Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Технологическая карта как инструмент проектирования системы сопровожденияМеждисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия субъектов образовательной системы, что является актуальным для современного образования. Любая профессиональная деятельность специалиста предполагает, что процессуальная сторона плодотворных усилий базируется на его устойчивом внимании в ходе работы к определенным объектам (субъектам) собственной деятельности. Это внимание гарантирует профессиональный результат. Повар и токарь, водитель автомобиля и балерина, швея и геолог имеют в сознании своеобразный «экран внутреннего зрения», на котором располагаются основные объекты (субъекты), требующие внимания. Педагог-профессионал так же, как любой специалист, ориентирован на такой внутренний экран постоянно. Иногда за этим полем воздействия наблюдает другое лицо или целая группа лиц, выступающих как совокупный субъект, например, педагогический коллектив, сопровождающий несовершеннолетнего в трудной для его жизни ситуации. Организуя систему сопровождения как единый субъект, они синхронизируют «экран внутреннего зрения» с требованиями ФГОС, личностно-ориентированным, деятельностным подходом и комплексной системой сопровождения. Тем самым, профессиональная задача отображается на «большом экране» коллегиальной работы, а технологическую карту можно рассматривать как продукт мозгового штурма педагогов. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы: • Какого рода действия следует выполнять?
|
Маркеры |
Суицидогенные факторы |
Методы и методики |
Психологическое сопровождение |
Социально |
Сопровождение |
Сопровождение |
Административный |
«Психологическая безопасность образовательной с |
реды» |
||||||
Психологическая |
Референтная значимость среды |
Анкета для педагогов «Психологическая безопасность в образовательной среде» Анкета для учеников «Психологическая безопасность |
Педагогический совет: «Психологическая безопасность образовательной среды». (содержательный аспект) Деловая игра «Психологическая безопасность образовательной среды: сотрудничество, диалог» |
Педагогический |
|
Педагогический совет: |
1 .Педагогический совет:
|
Коммуникативная |
Владение культурой общения и |
Опросник «Стиль поведения в конфликте». К.Томаса «Анализ педагогического общения учителя на уроке» В.Б. Пегушиной Методика «Стиль педагогического общения учителя» А.Б.Майского и Е.Г.Ковалёвой |
|
1 .Посредничество социального педагога в конфликте (приемы разрешения конфликтных ситуаций) |
|
психологической
индивидуальным стилем общения и взаимодействия с коллегами, с учениками на уроке и во внеурочной деятельности |
Эмоциональная |
Осознание своих чувств и эмоций; |
Методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой Тест на эмоциональный интеллект Холла Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко |
1 .Семинар - практикум «Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога».
«Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания».*
|
|
|
1. Использование рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.
самодиагностики. Наблюдение за проявлениями признаков выгорания. |
6. Создание комиссии по урегулированию споров. |
|
Личностная компетентность |
Осознание и оценка педагогом личностных качеств |
Методика изучения самоотношения В.В. Столина Тест «Психологический личностный профиль» Т.А.Ратановой, Н.Ф. Шляхта |
1 .Тренинг личностного |
1..Педсовет "Профессиональная педагогическая этика как фактор воздействия на моральнопсихологическое состояние обучающихся" |
|
самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания. |
||
«Отношения со сверстниками» |
||||||||
Жестокость, агрессия, конфликтное поведение |
Агрессивность |
Методика диагностики |
Психолого-педагогический семинар «Профилактика агрессивного поведения у подростков». |
Профилактике употребления ПАВ: Выступление на пед совете по |
Психосоциальная технология по предупреждению жестокости «Реалии |
Учебные тексты на уроке. |
Организация лекций института психологии, педагогики, социального управления |
|
Выраженная стратегия |
Романов |
