Мониторинг суицидальных рисков и угроз
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Мониторинг суицидальных рисков и угроз
Маркеры и методики диагностики суицидального риска
Алгоритм работы с диагностической таблицей
Все страницы

1. Мониторинг как базовый элемент системы профилактики


Любая система нуждается в инструменте, который позволит оперативно оценивать текущее состояние и эффективность предпринимаемых усилий. Если говорить о профилактике суицидального поведения, то оперативность реакции на возникновение рисков или предпосылок суицидальной активности имеет порой решающее значение.
Необходимость своевременного, полноценного анализа эффективности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков осознается теоретиками и практиками педагогики и психологии (Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, А.Д. Гонеев, JI.A. Грищенко, A. И. Захаров, В.П. Кащенко, Н.И. Лифинцева, Г.М. Миньковский, B. А. Поварицына, А.Е.Тарас, Н.В. Ялпаева).

Для того чтобы сформировать процедуру педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков, необходимо свести эти разрозненные явления в целостную систему, которая позволит отслеживать результаты процесса воспитания, возможные негативные факторы, которые могут оказать негативное влияние на формирование поведения, выявить тенденции развития девиантного поведения и на этой основе вносить необходимые коррективы.
В научной психолого-педагогической литературе можно встретить несколько определений понятия «мониторинг»:
1. Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
2. Мониторинг - система сбора/регистрации, хранения и анализа
небольшого количества ключевых (явных или косвенных)
признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть, для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.
3. Мониторинг - систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях
Обобщая многочисленные определения и подходы к пониманию сути мониторинга приходим к следующему определению:
Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения.
Мониторинг не является только сбором констатирующих данных, а имеет ту особенность, что в силу своей направленности на отслеживание процесса имеет прямое отношение к выявлению новых возможностей, обеспечению условий их осуществления и даже стратегиям.
Особенностью мониторинга является то, что он может выступать как составная часть системного или большого по объему исследования и служить установлению не только отдельных фактов, но и прояснению реального фактического положения дел в целом, а также отчасти выявлению того, с чем оно связано.
Одной из особенностей мониторинга является то, что в принципе вопросы обоснования сложившейся ситуации, выяснения причинных факторов и другие положения, относящиеся к области объяснения кризисной обстановки, в его задачу не входят.
Самым общим образом мониторинг можно определить, как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг профилактики представляет собой набор процедур, объединенных единой методологической базой. Это выбор
диагностического инструментария, сбор данных, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций, моделирование и планирование деятельности. Методология мониторинга профилактики девиантного поведения строится на основании таких принципов, как массовость, адресность, доступность, одномоментность, возрастная
принадлежность, социокультурный контекст.
Принцип массовости означает, что выбранный диагностический инструментарий как следствие планирования результатов и моделирования необходимо подбирать с учетом максимального охвата профилактируемых лиц. В этом принципе заложены:
• простота исполнения процедур диагностики и сбора первичных данных;
• четкость в выстраивании статистической обработки;
• снижение экономических показателей в затратах на проведение исследований.
Всем этим критериям соответствует понятие о скрининге профилактической ситуации, возникающей в период противостояния индивида, семьи, группы лиц или сообщества агентам зависимости.
Принцип адресности, на первый взгляд, противоположен принципу массовости. При более детальном рассмотрении адресность означает персонально доступную процедуру как диагностики, так и понимания результатов, итогов планирования и последовательности моделирования. Этот принцип в равной степени относится к каждой стороне - участнице мониторинга, профилактируемым (индивиду, семье, группе лиц или сообществу) и заказчикам мониторинга (например, государственным структурам, управлению системой образования, руководителям учреждения, предприятия, общественным организациям и др.)
Принцип доступности в профилактике означает возможность каждому человеку, семье, группе лиц или сообществу вне зависимости от социальных, культурных, религиозных условий участвовать в необходимых диагностических процедурах. Этот принцип исключает любой вид дискриминации в определении выборки участников мониторинга.
Принцип одномоментности означает, что процедура диагностики и сбора первичных результатов при значительном охвате профилактируемых лиц или территорий требует проводить широкомасштабные исследования с минимальным временным интервалом. При этом необходима специальная подготовка диагностического инструментария для on-line (в интернет-сети на вебпорталах) или off-line (с помощью электронных и бумажных носителей информации) исследования.
Принцип возрастной принадлежности требует построения процедур мониторинга с учетом возраста профилактируемых лиц. Это относится ко всем процедурам: диагностическим методам, сбору первичного материала, разработке рекомендаций, моделированию и планированию профилактической деятельности.
Принцип социокультурного контекста весьма значителен в проведении мониторинга. Как и предыдущие принципы, он охватывает практически все процедуры мониторинга.
Начинается он с соответствия языка опросников и языка, на котором преимущественно изъясняется целевая группа. Важен язык, на котором требуется предоставление материалов заказчику.

