На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска - Алгоритм работы с технологической картой
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска - Алгоритм работы с технологической картой
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних
Алгоритм работы с технологической картой
Все страницы

 

3. Алгоритм работы с технологической картой


Технологическая карта - это возможность договориться и определить зоны ответственности всех специалистов системы сопровождения. Структура технологической карты дает возможность видеть, что и как реализует каждый участник образовательной системы в решении вопросов профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних. С помощью этого инструмента вы избавляетесь от иллюзий всемогущества и учитесь делить ответственность за процесс и результат.
Работа с технологической картой - это структурирование деятельности. С одной стороны, это структурирование собственной деятельности специалиста-практика, а с другой стороны - это структурирование деятельности всей системы (например, образовательной организации).


Таблица 7
Работа с технологической картой

Последовательность шагов

Целевой компонент деятельности

  1. Четко определить и сформулировать для       себя       тему/направление        работы
    (приоритеты),       ключевые       вопросы       и
    актуальные противоречия.
  2. Сформулировать для себя целевую установку (что я хочу?) и мотивационную установку (зачем мне это нужно?)

Мотивационный
компонент

  1. Упорядочить             профессиональные знания. Определить свою зону неясных знаний.
  2. Продумать концепт, «изюминку», нестандартный подход уже к известному.
  3. Сгруппировать  материал.

Организовать мозговой штурм с коллегами.

Академический
компонент

Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена схема взаимодействия.

 

6. Наполнить содержание каждого элемента технологической карты. Сделать выборку современных технологий практической деятельности в данном направлении.

Технологический компонент

7. Согласовать табличный вариант технологической карты с руководителем организации и довести до сведения исполнителей (субъектов комплексного подхода)

Организационный
компонент

8. Реализация поставленных  задач посредствам технологического взаимодействия,  мониторин промежуточных действий и результатов, внесение необходимых корректив.

Прикладной
компонент

9. Рефлексивный анализ деятельности. Оценка качества и  трудоемкости проделанной работы.

Рефлексивный
компонент


Алгоритм работы с диагностической картой (см. пп. 2.2., 2.3.) определяет в качестве шестого шага - определение ведущих задач в системе сопровождения суицидальной активности и/или обеспечении профилактики суицидальных рисков и угроз. Этим этапом работа в системе мониторинга заканчивается и начинается процесс комплексного сопровождения обучающегося, направленный на предотвращение и/или устранение выявленных рисков и угроз.
Прикладной компонент в работе с технологической карты следует начать с поиска маркера и соответствующего суицидогенного фактора, выявленного посредствам мониторинга.
Затем, проследить какие задачи и технологии комплексного сопровождения рекомендованы для работы со случаем.
Например, в результате анализа и мониторинга кейс-ситуации выяснилось, что ключевая гипотеза проблемной ситуации - низкий уровень коммуникативных навыков обучающегося, а, соответственно, незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность). Эта гипотеза была подтверждена результатами опросника для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик). Прослеживая эту линию технологической карты, мы видим задачи и техники психологического, социально-педагогического сопровождения, сопровождения классным руководителем и учителями- предметниками при административной поддержке образовательной организации.
Следующим шагом будет корректировка технологического содержания в соответствии со своими профессиональными навыками и реализация намеченных мероприятий.
После чего - процесс-анализ деятельности и рефлексия.
Стоит обратит внимание, что принцип комплексности является ключевым в системно-деятельностном подходе и регламентирует закон работы любой системы: «изменение системы влечет за собой изменение каждого из ее элементов» и наоборот, «изменения в одном из элементов системы обуславливает изменение всей системы». Следовательно, внесение изменений в систему работы (в виде технологической карты) влечет за собой изменение всех субъектов (обучающихся, педагогов, административных служб и семейной системы). В то же время, отсутствие даже одного направления в системе комплексного сопровождения снижает или «обнуляет» действие всей системы.
Таким образом, технологическая карта позволит Вам:
• увидеть запрос/проблемную ситуацию целостно и системно;
• спроектировать систему сопровождения;
• полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций;
• корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
• осуществлять интегративный контроль деятельности;
• согласовывать внутриведомственное взаимодействие.


Заключение
Профилактика суицидов - это та задача, которая для каждого имеет личностный смысл. Для одних - это мотивация к жизни, для других - аргумент против смерти. Понимание этого смысла в жизнеобеспечении, адаптации и социализации, профессиональном самоопределении придаст уверенности в своих силах и возможностях, внесет свободу в коммуникацию с узким и широким социумом (семья и школа соответственно), позволит быть гибким в изменяющихся социально-экономических условиях.
Комплексный подход, системная работа, концептуальные основы безопасности образования и личности являются базисом в приобретении жизненных ресурсов и копинг-стратегий. Только на основе выстроенной, логичной, осмысленной и личностно-ориентированной концепции возможно говорить о методах, техниках и технологиях реализации как отдельных элементов программы профилактики, так и всей системы в целом.
Теоретическое осмысление закономерностей конструктивного и деструктивного поведения несовершеннолетних служит фундаментом для предложенного практического инструментария (диагностические методики, упражнения, техники, памятки, раздаточные материалы, аналитические задания, практикумы, тренинги, рекомендации). При этом стоит отметить, что возможность реализовывать систему профилактики предусмотрена в контексте комплексного системного подхода, предполагающего согласованную работу всего педагогического коллектива.

Источник:  Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.