Мониторинг суицидальных рисков и угроз
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Мониторинг суицидальных рисков и угроз
Маркеры и методики диагностики суицидального риска
Алгоритм работы с диагностической таблицей
Все страницы

1. Мониторинг как базовый элемент системы профилактики


Любая система нуждается в инструменте, который позволит оперативно оценивать текущее состояние и эффективность предпринимаемых усилий. Если говорить о профилактике суицидального поведения, то оперативность реакции на возникновение рисков или предпосылок суицидальной активности имеет порой решающее значение.
Необходимость своевременного, полноценного анализа эффективности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков осознается теоретиками и практиками педагогики и психологии (Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, А.Д. Гонеев, JI.A. Грищенко, A. И. Захаров, В.П. Кащенко, Н.И. Лифинцева, Г.М. Миньковский, B. А. Поварицына, А.Е.Тарас, Н.В. Ялпаева).

Для того чтобы сформировать процедуру педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков, необходимо свести эти разрозненные явления в целостную систему, которая позволит отслеживать результаты процесса воспитания, возможные негативные факторы, которые могут оказать негативное влияние на формирование поведения, выявить тенденции развития девиантного поведения и на этой основе вносить необходимые коррективы.
В научной психолого-педагогической литературе можно встретить несколько определений понятия «мониторинг»:
1. Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
2. Мониторинг - система сбора/регистрации, хранения и анализа
небольшого количества ключевых (явных или косвенных)
признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть, для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.
3. Мониторинг - систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях
Обобщая многочисленные определения и подходы к пониманию сути мониторинга приходим к следующему определению:
Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения.
Мониторинг не является только сбором констатирующих данных, а имеет ту особенность, что в силу своей направленности на отслеживание процесса имеет прямое отношение к выявлению новых возможностей, обеспечению условий их осуществления и даже стратегиям.
Особенностью мониторинга является то, что он может выступать как составная часть системного или большого по объему исследования и служить установлению не только отдельных фактов, но и прояснению реального фактического положения дел в целом, а также отчасти выявлению того, с чем оно связано.
Одной из особенностей мониторинга является то, что в принципе вопросы обоснования сложившейся ситуации, выяснения причинных факторов и другие положения, относящиеся к области объяснения кризисной обстановки, в его задачу не входят.
Самым общим образом мониторинг можно определить, как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг профилактики представляет собой набор процедур, объединенных единой методологической базой. Это выбор
диагностического инструментария, сбор данных, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций, моделирование и планирование деятельности. Методология мониторинга профилактики девиантного поведения строится на основании таких принципов, как массовость, адресность, доступность, одномоментность, возрастная
принадлежность, социокультурный контекст.
Принцип массовости означает, что выбранный диагностический инструментарий как следствие планирования результатов и моделирования необходимо подбирать с учетом максимального охвата профилактируемых лиц. В этом принципе заложены:
• простота исполнения процедур диагностики и сбора первичных данных;
• четкость в выстраивании статистической обработки;
• снижение экономических показателей в затратах на проведение исследований.
Всем этим критериям соответствует понятие о скрининге профилактической ситуации, возникающей в период противостояния индивида, семьи, группы лиц или сообщества агентам зависимости.
Принцип адресности, на первый взгляд, противоположен принципу массовости. При более детальном рассмотрении адресность означает персонально доступную процедуру как диагностики, так и понимания результатов, итогов планирования и последовательности моделирования. Этот принцип в равной степени относится к каждой стороне - участнице мониторинга, профилактируемым (индивиду, семье, группе лиц или сообществу) и заказчикам мониторинга (например, государственным структурам, управлению системой образования, руководителям учреждения, предприятия, общественным организациям и др.)
Принцип доступности в профилактике означает возможность каждому человеку, семье, группе лиц или сообществу вне зависимости от социальных, культурных, религиозных условий участвовать в необходимых диагностических процедурах. Этот принцип исключает любой вид дискриминации в определении выборки участников мониторинга.
Принцип одномоментности означает, что процедура диагностики и сбора первичных результатов при значительном охвате профилактируемых лиц или территорий требует проводить широкомасштабные исследования с минимальным временным интервалом. При этом необходима специальная подготовка диагностического инструментария для on-line (в интернет-сети на вебпорталах) или off-line (с помощью электронных и бумажных носителей информации) исследования.
Принцип возрастной принадлежности требует построения процедур мониторинга с учетом возраста профилактируемых лиц. Это относится ко всем процедурам: диагностическим методам, сбору первичного материала, разработке рекомендаций, моделированию и планированию профилактической деятельности.
Принцип социокультурного контекста весьма значителен в проведении мониторинга. Как и предыдущие принципы, он охватывает практически все процедуры мониторинга.
Начинается он с соответствия языка опросников и языка, на котором преимущественно изъясняется целевая группа. Важен язык, на котором требуется предоставление материалов заказчику.

Процедуры мониторинга профилактики реализуются в следующей последовательности:
• сбор диагностического инструментария;
• анализ данных и рекомендации;
• планирование профилактической деятельности;
• математическое моделирование;
• управление качеством мониторинга.

В современном мониторинге большое значение придается управлению качеством мониторинга профилактического вмешательства в области девиантного поведения. Это направление включает в себя следующие позиции: точность измерений; доказательность показателей; преемственность полученных результатов; симметричность оцениваемых результатов; рейтинги.
Точность измерений включает достаточно известную палитру работ, относящихся к выборке исследования и выбору методов исследования.
Доказательность показателей в управлении качеством мониторинга заключается в особом отношении к процедурам исследования. Сегодня существует понятие «доказательная профилактика поведения», под которую разрабатывают перечень процедур, позволяющих достичь необходимого качества исследований.
Преемственность полученных результатов подразумевает состыковку прежних исследований с вновь введенными методами
диагностики, а также возможность сравнения данных, полученных в комплексных исследованиях.
Симметричность оцениваемых результатов закладывается на уровне разработки диагностического материала и статистической обработки данных.
Рейтинги в области профилактической деятельности рассматриваются через призму качества профилактического вмешательства. В данном случае качество профилактики основывается на уплотнении, свертывании информации по различным аспектам профилактической деятельности, что позволяет выстраивать соответствующие рейтинги.
Н.Ф. Реймерс отмечает, что смысл мониторинга заключается в выполнении двух взаимосвязанных функций - наблюдения (слежения) и предупреждения и, что такой мониторинг нацелен на фиксацию отрицательных последствий хозяйственных действий и их вторичных эффектов и, таким образом, обладает низким прогностическим потенциалом. Предпринимаемые по результатам такого мониторинга действия, должны носить характер спасательных работ [2].
В практике использования мониторинга позиция открытости и доступности предоставляемой им информации имеет принципиальное значение.

Эффективность самого мониторинга обеспечивается соблюдением соответствующих условий:
• наличие четкой и слаженной организации всех звеньев сбора, обработки и анализа информации;
• использование мощной технической базы;
• привлечение высококвалифицированных кадров;
• наличие компетентного методического контроля, за реализацией проекта;
• достаточное финансирование.

Каждое направление исследования и каждый инструмент опираются на специфический набор индикаторов, выбираемых из общей системы, причем эти наборы частично пересекаются. При этом осуществляется контроль, за тем, чтобы в исследовании были задействованы если не все, то подавляющее большинство индикаторов, включенных в систему.
Таким образом, мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов.
По определению А.А. Орлова, психолого-педагогический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть, например, психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.
Незначительное использование психологического мониторинга в образовании, видимо, может объясняться несколькими обстоятельствами. К их числу относятся объективно низкая динамика изменения психических процессов, индивидуальный характер развития личности, определенные трудности распространения индивидуальных результатов, полученных психодиагностикой в образовании, на социальную группу и некоторые другие. Кроме этого, в представленном определении заметно противоречие между декларацией необходимости выявления изменений у определенной группы и индивидуальным характером преобразующей деятельности психологов-практиков. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение сможет оказать целенаправленное воздействие на психику индивида [2].
В качестве основания для классификации систем мониторинга можно предложить используемые в нем способы сбора информации. На основании этого существующие системы мониторинга можно подразделить на четыре группы.
В первую группу входят те виды мониторинга, в процессе осуществления которых возможно непосредственное описание объекта мониторинга без каких-либо измерений, используя технологии структуризации результатов, построения схемы и технологии сбора информации (например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).
Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которых осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта (например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).
Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которых измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов (например, мониторинг качества воздуха, воды, сердечной деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг).
Четвертую группу составляют те виды мониторинга, в процессе которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей (например, мониторинг санитарно-гигиенический, социально-политический, социально-экономической ситуации). Именно к этой группе относится и изучаемый нами мониторинг образовательных систем.
Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется опосредованное измерение, в частности мониторинга образовательных систем, значительной проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация
Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга.
Первая из них - это динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга, находятся в постоянном изменении, развитии.
Вторая особенность - это наличие или возможность существования опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга.
Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того, как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.
Динамичность объекта, возможность возникновения опасности в процессе его функционирования и размеры опасности определяют необходимость и целесообразность использования мониторинга для исследования, а также выбор той или иной конкретной системы мониторинга.
Мониторинг сложных систем невозможно представить без статистической обработки получаемых результатов, а проработка вопроса об ошибках измерения и вообще качества измерения как такового приобретает первоочередное значение. Такая ситуация связана с той ответственностью, которую несет мониторинг перед потребителями: в случае ошибок, неверных прогнозов система мониторинга просто не сможет существовать.
Оперативные данные, дающие возможность для адекватного вмешательства с целью преодоления возможных опасностей, несомненно, крайне необходимы, но достаточно важны и накопленные данные. Они представляют интерес не только тем, что имеют историческую ценность, как это бывает с устаревшими результатами исследований, а и тем, что дают возможность построения прогностической модели или прогноза развития объекта мониторинга, в чем проявляется его особая ценность для пользователя. При этом, чем дольше наблюдения, тем точнее может быть прогноз.
Социальные процессы носят ярко выраженный цикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитывать и эти факторы.
В образовательном учреждении существуют и реально проявляются годичный и четвертные циклы. В основе этой цикличности - вполне понятные процессы. Например, к концу четверти или года накапливается усталость и повышается раздражительность. Поэтому, изучая, скажем, отношения в педагогическом коллективе, необходимо учитывать, что измерения в конце и начале четверти будут иметь заметные отличия при прочих равных условиях.
Применительно к социальным системам можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.
Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут, осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения.
Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.
Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления.

