Общая характеристика суицидального поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Традиция изучения суицида заложена в древности. Начиная со времен цивилизаций Древнего Египта, Греции и Рима самоубийство осуждалось и порицалось.
Первые психологические теории, появившиеся в lA XIX века рассматривали суицид как симптом психического заболевания, ненормативный поведенческий акт и проявление болезненной психики.
В XX веке рассмотрение суицида обогатилось пониманием того, что не только психически больной человек может совершить попытку самоубийства, но и психически здоровый человек в условиях безысходности видит лишение себя жизни выходом из трудной жизненной ситуации.

В настоящее время спектр взглядов на суицид дополнился популярным среди молодежи культом необоснованной романтизации самоубийства, повышающей риск возникновения суицидальных намерений и попыток самоубийств именно среди подростков, имеющих незрелую неустойчивую психику.
Изучением суицидального поведения в разное время занимались З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, В. Франкл, К. Меннингер, А. Г. Амбрумова, А.С. Рахимкулова, В. А. Розанов, Н. Е. Антипова, Д. Брент, Д. Бридж и Т. Голдштейн и другие. Исследованы понятие суицида и суицидального поведения (далее - СП), причины и факторы риска возникновения суицидальных намерений, этапы и виды СП, маркеры суицидальной активности и другие аспекты СП.
Работы вышеуказанных авторов выступили теоретико-методологической основой понимания суицидального поведения.
Суицид (самоубийство, от лат. sui - себя, caedere - убивать) - это осознанный акт целенаправленного ухода из жизни, намеренного лишения себя жизни в результате переживания психотравмирующей ситуации и невозможности самостоятельно найти выход из сложившихся обстоятельств.
Суицид в условиях всеобщей ценности жизни - противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение и намерение совершить самоубийство вызревает, как правило, не мгновенно.

Суицидальное поведение (СП) - это любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни [8, 11, 26, 32].
Суицидент - субъект суицидального поведения.
Суицидальное поведение - понятие более широкое. Под СП можно понимать мысли или внешне проявляемую активность, направляемую намерениями лишить себя жизни. Суицид в данном контексте рассматривается лишь как намеренное действие, конкретная попытка лишения себя жизни со стороны субъекта. Суициду предшествует развернутое во времени СП.
Установлено, что суицидальные попытки чаще всего совершаются лицами, имеющими предрасположенность к суицидальному реагированию. Предрасположенность к суицидальному поведению может развиваться под влиянием ряда генетических, биологических, а также социально-средовых факторов, таких, как наличие психотравмирующих ситуаций, дефекты воспитания, отягощенных семейный анамнез (наличие суицидальных попыток и самоубийств среди близких родственников, частые конфликтные ситуации в семье) и других (А. Г. Амбрумоа, Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок, Е. Б. Любов, П. Б. Зотов, K. Hawton, J. Williams) [2, 3, 4, 17, 18, 22]. Пример факторов предрасположенности к суицидальному поведению представлены в таблице.


Таблица 1. Факторы формирования предрасположенности к суицидальному
поведению

Социально-

Природные

Медицинские

Индивидуально-

демографические

 

 

типологические

Пол

Время года

Генетические отклоне-

Дисгармоничные личности

Возраст

(весна,

ния

 

Место жительства

осень)

Отягченная           наследственность

Морально-этические нормы

Семейное положение

Условия изоляции

 

 

Особенности внутри-

 

Острые хронические и

Морально-религиозные мотивы

семейных отношений

Время суток

соматические заболевания,

 

 

 

ограничивающие

Состояние аффекта

Образование

 

деятельную активность

Социальная и психическая незрелость

Общественно-про-

 

Психические заболевания

 

фессиональное положение

 

 

Недостатки воспитания и обучения

 

 

Физические и психические

 

 

 

травмы

Влияние СМИ «Эффект Вертера»

 

 

 

 

По данным исследователей, среди факторов, влияющих на учащение СП, также выделяются резкие изменения жизненного стереотипа, привычного уклада и стиля жизни, отрыв от прежних традиционных культурных ценностей, невозможность заниматься каким-либо привычным видом деятельности [22].
В случае возникновения в жизни человека трудных жизненных обстоятельств, психотравмирующих ситуаций, с которыми он самостоятельно не может справиться, данные факторы могут провоцировать развитие СП, развернутого во времени.
Практически все исследователи СП указывают на течение суицидального поведения во времени в виде фаз, стадий, этапов.
Большинство исследователей сходятся в выделении трех основных этапов СП: пресуицидальный этап (преддиспозиционная фаза), этап реализации суицидальных намерений (суицидальная фаза) и постсуицидальный этап [3, 22, 25, 28].