Процедуры мониторинга профилактики реализуются в следующей последовательности:
• сбор диагностического инструментария;
• анализ данных и рекомендации;
• планирование профилактической деятельности;
• математическое моделирование;
• управление качеством мониторинга.

В современном мониторинге большое значение придается управлению качеством мониторинга профилактического вмешательства в области девиантного поведения. Это направление включает в себя следующие позиции: точность измерений; доказательность показателей; преемственность полученных результатов; симметричность оцениваемых результатов; рейтинги.
Точность измерений включает достаточно известную палитру работ, относящихся к выборке исследования и выбору методов исследования.
Доказательность показателей в управлении качеством мониторинга заключается в особом отношении к процедурам исследования. Сегодня существует понятие «доказательная профилактика поведения», под которую разрабатывают перечень процедур, позволяющих достичь необходимого качества исследований.
Преемственность полученных результатов подразумевает состыковку прежних исследований с вновь введенными методами
диагностики, а также возможность сравнения данных, полученных в комплексных исследованиях.
Симметричность оцениваемых результатов закладывается на уровне разработки диагностического материала и статистической обработки данных.
Рейтинги в области профилактической деятельности рассматриваются через призму качества профилактического вмешательства. В данном случае качество профилактики основывается на уплотнении, свертывании информации по различным аспектам профилактической деятельности, что позволяет выстраивать соответствующие рейтинги.
Н.Ф. Реймерс отмечает, что смысл мониторинга заключается в выполнении двух взаимосвязанных функций - наблюдения (слежения) и предупреждения и, что такой мониторинг нацелен на фиксацию отрицательных последствий хозяйственных действий и их вторичных эффектов и, таким образом, обладает низким прогностическим потенциалом. Предпринимаемые по результатам такого мониторинга действия, должны носить характер спасательных работ [2].
В практике использования мониторинга позиция открытости и доступности предоставляемой им информации имеет принципиальное значение.

Эффективность самого мониторинга обеспечивается соблюдением соответствующих условий:
• наличие четкой и слаженной организации всех звеньев сбора, обработки и анализа информации;
• использование мощной технической базы;
• привлечение высококвалифицированных кадров;
• наличие компетентного методического контроля, за реализацией проекта;
• достаточное финансирование.