Принципы проведения мониторинга:
1. Проблемная организация существует в противопоставление идее тотального мониторинга, она снимает синдром «избытка данных - недостатка информации». Программа исследований и наблюдений разворачивается только по определенной проблеме, региональный мониторинг состоит из пакета проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ.
2. Принцип развития (открытости для развития) - система выполнимости (выполнения, завершения проектов и создания новых).
3. Приоритет управления - как противопоставление средовому подходу. В триаде «управление - мониторинг - экспертиза» управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений.
4. Целостность - неразрывность триады «управление - мониторинг - экспертиза».
Возможно, предположить, что точнее будет говорить о триаде «управление - мониторинг - прогноз», поскольку экспертиза - это все- таки процессуальное понятие.
5. Информационная открытость - необходимое условие эффективности. Все результаты исследований и наблюдений должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков, широкой общественности. Пользователи должны сформулировать свои требования при формировании программ мониторинга.
6. Оперативность должна выражаться не столько в технической стороне дела: оперативности переработки и выдачи информации, сколько в оперативности принятия решений в критических ситуациях.

На основе принципов педагогического мониторинга, выделенных А.С.Белкиным, В.Г.Горбом, содержание принципов педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков было определено следующим образом:
1. Принцип непрерывности указывает на то, что мониторинг должен являться целостной, динамической и развивающейся системой профилактической направленности.
2. Принцип научности утверждает необходимость строить мониторинг на научно-обоснованных характеристиках воспитательного, профилактического процессов, соответствовать основным закономерностям психолого-педагогического познания.
3. Принцип целесообразности указывает, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством изучения и надежным инструментом профилактики девиантного поведения подростков и управления этим процессом.
4. Принцип диагностико-прогностической направленности декларирует, что полученная в ходе научно-исследовательского слежения информация, должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и признаков девиантного поведения подростков с определенной, заранее описанной, нормативной картиной.
5. Принцип прогностического мониторинга утверждает, что смысл педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков состоит в том, чтобы сделать заключение о тенденциях его развития и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений.
6. Принцип целостности и преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления профилактическим процессом указывает, что мониторинг представляет собой научно- обоснованное изучение профилактического процесса [4].
Функции педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков:
• ориентировочно-информационная (определение результативности профилактического процесса, получение сведений о состоянии объекта, обеспечение обратной связи),
• конструктивно-культурологическая (определение характера взаимодействия между субъектами профилактического процесса, повышение уровня их педагогической культуры, побуждение к самоанализу своего труда, способствование повышению профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса и т.п.),
• организационно-деятельностная (внедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений, когда, опираясь на результаты мониторинговой оценки, педагог подбирает методы и приемы индивидуально для каждого подростка),
• коррекционная (корректировка процесса профилактики девиантного поведения подростков средствами педагогического мониторинга),
• системообразующая (системное слежение за состоянием развития профилактического процесса с целью наиболее оптимального выбора его целей и задач, а также средств их решения).
Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому
ряду требований:
1. Планирование - включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать всё многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план описания всего мониторинга и т. д.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническими инженернопсихологическим требованиям, т.е. обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой и однозначной.
5. Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
6. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

При соблюдении обозначенных требований необходимо учитывать:
• комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
• длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
• экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
• многократность и многоэтапность обследования;
• диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
• преимущественная опора на методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
На сегодняшний день мониторинг является инструментом, позволяющим решать исследовательские, прогностические, диагностические, управленческие задачи. Вместе с тем, применение мониторинга, как одного из базовых элементов при построении системы профилактики суицидального поведения, делает ее гибкой и оперативной, реагирующей на динамическое изменение ситуации, что значительно повышает эффективность конструируемой системы.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.