Вопросы для подготовки по психологии
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов

1. Предмет психологической науки. Методы психологии: различные классификации.
2. Принципы психологического исследования. Особенности закономерностей в психологии.
3. Понятие метода исследования. Классификация методов психологии по В.Н. Дружинину, Б.Г. Ананьеву.
4. Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая).

5. Место психологии в системе наук (по Б.Г. Кедрову)
6. Структура современной психологии.
7. Развитие психологических знаний: основные этапы. Основные направления в современной психологии. Роль психологической науки в современном мире.
8. Свойства психики, группы психических явлений. Сознание и психика. Психофизиологическая проблема Развитие психики в филогенезе
9. Понятие о сознании в современной психологии. понятие о сознании. Особенности сознательного отражения действительности. Функции и структура сознания. Самосознание
10. Понятие о бессознательном в психологии: структура бессознательного
11. Понятие о деятельности. Мотивация и целеполагание в деятельности. Структура деятельности. Развитие деятельности и развитие личности. Деятельностный подход в психологии.
12. Определение понятия «личность» в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову, Б.Г. Ананьеву.
13. Психоаналитическая теория психического развития. Роль бессознательных влечений в развитии личности.
14. Стадии развития личности ребенка в концепции З. Фрейда. Вклад психоанализа в понимание сущности психического развития.
15. Развитие личности ребенка в концепции Э. Эриксона. Эмпиризм и эпигенетизм.
16. Теория психического развития ребенка М. Мид.
17. Вклад социогенетических теорий в понимание сущности психического развития.
18. Отличительные характеристики двухфакторных теорий. Двухфакторная теория В. Штерна.
19. Биогенетические теории
20. Отличительные характеристики персоногенетических теорий.
21. Теория психического развития ребенка А. Валлона.
22. Теория психического развития ребенка в гуманистической психологии К. Роджерса и А. Маслоу.
23. Вклад персоногенетических теорий в понимание сущности психического развития.
24.Отличительные характеристики когнитивных теорий. Теория Ж. Пиаже. Вклад когнитивных теорий в понимание сущности психического развития.
25. Сущность, источник, особенности процесса развития в творчестве Л.С. Выготского. Высшие психические функции и их развитие. Уровни психического развития. Сензитивные периоды в развитии психических функций. Кризисные периоды и их значение. Проблема периодизации психического развития в творчестве Л.С. Выготского
26. Сущность возраста, Социальная ситуация развития, возрастные новообразования, возрастные кризисы, особенности развития личности и психических познавательных процессов на различных этапах онтогенеза (новорожденность, младенческий возраст, раннее детство, дошкольное детстве, младший школьный возраст, подростковый возраст, период юности).
27. Анализ теоретических подходов к определению понятия «группа». Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Социальная фасилитация. Социальная лень.
8
28. Психологические особенности малой социальной группы. Групповое давление и конформизм. Нормы и санкции в малой группе. Роли и структура в малой группе. Совместимость и сплоченность. Стадии и уровни развития группы. Принятие группового решения. Эффективность малой группы.
29. Большие группы: количественные и качественные характеристики. Классификация больших групп. Механизмы воздействия на личность в больших группах. Толпа, публика, аудитория. Развитие толпы. Стихийные массовые движения.
30. Способы манипулирования общественным сознанием.
31. Понятия «научение», «учение», «учебная деятельность». С.Л. Рубинштейн: подлинное учение и учение в составе других деятельностей.
32. Сущность и мотивы учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Е.И. Машбиц).
33. Обобщенные способы действий.
34. Учебная деятельность как процесс решения учебных задач. Учебная
задача: подходы к определению понятия. Структура учебной
деятельности. Основные компоненты учебной задачи (А.Г. Балл, Л.М. Фридман, В.В. Давыдов). Этапы решения учебной задачи (Е.И. Машбиц, А.Г. Балл).
35. Теоретические подходы к определению понятия «обучение».
Проблема соотношения обучения и развития: точки зрения Дж. Торндайка, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского.
36. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: цели, задачи, принципы, особенности урока. Система развивающего обучения Л.В. Занкова: цели, задачи, принципы, особенности урока.
37. Концепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
38. Проблема психологической сущности педагогической деятельности в работах различных авторов (И.А.Зимняя, Е.И. Машбиц, В.В. Давыдов и др.). Функции педагогической деятельности. Способности к педагогической деятельности. Педагогические умения. Профессионально-личностный рост учителя.