свойство личности». Практические семинары- занятия «Конфликты». (педагоги, дети, родители) Лекция “Знакомьтесь, агрессия”5-7 кл Профилактика буллинга «Откажись от агрессивного поведения.» 6-9 кл Классные часы о дружбе и взаимопомощи 1-4 кл. Тренинговое занятие для пятиклассников "Берем агрессию под контроль» Тренинг управления агрессией 12-15 лет Тренинг для школьников «Ответственное поведение».10-16 лет |
собрания, с целью профилактики вредных привычек. Беседы с детьми. Диспуты с подростка ми о буллинге и агрессивном поведении |
учителей на «Разрешение конфликтов» Переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребенка» Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов для детей7-10 лет, для подростков 11 - 15 лет |
Индивидуальные и подгрупповые беседы с агрессивными и конфликтными детьми |
административного контроля. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб по профилактике агрессивного поведения. |
Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность) |
Неадекватные социальные установки Низкий уровень |
Г рафическая методика |
С обучающимися: Адаптация |
Осуществляет контроль посещаемости учебных занятий, успеваемости и межличностных отношений подростков |
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках |
Сплочение |
Администрация регламентирует деятельность образовательного учреждения на основе нормативных документов Устава школы, локальных нормативных актов: Положение о правилах внутреннего распорядка в общеобразовательных учреждениях, |
|
|
|
Психолого-педагогическое сопровождение; Организация психолого- медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. |
|
требований ФГОС. Салтыкова М. Н. Формирование коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС -Пикалова Т.Н. Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС Гумирова А.В. |
|
образовательных отношений Положение о ШСП Администрация издает: Приказы по организации работы по профилактике суицидальных попыток и суицидов обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
Социально-психологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе |
Низкий |
Диагностический тест |
Программа по младших школьников |
С.В. Кривцова Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости Формированию жизнестойкости |
Мониторинг |
Е.И.Лернер «Я не дам себя обижать» Игры на сплочение коллектива в начальной школе с описанием и рекомендациями для учителя- Гладко М. П. Создание психологического позитивного |
Организационно-управленчес кие и информационнопросветительские меры - Школа без насилия. Учебно-тематический план родительского всеобуча Функциональные ресурсы различных категорий работников школы По программе «Крепкое здоровье- Это здорово» Учебно-тематический план |
|
|
|
сплоченности коллектива. |
обучающихся |
лет) |
климата в классе |
родительского всеобуча |
|
|
|
Секисова Н.Г. |
Профилактика |
Формирование |
Макарова О. В. |
|
|
|
|
Тренинг повышения |
аутоагрессивного |
благоприятного |
Программа |
|
|
|
|
групповой сплоченности- |
поведения детей и |
психологического |
«Навстречу» |
|
|
|
|
Пузареко М. А. |
подростков в |
климата в |
Воспитание |
|
|
|
|
Коррекционно- |
образовательных |
ученическом |
коммуникативной |
|
|
|
|
развивающая программа |
учреждениях. |
коллективе как |
культуры у |
|
|
|
|
для подростков «Давайте |
Программа |
направление |
учащихся 5-6-х |
|
|
|
|
жить дружно» |
профилактики |
деятельности |
классов- Юдина Н. |
|
|
|
|
Тренинг на сплочение |
суицидального |
классного |
Развитие |
|
|
|
|
коллектива и |
поведения |
руководителя - |
взаимопонимания |
|
|
|
|
командообразование (для |
несовершеннолетних |
Зотова Г. А. |
в детском |
|
|
|
|
педагогов и для |
«Рука в руке» |
Выступление на |
коллективе как |
|
|
|
|
подростков) Кононова |
Программа |
педсовете. |
условие |
|
|
|
|
М.Ю. |
профилактики |
Роль личности |
формирования |
|
|
|
|
Тренинг коммуникативной |
жестокого |
школьника в |
толерантной |
|
|
|
|
компетентности |
обращения и насилия |
формировании |
личности -Тябина Л. Н. |
|
|
|
|
Коррекционная программа |
над детьми и |
комфортного |
|
|
|
|
|
по формированию |
несовершеннолетним |
психологического |
Формирование |
|
|
|
|
положительного |
и в семье, среди |
климата в классе - |
эмоционально - |
|
|
|
|
психологического климата |
сверстников. «Жизнь |
Шарова С. В. |
психологических |
|
|
|
|
в учебной группе |
без насилия» - |
|
отношений |
|
|
|
|
Создание благоприятного |
Молодшева В. А., |
|
обучающихся в |
|
|
|
|
психологического климата |
Программа по ВР |
|
коллективе класса |
|
|
|
|
в классном коллективе - |
ОВЗ «Формирование |
|
(благоприятного |
|
|
|
|
обучения и воспитания |
и развитие детского |
|
социально- |
|
|
|
|
Савина Е. А. |
коллектива» 7-11 лет |
|
психологического |
|
|
|
|
Коррекционная |
План работы школы |
|
климата в классе). |
|
|
|
|
программа по |
по профилактике |
|
Круглова О. Н. |
|
|
|
|
формированию |
суицида среди детей |
|
Диагностика и |
|
|
|
|
положительного |
и подростков- |
|
коррекция |
|
|
|
|
психологического |
Барило Е.М. |
|
психологического |
|
|
|
|
климата в учебной группе |
Программа |
|
климата в учебной |
|
|
|
|
старшеклассников авторы |
профилактики |
|
группе |
|
|
|
|
Николаев А.А., Валеева |
суицидального |
|
старшеклассников. |
|
|
|
|
И.А |
поведения |
|
Николаев А.А., |
|
|
|
|
Педагогическая помощь |
подростков |
|
Валеева И.А. |
|
|
|
|
детям-изгоям Конради И.Ю. |
"Перекресток" |
|
Групповая |
|
|
|
|
|
|
|
сплоченность. |
|
«Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних» |
|||||||
Семейная история |
Наличие суицидентов |
Анкетирование. |
* углубленная |
* Исследование |
* Сбор |
* Создание |
* Организует и проводит |
|
среди членов семьи |
Беседа. |
психологическая |
психологической |
информации и |
благоприятного |
консилиум, в рамках |
Тип семьи |
Неполная семья |
Г енограмма или |
диагностика; |
атмосферы в семье. |
заполнение соц. |
психологического |
которого принимается |
|
(особенно, если |
социогенограмма (в процессе |
* индивидуальная беседа с |
Акт ЖБУ |
паспорта на |
климата на уроке и |
решение о постановке |
|
отсутствует мать) |
углубленной диагностики). |
учащимся и его |
* Наблюдения за |
обучающихся |
обеспечение зоны |
ребенка на учет в ГР СОП по |
|
Семьи с алкогольной или |
Сбор информации и |
родителями-законными
|
поведением и эмоциональным состоянием ребенка группы риска и СОП. * Изучение личных дел обучающихся, взаимодействие с ближайшим социальным окружением обучающегося. |
* Заполняет карту педагогического наблюдения и систематически подает отчет. |
успешности для обучающегося,
|
вопросу профилактики авитальной активности у обучающихся группы риска СОП и составляется программа ИПК.
и последующего сопровождения учащихся.
|
Ролевая структура семьи |
Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец |
||||||
Стиль семейного воспитания и характер детскородительских отношений |
Отвержение |
Взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (автор И.М. Марковская) |
|
* «Жизнь без насилия» (автор Молодшева В.А.) - Программа профилактики жестокого |
*Организовывает тематические родительские собрания и классные часы с участием специалистов * Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми, |
|
Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний |
Низкая самооценка Заниженный уровень |
Методика «Лесенка» Т.А. Репиной (д/в, мл.шк.возр.) |
|
самонаблюдения и самопознания |
|
|
|
Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции |
Тревожность |
Тест школьной тревожности Филлипса |
|
* Развитие |
предложенного психологом списка рекомендаций
|
предложенного психологом списка рекомендаций
саморегуляции на уроках русского языка; |
|
Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры) |
Неудовлетворенность значимых потребностей |
Тест Люшера Социометрия |
|
|
|
* Формирование чувства гордости за себя и свои достижения |
Технологическая карта - это возможность договориться и определить зоны ответственности всех специалистов системы сопровождения. Структура технологической карты дает возможность видеть, что и как реализует каждый участник образовательной системы в решении вопросов профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних. С помощью этого инструмента вы избавляетесь от иллюзий всемогущества и учитесь делить ответственность за процесс и результат.
Работа с технологической картой - это структурирование деятельности. С одной стороны, это структурирование собственной деятельности специалиста-практика, а с другой стороны - это структурирование деятельности всей системы (например, образовательной организации).
Таблица 7
Работа с технологической картой
Последовательность шагов |
Целевой компонент деятельности |
|
Мотивационный |
Организовать мозговой штурм с коллегами. |
Академический |
Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена схема взаимодействия. |
|
6. Наполнить содержание каждого элемента технологической карты. Сделать выборку современных технологий практической деятельности в данном направлении. |
Технологический компонент |
7. Согласовать табличный вариант технологической карты с руководителем организации и довести до сведения исполнителей (субъектов комплексного подхода) |
Организационный |
8. Реализация поставленных задач посредствам технологического взаимодействия, мониторин промежуточных действий и результатов, внесение необходимых корректив. |
Прикладной |
9. Рефлексивный анализ деятельности. Оценка качества и трудоемкости проделанной работы. |
Рефлексивный |
Алгоритм работы с диагностической картой (см. пп. 2.2., 2.3.) определяет в качестве шестого шага - определение ведущих задач в системе сопровождения суицидальной активности и/или обеспечении профилактики суицидальных рисков и угроз. Этим этапом работа в системе мониторинга заканчивается и начинается процесс комплексного сопровождения обучающегося, направленный на предотвращение и/или устранение выявленных рисков и угроз.
Прикладной компонент в работе с технологической карты следует начать с поиска маркера и соответствующего суицидогенного фактора, выявленного посредствам мониторинга.
Затем, проследить какие задачи и технологии комплексного сопровождения рекомендованы для работы со случаем.
Например, в результате анализа и мониторинга кейс-ситуации выяснилось, что ключевая гипотеза проблемной ситуации - низкий уровень коммуникативных навыков обучающегося, а, соответственно, незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность). Эта гипотеза была подтверждена результатами опросника для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик). Прослеживая эту линию технологической карты, мы видим задачи и техники психологического, социально-педагогического сопровождения, сопровождения классным руководителем и учителями- предметниками при административной поддержке образовательной организации.
Следующим шагом будет корректировка технологического содержания в соответствии со своими профессиональными навыками и реализация намеченных мероприятий.
После чего - процесс-анализ деятельности и рефлексия.
Стоит обратит внимание, что принцип комплексности является ключевым в системно-деятельностном подходе и регламентирует закон работы любой системы: «изменение системы влечет за собой изменение каждого из ее элементов» и наоборот, «изменения в одном из элементов системы обуславливает изменение всей системы». Следовательно, внесение изменений в систему работы (в виде технологической карты) влечет за собой изменение всех субъектов (обучающихся, педагогов, административных служб и семейной системы). В то же время, отсутствие даже одного направления в системе комплексного сопровождения снижает или «обнуляет» действие всей системы.
Таким образом, технологическая карта позволит Вам:
• увидеть запрос/проблемную ситуацию целостно и системно;
• спроектировать систему сопровождения;
• полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций;
• корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
• осуществлять интегративный контроль деятельности;
• согласовывать внутриведомственное взаимодействие.
Заключение
Профилактика суицидов - это та задача, которая для каждого имеет личностный смысл. Для одних - это мотивация к жизни, для других - аргумент против смерти. Понимание этого смысла в жизнеобеспечении, адаптации и социализации, профессиональном самоопределении придаст уверенности в своих силах и возможностях, внесет свободу в коммуникацию с узким и широким социумом (семья и школа соответственно), позволит быть гибким в изменяющихся социально-экономических условиях.
Комплексный подход, системная работа, концептуальные основы безопасности образования и личности являются базисом в приобретении жизненных ресурсов и копинг-стратегий. Только на основе выстроенной, логичной, осмысленной и личностно-ориентированной концепции возможно говорить о методах, техниках и технологиях реализации как отдельных элементов программы профилактики, так и всей системы в целом.
Теоретическое осмысление закономерностей конструктивного и деструктивного поведения несовершеннолетних служит фундаментом для предложенного практического инструментария (диагностические методики, упражнения, техники, памятки, раздаточные материалы, аналитические задания, практикумы, тренинги, рекомендации). При этом стоит отметить, что возможность реализовывать систему профилактики предусмотрена в контексте комплексного системного подхода, предполагающего согласованную работу всего педагогического коллектива.
Источник: Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |