
Таким образом, многообразие точек зрения на феномен «психологическая защита» привело к тому, что в настоящее время не создана универсальная теория психологической защиты. Но анализ исследований показал, что психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение, или осознанные стратегии совладания со стрессом, и с другими порождающими тревогу событиями.
Для разграничения автоматизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания, В.А. Ташлыков [142] предлагает следующую схему анализа:
1. Инерционность. Способы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.
2. Непосредственный и отложенный эффекты. Способы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может многое вытерпеть и даже доставляет себе мучения.
3. Тактический и стратегический эффекты. Способы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения, тогда как стратегии совладания рассчитаны на перспективу.
4. Разная мера объективности восприятия ситуации. Способы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а так же со способностью к объективному отношению к самому себе.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать следующий вывод: механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий; копинг-стратегии являются неосознанным включением первых и сознательным, целенаправленным использованием последних.
Исследование совладающего поведения ставит вопрос о необходимости рассмотрения классификаций копинг-стратегий как составляющих копинг-поведения.
В психологических исследованиях рассматриваются различные классификации стратегий совладающего поведения личности. Э. Хайм предлагал выделять поведенческие, когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии, которые, в свою очередь, имеют свои варианты в зависимости от степени собственных адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.
В 1990 году, характеризуя копинг-поведение, Н.С. Эндлер и Дж.Д. Паркер [177] определили три типа копинга, в зависимости от уязвимости или устойчивости копинга к стрессору: копинг, ориентированный на задачу; копинг, ориентированный на эмоции; копинг, ориентированный на избегание.
В этом же году Дж.Х. Амирхан [170] разработал методику «Индикатор копинг-стратегий», в которой все формирующиеся в процессе жизни у человека поведенческие стратегии разделил на три большие группы:
1) стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
2) стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим;
3) стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
В результате исследований, проведенных зарубежными авторами, было выявлено, что когнитивные копинг-стратегии (поиск информации) связаны с позитивной эффективностью, а эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и эмоциональное вентилирование) связаны с негативной эмоциональностью и снижением самооценки.
Вопрос о видах копинг-поведения в отечественной психологии рассматривался И.В. Воеводиным, Р.М. Грановской и И.М. Никольской и др. Достаточно интересное разграничение стратегий копинг-поведения предлагает И.В. Воеводин [35]. Автор разделяет их на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные, помимо распределения по сферам: поведенческой, когнитивной и эмоциональной. Адаптивные стратегии в поведенческой сфере направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки. В когнитивной сфере адаптивность проявляется анализом трудностей, поиском путей выхода, повышением самоконтроля и самооценки, верой в собственные ресурсы. В эмоциональной сфере адаптивным считается состояние возмущения и протеста по отношению к трудностям, уверенность в наличии выхода из любой ситуации.
Неадаптивность стратегий поведенческой сферы предполагает избегание мыслей о неприятностях, изоляцию, отказ от решения проблем. На когнитивном уровне человек отказывается преодолевать трудности из-за неверия в свои силы, умышленной недооценки неприятностей. В эмоциональной сфере неадаптивность проявляется чувством безнадежности, покорности либо злостью и «поиском виноватых».
К относительно адаптивным относятся варианты поведения, характеризующиеся в поведенческой сфере временным отходом от решения проблем, в когнитивной сфере - рассуждательством, сопоставлением своих трудностей с проблемами других людей, поиском помощи «свыше». В качестве относительно эмоционального адаптивного состояния рассматривается снятие напряжения, эмоциональное отреагирование либо передача ответственности по разрешению своих проблем другим людям [36].
Р.М. Грановская и И.М. Никольская [105] предлагают следующие стратегии совладания, которые могут выступать преимущественно в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сферах.
С поведенческими стратегиями связано обращение к какой- либо деятельности, конкретно разрешающей проблему или деятельности замещающей. Среди них выделяют: активное сотрудничество и ответственное участие в разрешении ситуации; переключение на поиск поддержки, с тем, чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие; забота о других; отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний, уединение и покой.
Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных переживаний: раздражения, плача, протеста, злости, подчеркнутого оптимизма, как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, а иногда, напротив, - переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то.
В познавательной сфере осуществляются разные способы работы с информацией и ее оценкой. При этом выявлены следующие варианты совладания: отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений; игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней; поиск дополнительной информации - расспросы, обдумывание, новый анализ ситуации; относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии; придание нового значения и смысла неприятной ситуации, например, отношение к ней как к вызову судьбы, проверке стойкости духа.
Понятно, что каждый человек использует не все эти стратегии и не в равной степени. Перечень всех упомянутых взрослыми людьми стратегий, выявленный на основе опроса Р.М. Грановской и И.М. Никольской, показал, что чаще всего они склонны преодолевать стрессовую ситуацию на поведенческом уровне, помимо поиска социальной поддержки и работы, это могут быть уединение, конструктивная активность, компенсация, альтруизм. Реже используются интеллектуальные стратегии и совсем редко - способы совладания, реализующиеся преимущественно в эмоциональной сфере личности.
Л.И. Анцыферова [9], исследовав психологическую защиту в контексте проблемы совладания личности с жизненными трудностями, пришла к выводу о том, что личность с целью защиты прибегает к приемам изменения ситуации. На основе анализа исследований в отечественной и зарубежной психологии она выделяет следующие основные стратегии совладания: преобразующие стратегии, приемы приспособления и вспомогательные приемы.
Преобразующие стратегии совладания заключаются в формировании проблемы трудной ситуации как возможности ее позитивного практического или вербального изменения. Приемы приспособления - предполагают намеренное изменение отношения к ситуации (прием «позитивного истолковывания»), ролевого поведения, идентификации как эффективных приемов совладания с нежелательными чертами. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий представляют собой техники борьбы с эмоциональными нарушениями: уход или бегство от трудной ситуации, психологическая борьба с собственными негативными эмоциями и болезненными ощущениями; отрицание. Данные техники не являются конструктивными, так как не устраняют проблему, но в тоже время способствуют облегчению психологического состояния.
В отечественной психологии распространена классификация стратегий совладания с негативными жизненными событиями, приводимая К. Муздыбаевым. Он выделяет три вида копинг-стратегий [118]:
1) стратегия совладания, сфокусированная на оценке - усилия, направленные на понимание значения ситуации, происходящих негативных процессов, стремление оценить их возможные последствия. В этой ситуации могут применяться и неконструктивные способы действия: отрицание или недооценка угрозы, продиктованные защитными механизмами;
2) стратегия совладания, сфокусированная на проблеме - решительное противостояние негативной ситуации и ее последствиям. Получение надежной и полной информации о ситуации, в которой человек оказался, с целью преодолеть трудности;
3) стратегия совладания, сфокусированная на эмоциях - управление чувствами, вызванными негативным событием, и поддержание эмоционального равновесия.
В своей работе мы будем придерживаться классификаций ко- пинг-стратегий, предложенных Р.С. Лазарусом и С. Фолкман, а так же А. Биллингс и Р. Моос. [85, 180, 182], которые предложили классификацию копинг-стратегий на основе следующих критериев: решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций. Они выделяют 8 видов ситуационноспецифических копинг-стратегий.
1. Конфронтативный копинг - это агрессивные усилия субъекта по изменению ситуации, с определенной степенью враждебности и готовности к риску.
2. Дистанцирование - это когнитивные усилия личности отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
3. Самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий.
4. Поиск социальной поддержки - это усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей.
5. Принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения.
6. Бегство-избегание - мысленное стремление и усилия, направленные на бегство, избегание и уход от проблемы, а не дистанцирование от нее.
7. Планирование решения проблемы - это произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы.
8. Положительная переоценка - это усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрация на росте собственной личности, включая религиозный опыт.
А. Биллингс и Р. Моос [182] при изучении копинг-поведения выделили три вида копинга относительно их направленности:
1) копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытки определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.;
2) копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса;
3) копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
Итак, в качестве показателей совладающего поведения мы использовали 8 видов ситуационно-специфических копинг-стра- тегий и три вида копинга.