39. Профессионально-психологическая компетентность педагога.
40. Стили педагогической деятельности.
41. Мотивы выбора педагогической деятельности (в зарубежной психологии, в работах отечественных авторов).
42. Понятие профессиональной деформации личности. Типы деформаций, их проявления и профилактика.
43. Сущность и проявления эмоционального выгорания. Факторы, влияющие на уровень эмоционального выгорания. Методы диагностики эмоционального выгорания педагога.
44. Определение понятия «общение» Виды общения. Механизмы повышения эффективности общения
45. Психологические аспекты общения. Коммуникативный аспект общения. Интерактивный аспект общения. Перцептивный аспект общения
Вопросы для подготовки по педагогике
1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
2. Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
3. Основные виды педагогической деятельности.
4. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога, познавательная и коммуникативная активность педагога.
5. Педагогическое призвание и педагогические способности.
6. Педагогический такт и профессиональная этика педагога.
7. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования.
8. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
9. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
10. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования.
11. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
12. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики.
13. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
14. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.).
15. Образование как социальное явление и педагогический процесс.
16. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
17. Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
18. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования.
19. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
20. Методологическая культура педагога.
21. Инновации в образовательном процессе.
22. Законы, закономерности и принципы обучения.
23. Методы обучения. Классификации методов обучения.
24. Программированное обучения. Достоинства и недостатки.
25. Проблемное обучение. Достоинства и недостатки. Выбор методов обучения.
26. Контекстные методы обучения.
27. Выбор методов обучения.
28. Средства обучения. Классификации средств обучения.
29. Формы обучения. Классификации форм обучения.
30. Урок - основная форма организации обучения в школе. Типы уроков.
31. Сравнительная характеристика методов обучения в России и за рубежом.
32. Общая характеристика процесса воспитания.
33. Закономерности и принципы воспитания.
34. Методы и средства воспитания.
35. Сущность и назначение внеклассной воспитательной работы.
36. Формы организации воспитательного процесса.
37. Понятие о коллективе, его структуре, основных типах и воспитательных функциях.
38. Виды воспитания (патриотическое, умственное, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое).
39. Профессиональная ориентация школьников, ее сущность, значение, принципы, формы и методы, компоненты.
40. Характеристика процесса самовоспитания: его сущность и значение.
41. Современные воспитательные системы.
42. Воспитательная система школы.
43. Понятие педагогического общения.
44. Социальная педагогика как наука.
45. Виды и причины социальных отклонений, способы их нейтрализации.
46. Понятие педагогической технологии. Требования к педагогическим технологиям.
47. Классификации педагогических технологий.
48. Происхождение воспитания и его развитие в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.
49. Воспитание и школа в античном мире.
50. Воспитание и образование в эпоху Средневековья: религиозное воспитание, воспитание светского феодала.
51. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
52. Школа и педагогика в Новое и Новейшее время.
53. Ведущие тенденции современного мирового образовательного процесса.
54. Управление образовательными системами как разновидность социального управления. Принципы управления образовательными системами.
55. Школа как педагогическая система и объект управления.
56. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: структура и основные новации закона.
57. Управленческая культура руководителя школы. Основные компоненты управленческой культуры.
58. Методическая служба школы. Основные формы организации методической работы в школе.
59. Аттестация педагогических работников.

 

Источник: Жабакова Т.В. Педагогика и психология : методические рекомендации студентам для подготовки к комплексному экзамену / Т.В. Жабакова, Е.Ю. Немудрая ; ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 61 с. : ил.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.