СРС 1 Студентам предлагается для анализа таблица, посвящённая истории психолого-педагогического знания и развития педагогической психологии. Студентам необходимо заполнить те блоки таблицы, в которых отсутствуют данные. Для выполнения задания рекомендуется использовать литературу по дисциплине.
Годы
|
Автор
|
Основной вклад в развитие психолого-педагогической мысли
|
Развитие психолого-педагогического знания в Древнем мире
|
Между 640 и 635- около 559 г. до н. э.
|
|
Издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей в той или иной отрасли труда.
|
Около 530-470 г. до н. э.
|
Гераклит
|
|
Около 460370 г. до н. э.
|
|
Сформулировал мысль о необходимости соотносить воспитание с природой ребенка. Обосновал необходимость семейного воспитания. Сформулировал задачу учителя: побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего словесным убеждением, способствовать «благому» состоянию души.
|
|
|
|
Около 470399 г. до н. э.
|
Сократ
|
|
Около 430355 г. до н. э
|
|
Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Излагая свои мысли об образовании и воспитании правителя, высказал ряд общих педагогических идей, отражавших практику как афинской, так и спартанской систем воспитания. Определил значение риторики в образовании личности. Важное значение в образовании отводил обучению справедливости.
|
Около 428347 г. до н. э.
|
Платон
|
|
384322 г. до н. э.
|
|
Упорядочил возрастную периодизацию личности. Выделил 4 основных блока образования:
- Пропедевтический подготовительный блок (чтение, письмо, грамматика, арифметика, рисование, музыка и т. д.).
- Основной блок (знания о мире как таковом, т. е. науки о природе, история, астрономия, метафизика, математика, философия).
- Знания в качестве руководства к практической жизни в семье и государстве (этика, политика).
- Блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельности и личного творчества (риторика, поэтика). Определил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание.
|
|
|
|
|
|
|
Ок. 3596 г.
|
Марк Фабий Квинтилиан
|
|
Развитие психолого-педагогического знания в эпоху Средневековья и Возрождения
|
354430 г.
|
Августин
|
|
12251274 г.
|
Фома Аквинский
|
|
14921540 г.
|
|
Впервые в мировой педагогике определил воспитание как форму становления и развития человека. Обосновал, что вне воспитания развитие ребенка невозможно.
|
15921670 г.
|
|
Основоположник научной педагогики. Создатель «Великой дидактики» — одной из первых научно-педагогических книг. Предложил классно-урочную систему обучения. Обеспечил начало организованного и массового обучения.
|
16321704 г.
|
Д. Локк
|
|
17121778 г.
|
Ж.-Ж. Руссо
|
|
17461827 г.
|
|
Разработал прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Предложил новый тип народной школы, разработал содержание и методику начального обучения как теорию элементарного образования.
|
|
|
|
|
|
|
Развитие психолого-педагогического знания в XIX-XX веках
|
17761841 г.
|
И. Ф. Гербарт
|
|
18241871 г.
|
|
Основоположник российской педагогической науки. Предложил новое научное направление — педагогическую антропологию. Обосновал идеи народного и семейного воспитания.
|
18491922 г.
|
|
Один из основателей педагогической психологии. Осуществил комплексный анализ дидактических учений и экспериментальной психологии обучения.
|
18781934 г.
|
С. Т. Шацкий
|
|
18701952 г.
|
М. Монтессори
|
|
18841941 г.
|
|
Осуществил анализ познавательных и волевых процессов ребёнка в их соотношении с деятельностью в условиях обучения. Автор одного из первых учебных пособий по педагогике 1897 и 1915 г.
|
18961934 г.
|
Л. С. Выготский
|
|
18691939 г.
|
|
Рассмотрение проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.
|
|
|
|
18881939 г.
|
А. С. Макаренко
|
|
19021988 г.
|
|
Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий.
|
1918 - 1970 г.
|
В. А. Сухом- линский
|
|
18891960 г.
|
С. Л. Рубинштейн
|
|
19011977 г.
|
|
Разработал положения технологии развивающего обучения. Исследовал проблемы психологии памяти, мышления и речи у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
19041984 г.
|
|
Предложил теорию периодизации психического развития. Исследовал концептуальные проблемы детства, обучения и воспитания. Внёс вклад в разработку технологии развивающего обучения.
|
19231992 г.
|
|
Создатель методики «КТД» (организации коллективных творческих дел); предложил основные постулаты «педагогики сотрудничества».
