На главную Лекции и практикум по психологии Тесты и рекомендации для студентов Контрольные задания и иные материалы, используемые в процессе текущей аттестации по педагогической психологии
Контрольные задания и иные материалы, используемые в процессе текущей аттестации по педагогической психологии
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов

СРС 1
Студентам предлагается для анализа таблица, посвящённая истории психолого-педагогического знания и развития педагогической психологии. Студентам необходимо заполнить те блоки таблицы, в которых отсутствуют данные. Для выполнения задания рекомендуется использовать литературу по дисциплине.

 

Годы

Автор

Основной вклад в развитие психолого-педагогической мысли

Развитие психолого-педагогического знания в Древнем мире

Между 640 и 635- около 559 г. до н. э.

 

Издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей в той или иной отрасли труда.

Около 530-470 г. до
н. э.

Гераклит

 

Около 460370 г. до н. э.

 

Сформулировал мысль о необходимости соотносить воспитание с природой ребенка.
Обосновал необходимость семейного воспитания.
Сформулировал задачу учителя: побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего словесным убеждением, способствовать «благому» состоянию души.

 

 

 

Около 470399 г. до н. э.

Сократ

 

Около 430355 г. до н. э

 

Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Излагая свои мысли об образовании и воспитании правителя, высказал ряд общих педагогических идей, отражавших практику как афинской, так и спартанской систем воспитания. Определил значение риторики в образовании личности. Важное значение в образовании отводил обучению справедливости.

Около 428347 г. до н. э.

Платон

 

384322 г. до н. э.

 

Упорядочил возрастную периодизацию личности. Выделил 4 основных блока образования:

- Пропедевтический подготовительный блок (чтение, письмо, грамматика, арифметика, рисование, музыка и т. д.).

- Основной блок (знания о мире как таковом, т. е. науки о природе, история, астрономия, метафизика, математика, философия).

- Знания в качестве руководства к практической жизни в семье и государстве (этика, политика).

- Блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельности и личного творчества (риторика, поэтика).
Определил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание.

 

 

 

 

 

 

Ок. 3596 г.

Марк Фабий Квинтилиан

 

Развитие психолого-педагогического знания в эпоху Средневековья и Возрождения

354430 г.

Августин

 

12251274 г.

Фома
Аквинский

 

14921540 г.

 

Впервые в мировой педагогике определил воспитание как форму становления и развития человека. Обосновал, что вне воспитания развитие ребенка невозможно.

15921670 г.

 

Основоположник научной педагогики.
Создатель «Великой дидактики»
— одной из первых научно-педагогических книг.
Предложил классно-урочную систему обучения. Обеспечил начало организованного и массового обучения.

16321704 г.

Д. Локк

 

17121778 г.

Ж.-Ж. Руссо

 

17461827 г.

 

Разработал прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Предложил новый тип народной школы, разработал содержание и методику начального обучения как теорию элементарного образования.

 

 

 

 

 

 

Развитие психолого-педагогического знания в XIX-XX веках

17761841 г.

И. Ф. Гербарт

 

18241871 г.

 

Основоположник российской педагогической науки. Предложил новое научное направление — педагогическую антропологию. Обосновал идеи народного и семейного воспитания.

18491922 г.

 

Один из основателей педагогической психологии. Осуществил комплексный анализ дидактических учений и экспериментальной психологии обучения.

18781934 г.

С. Т. Шацкий

 

18701952 г.

М. Монтессори

 

18841941 г.

 

Осуществил анализ познавательных и волевых процессов ребёнка в их соотношении с деятельностью в условиях обучения. Автор одного из первых учебных пособий по педагогике 1897 и 1915 г.

18961934 г.

Л. С. Выготский

 

18691939 г.

 

Рассмотрение проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

 

 

 

18881939 г.

А. С. Макаренко

 

19021988 г.

 

Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий.

1918 - 1970 г.

В. А. Сухом- линский

 

18891960 г.

С. Л. Рубинштейн

 

19011977 г.

 

Разработал положения технологии развивающего обучения. Исследовал проблемы психологии памяти, мышления и речи у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

19041984 г.

 

Предложил теорию периодизации психического развития. Исследовал концептуальные проблемы детства, обучения и воспитания. Внёс вклад в разработку технологии развивающего обучения.

19231992 г.

 

Создатель методики «КТД» (организации коллективных творческих дел); предложил основные постулаты «педагогики сотрудничества».

19272004 г.

А. М. Матюшкин

 

19302000 г.

