Практическое занятие № 1
Тема. Использование качественного анализа деятельности испытуемого в патопсихологическом эксперименте. Выявление изменения отношения к деятельности как его центральная задача. Продолжительность - 2 часа Учебная цель: формирование представлений о традициях использования качественного анализа деятельности испытуемого как основного критерия в оценке его сохранных и нарушенных возможностей. Выявление изменения отношения к деятельности как центральная задача патопсихологического эксперимента.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Для достижений целей занятия необходимо изучить текст, рекомендованный для данной темы и составить по нему конспект. План конспекта представлен ниже.
План конспекта «Качественный анализ деятельности испытуемого в патопсихологическом эксперименте»
1. Обоснование принципов экспериментально-психологического исследования в советской патопсихологии. 1.1. Почему изучение нарушений 1.1. психических процессов требует изучения их как нарушений деятельности? 1.2. Почему при исследовании нарушений деятельности необходимо оценивать то, какие ошибки совершил испытуемый? 1.3. Какую информацию о характере деятельности несет «функциональная проба»? 2. Выявление изменения отношения к деятельности как центральная задача патопсихологического эксперимента. 2.1. Подход к оценке психопатологического явления, обоснованный Мясищевым. 2.2. Понимание детерминации психической деятельности С.Л. Рубинштейном. 2.3. Связь отношений человека со структурой личности. 2.4. Измененное отношение как индикатор измененной личности. 3. Методические пути изучения изменения отношения. 3.1. Актуализация отношения испытуемого к результатам деятельности в ситуации обследования. 3.2. Наблюдение за поведением и высказываниями больного .как материал для анализа его личностных проявлений. 3.3. Исследования изменений личности через анализ нарушений познавательных процессов. 3.4. Построение различных моделей человеческого поведения и деятельности через экспериментальные методики
Краткие теоретические материалы по теме занятия Текст 1. Из книги Б.В. Зейгарник «Патопсихология: учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 23-37. ...Остановимся на принципах экспериментально-психологического исследования в советской патопсихологии. Положение материалистической психологии о том, что психические процессы являются не врожденными способностями, а прижизненно формирующимися видами деятельности, требует, чтобы психологический эксперимент давал возможность исследовать психические нарушения как нарушения деятельности. Он должен быть направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Если речь идет о нарушениях познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, которые сформировались в процессе его жизнедеятельности, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых, образовавшихся в прежнем опыте связей. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить экспериментальное исследование, чтобы оно отразило сохранность или нарушение этих параметров. Таким образом, результаты эксперимента должны дать не столько количественную, сколько качественную характеристику распада психики Само собой разумеется, что полученные экспериментальные данные должны быть надежны, что статистическая обработка материала должна быть использована там, где поставленная задача этого требует и допускает, но количественный анализ не должен ни заменить, ни оттеснить качественную характеристику экспериментальных данных. Количественный анализ допустим тогда, когда проведена тщательная качественная психологическая квалификация фактов. Прежде чем приступить к измерению, надо установить, что измеряется Следовательно, основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного в противоположность задаче лишь одного количественного их измерения. Важно не только то, какой трудности или какого объема задание больной осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслял, чем были обусловлены его ошибки и затруднения. Именно анализ ошибок, возникающих у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения психической деятельности больных. Один и тот же патопсихологический симптом может оказаться обусловленным различными механизмами, он может оказаться индикатором различных состояний. Так, например, нарушение опосредованной памяти или нестойкость суждений могут возникнуть вследствие нарушенной умственной работоспособности больного (как это имеет место при астениях разного органического генеза), оно может быть обусловлено нарушением целенаправленности мотивов (например, при поражениях лобных отделов мозга), оно может быть проявлением дезавтоматизации действий (при сосудистых изменениях мозга, эпилепсии). Характер нарушений не является патогномоннчным, т.