Теоретическое обоснование. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.
Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции. При высокой интеллектуальной активности в процессе деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти. Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Среди них — методика исследования непроизвольного запоминания, разработанная П.И. Зинченко, результаты которой представлены в таблице (см. табл. 1). Цель. Выявление зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Таблица 1
Данные исследования П.И. Зинченко
Задача
|
Объект запоминания
|
Испытуемые
|
школьники
|
взрослые
|
младшие
|
средние
|
Классификация предметов
|
Предметы
|
13,0
|
13,4
|
13,2
|
Числа
|
1,6
|
1,1
|
0,7
|
Составление числового ряда
|
Числа
|
9,9
|
10,3
|
10,2
|
Предметы
|
2,5
|
1,3
|
1,3
|
В ходе выполнения методики проводят два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.
Опыт 1. Классификация изображений предметов
Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет, а в правом верхнем углу написано двузначное число. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Инструкция. В опыте принимает участие первая подгруппа испытуемых. Перед началом опыта карточки располагают в произвольном порядке и закрывают листом бумаги. Участникам сообщают, что с ними будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по общим признакам, и предлагают расклассифицировать все картинки по группам. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен будет дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам. После этого перед участниками опыта ставят задачу воспроизвести по памяти в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.
Опыт 2. Составление числового ряда
Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых. Инструкция. Карточки располагают на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку из 15 клеток (3 ряда по 5) и объясняют задачу: расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, поместив наименьшее из чисел в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные испытуемыми числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем"— все нечетные. Далее участникам опыта следует воспроизвести сначала числа, а затем – названия предметов. Обработка результатов. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах. Записать полученные средние значения в таблицу (см. табл. 2). Интерпретация результатов. На основании анализа данных, представленных в таблице 2, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания. Так, если безошибочно вписано 50% и более ответов, то констатируется средний и высокий уровень продуктивности запоминания. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями. Сравнить с результатами аналогичных опытов, проведенных П.И. Зинченко на большом числе испытуемых различных возрастных групп (см. табл. 1).
Таблица 2 Результаты опытов 1 и 2
Задача
|
Среднее число правильных воспроизведений
|
|
Предметы
|
Числа
|
Классификация предметов
|
|
|
Составление числового ряда
|
|
|
|
|