В. В. Давыдов

 

19322015 г.

 

Один из авторов «педагогики сотрудничества». Изучал воспитательную систему школы как объект педагогического управления.

19232018 г.

Н. Ф. Талызина

 

 

 

 

Род. в 1927 г.

 

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Род. в 1931 г.

Ш. А. Амонашвили

 

Род. в 1945 г.

Л. М. Митина

 

Критерии оценивания:
при заполнении блоков таблицы допущено более 4 ошибок — оценка «неудовлетворительно»;
при заполнении блоков таблицы допущено 3-4 ошибки — оценка «удовлетворительно»;
при заполнении блоков таблицы допущены 1-2 ошибки — оценка «хорошо»;
все блоки таблицы заполнены правильно — оценка «отлично».


Задания для самопроверки знаний по дисциплине
(блок 1)
1. Дайте определение:
Педагогическая психология — это...


2. Дайте определение:
Объект педагогической психологии — это.


3. Каковы задачи педагогической психологии?


4. В чем заключается принцип развития в педагогической психологии?


5. Принципы педагогической психологии:
а) принцип системности
б) принцип социальной целесообразности
в) принцип единства теории и практики
г) принцип целостности
д) принцип систематичности
е) личностно ориентированный принцип
ж) принцип личностной целесообразности
з) принцип соответствия теории и практики


6. Термин «педагогическая психология» ввел:
а) Э. Мейман г) П. Ф. Каптерев
б) В. Вундт д) А. Вине
в) Г. Эбингауз


7. Педагогическая психология начинает выделяться как самостоятельная наука
а) с конца XV в. и до начала XVII в.
б) с середины XVI в. и до начала XVII в.
в) с середины XVII в. и до конца XIX в.
г) с конца XIX в. до середины XX в.


8. Углубленное психолого-педагогическое изучение отдельных субъектов образовательной деятельности и выявление их индивидуальных особенностей предполагает такое направление деятельности психолога в образовательном учреждении, как
А. Психопрофилактика В. Консультирование
Б. Коррекция Г. Психодиагностика


9. Суть принципа беспристрастности:
A. Не допускается предвзятое отношение к субъекту психологического воздействия в любой форме.
Б. При выполнении любых воздействий психолог должен быть профессионально осведомлен.
B. Вся информация, полученная психологом, должна находиться под его контролем.
Г. Взаимодействие с психологом не должно никому нанести ни прямого, ни косвенного вреда.


10. Понятие «превентивность деятельности психолога» означает:
А. Переход от принципа «скорой помощи» к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Б. Инициативная или направленная деятельность самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.
В. Специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Г. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.


11. Педагогическая психология изучает:

а) закономерности обучения и воспитания как со стороны ученика, так и со стороны педагога;
б) психологические особенности обучения и воспитания;
в) психологические особенности обучения и воспитания, причем как со стороны ученика, так и со стороны педагога;
г) правильный ответ не указан.


12. Психологическими основаниями педагогического процесса являются:
а) теории личности и деятельности;
б) возрастная и социальная психология;
в) теория научения;
г) психодиагностика и системный подход.


13. В состав педагогической психологии входят:
а) психология воспитания и самовоспитания, психология учения;
б) психология учения, психология научения;
в) психология обучения, психология педагогической деятельности и личности учителя;
г) психология воспитания и самовоспитания, психология обучения.


14. В становление и развитие педагогической психологии внесли большой вклад:
а) К. Д. Ушинский, А. П. Нечаев, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн;
б) К. Д. Ушинский, А. П. Нечаев, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев;
в) А. В. Петровский, В. А. Крутецкий, Р. С. Немов;
г) Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов.


15. Известны специализированные методы исследования в педагогической психологии:
а) психолого-педагогический эксперимент;
б) психолого-педагогическое наблюдение;
в) психолого-педагогическое тестирование (для определения степени обученности и воспитанности ребенка);
г) психолого-педагогический опрос.


16. Основные проблемы педагогической психологии:
а) проблемы сензитивных и кризисных периодов в жизни ребенка, социальной адаптации и реабилитации детей;
б) проблемы готовности детей к обучению в школе и детской одаренности;
в) проблемы педагогической запущенности и замедленного психического развития детей, индивидуализации и дифференциации обучения;
г) проблемы связи созревания и обучения, задатков и способностей; средовой и гипотетической обусловленности психологических характеристик и поведения детей.


17. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания заключается в ответе на вопрос:
а) всякое ли обучение развивает?
б) как связаны обучение и развитие ребенка?
в) одинаковы ли возможности интеллектуального и личностного роста для всех детей и как оптимально использовать эти возможности?
г) как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?