е. специфичным для того или иного заболевания; он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования Психологическое исследование в клинике может быть приравнено к «функциональной пробе» — методу, широко используемому в медицинской практике и состоящему в испытании деятельности какого-нибудь органа. В ситуации психологического эксперимента роль «функциональной пробы» могут играть такие экспериментальные задачи, которые в состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность. Следует подчеркнуть, что патопсихологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение. Еще в 1936 г. В.Н. Мясищев выдвинул эту проблему в своей статье «Работоспособность и болезнь личности» он указывает, что психическое и психопатологическое явление может быть понято на основе учета отношения человека к работе его мотивов и целей, отношения к самому себе, требований к себе, к результату работы и т.д. Такой подход к психологическим проявлениям требует, как об этом говорит В.Н. Мясищев, знания и изучения психологии личности. Этот подход диктуется и правильным пониманием детерминации психической деятельности. Говоря о механизмах детерминации психического, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что внешние условия не определяют непосредственно поведение и поступки человека, что причина действует «через внутренние условия». Это означает, что суждения, действия, поступки человека не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, а что они опосредуются его установками, мотивами, потребностями. Эти установки складываются прижизненно под влиянием воспитания и обучения, но, сформировавшись, они сами определяют действия и поступки человека, здорового и больного. Отношения человека связаны со структурой личности человека, с его потребностями, с его эмоциональными и волевыми особенностями. Несмотря на то, что последние рассматриваются психологией как процессы, они по существу являются включенными в структуру личности. В потребностях человека, материальных и духовных, выражается его связь с окружающим миром, людьми. Оценивая человека, мы прежде всего характеризуем круг его интересов, содержание его потребностей. Мы судим о человеке по мотивам его поступков, по тому, к каким явлениям жизни он равнодушен, по тому, чему он радуется, на что направлены его мысли и желания. О патологическом изменении личности мы говорим тогда, когда под влиянием болезни у человека скудеют интересы, мельчают потребности, когда у него проявляется равнодушное отношение к тому, что его раньше волновало, когда действия его лишаются целенаправленности, поступки становятся бездумными, когда человек перестает регулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности, когда меняется его отношение к себе и окружающему. Такое измененное отношение является индикатором измененной личности. Это измененное отношение приводит не только к ослаблению работоспособности больного, к ухудшению его умственной продукции, но само может участвовать в построении психопатологического синдрома. Так, при исследовании больных артериосклерозом головного мозга отмечено, что чрезмерная фиксация на своих ошибках приводила нередко больных к преувеличенным опосредствованным действиям, которые снижали умственную продукцию больных [27], и к чрезмерным коррекционным приемам, нарушавшим их зрительно-моторную координацию [96]. Иными словами, само отношение больного к ситуации, к себе должно стать предметом исследования и должно быть отражено в построении эксперимента. Ориентация психологических исследований на изучение изменений личности неминуемо приводит к проблеме их методических путей этого изучения. Возникает вопрос: достаточно ли ограничиться одними наблюдениями за поведением больных с последующим его описанием или же при исследовании изменений личности возможен экспериментальный путь их изучения? Прежде всего, надо отметить, что уже само наблюдение за поведением больного в ситуации эксперимента качественно отличается от наблюдения за больным в клинике. Дело в том, что ситуация психологического исследования в клинике, как правило, воспринимается больными как исследование их умственных возможностей. Поэтому сама ситуация эксперимента приводит к актуализации известного отношения к ней. Так, например, некоторые больные, опасаясь, что у них будет обнаружена плохая память, заявляют, что они всегда плохо запоминали слова. В других случаях необходимость выполнения счетных операций вызывает реплику, что они «всегда терпеть не могли арифметику». Поэтому уже то, как больной принимает задание, может свидетельствовать об адекватности или неадекватности его личностных установок. Сами способы и качество выполнения заданий, количество ошибок, темп работы могут, например, быть одинаковыми у больного шизофренией и у здорового. Между тем эмоциональные реакции больного, особенно при появлении ошибочных решений, глубоко различны. Следует отметить еще одну особенность психологического исследования в