Страница 2 из 3
2. Маркеры и методики диагностики суицидального риска
Анализ рисков и угроз суицидального поведения целесообразно выстраивать на основе многокомпонентный матрицы. Матричная структура включает в себя: 1) психологическую безопасность образовательной среды, 2) работу с семьей в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних, 3) профилактику суицидальных рисков в детском сообществе, 4) психологию здоровья и психологию личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях (рис. 4).
Многокомпонентность темы
Психологическая безопасность образовательной среды. Адаптация к новому социуму Работа с семьей в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних Отношения со сверстниками. Командообразование и профилактика внутригрупповых конфликтов Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях Рис. 4. Матричная структура диагностики суицидального риска
Обоснование выделенных маркеров суицидального риска представлено в теоретической части методического пособия (часть 1 «Теоретические основы проблемы суицида»). Фокусировка заявленных маркеров определила список показателей, наполняющих тот или иной компонент матрицы. Маркер психологической безопасности образовательного пространства содержательно определяет круг проблем для анализа суицидальных рисков несовершеннолетних: стиль педагогического общения, степень эмоционального выгорания педагога, коммуникативная культура педагогического коллектива и их эмоциональная компетентность, конфликты, личность педагога, педагогические стереотипы и толерантность. Аналогичному анализу и фокусировке были подвергнуты и другие маркеры. Отношения со сверстниками: проблемы экстремизма, романтических отношений, особенности современных субкультур, виртуальная реальность, незрелость способов общения, манипулятивное поведение, комформность, буллинг, девиации, социальный статус в группе сверстников. Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних - это трудности, связанные со статусом и структурой семьи, стилем семейного воспитания, эмоциональным состоянием и отношением родителей, историей семьи и внутрисемейных отношений, эмоциональный отклик родителей на поведение и деятельность ребенка. Психология личности и ресурс сопротивляемости: искажения относительно возрастной нормы в части развития самосознания, самооценки, уровня притязаний, саморегуляции; агрессивность и аутоагрессия, страх и тревога, особенности эмоционального реагирования, степень стрессоустойчивости, акцентуации характера, психосоматические расстройства. Масштабирование проблем по группам позволило сформировать показатели, наполняющие содержание каждого маркера (табл. 4).
Маркеры
|
Суицидогенные факторы /Показатели
|
«Психологическая безопасность образовательной среды»
Психологическая безопасность
|
референтная значимость среды защищенность от психологического насилия; удовлетворенность образовательной средой
|
Коммуникативная компетентность
|
владение культурой общения и педагогическим тактом; умение слушать; использование невербального языка; наличие знаний и навыков поведения в конфликте; умение использовать эффективный стиль общения сообразно ситуации;
|
Эмоциональная компетентность
|
осознание своих чувств и эмоций; управление своими чувствами и эмоциями; осознание чувств и эмоций других людей; управление чувствами и эмоциями других людей; умение выражать эмпатию; уровень эмоционального выгорания
|
Личностная компетентность
|
осознание и оценка педагогом личностных качеств сформированность самоотношения, самосознания, позитивного образа «Я»; владение способами личностного самовыражения и саморазвития;
|
«Отношения со сверстниками»
Жестокость, агрессия, конфликтное поведение
|
Агрессивность Эгоцентризм Цинизм Враждебность Агрессия (вербальная, косвенная, физическая) Интолерантные установки Выраженные агрессивные реакции Выраженная стратегия конфронтации, соперничества
|
Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность)
|
Неадекватные социальные установки Низкий уровень коммуникативных навыков Неадекватные социальные установки
|
Социально-психологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе
|
Низкий социометрический статус Негативная атмосфера в классе Негативное отношение к одноклассникам, Низкий уровень сплоченности в коллективе Неудовлетворенность отношениями со сверстниками
|
Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних
Семейная история
|
Наличие суицидентов среди членов семьи
|
Тип семьи
|
Неполная семья (особенно, если отсутствует мать) Семьи с алкогольной или наркотической зависимостью
|
Ролевая структура семьи
|
Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец
|
Стиль семейного воспитания и
|
Отвержение Эмоциональная холодность
|
характер детско-родительских отношений
|
Чрезмерный контроль Постоянно высказываемое недоверие Повышенная требовательность Бессистемность и отсутствие последовательности в воспитании Жестокое обращение с ребенком Гипоопека Гиперопека Враждебность Конфликтность
|
«Психологическое здоровье. Психология личности»
Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний
|
Низкая самооценка Заниженный уровень притязаний Негативное самоотношение (Напринятие себя, размытый «образ Я») Дисфункциональная система ценностей или отсуствие ЦО
|
Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции
|
Тревожность Отсутствие волевого самоконтроля Нестабильное эмоциональное состояние
|
Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры)
|
Неудовлетворенность значимых потребностей
|
Представленные показатели - факторы суицидального риска - это рабочие гипотезы, которые в процессе практической деятельности и сопровождении со случая требуют проверки. С этой целью каждая из гипотез сопровождается диагностическим инструментарием, необходимым для организации системы мониторинга в образовательной организации (табл.5).
Маркеры и методики диагностики суицидального риска
Маркеры
|
Суицидогенные факторы
|
Методы и методики
|
«Психологическая безопасность образовательной среды»
|
Психологическая безопасность
|
качество межличностных отношений; комфортность образовательной среды; защищенность от психологического насилия; удовлетворенность образовательной средой
|
Анкета для педагогов «Психологическая безопасность в образовательной среде» Опросник психологической безопасности Анкета для учеников «Психологическая безопасность в образовательной среде»
|
Коммуникативная компетентность
|
умение использовать эффективный стиль общения сообразно ситуации; наличие знаний и навыков поведения в конфликте; владение культурой общения и педагогическим тактом
|
Опросник «Стиль поведения в конфликте». К.Томаса «Анализ педагогического общения учителя на уроке» В.Б. Пегушиной Методика «Стиль педагогического общения учителя» А.Б.Майского и Е.Г.Ковалёвой Тест «Умеешь ли ты слушать?»
|
Эмоциональная компетентность
|
осознание своих чувств; управление своими чувствами и эмоциями; осознание чувств и эмоций других людей; управление чувствами и эмоциями других людей; умение выражать эмпатию; уровень эмоционального выгорания
|
Методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой Тест на эмоциональный интеллект Холла Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексон
|
Личностная компетентность
|
владение способами личностного саморазвития; сформированность самоотношения, позитивного образа «Я»; осознание и оценка педагогом личностных качеств
|
Методика изучения самоотношения В.В. Столина Тест «Психологический личностный профиль» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта Тест «Иерархия потребностей» («Парные сравнения»)
|
«Отношения со сверстниками»
|
Жестокость, агрессия, конфликтное поведение
|
Агрессивность Эгоцентризм Цинизм Враждебность Агрессия (вербальная, косвенная, физическая) Интолерантные установки Выраженные агрессивные реакции Выраженная стратегия конфронтации, соперничества
|
Методика Рене Жиля Дом. Дерево. Человек Несуществующее животное Методика «Тест руки» Ребенок глазами взрослого. Романов Методика Басса-Дарки Тест Томаса Шкала Кука-Медлея Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) ТАТ
|
Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность)
|
Неадекватные социальные установки Низкий уровень коммуникативных навыков Неадекватные социальные установки
|
Графическая методика Кактус Рукавички Цукерман Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э .Френкель-Брунсвик) Диагностика лидерских способностей Жарикова
|
Социальнопсихологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе
|
Низкий социометрический статус Негативная атмосфера в классе Негативное отношение к одноклассникам, Низкий уровень сплоченности в коллективе Неудовлетворенность отношениями со сверстниками
|
Социометрия Дж. Морено Методика Рене Жиля Тест межличностных отношений Лири Методика Фидлера Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова)
|
«Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних»
|
Семейная история
|
Наличие суицидентов среди членов семьи
|
Анкетирование. Беседа. Генограмма или социогенограмма (в процессе углубленной диагностики). Сбор информации и заполнение социального паспорта на обучающихся.
|
Тип семьи
|
Неполная семья (особенно, если отсутствует мать) Семьи с алкогольной или наркотической зависимостью
|
Ролевая структура семьи
|
Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец
|
|
Стиль семейного воспитания и характер детскородительских отношений
|
Отвержение Эмоциональная холодность Чрезмерный контроль Постоянно высказываемое недоверие Повышенная требовательность Бессистемность и отсутствие последовательности в воспитании Жестокое обращение с ребенком Гипоопека Гиперопека Враждебность Конфликтность
|
Взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (автор И.М. Марковская) Анализ семейного воспитания (АСВ) (авторы Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) (авторы О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) Кинетический рисунок семьи (авторы Р. Бернс и С. Кауфман) Методика «Семья животных» или «Ссорящиеся животные» Цветовой тест отношений (ЦТО) (автор А.М. Эткинд) Межличностные от-ношения ребенка (автор Р. Жиль) Эмоциональные отношения в семье (авторы Е.Бене и Е.Антони) Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) (автор Е. Шеффер в адаптации Л.И. Вассермана)
|
«Психологическое здоровье. Психология личности»
|
Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний
|
Низкая самооценка Заниженный уровень притязаний Негативное самоотношение (Напринятие себя, размытый «образ Я») Дисфункциональная система ценностей или отсуствие ЦО
|
Методика «Лесенка» Т.А. Репиной (д/в, мл.шк.возр.) Методика Дембо-Рубинштейн (с 9 лет) Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) Методика «Нарисуй себя» авт. - Прихожан А.М., Василяускайте З. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева Определение сформированности ценностных отриентаций (Б.С.Круглов)
|
Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции
|
Тревожность Отсутствие волевого самоконтроля
|
Тест школьной тревожности Филлипса Личностный опросник Кеттелла Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)
|
|
Нестабильное эмоциональное состояние
|
Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) Дифференциальные шкалы эмоций (К.Изард) Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой
|
Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры)
|
Неудовлетворенность значимых потребностей
|
Тест Люшера Социометрия Социальный атом (Я.Морено, Г.Лейтц) Методика Келлермана-Плутчика-Конте «Индекс жизненного стиля» Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюис Методика «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)
|
|