18. Методы прямого практического психолого-педагогического воздействия на ребенка:
а) психологическое консультирование;
б) психологическая коррекция;
в) психологическое убеждение;
г) психологическое внушение.


19. Вопрос о соотношении обучения и развития в отечественной психологии решается следующим образом:
а) обучение не зависит от развития учащегося;
б) развитие опережает обучение и ведет его за собой;
в) обучение играет ведущую роль в развитии личности учащегося;
г) правильный ответ не указан.


20. Воспитание — это:
а) процесс воздействия на личность ребенка;
б) процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка;
в) процесс специального целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка;
г) процесс, основной целью которого является развитие способностей детей.


21. Центральной задачей воспитания является:
а) формирование ребенка как личности;
б) формирование и развитие ребенка как личности;
в) формирование и развитие ребенка;
г) правильный ответ не указан.


22. Цели воспитания могут изменяться?
а) да; б) нет; в) не знаю.


23. К психологическим средствам воспитания относят:
а) всевозможные виды научения, психотерапию, психокоррекцию;
б) всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение;
в) внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы;
г) психотерапию, психокоррекцию, социально-психологический тренинг.


24. Критерий деления средств воспитания на прямые и косвенные:
а) характер воздействия на человека;
б) объект воспитательных воздействий;
в) включенность сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания;
г) правильный ответ не указан.


25. Критерий деления средств воспитания на осознанные и неосознанные:
а) характер воздействия на человека;
б) объекте воспитательных воздействий;
в) включенность сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания;
г) правильный ответ не указан.


26. Под институтами воспитания понимают:
а) организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность;
б) общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность;
в) государственные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность;
г) правильный ответ не указан.


27. Известны теории воспитания:
а) биохимические; в) социогенетические;
б) биогенетические; г) правильный ответ не указан.


28. Учебная деятельность — это:
а) процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков;
б) процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых;
в) приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или применение старых;
г) правильный ответ не указан.


29. Структурные компоненты учебной деятельности — это:
а) побудительный, операционный, оценочный;
б) побудительный, операционный, контрольно-оценочный;
в) мотивационный, операционный, оценочный;
г) мотивационный, операционный, контрольно-оценочный.


30. Научение — это:
а) процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков;
б) результат обучения;
в) результат учения;
г) результат учебной деятельности.


31. Учение отличается от научения тем, что оно является:
а) составляющей обучения;
б) результатом социализации;
в) результатом учебной деятельности;
г) результатом любой деятельности.


32. Теоретической основой теории поэтапного формирования умственных действий является:
а) учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об интериори- зации действий;
б) учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об экстерио- ризации действий;
в) учение З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в структуре психики;
г) правильный ответ не указан.


33. Проблемным обучением называется:
а) обучение, основанное на решении проблемных ситуаций;
б) обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций;
в) обучение, построенное на анализе и решении проблемных ситуаций;
г) правильный ответ не указан.


34. Мотивы учебной деятельности могут быть:
а) внутренними и внешними; в) личными;
б) индивидуальными и личными; г) внутренними.


35. Цель педагогической деятельности соответствует:
а) обучению и развитию;
б) стимулированию личностного развития учеников;
в) подготовке к самостоятельной жизни;
г) все ответы верны.


36. Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это:
а) характерная для каждого учителя система навыков, методов, приемов, способов решения профессиональных задач;
б) проявление индивидуально-личностных качеств;
в) уровень интереса к преподаваемому предмету;
г) оригинальный способ обучения и воспитания.


37. Личностные качества педагога включают:
а) коммуникативные черты, связанные с коммуникативными умениями;
б) качества личности, связанные с саморегуляцией;
в) качества личности, связанные с общей культурой;
г) все ответы верны.


38. Профессионально значимые качества личности педагога связаны с направленностью:
а) на ребенка (и других людей);
б) на себя (самореализация и самосовершенствование);
в) на специализацию учителя;
г) все ответы верны.


39. Педагогическое общение — это:
а) профессиональное общение педагогов;
б) общение педагога с учащимися на уроке;
в) многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися;
г) все ответы верны.


40. Компоненты педагогического общения:
а) когнитивный компонент; в) духовный компонент;
б) регулятивный компонент; г) все ответы верны.
Источник: Основы педагогической психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / сост. : М. В. Башкин, О. А. Бахвалова ; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 128 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.