Рассмотрим эти этапы более подробно.


Пресуицидальный этап (преддиспозиционная фаза) охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей до принятия решения о суициде. Данный этап может иметь различную длительность, что определяется как динамикой самой психотравмирующей ситуации, так и личностными особенностями вероятного суицидента.
Субъект напряжен, пытается самостоятельно найти выход из сложившейся критической ситуации. Его внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях жизни, на мыслях о невозможности разрешить самостоятельно сложившуюся ситуацию и отсутствии потенциальных возможностей решения проблемы. В данный период времени человек остро нуждается в поддержке, установлении дружеских отношений, сопереживании и анализе ситуации. Апогеем нагнетания эмоционального состояния является ретроспективное восприятие жизни, неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, отстраненности, внутренней пустоты, бессмысленности существования и безысходности. На этом фоне внутреннего состояния моет приниматься решение о самоубийстве как единственном способе разорвать «порочный круг».


По мнению Н. Е. Антиповой маркерами сформировавшегося внутреннего состояния «готовности» принять кардинальное решение могут быть [25]:
- Изоляция - чувство, что тобой никто не интересуется и не понимает.
- Беспомощность - когда человек ощущает, что его жизнь находится вне его контроля. Это чувство особенно характерно для лиц молодого возраста, ощущающих, что другие все делают за них и от них самих ничего не зависит.
- Безнадежность - когда будущее ничего хорошего не предвещает.
- Чувство собственной незначимости - когда человек оценивает себя низко, чувствует себя некомпетентным или стыдится себя.


Если хотя бы об одном из данных параметров внутреннего состояния заявляет человек, необходимо оказание психологической помощи.
Принятию решения о самоубийстве обычно способствует событие, «последняя капля», дополнительная психотравма, которая еще более убеждает человека к безысходности и неизбежности катастрофы. Конкретное время совершения суицида определяется поводом- событием типа «последней капли», под влиянием которого пациент принимает решение покончить с собой. Иногда в качестве повода выступают определенные даты, например день святого Валентина, день рождения умершего близкого человека, усугубляющие болезненные переживания человека.
С принятием решения о самоубийстве заканчивается пресуицидальный этап и начинается этап реализации суицидальных намерений.
Этап реализации суицидальных намерений (суицидальная фаза).
На этом этапе суицидент имеет намерение покончить жизнь самоубийством, ищет информацию, необходимую для осуществления суицидальной попытки, планирует предстоящие действия, выбирает подходящий способ самоубийства, обдумывает наилучшее место и время суицида.
В предвосхищении суицида он совершает последние пресуицидальные действия, например, прощается с близкими (которые обычно не догадываются о его намерениях), пишет предсмертную записку и наконец реализует суицид. 
Другими словами, этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор оптимального способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и прочего) последовательное осуществление суицидальных действий.


Постсуицидальный этап.
Данный период охватывает промежуток времени спустя 1-3 месяца совершения суицидальной попытки. Если попытка была не завершена, после медикаментозного лечения, есть шанс проанализировать предшествующие события, оказать помощь суициденту, вывести его из состояния безысходности. Если суициденту не удастся выйти из состояния безысходности, вероятно повторение попытки самоубийства. По статистике, наиболее вероятна повторная попытка суицида в течение 10-80 дней с момента незавершенной [2, 3].

суицид

Таким образом, разделяя мнение А. Г. Амбрумовой, Н. Е. Антиповой и других авторов, можно утверждать, что суицидальное поведение детерминировано социально-психологической дезадаптацией личности [2, 3]. На субъективном уровне дезадаптация может проявляться в виде ощущения безысходности, бессилия, невозможности разрешить возникшие конфликт или трудную жизненную ситуацию. Именно внутреннее состояние субъекта является основным побудителем (мотивом, причиной) развития СП [31]. Данные причины необходимо устранять в первую очередь при оказании помощи и профилактике риска суицидального поведения.
Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.