Страница 3 из 3
3. Алгоритм работы с диагностической таблицей
Решая задачи комплексного сопровождения обучающихся специалисты образовательных организаций реализуют профессиональную деятельность посредствам развертывания своего функционала. Полифункциональность деятельности педагогов и психологов требует структуризации и расстановки приоритетов. Заявленная в п. 2.2. многокомпонентная матричная структура позволит оптимизировать деятельности специалистов в решении профессиональных задач. Важно, что это содержание может распространяться не только на решение задач профилактики суицида, но и на задачи адаптации, социализации, индивидуализации и интеграции обучающихся.
Структурируя поэтапно систему мониторинга мы определяем шаги на пути объективизации причин деструктивного поведения. Шаг 1. Определить фокус-ориентиры по актуальной теме. По проблеме профилактики суицидальной активности - это психологическая безопасность образовательной среды, психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях, фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних, профилактика суицидальных рисков в детском сообществе. Шаг 2. Определить маркеры/реперные точки в каждом фокусориентире. Это необходимо для детализации и постановки задач мониторинга. Шаг 3. В каждом маркере выделить показатели, его наполняющие. Основная задача этого этапа работы - конкретизировать риски и угрозы суицидальной активности. То есть, что именно вы определяете как содержание того или иного маркера суицидального риска. Это своего рода гипотеза, определяющая причину суицидальной активности. Шаг 4. К каждому показателю суицидального риска (суицидогенному фактору) определить диагностические методики, позволяющие подтвердить или опровергнуть факт его наличия. Банк диагностических методик складывается из постановления КДНиЗП Пермского края от 29 июня 2016г. №13, где в приложении 1 представлен перечень рекомендованных диагностических процедур. Вместе с тем, в Вашей практике могут быть использованы иные методики, отвечающие требованиям надежности, валидности, репрезентативности, стандартизации и адаптации. Диагностический инструментарий необходим для поверки выдвинутых ранее гипотез. По результатам этого этапа часть гипотез будет опровергнута и работа в режиме сопровождения продолжится только в объективно подтвержденном направлении. Именно этот этап позволит оптимизировать деятельность служб системы сопровождения, исключив субъективизм и те задачи, которые не имеют объективной значимости в отношении этого несовершеннолетнего. Шаг 5. Дифференцировать диагностический инструментарий соразмерно возраста целевой аудитории: начальная школа (младший школьный возраст), средняя школа (подростковый период), старшая школа (ранняя юность). Обращает на себя внимание тот факт, что мониторинг психологической безопасности образовательной среды ориентирован преимущественно на работу с педагогическим коллективом и не имеет возрастной соотнесенности. Аналогичная ситуация складывается и при работе с семейной системой. Шаг 6. Определение ведущих задач в системе сопровождения суицидальной активности и/или обеспечении профилактики суицидальных рисков и угроз. На этом этапе происходит компиляция данных, полученных в результате реализации шагов 1-5, фильтруются гипотезы, происходит фокусировка профессиональных ориентиров. Придерживаясь принципов комплексности и системности, целесообразно алгоритмизировать систему мониторинга на методическом объединении и/или на заседании совета профилактики образовательной организации. Наибольший эффект в этом роде деятельности показал метод мозгового штурма и структурированная дискуссия.
Начало Теоретические основы проблемы суицида
Источник: Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.
|