клинике. Сам процесс выполнения задания вызывает неминуемо чувство какого-то самоконтроля. Больные часто указывают, что им самим «интересно проверить свою память». Нередко бывает так, что больной в процессе работы впервые осознает свою умственную недостаточность. Фразы: «Я не думал, что у меня такая плохая память», «Я не предполагал, что я так плохо соображаю» — являются нередкими. Естественно, что такое «открытие» является само по себе источником переживания для больного. Поэтому уже наблюдение за поведением и высказываниями больного может послужить материалом для анализа его личностных проявлений. Другой методический путь исследования изменений личности — это путь их опосредствованного выявления через анализ нарушений познавательных процессов.... Так, больные с поражением лобных долей мозга не справлялись с некоторыми простыми заданиями, несмотря на то, что интеллектуальные операции у них были относительно сохранны. Любое простое задание, требовавшее выбора, планирования, контроля, не выполнялось такого рода больными, и наоборот, более сложные задания, выполнение которых не требовало соблюдения этих условий, выполнялись ими довольно легко. Таким образом, ошибочные решения заданий могут являться не следствием нарушения логического строя мышления, а результатом безразличного отношения субъекта. Об этом свидетельствуют и исследования психологов, работающих в области педагогической психологии. Так, работами Л.И. Божович и Л.С. Славиной показано, что успеваемость многих детей в школе была обусловлена не нарушением их познавательных процессов, а измененным отношением детей, но измененной позицией в коллективе. Путь опосредствованного изучения личности и ее аномалии не ограничен. Принципиально любая экспериментальная методика может оказаться пригодной для этого, так как построение различных моделей человеческого поведения и деятельности (а приемы экспериментально-психологического исследования по существу выполняют такую задачу) включает в себя и отношение испытуемого.... Резюмируя, можно сказать, что применение методик, активизирующих познавательную деятельность, всегда включает в себя и актуализацию личностных компонентов (мотивации, отношения). Контрольные вопросы по теме занятия Представьте на примерах, представленных на видеоматериалах, как могут использоваться принципы качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом исследовании.
Практическое занятие № 2
Тема. Основные патопсихологические синдромы Продолжительность — 2 часа Учебная цель: формирование представлений об особенностях психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы мотивационно-потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при различных патопсихологических синдромах. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Для подготовки к занятию необходимо изучить описание синдромов, имеющиеся в кн. Медицинская психология / сост. С.Л. Соловьева. Конспект лекций. - М., ООО Изд-во ACT, СПб.: ООО «Сова», 2004. — 156 с., и составить таблицу по образцу. Важно разобраться в специфических проявлениях, характерных для каждого синдрома, хорошо их запомнить. Для этого лучше всего систематизировать материал для запоминания, используя такие иллюстрации как таблица или слайды. Рекомендации по использованию информационных технологий Как вариант выполнения заданий по теме практического занятия можно самостоятельно подготовить слайды по каждому синдрому. Практические задания Составить таблицы, раскрывающие особенности психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы, мотивационно- потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при синдромах психотической дезорганизации, шизофреническом синдроме, аффективноэндогенном синдроме, олигофреническом синдроме.
Образец таблицы
Особенности психического состояния
|
|
Особенности когнитивной сферы
|
Восприятие больного, находящегося в психотическом состоянии, характеризуется сужением или, напротив, расширением объема....
|
Особенности речи
|
Самопроизвольное или неспецифическое воспроизведение автоматизированной речевой продукции, В состоянии психомоторного возбуждения отмечается излишняя спонтанность повествования - логорея. Наблюдается преимущественно монолог и почти отсутствует или крайне затруднена диалоговая речь...
|
|
|
Особенности эмоциональной сферы
|
|
Особенности мотивационно- потребностной сферы
|
|
Внешний вид
|
|
Задания студентам для самостоятельной работы Самостоятельно завершить составление таблицы при экзогенноорганическом синдроме, эндогенно-органическом синдроме, личностноаномальном синдроме, психогенно-психотическом синдроме, психогенно-невротическом синдроме Контрольные вопросы 1, Перечислите основные виды нарушений мышления, встречающиеся при олигофреническом и экзогенно-органическом синдроме. 2. Обозначьте возможные трудности и ошибки в диагностике известных вам патопсихологических синдромов.
Практическое занятие № 3
Тема. Общее и специфическое в использовании методов психологических исследований в патопсихологии Продолжительность — 2 часа Учебная цель: формирование представлений об особенностях использования методов психологических исследований в патопсихологии: возможности и своеобразие метода направленной беседы психолога с взрослым и ребенком в клиническом исследовании; особенности применения психологом метода сбора анамнестических данных; специфика метода наблюдения за больным в условиях стационара и в процессе эксперимента; особенности применения экспериментально-психологического исследования в патопсихологии. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы При подготовке к занятию вам необходимо будет вспомнить ряд положений из возрастной и экспериментальной психологии. Постарайтесь дать точное определение и характеристики таких методов исследования в психологии, как архивный метод, метод наблюдения, метод беседы, эксперимент. Готовясь к сообщениям, определите отличия применения этих методов в различных отраслях психологии. Вспомните об основных возрастных критериях развития ребенка в нормальном онтогенезе. Задания студентам для самостоятельной работы. К знанию критериев и схемы наблюдения за больным в условиях стационара и в процессе патопсихологического исследования предъявляются высокие требования. Они должны быть прочно усвоены вами. Такому усвоению помогут заранее составленные таблицы или графически оформленные схемы. Например, вы можете составить такие таблицы.
Таблица 1
Поэтапная возрастная характеристика развития ребенка, отражаемая в анамнезе
Сведения о развитии психомоторного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка от 0 до 3 лет Время и наличие появления комплекса оживления, характер и время появления статических, локомоторных функций, характер предметных действий, навыки самообслуживания и т. д.
Таблица 2
Название вида анамнеза
|
Разделы, выделяемые в данном виде анамнеза
|
Планирование использования анамнестической информации в экспериментальном исследовании
|
1. Семейный анамнез
|
- Характер внутрисемейных отношений: ролевые позиции членов семьи, лидерство родителей, стиль воспитания детей в семье, наличие опыта воспитания детей.
- Наличие случаев психических заболеваний, умственной отсталости, аномалий личности, патологических и непатологических акцентуациях характера.
|
- Проверка гипотез о роли внутрисемейных отношений в диагностируемых нарушениях. Планирование диагностики членов семьи.
- Проверка гипотезы о возможном совпадении в тенденциях развития интеллекта и личности у родственников.
|
|
|
|
Таблица 3
Схема описания внешнего вида и психического статуса детей и подростков, имеющих диагностическое значение
Название признака, его информативное значение
|
Своеобразие в детском возрасте
|
Своеобразие в подростковом возрасте
|
1. Телосложение, физическое развитие. Информация о биологической этиологии нарушений при соотнесении ее с данными клинического диагноза.
|
1. В первую очередь обращает на себя внимание отставание в физическом развитии: несоответствия роста, пропорций развития, выражения лица и мимики паспортному возрасту, наличие аномалий (микроцефалия, синдактилия и др.), дисплазия в телосложении (непропорциональное соотношение туловища и конечностей, эпикант и др.)
|
1. В телосложении подростков в первую очередь обращает на себя внимание заметное опережение в росте, избыточные полнота или худоба, физические недостатки (узкие плечи, сутулость, неправильная форма носа и т.д.). наличие татуировок, шрамов, следов инъекций.