Важным вопросом в рамках нашего исследования является вопрос, связанный с оценкой эффективности совладающего поведения. На основании функций копинга, Р.С. Лазарус и Р. Фолкман [179] выделяют как минимум два критерия эффективности копинг- поведения: объективный и субъективный. В качестве первого рассматривается критерий достижения цели, выраженный в получении определенного результата при реальном разрешении проблемы, доступном наблюдению. Субъективный критерий связан с психологическим благополучием человека и сохранением его устойчивого эмоционально-положительного самочувствия, которое обеспечивает нормальное функционирование в трудных жизненных ситуациях [133].
Кроме этих двух основных критериев эффективности совла- дания, как указывает С.К. Нартова-Бочавер [102], выделяются другие, более долгосрочные критерии, по которым также можно судить об успешности применения той или иной стратегии совла- дания. Это характеристики взаимодействия с социальным окружением (социальное благополучие), связанные с необходимостью устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, так как совладание очень редко бывает делом только одного человека. Надежным критерием эффективного совладания также считается ослабление чувства уязвимости к психологическим нагрузкам (Д. Терри), которое формируется через укрепление уверенности человека в собственных силах справляться с трудностями, ощущения оптимизма и т. д.
Очевидно, что эффективным в полной мере будет совла- дающее поведение, удовлетворяющее всем критериям эффективности этого процесса. Однако применяемые стратегии в различных трудных ситуациях имеют разную степень эффективности и, более того, часто удовлетворяют только одному критерию или могут быть более эффективны по копинг-поведению и представляют собой многомерный развернутый процесс с различными этапами, последовательностью и временем применения той или иной стратегии поведения.
Исследования Е.В. Куфтяк [84], Т.М. Поповой [118] и др. показывают, что люди, оказавшиеся в трудной ситуации, используют сразу несколько стратегий совладающего поведения, каждая из которых может быть либо предварительной, подготавливающей успешность следующей стратегии, либо окончательной, соответствующей конечной цели совладания с данной трудной ситуацией. Это обстоятельство подчеркивает необходимость анализа не только содержательного, но и процессуального соответствия между трудной ситуацией и критериями эффективности совладания с ней.
Значит, эффективность совладающего поведения определяется психическим благополучием субъекта: понижением уровня его невротизации, выражающейся в ситуативном изменении, депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как формируется и развивается совладающее поведение в подростковом возрасте. Совладающее поведение подростков до сих пор остается малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения.
В своем исследовании, при определении эффективности/не- эффективности совладающего поведения подростков, мы опирались на критерии, предложенные Т.Л. Крюковой [80]: эффективное решение проблемы, активный поиск и использование социальной поддержки, конструктивное регулирование эмоций. В соответствии с данными критериями эффективными копинг-стратегиями будут: поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, самоконтроль, позитивная переоценка, принятие ответственности, копинг, ориентированный на решение проблемы. Неэффективные копинг-стратегии - это конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство-избегание, копинг, ориентированный на эмоции и копинг, ориентированный на избегание.
Таким образом, интерес исследователей к проблеме совла- дания со стрессом привел к тому, что при изучении копинг-пове- дения учеными были выделены различные копинг-стратегии, определена их эффективность. Важным аспектом исследования копинг-поведения является исследование его детерминант. Изучение психологических детерминант копинг-поведения в настоящее время, как это видно из анализа литературы [22, 88, 45 и др.], ведется в трех направлениях:
1) исследование роли когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности (Р.С. Лазарус, С. Фолкман) [85, 179];
2) анализ трудных ситуаций (П. Коста, Д. Терри, Е. Хайм) [171,
189];
3) исследование влияния личностных переменных на специфику стратегий совладания со сложными обстоятельствами (К. Кобаса, Дж. Роттер) [186].
В рамках первого направления изучается влияние отношения к событию на выбор стратегии поведения в трудной ситуации. Так, по мнению Р.С. Лазаруса и С. Фолкман [179, 180], одним из перспективных направлений изучения психологических детерминант копинг-поведения личности в трудных жизненных условиях является изучение ее отношения к событию, стадией развития конфликта, столкновением субъекта с внешним миром.
Представители второго направления (Е. Хайм, П. Левинсон и др. [171]) большое внимание уделяют анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние их контекста на стиль совладания. Ученые выявили, что стрессогенность жизненных ситуаций пропорциональна изменениям в жизненном паттерне индивида. Они также предположили, что общим свойством стрессогенных жизненных событий является то, что при их возникновении происходит запуск у человека некоторого адаптивного преодолевающего трудности поведенческого стереотипа.
