1. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления:
a) психоанализ, b) гуманистическая психология , c) гештальт-психология , d) бихевиоризм,
e) диспозиционное направление, f) трансперсональная психология, g) когнитивная психология 2. Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию личностных возможностей называется: a) самоутверждением; b) самоактуализацией; c) социализацией; d) эгоизмом. 3. Автономия личности означает владение собственной судьбой и принятие за свои действия. 4. Определите тип темперамента: имеет замедленный темп реакции, ригиден, малоподвижен, интроверт. a) холерик; b) сангвиник; c) флегматик; d) меланхолик. 5. Соотнесите свойства личности с экстравертированной (1) и интровертированной (2) направленностью: a) направленность на переживания ; b) социальная адаптированность; c) склонность к самоанализу; d) импульсивность; e) направленность на деятельность ; f) социальная пассивность 6. Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется: a) самопознанием; b) идентификацией; c) персонализацией; d) индивидуализацией. 7. По мнению Г. Оллпорта, характер — это ... a) базовые свойства личности; b) самостоятельная структура личности; c) социальная оценка личности; d) самосознание личности. 8. Направленность активности человека на внутренний мир называется'.: a) реализм; b) интроверсия; c) экстраверсия; d) аутизм. 9. К психологическим защитам относятся: a) проекция; b) ретрофлексия; c) самоанализ; d) комплекс Ионы. 10. Соотнесите понятия конгруэнтной (1) и неконгруэнтной (2) коммуникации с их признаками: a) искренность ; b) скрытность ; спонтанность ; c) соответствие сигналов ; d) недоверие ; e) рассогласованность сигналов 11. Открытие феноменов детского мышления принадлежит: a) А. Бине; b) 3. Фрейду; c) Ж. Пиаже; d) Д.Б. Эльконину. 12. Основатель неофрейдизма: a) К. Хорни; b) А. Адлер; c) Э. Эриксон; d) Э. Берн. 13. Автор концепции оперантного научения: а) Э. Торндайк; b) Б. Скиннер; c) Э. Толман; d) Дж. Роттер. 14. Создатель терапии, центрированной на клиенте: a) А. Маслоу; b) В. Франкл; c) К. Роджерс; d) Р. Мэй. 15. Соотнесите психологическое направление с его представителем (автором терапии, основателем).
а) Неофрейдизм
|
1) Л. Фестингер
|
b) Необихевиоризм
|
2) Ж. Пиаже
|
с) Теория когнитивного диссонанса
|
3) В. Франкл
|
d) Трансперсональная психология
|
4) Г. Айзенк
|
е) Генетическая психология
|
5) Э. Толмен
|
f) Логотерапия
|
6) Ф. Перлз
|
g) Диспозиционное направление
|
7) С. Гроф
|
h) Гештальт-терапия
|
8) К. Хорни
|
16. Какому направлению психологии принадлежит данное положение: «человек—слоэюно устроенный процессор по переработке информации»? a) генетической психологии; b) описательной психологии; c) объяснительной психологии; d) когнитивной психологии. 17. Автор логотерапии: a) К. Роджерс; b) В. Франкл; c) Г. Оллпорт; d) Р. Мэй. 18.Открытие когнитивной карты мозга принадлежит: a) Дж. Брунеру; b) Б. Скиннеру; c) А. Бандуре; d) Э. Толмену. 19. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, активности, самосовершенствования, свободы выбора: a) когнитивная психология; b) диспозиционное направление; c) гуманистическая психология; d) трансперсональная психология. 20. Автор теории линейного программированного обучения: a) Д. Дьюи; b) Н. Краудер; c) Б, Скиннер; d) Г. Паск. 21. Найдите правильные и неправильные утверждения. Исправьте ошибки там, где они есть. a) По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано . b) Когнитивная психология утверждает, что эмоциональные процессы организуют работу памяти, воображения и других познавательных процессов . c) Теория 3. Фрейда рассматривает нормальное психическое развитие как своевременное прохождение соответствующих стадий психосексуального развития . d) Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека . e) Транссперсональная психология ориентирована на помощь человеку в обретении новых смыслов и возможностей. 22. Назовите основные потребности человека, согласно позиции А. Маслоу. Расположите их в иерархическом порядке. 23. Прокомментируйте суждения. Исправьте ошибки в тех утверждениях, где они сформулированы недостаточно корректно. a) Личность формируется в деятельности. b) Деятельность обусловлена только сознанием человека. c) Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы. d) Любая деятельность человека, как правило, детерминируется внутренними стимулами. e) Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности. f) Деятельность - исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.
Развитие зарубежной психологии (40-е гг. XX века - наст, время)
Ключевые понятия темы
1) неофрейдизм; 2) базальная тревога; 3) идентичность; 4) интроекция; 5) необихевиоризм; 6) промежуточные переменные; 7) когнитивная карта мозга; 8) моделирование; 9) теория оперантного научения; 10) косвенное подкрепление; 11) латентное научение; 12) самоэффективность; 13) локус контроля; 14) теория программированного обучения; 15) гештальт-терапия; 16) интроекция; 17) ретрофлексия; 18) дефлексия; 19) конфлюэнция; 20) гуманистическая психология; 21) самоактализация; 22) комплекс Ионы; 23) логотерапия; 24) парадоксальная интенция; 25) дерефлексия; 26) клиент-центрированная терапия; 27) пиковые переживания; 28) самость; 29) безусловное принятие; 30) конгруэнтность; 31) эмпатия; 32) аутентичность; 33) дефицитарные потребности; 34) бытийные потребности; 35) отчуждение; 36) диспозиционное направление психологии; 37) диспозиция; 38) когнитивная психология; 39) модели познавательных процессов; 40) адаптация; 41) ассимиляция; 42) аккомодация; 43) эгоцентрическое мышление; 44) стадии интеллектуального развития; 45) когнитивный диссонанс; 46) трансперсональная психология; 47) измененные состояния сознания; 48) перинатальные матрицы; 49) холотропное дыхание; 50) психосинтез.
|
|