На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних
Алгоритм работы с технологической картой
Все страницы

1. Технологическая карта как инструмент проектирования системы сопровождения

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия субъектов образовательной системы, что является актуальным для современного образования.
Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для коллектива, реализующего педагогический процесс и обеспечивающего систему комплексного сопровождения.

Любая профессиональная деятельность специалиста предполагает, что процессуальная сторона плодотворных усилий базируется на его устойчивом внимании в ходе работы к определенным объектам (субъектам) собственной деятельности. Это внимание гарантирует профессиональный результат. Повар и токарь, водитель автомобиля и балерина, швея и геолог имеют в сознании своеобразный «экран внутреннего зрения», на котором располагаются основные объекты (субъекты), требующие внимания. Педагог-профессионал так же, как любой специалист, ориентирован на такой внутренний экран постоянно. Иногда за этим полем воздействия наблюдает другое лицо или целая группа лиц, выступающих как совокупный субъект, например, педагогический коллектив, сопровождающий несовершеннолетнего в трудной для его жизни ситуации. Организуя систему сопровождения как единый субъект, они синхронизируют «экран внутреннего зрения» с требованиями ФГОС, личностно-ориентированным, деятельностным подходом и комплексной системой сопровождения. Тем самым, профессиональная задача отображается на «большом экране» коллегиальной работы, а технологическую карту можно рассматривать как продукт мозгового штурма педагогов.
Федеральные государственные образовательные стандарты отвечают нам на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить?».

Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы:

• Какого рода действия следует выполнять?
• В какой именно последовательности выполняются предусмотренные системой комплексного сопровождения действия?
• Какие требуются инструменты/технологии для эффективного выполнения профессиональных действий и операций?
• С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
Чаще всего технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого направления деятельности, оформляясь в виде понятной таблицы. Данный вид документации составляется исключительно методическими службами образовательной организации, тогда как утверждается непосредственно руководителем предприятия.
Разработка и внедрение технологических карт необходимы при высокой степени сложности и многокомпонентности задач; при наличии спорных элементов в планируемых задачах и действиях; при необходимости четкого определения функционала специалистов в рамках решаемой задачи.


Технологическая карта как инструмент профессиональной деятельности позволяет педагогу:
• увидеть учебный материал целостно и системно;
• спроектировать систему сопровождения;
• полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций;
• корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
• осуществлять интегративный контроль деятельности;
• согласовывать внутриведомственное взаимодействие.
Технологические карты, прежде всего, рассчитаны на обучение специалистов-практиков, ведь в этом документе, как говорилось выше, показаны наиболее рациональные методы выполнения различных видов работ, а также выстроена цепочка действий педагогов, которые, со своей стороны, не имеют право пропускать какой-либо цикл, выполняя тем самым работу лишь по своему усмотрению. Технологическая карта - это, своего рода, инструкция для коллектива, который выполняют определенный технологический процесс или же техническую реализацию задачи.


Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
• интерактивность,
• структурированность,
• алгоритмичность при работе с информацией,
• технологичность,
• обобщенность.
При составлении технологической карты необходимо учитывать наиболее эффективное использование современных способов и приемов сопровождения, инструментов, технологий и инноваций. В нее включаются наиболее рациональные и прогрессивные методы психологической и социально-педагогической деятельности, которые будут способствовать сокращению сроков реализации поставленных задач и совершенствованию качества воспитательно-образовательной деятельности.


Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• в ней должны быть указаны основные направления деятельности в рамках решаемых задач, действия и операции, их составные части;
• в структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полно отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• предусмотреть координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности.


Этапы работы в процессе составления технологической карты.
1. Определение реперных точек в изучаемой теме.
2. Формулировка маркеров и показателей реализации деятельности.
3. Обозначение этапов (шагов) реализации намеченных направлений.
4. Фокусировка сущностных характеристик каждого из обозначенных блоков работы.
5. Определение содержания деятельности специалистов.
6. Выбор форм и технологий работы.
7. Структурирование комплексного подхода.


Пошаговый алгоритм составления технологической карты.
1. Четко определить и сформулировать для себя тему/направление работы (приоритеты), ключевые вопросы и актуальные противоречия.
2. Сформулировать для себя целевую установку (что я хочу?) и мотивационную установку (зачем мне это нужно?)
3. Упорядочить профессиональные знания. Определить свою зону неясных знаний.
4. Продумать концепт, «изюминку», нестандартный подход уже к известному.
5. Сгруппировать материал. Организовать мозговой штурм с коллегами. Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена схема взаимодействия.
6. Наполнить содержание каждого элемента технологической карты. Сделать выборку современных технологий практической деятельности в данном направлении.
7. Согласовать табличный вариант технологической карты с руководителем организации и довести до сведения исполнителей (субъектов комплексного подхода)
8. Реализация поставленных задач посредствам технологического взаимодействия, мониторинг промежуточных действий и результатов, внесение необходимых корректив.
9. Рефлексивный анализ деятельности. Оценка качества и трудоемкости проделанной работы.
В результате технологизации психолого-педагогической деятельности произойдет повышение качества оказания услуги за счет того, что:
У поставленная задача проектируется от противоречия до результата;
• субъектный подход реализуется через современные методы работы;
• организуется поэтапная интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность всех субъектов образовательной системы;
• обеспечиваются условия для реализации комплексного подхода в практической деятельности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.