В рамках третьего направления (К. Кобаса, Дж. Роттер [186] и др.) делается акцент на влияние личностных переменных, обусловливающих предпочтение индивидом тех или иных стратегий совладания со сложными обстоятельствами. Р. Лазарус указывал, что существуют личностные факторы, влияющие на переживание стресса и выбор копинг-стратегий. Так, например, оптимизм создает условия для оценки проблемной ситуации как преодолимой, а, следовательно, способствует выбору активной проблемноориентированной копинг-стратегии. Сторонники данного направления предполагают, что люди, обладающие высоким уровнем смелости, лучше могут преодолевать стресс и, следовательно, меньше страдают от его отрицательных последствий.
В качестве детерминант копинг-поведения исследователи рассматривают локус контроля. В 1966 году Дж. Роттер [186] ввел понятие интернально-экстернального локуса контроля (склонность видеть управление своей жизнью либо во внешней среде, либо в самом себе), что привело к огромному количеству исследований в России и за рубежом.
Лица с выраженными экстернальными тенденциями склонны занимать пассивно-страдательную позицию, воспринимают происходящее с ними как независимое от личностных качеств и усилий. При высоком уровне интернальности человек, напротив, убежден, что его успехи и неудачи напрямую зависят от его действий, поступков и личностных свойств.
В целом, исследования свидетельствуют о том, что интер- нальность чаще сочетается с личностной зрелостью, адаптиро- ванностью, эмоциональной устойчивостью, способностью к самоконтролю, ответственностью; а экстернальность - с трудностями психической и социальной адаптации. Таким образом, интерналь- ность, являясь своеобразным личностным ресурсом, скорее помогает личности в преодолении стресса, а экстернальность - напротив, чаще является дестабилизирующим фактором.
Следует, однако, отметить, что однозначные выводы о пользе интернальности и вреде экстернальности не вполне корректны. С. Фолкман [180] были получены некоторые противоположные результаты относительно того, какой локус контроля более полезен. В некоторых работах отмечается, что люди с интернальными убеждениями испытывают больше стресса и менее эффективно справляются с ним, по сравнению с людьми с экстернальными убеждениями. Субъект, который тотально берет на себя ответственность за все неудачи, провалы, промахи в жизни, подвержен серьезному риску психоэмоциональной дезадаптации. Таким образом, нет однозначных оценок относительно роли локуса контроля в преодолении трудных ситуаций.
На выбор копинг-стратегий в ситуациях межличностного конфликта, как показало исследование А.К. Болотовой и М.Р. Хачатуровой [29], оказывает влияние направленность временной перспективы личности. В данном исследовании показано, что ориентация временной перспективы на будущее в ситуациях межличностного конфликта приводит к выбору когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, а ориентация на негативное прошлое - к выбору эмоциональных стратегий совладания. Направленность временной перспективы на фаталистическое настоящее приводит к выбору неадаптивных поведенческих стратегий, отступлению и избеганию разрешения конфликтной ситуации, а также к отсутствию инвариантов стратегий совладания.
Немаловажную роль в формировании и выборе того или иного способа совладания с жизненными трудностями играет принадлежность человека к большому и малому социуму (М.В. Сапоровская [132]). Подразумевается принадлежность индивида к этнической группе и социальному слою, принятие им определенной социальной роли, а также социальный опыт в целом, приобретенный в разных жизненных сферах. Следовательно, содержание копинг-стратегий основано на историческом и социальном опыте и способствует адаптации личности.
Таким образом, совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. На выбор личностью копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях оказывают влияние многочисленные факторы: когнитивные конструкты; стрессогенность жизненных ситуаций; личностные особенности (локус контроля, ощущение счастья, направленность временной перспективы личности и др.); принадлежность к большому и малому социуму. Следовательно, копинг- поведение - это полидетерминированный поведенческий стереотип, который запускается в трудных ситуациях с целью их преодоления и адаптации личности к социальным требованиям.
Источник: Гагай, В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально - психологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 159, [1] с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |