На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование критичности. Оценка и интерпретация результатов
Исследование критичности. Оценка и интерпретация результатов
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология

Критичность – умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против, намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.
Некритичность – выраженная перестройка личностных особенностей, приводящая к отсутствию осознанной мотивации и невозможности вызвать установку на адекватное отношение к окружающей среде.
Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами.
Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных (анозогнозии).

Таким образом, выделяют следующие виды нарушений критичности (по И.И. Кожуховской):

  • Некритичность к собственным суждениям, действиям, высказываниям.
  • Некритичность к собственной личности.
  • Некритичность к психопатологическим переживаниям.

Непосредственно охватить и зафиксировать особенности критичности, проявляющиеся в актах поведения, в наибольшей степени позволяет метод наблюдения. Во избежание пропусков при фиксации результатов наблюдения, а также в целях их систематизации и облегчения их количественной обработки целесообразно предварительно составить схему наблюдения. В частности выделяют (Мещерякова К.В., 2008, 2010) следующие клинико-психологические проявления нарушений критичности, диагностируемые при наблюдении:

  • Трудности усвоения инструкций
  • Ответы не в плане заданного вопроса
  • Отрицание наличия психического расстройства
  • Игнорирование собственных ошибок
  • Отстаивание собственных ошибочных  решений
  • Отсутствие старательности при выполнении заданий
  • Игнорирование критических замечаний со стороны экспериментатора
  • Снижение чувства дистанции
  • Облегченное, несерьезное отношение к исследованию
  • Негативное отношение к исследованию
  • Отказные реакции
  • Протестные реакции (в т.ч. критика заданий)
  • Бравада (склонность к переоценке себя)
  • Неустойчивость эмоционального фона, раздражительность
  • Повышенная импульсивность (опережающие реакции)
  • Враждебность, агрессивность
  • Излишне раскованное поведение

На данный момент не существует специальных методик, прицельно направленных на исследование нарушений критичности, оцениваются в основном косвенные результаты различных методик. Программа психологического исследования критичности включает в себя использование экспериментально-психологических методик, направленных на исследование самооценки, ценностных ориентации, эмоционально-мотивационной сферы. Применяются также методики для исследования познавательных процессов, поскольку «они не существуют изолировано от установок и потребностей личности» [Кожуховская И.И., 1985, с. 15].

Проба Эббингауза

Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам.
Оборудование: текст с пропущенными словами.
1) Стал дед очень стар. Ноги у него не______________________________.
Глаза не _________________________, уши не _________________________.
Зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо_________________________,
Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и
давали ему __________________за печкой.
Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть,
да уронил на ____________________________, чашка и__________________.
Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит
и ____________________бьет.

2) Над городом низко повисли снеговые_____________________.
Вечером началась_____________________.
Снег повалил большими_________________________.
Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________.
В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина.
Она медленно и с __________________________________________________
Перебиралась по ______________________________.
Она была худа и бедно______________________.
Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти.
На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________.
Вдруг женщина__________________________ и наклонившись,
начала что-то________________________________ у себя под ногами.
Наконец, она стала на _________________________
и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.

3) Если хотят ехать, идут на ___________________.
Сначала в__________________, покупают себе__________________.
Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов.
Быстро входят и _______________________ места.
Медленно начинают вертеться_____________________.
Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.

Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно.
Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку».

Интерпретация.
1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами.
2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней.
3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Т.Дембо в варианте С.Я.Рубинштейн.
Предназначена для выявления самооценки и сознания болезни у взрослых и детей.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Инструкция: Проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». (Больному дают карандаш для отметки.) Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение больного пока не следует.
Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму – вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу – самые глупые, а в середине – средние. Где бы вы определили свое место?» (Предлагают больному цветным карандашом отметить свое место.) На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отметить свое место.) Последняя, четвертая, линия представляет собой распределение всех людей «по счастью» – вверху самые счастливые, внизу несчастные. (Больному предлагают отметить цветным карандашом свое место на этой четвертой линии.)
В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит.
Затем экспериментатор таким же образом беседует с больным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними – спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым. Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооценки больного по уму – спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ведется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной считает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера.

Протокол: Записываются ответы по темам «Здоровье», «Ум», «Характер», «Счастье».

Интерпретация:

  • У психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жизненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины».
  • При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.
  • В процессе выполнения задания могут быть выявлены: депрессивная самооценка, эйфоричность.

Особенности проведения методики Дембо-Рубинштейн у детей:
Первая вертикальная линия представляет собой оценку по росту в соотношении с классом, в котором учится ребенок. Это проводится для того, чтобы лучше разъяснить детям инструкцию.
Затем следуют линии оценки по здоровью и по уму (на линии расположено все человечество). При оценке по уму ребенку предлагают на той же линии обозначить черточкой место своего соседа по парте и место своего учителя (или учительницы). Последние две отметки должны быть сделаны разными цветными карандашами, чтобы в дальнейшем нельзя было их спутать.
Оценка по характеру и по счастью дается лишь в сравнении с учениками своего класса. После того как проставлены все цветные черточки на всех линиях, начинается беседа с ребенком, цель которой выяснить соображения ребенка при той или иной оценке так же, как это описано в беседе со взрослыми. Этот простой экспериментальный прием дает возможность выявить самооценку детей, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности.

Метод исследования уровня притязаний

Диагностика предназначена для исследования личностных реакций. Была разработана немецким психологом Ф.Хоппе.
Оборудование. Для проведения эксперимента следует приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Кроме того, нужно приготовить секундомер или часы, лист бумаги и карандаш для больного. Перед экспериментатором должен лежать лист бумаги с наборами разных задач.
Суть эксперимента заключается в следующем. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и представляют возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Экспериментатор должен иметь возможность по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха (и вовсе не обязательно заслуженно). Действительные достижения больного в данном опыте значения не имеют, но больному по неизвестно, напротив – он должен быть убежден в противном. Важно лишь то, как больной реагирует на свой успех или неудачи, какие по трудности задачи он выбирает после того, как пережил успех или неуспех.
Следует подчеркнуть, что задачи должны объективно для каждого больного различаться по степени трудности – от предельно легких до чрезвычайно трудных.

Интерпретация.
У психически полноценных, личностно адекватных людей выбор следующих номеров задач зависит от успехов или неудач в предыдущих решениях. Иными словами, достижения, успешные решения создают у людей некоторую уверенность в своих возможностях и приводят к постепенному повышению самооценки и уровня притязаний, то есть к выбору более трудных задач, а неудачи, безуспешные попытки решить трудные задачи приводят к снижению уровня притязаний, то есть к выбору более легких задач.
Колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и наоборот) у людей с устойчивым характером носят более или менее плавный, мягкий характер, а при эмоциональной неустойчивости психопатов эти колебания носят очень резкий характер.

Литература:
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В.Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – С. 147–152.
2. Кожуховская, И.И. Нарушение критичности у психически больных. / И.И. Кожуховская. – М.: МГУ, 1985. – 80 с.
3. Мещерякова, К.В. Особенности экспериментально-психологического исследования нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе. / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2008, выпуск 3. – №3 – с. 67 –70
4. Мещерякова, К.В. Психодиагностические критерии нарушений критичности подростков при судебно-психиатрический и судебно-психологической экспертизе. / К.В.Мещерякова, А.Ю.Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2010, – № 4 – с. 77 –81.
5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 153–166.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.