Каждое направление исследования и каждый инструмент опираются на специфический набор индикаторов, выбираемых из общей системы, причем эти наборы частично пересекаются. При этом осуществляется контроль, за тем, чтобы в исследовании были задействованы если не все, то подавляющее большинство индикаторов, включенных в систему.
Таким образом, мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов.
По определению А.А. Орлова, психолого-педагогический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть, например, психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.
Незначительное использование психологического мониторинга в образовании, видимо, может объясняться несколькими обстоятельствами. К их числу относятся объективно низкая динамика изменения психических процессов, индивидуальный характер развития личности, определенные трудности распространения индивидуальных результатов, полученных психодиагностикой в образовании, на социальную группу и некоторые другие. Кроме этого, в представленном определении заметно противоречие между декларацией необходимости выявления изменений у определенной группы и индивидуальным характером преобразующей деятельности психологов-практиков. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение сможет оказать целенаправленное воздействие на психику индивида [2].
В качестве основания для классификации систем мониторинга можно предложить используемые в нем способы сбора информации. На основании этого существующие системы мониторинга можно подразделить на четыре группы.
В первую группу входят те виды мониторинга, в процессе осуществления которых возможно непосредственное описание объекта мониторинга без каких-либо измерений, используя технологии структуризации результатов, построения схемы и технологии сбора информации (например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).
Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которых осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта (например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).
Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которых измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов (например, мониторинг качества воздуха, воды, сердечной деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг).
Четвертую группу составляют те виды мониторинга, в процессе которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей (например, мониторинг санитарно-гигиенический, социально-политический, социально-экономической ситуации). Именно к этой группе относится и изучаемый нами мониторинг образовательных систем.
Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется опосредованное измерение, в частности мониторинга образовательных систем, значительной проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация
Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга.
Первая из них - это динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга, находятся в постоянном изменении, развитии.
Вторая особенность - это наличие или возможность существования опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга.
Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того, как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.
Динамичность объекта, возможность возникновения опасности в процессе его функционирования и размеры опасности определяют необходимость и целесообразность использования мониторинга для исследования, а также выбор той или иной конкретной системы мониторинга.
Мониторинг сложных систем невозможно представить без статистической обработки получаемых результатов, а проработка вопроса об ошибках измерения и вообще качества измерения как такового приобретает первоочередное значение. Такая ситуация связана с той ответственностью, которую несет мониторинг перед потребителями: в случае ошибок, неверных прогнозов система мониторинга просто не сможет существовать.
Оперативные данные, дающие возможность для адекватного вмешательства с целью преодоления возможных опасностей, несомненно, крайне необходимы, но достаточно важны и накопленные данные. Они представляют интерес не только тем, что имеют историческую ценность, как это бывает с устаревшими результатами исследований, а и тем, что дают возможность построения прогностической модели или прогноза развития объекта мониторинга, в чем проявляется его особая ценность для пользователя. При этом, чем дольше наблюдения, тем точнее может быть прогноз.
Социальные процессы носят ярко выраженный цикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитывать и эти факторы.
В образовательном учреждении существуют и реально проявляются годичный и четвертные циклы. В основе этой цикличности - вполне понятные процессы. Например, к концу четверти или года накапливается усталость и повышается раздражительность. Поэтому, изучая, скажем, отношения в педагогическом коллективе, необходимо учитывать, что измерения в конце и начале четверти будут иметь заметные отличия при прочих равных условиях.
Применительно к социальным системам можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.
Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут, осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения.
Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.
Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления.

Принципы проведения мониторинга:
1. Проблемная организация существует в противопоставление идее тотального мониторинга, она снимает синдром «избытка данных - недостатка информации». Программа исследований и наблюдений разворачивается только по определенной проблеме, региональный мониторинг состоит из пакета проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ.
2. Принцип развития (открытости для развития) - система выполнимости (выполнения, завершения проектов и создания новых).
3. Приоритет управления - как противопоставление средовому подходу. В триаде «управление - мониторинг - экспертиза» управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений.
4. Целостность - неразрывность триады «управление - мониторинг - экспертиза».
Возможно, предположить, что точнее будет говорить о триаде «управление - мониторинг - прогноз», поскольку экспертиза - это все- таки процессуальное понятие.
5. Информационная открытость - необходимое условие эффективности. Все результаты исследований и наблюдений должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков, широкой общественности. Пользователи должны сформулировать свои требования при формировании программ мониторинга.
6. Оперативность должна выражаться не столько в технической стороне дела: оперативности переработки и выдачи информации, сколько в оперативности принятия решений в критических ситуациях.

На основе принципов педагогического мониторинга, выделенных А.С.Белкиным, В.Г.Горбом, содержание принципов педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков было определено следующим образом:
1. Принцип непрерывности указывает на то, что мониторинг должен являться целостной, динамической и развивающейся системой профилактической направленности.
2. Принцип научности утверждает необходимость строить мониторинг на научно-обоснованных характеристиках воспитательного, профилактического процессов, соответствовать основным закономерностям психолого-педагогического познания.
3. Принцип целесообразности указывает, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством изучения и надежным инструментом профилактики девиантного поведения подростков и управления этим процессом.
4. Принцип диагностико-прогностической направленности декларирует, что полученная в ходе научно-исследовательского слежения информация, должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и признаков девиантного поведения подростков с определенной, заранее описанной, нормативной картиной.
5. Принцип прогностического мониторинга утверждает, что смысл педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков состоит в том, чтобы сделать заключение о тенденциях его развития и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений.
6. Принцип целостности и преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления профилактическим процессом указывает, что мониторинг представляет собой научно- обоснованное изучение профилактического процесса [4].
Функции педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков:
• ориентировочно-информационная (определение результативности профилактического процесса, получение сведений о состоянии объекта, обеспечение обратной связи),
• конструктивно-культурологическая (определение характера взаимодействия между субъектами профилактического процесса, повышение уровня их педагогической культуры, побуждение к самоанализу своего труда, способствование повышению профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса и т.п.),
• организационно-деятельностная (внедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений, когда, опираясь на результаты мониторинговой оценки, педагог подбирает методы и приемы индивидуально для каждого подростка),
• коррекционная (корректировка процесса профилактики девиантного поведения подростков средствами педагогического мониторинга),
• системообразующая (системное слежение за состоянием развития профилактического процесса с целью наиболее оптимального выбора его целей и задач, а также средств их решения).
Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому
ряду требований:
1. Планирование - включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать всё многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план описания всего мониторинга и т. д.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническими инженернопсихологическим требованиям, т.е. обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой и однозначной.
5. Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
6. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

При соблюдении обозначенных требований необходимо учитывать:
• комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
• длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
• экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
• многократность и многоэтапность обследования;
• диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
• преимущественная опора на методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
На сегодняшний день мониторинг является инструментом, позволяющим решать исследовательские, прогностические, диагностические, управленческие задачи. Вместе с тем, применение мониторинга, как одного из базовых элементов при построении системы профилактики суицидального поведения, делает ее гибкой и оперативной, реагирующей на динамическое изменение ситуации, что значительно повышает эффективность конструируемой системы.

 


2. Маркеры и методики диагностики суицидального риска


Анализ рисков и угроз суицидального поведения целесообразно выстраивать на основе многокомпонентный матрицы.
Матричная структура включает в себя: 1) психологическую
безопасность образовательной среды, 2) работу с семьей в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних, 3) профилактику суицидальных рисков в детском сообществе, 4) психологию здоровья и психологию личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях (рис. 4).


Многокомпонентность темы


Психологическая безопасность образовательной среды. Адаптация к новому социуму
Работа с семьей в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних
Отношения со сверстниками. Командообразование и профилактика внутригрупповых конфликтов
Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях

Рис. 4. Матричная структура диагностики суицидального риска


Обоснование выделенных маркеров суицидального риска представлено в теоретической части методического пособия (часть 1 «Теоретические основы проблемы суицида»). Фокусировка заявленных маркеров определила список показателей, наполняющих тот или иной компонент матрицы.
Маркер психологической безопасности образовательного пространства содержательно определяет круг проблем для анализа суицидальных рисков несовершеннолетних: стиль педагогического
общения, степень эмоционального выгорания педагога, коммуникативная культура педагогического коллектива и их эмоциональная компетентность, конфликты, личность педагога, педагогические стереотипы и толерантность.
Аналогичному анализу и фокусировке были подвергнуты и другие маркеры.
Отношения со сверстниками: проблемы экстремизма, романтических отношений, особенности современных субкультур, виртуальная реальность, незрелость способов общения, манипулятивное поведение, комформность, буллинг, девиации, социальный статус в группе сверстников.
Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних - это трудности, связанные со статусом и структурой семьи, стилем семейного воспитания, эмоциональным состоянием и отношением родителей, историей семьи и внутрисемейных отношений, эмоциональный отклик родителей на поведение и деятельность ребенка.
Психология личности и ресурс сопротивляемости: искажения
относительно возрастной нормы в части развития самосознания, самооценки, уровня притязаний, саморегуляции; агрессивность и аутоагрессия, страх и тревога, особенности эмоционального реагирования, степень стрессоустойчивости, акцентуации характера, психосоматические расстройства.
Масштабирование проблем по группам позволило сформировать показатели, наполняющие содержание каждого маркера (табл. 4).

Маркеры

Суицидогенные факторы /Показатели


«Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая безопасность

референтная значимость среды защищенность от психологического насилия; удовлетворенность образовательной средой

Коммуникативная компетентность

владение культурой общения и педагогическим тактом;
умение слушать;
использование невербального языка; наличие знаний и навыков поведения в конфликте; умение использовать эффективный стиль общения сообразно ситуации;

Эмоциональная компетентность

осознание своих чувств и эмоций; управление своими чувствами и эмоциями; осознание чувств и эмоций других людей; управление чувствами и эмоциями других людей; умение выражать эмпатию; уровень эмоционального выгорания

Личностная компетентность

осознание и оценка педагогом личностных качеств сформированность самоотношения, самосознания, позитивного образа «Я»;
владение способами личностного самовыражения и саморазвития;

«Отношения со сверстниками»

Жестокость, агрессия, конфликтное поведение

Агрессивность
Эгоцентризм
Цинизм
Враждебность
Агрессия (вербальная, косвенная, физическая) Интолерантные установки Выраженные агрессивные реакции Выраженная стратегия конфронтации, соперничества

Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность)

Неадекватные социальные установки Низкий уровень коммуникативных навыков Неадекватные социальные установки

Социально-психологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе

Низкий социометрический статус Негативная атмосфера в классе Негативное отношение к одноклассникам,
Низкий уровень сплоченности в коллективе Неудовлетворенность отношениями со сверстниками

Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних

Семейная история

Наличие суицидентов среди членов семьи

Тип семьи

Неполная семья (особенно, если отсутствует мать) Семьи с алкогольной или наркотической зависимостью

Ролевая структура семьи

Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец

Стиль семейного воспитания и

Отвержение
Эмоциональная холодность

характер               детско-родительских
отношений

Чрезмерный контроль
Постоянно высказываемое недоверие
Повышенная требовательность
Бессистемность и отсутствие последовательности в воспитании
Жестокое обращение с ребенком
Гипоопека
Гиперопека
Враждебность
Конфликтность

«Психологическое здоровье. Психология личности»

Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний

Низкая самооценка Заниженный уровень притязаний Негативное самоотношение (Напринятие себя, размытый «образ Я»)
Дисфункциональная система ценностей или отсуствие ЦО

Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции

Тревожность
Отсутствие волевого самоконтроля Нестабильное эмоциональное состояние

Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры)

Неудовлетворенность значимых потребностей


Представленные показатели - факторы суицидального риска - это рабочие гипотезы, которые в процессе практической деятельности и сопровождении со случая требуют проверки. С этой целью каждая из гипотез сопровождается диагностическим инструментарием, необходимым для организации системы мониторинга в образовательной организации (табл.5).

Маркеры и методики диагностики суицидального риска

Маркеры

Суицидогенные факторы

Методы и методики

«Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая
безопасность

качество межличностных
отношений;
комфортность
образовательной среды;
защищенность от
психологического
насилия;
удовлетворенность образовательной средой

Анкета для педагогов «Психологическая безопасность в образовательной среде» Опросник психологической безопасности Анкета для учеников «Психологическая безопасность в образовательной среде»

Коммуникативная
компетентность

умение использовать эффективный стиль общения сообразно ситуации; наличие знаний и навыков поведения в конфликте; владение культурой общения и
педагогическим тактом

Опросник «Стиль поведения в конфликте». К.Томаса
«Анализ педагогического общения учителя на уроке» В.Б. Пегушиной Методика «Стиль педагогического общения учителя» А.Б.Майского и Е.Г.Ковалёвой
Тест «Умеешь ли ты слушать?»

Эмоциональная
компетентность

осознание своих чувств; управление своими чувствами и эмоциями; осознание чувств и эмоций других людей; управление чувствами и эмоциями других людей; умение выражать эмпатию;
уровень эмоционального выгорания

Методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой Тест на эмоциональный интеллект Холла Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексон

Личностная
компетентность

владение способами личностного саморазвития; сформированность самоотношения, позитивного образа «Я»; осознание и оценка педагогом личностных качеств

Методика изучения самоотношения В.В. Столина
Тест «Психологический личностный профиль» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта Тест «Иерархия потребностей» («Парные сравнения»)

«Отношения со сверстниками»

Жестокость,
агрессия,
конфликтное
поведение

Агрессивность
Эгоцентризм
Цинизм
Враждебность
Агрессия (вербальная,
косвенная, физическая)
Интолерантные
установки
Выраженные
агрессивные реакции
Выраженная стратегия
конфронтации,
соперничества

Методика Рене Жиля Дом. Дерево. Человек Несуществующее животное Методика «Тест руки»
Ребенок глазами взрослого. Романов Методика Басса-Дарки Тест Томаса Шкала Кука-Медлея Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
ТАТ

Незрелость
способов
коммуникации
(низкая
коммуникативная
компетентность)

Неадекватные социальные установки Низкий уровень коммуникативных навыков Неадекватные социальные установки

Графическая методика Кактус Рукавички Цукерман Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э .Френкель-Брунсвик)
Диагностика лидерских способностей Жарикова

Социальнопсихологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе

Низкий
социометрический статус Негативная атмосфера в классе
Негативное отношение к одноклассникам,
Низкий уровень сплоченности в коллективе Неудовлетворенность отношениями со сверстниками

Социометрия Дж. Морено Методика Рене Жиля Тест межличностных отношений Лири Методика Фидлера Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова)

«Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних»

Семейная история

Наличие суицидентов среди членов семьи

Анкетирование.
Беседа.
Генограмма или социогенограмма (в процессе углубленной диагностики). Сбор информации и заполнение социального паспорта на обучающихся.

Тип семьи

Неполная семья (особенно, если отсутствует мать)
Семьи с алкогольной или
наркотической
зависимостью

Ролевая структура семьи

Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец

 

Стиль семейного воспитания и характер детскородительских отношений

Отвержение Эмоциональная холодность Чрезмерный контроль Постоянно
высказываемое недоверие Повышенная требовательность Бессистемность и отсутствие
последовательности в
воспитании
Жестокое обращение с
ребенком
Гипоопека
Гиперопека
Враждебность
Конфликтность

Взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (автор И.М. Марковская)
Анализ семейного воспитания (АСВ) (авторы Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) (авторы О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) Кинетический рисунок семьи (авторы Р. Бернс и С. Кауфман)
Методика «Семья животных» или «Ссорящиеся животные»
Цветовой тест отношений (ЦТО) (автор А.М. Эткинд)
Межличностные от-ношения ребенка (автор Р. Жиль)
Эмоциональные отношения в семье (авторы Е.Бене и Е.Антони)
Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) (автор Е. Шеффер в адаптации Л.И. Вассермана)

«Психологическое здоровье. Психология личности»

Самосознание.
Самооценка.
Уровень
притязаний

Низкая самооценка Заниженный уровень притязаний Негативное самоотношение (Напринятие себя, размытый «образ Я») Дисфункциональная система ценностей или отсуствие ЦО

Методика «Лесенка» Т.А. Репиной (д/в, мл.шк.возр.)
Методика Дембо-Рубинштейн (с 9 лет) Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
Методика «Нарисуй себя» авт. - Прихожан А.М., Василяускайте З.
Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева Определение сформированности ценностных отриентаций (Б.С.Круглов)

Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции

Тревожность
Отсутствие            волевого
самоконтроля

Тест школьной тревожности Филлипса Личностный опросник Кеттелла Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

 

Нестабильное эмоциональное состояние

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) Дифференциальные шкалы эмоций (К.Изард)
Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой

Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры)

Неудовлетворенность значимых потребностей

Тест Люшера Социометрия
Социальный атом (Я.Морено, Г.Лейтц) Методика Келлермана-Плутчика-Конте «Индекс жизненного стиля»
Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюис
Методика «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)



3. Алгоритм работы с диагностической таблицей


Решая задачи комплексного сопровождения обучающихся специалисты образовательных организаций реализуют профессиональную деятельность посредствам развертывания своего функционала.
Полифункциональность деятельности педагогов и психологов требует структуризации и расстановки приоритетов. Заявленная в п. 2.2. многокомпонентная матричная структура позволит оптимизировать деятельности специалистов в решении профессиональных задач. Важно, что это содержание может распространяться не только на решение задач профилактики суицида, но и на задачи адаптации, социализации, индивидуализации и интеграции обучающихся.


Структурируя поэтапно систему мониторинга мы определяем шаги на пути объективизации причин деструктивного поведения.
Шаг 1. Определить фокус-ориентиры по актуальной теме.
По проблеме профилактики суицидальной активности - это психологическая безопасность образовательной среды, психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях, фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних, профилактика суицидальных рисков в детском сообществе.
Шаг 2. Определить маркеры/реперные точки в каждом фокусориентире.
Это необходимо для детализации и постановки задач мониторинга.
Шаг 3. В каждом маркере выделить показатели, его наполняющие. Основная задача этого этапа работы - конкретизировать риски и угрозы суицидальной активности. То есть, что именно вы определяете как содержание того или иного маркера суицидального риска. Это своего рода гипотеза, определяющая причину суицидальной активности.
Шаг 4. К каждому показателю суицидального риска (суицидогенному фактору) определить диагностические методики, позволяющие подтвердить или опровергнуть факт его наличия.
Банк диагностических методик складывается из постановления КДНиЗП Пермского края от 29 июня 2016г. №13, где в приложении 1 представлен перечень рекомендованных диагностических процедур. Вместе с тем, в Вашей практике могут быть использованы иные методики, отвечающие требованиям надежности, валидности, репрезентативности, стандартизации и адаптации.
Диагностический инструментарий необходим для поверки выдвинутых ранее гипотез. По результатам этого этапа часть гипотез будет опровергнута и работа в режиме сопровождения продолжится только в объективно подтвержденном направлении. Именно этот этап позволит оптимизировать деятельность служб системы сопровождения, исключив субъективизм и те задачи, которые не имеют объективной значимости в отношении этого несовершеннолетнего.
Шаг 5. Дифференцировать диагностический инструментарий соразмерно возраста целевой аудитории: начальная школа (младший школьный возраст), средняя школа (подростковый период), старшая школа (ранняя юность).
Обращает на себя внимание тот факт, что мониторинг психологической безопасности образовательной среды ориентирован преимущественно на работу с педагогическим коллективом и не имеет возрастной соотнесенности. Аналогичная ситуация складывается и при работе с семейной системой.
Шаг 6. Определение ведущих задач в системе сопровождения суицидальной активности и/или обеспечении профилактики суицидальных рисков и угроз.
На этом этапе происходит компиляция данных, полученных в результате реализации шагов 1-5, фильтруются гипотезы, происходит фокусировка профессиональных ориентиров.
Придерживаясь принципов комплексности и системности, целесообразно алгоритмизировать систему мониторинга на методическом объединении и/или на заседании совета профилактики образовательной организации. Наибольший эффект в этом роде деятельности показал метод мозгового штурма и структурированная дискуссия.

Начало Теоретические основы проблемы суицида

Источник: Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.