|
19272004 г.
|
А. М. Матюшкин
|
|
19302000 г.
|
В. В. Давыдов
|
|
19322015 г.
|
|
Один из авторов «педагогики сотрудничества». Изучал воспитательную систему школы как объект педагогического управления.
|
19232018 г.
|
Н. Ф. Талызина
|
|
|
|
|
Род. в 1927 г.
|
|
Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
|
Род. в 1931 г.
|
Ш. А. Амонашвили
|
|
Род. в 1945 г.
|
Л. М. Митина
|
|
Критерии оценивания: при заполнении блоков таблицы допущено более 4 ошибок — оценка «неудовлетворительно»; при заполнении блоков таблицы допущено 3-4 ошибки — оценка «удовлетворительно»; при заполнении блоков таблицы допущены 1-2 ошибки — оценка «хорошо»; все блоки таблицы заполнены правильно — оценка «отлично».
Задания для самопроверки знаний по дисциплине (блок 1) 1. Дайте определение: Педагогическая психология — это...
2. Дайте определение: Объект педагогической психологии — это.
3. Каковы задачи педагогической психологии?
4. В чем заключается принцип развития в педагогической психологии?
5. Принципы педагогической психологии: а) принцип системности б) принцип социальной целесообразности в) принцип единства теории и практики г) принцип целостности д) принцип систематичности е) личностно ориентированный принцип ж) принцип личностной целесообразности з) принцип соответствия теории и практики
6. Термин «педагогическая психология» ввел: а) Э. Мейман г) П. Ф. Каптерев б) В. Вундт д) А. Вине в) Г. Эбингауз
7. Педагогическая психология начинает выделяться как самостоятельная наука а) с конца XV в. и до начала XVII в. б) с середины XVI в. и до начала XVII в. в) с середины XVII в. и до конца XIX в. г) с конца XIX в. до середины XX в.
8. Углубленное психолого-педагогическое изучение отдельных субъектов образовательной деятельности и выявление их индивидуальных особенностей предполагает такое направление деятельности психолога в образовательном учреждении, как А. Психопрофилактика В. Консультирование Б. Коррекция Г. Психодиагностика
9. Суть принципа беспристрастности: A. Не допускается предвзятое отношение к субъекту психологического воздействия в любой форме. Б. При выполнении любых воздействий психолог должен быть профессионально осведомлен. B. Вся информация, полученная психологом, должна находиться под его контролем. Г. Взаимодействие с психологом не должно никому нанести ни прямого, ни косвенного вреда.
10. Понятие «превентивность деятельности психолога» означает: А. Переход от принципа «скорой помощи» к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Б. Инициативная или направленная деятельность самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития. В. Специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Г. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
11. Педагогическая психология изучает:
а) закономерности обучения и воспитания как со стороны ученика, так и со стороны педагога; б) психологические особенности обучения и воспитания; в) психологические особенности обучения и воспитания, причем как со стороны ученика, так и со стороны педагога; г) правильный ответ не указан.
12. Психологическими основаниями педагогического процесса являются: а) теории личности и деятельности; б) возрастная и социальная психология; в) теория научения; г) психодиагностика и системный подход.
13. В состав педагогической психологии входят: а) психология воспитания и самовоспитания, психология учения; б) психология учения, психология научения; в) психология обучения, психология педагогической деятельности и личности учителя; г) психология воспитания и самовоспитания, психология обучения.
14. В становление и развитие педагогической психологии внесли большой вклад: а) К. Д. Ушинский, А. П. Нечаев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн; б) К. Д. Ушинский, А. П. Нечаев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев; в) А. В. Петровский, В. А. Крутецкий, Р. С. Немов; г) Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов.
15. Известны специализированные методы исследования в педагогической психологии: а) психолого-педагогический эксперимент; б) психолого-педагогическое наблюдение; в) психолого-педагогическое тестирование (для определения степени обученности и воспитанности ребенка); г) психолого-педагогический опрос.
16. Основные проблемы педагогической психологии: а) проблемы сензитивных и кризисных периодов в жизни ребенка, социальной адаптации и реабилитации детей; б) проблемы готовности детей к обучению в школе и детской одаренности; в) проблемы педагогической запущенности и замедленного психического развития детей, индивидуализации и дифференциации обучения; г) проблемы связи созревания и обучения, задатков и способностей; средовой и гипотетической обусловленности психологических характеристик и поведения детей.
17. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания заключается в ответе на вопрос: а) всякое ли обучение развивает? б) как связаны обучение и развитие ребенка? в) одинаковы ли возможности интеллектуального и личностного роста для всех детей и как оптимально использовать эти возможности? г) как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?
18. Методы прямого практического психолого-педагогического воздействия на ребенка: а) психологическое консультирование; б) психологическая коррекция; в) психологическое убеждение; г) психологическое внушение.
19. Вопрос о соотношении обучения и развития в отечественной психологии решается следующим образом: а) обучение не зависит от развития учащегося; б) развитие опережает обучение и ведет его за собой; в) обучение играет ведущую роль в развитии личности учащегося; г) правильный ответ не указан.
20. Воспитание — это: а) процесс воздействия на личность ребенка; б) процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; в) процесс специального целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; г) процесс, основной целью которого является развитие способностей детей.
21. Центральной задачей воспитания является: а) формирование ребенка как личности; б) формирование и развитие ребенка как личности; в) формирование и развитие ребенка; г) правильный ответ не указан.
22. Цели воспитания могут изменяться? а) да; б) нет; в) не знаю.
23. К психологическим средствам воспитания относят: а) всевозможные виды научения, психотерапию, психокоррекцию; б) всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение; в) внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы; г) психотерапию, психокоррекцию, социально-психологический тренинг.
24. Критерий деления средств воспитания на прямые и косвенные: а) характер воздействия на человека; б) объект воспитательных воздействий; в) включенность сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания; г) правильный ответ не указан.
25. Критерий деления средств воспитания на осознанные и неосознанные: а) характер воздействия на человека; б) объекте воспитательных воздействий; в) включенность сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания; г) правильный ответ не указан.
26. Под институтами воспитания понимают: а) организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность; б) общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность; в) государственные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность; г) правильный ответ не указан.
27. Известны теории воспитания: а) биохимические; в) социогенетические; б) биогенетические; г) правильный ответ не указан.
28. Учебная деятельность — это: а) процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков; б) процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых; в) приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или применение старых; г) правильный ответ не указан.
29. Структурные компоненты учебной деятельности — это: а) побудительный, операционный, оценочный; б) побудительный, операционный, контрольно-оценочный; в) мотивационный, операционный, оценочный; г) мотивационный, операционный, контрольно-оценочный.
30. Научение — это: а) процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков; б) результат обучения; в) результат учения; г) результат учебной деятельности.
31. Учение отличается от научения тем, что оно является: а) составляющей обучения; б) результатом социализации; в) результатом учебной деятельности; г) результатом любой деятельности.
32. Теоретической основой теории поэтапного формирования умственных действий является: а) учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об интериори- зации действий; б) учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об экстерио- ризации действий; в) учение З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в структуре психики; г) правильный ответ не указан.
33. Проблемным обучением называется: а) обучение, основанное на решении проблемных ситуаций; б) обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций; в) обучение, построенное на анализе и решении проблемных ситуаций; г) правильный ответ не указан.
34. Мотивы учебной деятельности могут быть: а) внутренними и внешними; в) личными; б) индивидуальными и личными; г) внутренними.
35. Цель педагогической деятельности соответствует: а) обучению и развитию; б) стимулированию личностного развития учеников; в) подготовке к самостоятельной жизни; г) все ответы верны.
36. Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это: а) характерная для каждого учителя система навыков, методов, приемов, способов решения профессиональных задач; б) проявление индивидуально-личностных качеств; в) уровень интереса к преподаваемому предмету; г) оригинальный способ обучения и воспитания.
37. Личностные качества педагога включают: а) коммуникативные черты, связанные с коммуникативными умениями; б) качества личности, связанные с саморегуляцией; в) качества личности, связанные с общей культурой; г) все ответы верны.
38. Профессионально значимые качества личности педагога связаны с направленностью: а) на ребенка (и других людей); б) на себя (самореализация и самосовершенствование); в) на специализацию учителя; г) все ответы верны.
39. Педагогическое общение — это: а) профессиональное общение педагогов; б) общение педагога с учащимися на уроке; в) многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися; г) все ответы верны.
40. Компоненты педагогического общения: а) когнитивный компонент; в) духовный компонент; б) регулятивный компонент; г) все ответы верны. Источник: Основы педагогической психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / сост. : М. В. Башкин, О. А. Бахвалова ; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 128 с
|