|
2. Элементарные влечения и инстинкты
|
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы по теме занятия. 1. Представьте на примере протокола обследования особую организацию эксперимента с целью актуализации личностного отношения испытуемого к собственной деятельности; 2. Обозначьте отличия в подборе и использовании диагностических средств в патопсихологическом эксперименте;
Практическое занятие № 4
Тема. Использование экспериментальных методик патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности. Продолжительность - 2 часа Учебная цель: формирование представлений о возможностях применения экспериментальных методик патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Тема занятия является своего рода обзорной. На этом занятии возможно только обсуждение самых общих положений о специфике применения психодиагностических средств в патопсихологии. На лабораторных занятиях будут отрабатываться умения по применению того или иного метода, формироваться навыки психодиагностики. Готовясь к занятию, систематизируйте свои представления о направленности и возможности применения различных методик в патопсихологическом исследовании детей и взрослых. Задания студентам для самостоятельной работы. Заполните таблицу «Экспериментальные методики патопсихологии для исследования нарушения структуры психических, процессов и свойств личности». При ее заполнении точно указывайте названия методик, их авторов, назначение (какие психические реальности могут диагностироваться), показания к применению (для каких случаев предназначены, ограничения возрастного применения).
Таблица 4
Экспериментальные методики патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности
1. Исследование нарушений интеллектуальной деятельности
|
Показания к применению, диагностические возможности
|
Название методики, ее автор
|
Возрастные ограничения
|
|
|
|
2. Исследование личностных отклонений, нарушения общения и социальной регуляции поведения
|
Показания к применению, диагностические возможности
|
Название методики, ее автор
|
Возрастные ограничения
|
|
|
|
3. Исследование и дифференциации характерологических и патохарактерологических реакций у детей и подростков
|
Показания к применению, диагностические возможности
|
Название методики, ее автор
|
Возрастные ограничения
|
|
|
|
Контрольные вопросы по теме занятия 1. Дайте характеристику основных психодиагностических средств, используемых в патопсихологическом исследовании: а) возможности и направленность методик, исследующих нарушения познавательной деятельности у детей и взрослых; б) подходы к исследованию личностных отклонений, нарушения общения и социальной регуляции поведения у детей, подростков и взрослых; в) пути исследования и дифференциации характерологических и патохарактерологических реакций у детей и подростков. 2. Обозначьте требования к квалификации психолога, проводящего патопсихологическое исследование.
Практическое занятие № 5
Тема. Характеристика приемов и методов для исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых Продолжительность - 2 часа Учебная цель: формирование представлений о проблематике исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Для подготовки полных и точных сообщений по теме занятия рекомендуется составить конспекты работ: 1. Ковалев В.В. Общие принципы психиатрической диагностики психических заболеваний в детском и подростковом возрасте // Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985. 2. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития детей. - М., 1982. 3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Особенности психического развития аутичного ребенка // Аутичный ребенок: пути помощи. - М., 1997. Контрольные вопросы по теме занятия Обозначить особенности: 1) исследование общего психического недоразвития при синдромах тотальной ретардации; 2) исследование проявлений незрелости и интеллектуальной недостаточности при синдромах парциальной ретардации; 3) исследование нарушений аффективной регуляции поведения, психомоторики и интеллекта при синдромах искаженного развития.
Практическое занятие № 6
Тема. Приемы и методы, используемые для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых Продолжительность 2 часа Учебная цель: приобретение знаний о возможностях использования различных приемов и методов для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы 1. Изучите главу 8 «Исследование памяти» в кн. С.Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1999; главу 5 «Расстройства памяти» в кн. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 2002. 2. Изучите главу 10 «Особенности памяти» в кн. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1999. Задания студентам для самостоятельной работы Подготовьтесь к характеристике и иллюстрации диагностических возможностей методик: «Запоминание 10 слов», «Пиктограмма», «Воспроизведение рассказов и событий», «Повторение и запоминание серии слов, запоминание групп слов, двух смысловых рядов, фраз», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Непроизвольное запоминание картинок», «Запоминание символических фигур». Контрольные вопросы по теме занятия. Покажите на примере данных одного из заключений, применение метода экспериментального исследования нарушений динамики мнестической деятельности и ее мотивационного компонента.
Практическое занятие № 7
Тема. Изучение психологических механизмов нарушения мышления у взрослых, подростков и детей Продолжительность - 2 часа Учебная цель: приобретение знаний об особенностях нарушения мышления у взрослых, подростков и детей при различной нозологии. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Изучите главу 7 «Исследование мышления» в кн. С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1999; «Нарушения мышления» в кн. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 2002. Задания студентам для самостоятельной работы Подготовьтесь к представлению диагностических методов и приемов, исследующих нарушения мышления, предварительно сгруппировав их по направлениям: а) методики, исследующие нарушения операциональной стороны мышления («Классификация предметов», «Исключение предметов», «Соотношение пословиц, метафор, фраз», «Объяснение сюжетных картин» и др.); б) нарушение динамики мышления («Объяснение пословиц, метафор, фраз», «Опосредованное запоминание», «Пиктограмма» и др.); в) нарушение мотивационного компонента мышления. Контрольные вопросы, тесты по теме занятия 1. Дайте определение следующим нарушениям динамического компонента мышления: непоследовательности суждений, лабильности суждений, инертности, вязкости мышления, разноплановости. 2. Продемонстрируйте на примерах нарушения динамики мыслительной деятельности у больных с деменцией, шизофренией, травмами головного мозга. 3. Проиллюстрируйте влияние нарушений умственной работоспособности на структуру познавательной деятельности у испытуемого во время эксперимента.
Практическое занятие № 8
Тема. Принципы построения патопсихологического исследования Продолжительность - 2 часа Учебная цель: формирование представлений о принципах построения патопсихологического исследования Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Повторите к занятию тему: «Схема и структура патопсихологического исследования». Сформулируйте наиболее часто встречающиеся ошибки при организации экспериментального взаимодействия с испытуемым во время патопсихологического исследования. Определите, как может изменяться традиционная структура исследования при обследовании детей разного возраста. Контрольные вопросы, тесты по теме занятия Проиллюстрируйте применение принципов построения патопсихологического исследования в наблюдаемом вами исследовании: а) принцип соотнесения сохранных возможностей больного со структурой измененных; б) принцип оценки деятельности больного с позиции отношения его к исследованию; в) принцип использования многообразия методик в процессе эксперимента.
Практическое занятие № 9
Тема. Применение принципов качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом эксперименте Продолжительность - 2 часа Учебная цель: получение знаний о специфике отражения данных патопсихологического исследования в протоколе наблюдения и в заключении. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы Изучите главу 2 «Общая схема клинико-психологического обследования» в кн. Н.В. Беломестновой Клиническая диагностика интеллекта. - «Речь», СПб, 2003. Задания студентам для самостоятельной работы Составьте письменное резюме по данным составленных заключений. Укажите, как в них были использованы принципы патопсихологического исследования. Контрольные вопросы, тесты по теме занятия 1. Определите, как использовались ниже перечисленные принципы при составлении заключения по данным патопсихологического исследования: а) принцип оценки отдельных нарушений в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования; б) принцип ориентации в оценке нарушений деятельности больного с точки зрения структуры личности и изменении в ней; в) принцип сопоставления анамнестических данных с результатами экспериментального исследования. 2. Проанализируйте составленные заключения с точки зрения соответствия их содержания принципам построения заключения. Укажите на ошибки.
Планы лабораторных работ по дисциплине «Патопсихология»
Бехтер, А. А. Патопсихология: теория и практика: учеб.-метод. пособие / А. А. Бехтер ; [научи, ред. С. В. Чебарыкова] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2021. - 159, [1]с. |