Анализ и представление результатов психологического исследования |
Лекции и практикум по психологии - Экспериментальная психология | ||||||||
Тема 1. Обработка данных психологических исследованийОбщее представление об обработке данных Обработка данных психологических исследований - отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Различают количественную и качественную обработку данных.
|
Генетический подход
|
Это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновенияявления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель генетического подхода - выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. |
Структурный подход |
Направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации |
Функциональный |
Ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Он применяется главным образом при изучении связей объекта со средой. Этот подход исходит из принципа саморегуляции и поддержания равновесия объектов действительности |
Комплексный подход |
Это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. |
Табл.30 Основные подходы к интерпретации данных
Представление результатов экспериментального исследования.
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.
Квалификационная работа - курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.
Результаты научно-исследовательской работы - это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии.
Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Вербальная форма - наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение - это текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п.
Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.
В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.
Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения.
Гистограмма - это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.
В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.
Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования - обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.
Можно выделить два различных по содержанию типа графиков:
1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;
2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).
Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.
Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.
При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы. Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.
Наряду с графами в психологии применяются пространственнографические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта - «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания - пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).
В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно - структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.
Наиболее важный способ представления результатов научной работы - числовые значения величины, в частности:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);
4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.
Результаты математической статистической обработки также сводятся в
таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.
Методические материалы к разделу 7
Семинарские и практические задания
Семинар № 1-2. Обработка данных психологических исследований
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1.Обработка данных экспериментального исследования.
2. Количественная обработка данных (первичная и вторичная статистическая обработка данных).
3. Качественная обработка данных
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Какие виды данных вам известны?
2. Какие вам известны количественные методы обработки данных.
3. Каким образом осуществляется первичная статистическая обработка данных.
4. Дайте определение измерению.
5. Дайте определение зависимой и независимой переменной.
Семинар № 3-4. Интерпретация и обобщение результатов экспериментального исследования
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1 Основные подходы к интерпретации данных: генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.
2. Представление результатов экспериментального исследования.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Перечислите основные походы к интерпретации данных.
2. Охарактеризуйте генетический подход к интерпретации данных.
3. Охарактеризуйте структурный подход к интерпретации данных.
4. Охарактеризуйте функциональный подход к интерпретации данных.
5. Охарактеризуйте комплексный подход к интерпретации данных.
6. Охарактеризуйте системный подход к интерпретации данных.
Литература к Разделу 7
1. Бондарчук. О. И. Экспериментальная психология: Курс лекций -. М.:. МАУП, 2003 -120 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., Изд-во ЛГУ. 1984.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
5. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |