На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

Теоретическое обоснование. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.

Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции.
При высокой интеллектуальной активности в процессе деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Среди них — методика исследования непроизвольного запоминания, разработанная П.И. Зинченко, результаты которой представлены в таблице (см. табл. 1).
Цель. Выявление зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

Таблица 1

Данные исследования П.И. Зинченко

Задача

Объект запоминания

Испытуемые

школьники

взрослые

младшие

средние

Классификация предметов

Предметы

13,0

13,4

13,2

Числа

1,6

1,1

0,7

Составление числового ряда

Числа

9,9

10,3

10,2

Предметы

2,5

1,3

1,3

В ходе выполнения методики проводят два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.

Опыт 1. Классификация изображений предметов

Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет, а в правом верхнем углу написано двузначное число. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки.
Инструкция. В опыте принимает участие первая подгруппа испытуемых. Перед началом опыта карточки располагают в произвольном порядке и закрывают листом бумаги. Участникам сообщают, что с ними будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по общим признакам, и предлагают расклассифицировать все картинки по группам. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен будет дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам. После этого перед участниками опыта ставят задачу воспроизвести по памяти в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Опыт 2. Составление числового ряда

Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых.
Инструкция. Карточки располагают на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку из 15 клеток (3 ряда по 5) и объясняют задачу: расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, поместив наименьшее из чисел в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные испытуемыми числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем"— все нечетные. Далее участникам опыта следует воспроизвести сначала числа, а затем – названия предметов.
Обработка результатов. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах. Записать полученные средние значения в таблицу (см. табл. 2).
Интерпретация результатов. На основании анализа данных, представленных в таблице 2, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания. Так, если безошибочно вписано 50% и более ответов, то констатируется средний и высокий уровень продуктивности запоминания. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями. Сравнить с результатами аналогичных опытов, проведенных П.И. Зинченко на большом числе испытуемых различных возрастных групп (см. табл. 1).

Таблица 2
Результаты опытов 1 и 2

Задача

Среднее число правильных воспроизведений

 

Предметы

Числа

Классификация предметов

 

 

Составление числового ряда

 

 

 

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.