На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска
Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних
Алгоритм работы с технологической картой
Все страницы

1. Технологическая карта как инструмент проектирования системы сопровождения

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия субъектов образовательной системы, что является актуальным для современного образования.
Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для коллектива, реализующего педагогический процесс и обеспечивающего систему комплексного сопровождения.

Любая профессиональная деятельность специалиста предполагает, что процессуальная сторона плодотворных усилий базируется на его устойчивом внимании в ходе работы к определенным объектам (субъектам) собственной деятельности. Это внимание гарантирует профессиональный результат. Повар и токарь, водитель автомобиля и балерина, швея и геолог имеют в сознании своеобразный «экран внутреннего зрения», на котором располагаются основные объекты (субъекты), требующие внимания. Педагог-профессионал так же, как любой специалист, ориентирован на такой внутренний экран постоянно. Иногда за этим полем воздействия наблюдает другое лицо или целая группа лиц, выступающих как совокупный субъект, например, педагогический коллектив, сопровождающий несовершеннолетнего в трудной для его жизни ситуации. Организуя систему сопровождения как единый субъект, они синхронизируют «экран внутреннего зрения» с требованиями ФГОС, личностно-ориентированным, деятельностным подходом и комплексной системой сопровождения. Тем самым, профессиональная задача отображается на «большом экране» коллегиальной работы, а технологическую карту можно рассматривать как продукт мозгового штурма педагогов.
Федеральные государственные образовательные стандарты отвечают нам на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить?».

Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы:

• Какого рода действия следует выполнять?
• В какой именно последовательности выполняются предусмотренные системой комплексного сопровождения действия?
• Какие требуются инструменты/технологии для эффективного выполнения профессиональных действий и операций?
• С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
Чаще всего технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого направления деятельности, оформляясь в виде понятной таблицы. Данный вид документации составляется исключительно методическими службами образовательной организации, тогда как утверждается непосредственно руководителем предприятия.
Разработка и внедрение технологических карт необходимы при высокой степени сложности и многокомпонентности задач; при наличии спорных элементов в планируемых задачах и действиях; при необходимости четкого определения функционала специалистов в рамках решаемой задачи.


Технологическая карта как инструмент профессиональной деятельности позволяет педагогу:
• увидеть учебный материал целостно и системно;
• спроектировать систему сопровождения;
• полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций;
• корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
• осуществлять интегративный контроль деятельности;
• согласовывать внутриведомственное взаимодействие.
Технологические карты, прежде всего, рассчитаны на обучение специалистов-практиков, ведь в этом документе, как говорилось выше, показаны наиболее рациональные методы выполнения различных видов работ, а также выстроена цепочка действий педагогов, которые, со своей стороны, не имеют право пропускать какой-либо цикл, выполняя тем самым работу лишь по своему усмотрению. Технологическая карта - это, своего рода, инструкция для коллектива, который выполняют определенный технологический процесс или же техническую реализацию задачи.


Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
• интерактивность,
• структурированность,
• алгоритмичность при работе с информацией,
• технологичность,
• обобщенность.
При составлении технологической карты необходимо учитывать наиболее эффективное использование современных способов и приемов сопровождения, инструментов, технологий и инноваций. В нее включаются наиболее рациональные и прогрессивные методы психологической и социально-педагогической деятельности, которые будут способствовать сокращению сроков реализации поставленных задач и совершенствованию качества воспитательно-образовательной деятельности.


Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• в ней должны быть указаны основные направления деятельности в рамках решаемых задач, действия и операции, их составные части;
• в структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полно отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• предусмотреть координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности.


Этапы работы в процессе составления технологической карты.
1. Определение реперных точек в изучаемой теме.
2. Формулировка маркеров и показателей реализации деятельности.
3. Обозначение этапов (шагов) реализации намеченных направлений.
4. Фокусировка сущностных характеристик каждого из обозначенных блоков работы.
5. Определение содержания деятельности специалистов.
6. Выбор форм и технологий работы.
7. Структурирование комплексного подхода.


Пошаговый алгоритм составления технологической карты.
1. Четко определить и сформулировать для себя тему/направление работы (приоритеты), ключевые вопросы и актуальные противоречия.
2. Сформулировать для себя целевую установку (что я хочу?) и мотивационную установку (зачем мне это нужно?)
3. Упорядочить профессиональные знания. Определить свою зону неясных знаний.
4. Продумать концепт, «изюминку», нестандартный подход уже к известному.
5. Сгруппировать материал. Организовать мозговой штурм с коллегами. Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена схема взаимодействия.
6. Наполнить содержание каждого элемента технологической карты. Сделать выборку современных технологий практической деятельности в данном направлении.
7. Согласовать табличный вариант технологической карты с руководителем организации и довести до сведения исполнителей (субъектов комплексного подхода)
8. Реализация поставленных задач посредствам технологического взаимодействия, мониторинг промежуточных действий и результатов, внесение необходимых корректив.
9. Рефлексивный анализ деятельности. Оценка качества и трудоемкости проделанной работы.
В результате технологизации психолого-педагогической деятельности произойдет повышение качества оказания услуги за счет того, что:
У поставленная задача проектируется от противоречия до результата;
• субъектный подход реализуется через современные методы работы;
• организуется поэтапная интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность всех субъектов образовательной системы;
• обеспечиваются условия для реализации комплексного подхода в практической деятельности.

 


 


2. Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних


В основе технологической карты лежат результаты мониторинга суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних. Это следующий шаг в системе комплексного сопровождения.
Структура технологической карты представлена таким образом, что охватывает всех субъектов образовательного процесса, иллюстрируя их зону ответственности (задачи).
Работа с технологической является последовательным продолжением алгоритма работы с диагностической таблицей «Маркеры и методики суицидального риска» (см. пп. 2.2., 2.3.)

Таблица 6

Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних

Маркеры

Суицидогенные факторы

Методы и методики

Психологическое сопровождение

Социально
педагогическое
сопровождение

Сопровождение
классного
руководителя

Сопровождение
педагогами-
предметниками

Административный
ресурс

«Психологическая безопасность образовательной с

реды»

Психологическая
безопасность

Референтная значимость среды
Защищенность от психологического насилия
Удовлетворенность образовательной средой

Анкета для педагогов «Психологическая безопасность в образовательной среде» Анкета для учеников «Психологическая безопасность
Опросник психологической безопасности в образовательной среде»

Педагогический совет: «Психологическая безопасность образовательной среды». (содержательный аспект) Деловая игра «Психологическая безопасность образовательной среды: сотрудничество, диалог»

Педагогический
совет:
«Психологическая
безопасность
образовательной».
(содержательный
аспект)

 

Педагогический совет:
«Психологическая
безопасность
образовательной».
(содержательный
аспект)

1 .Педагогический совет:
«Психологическая
безопасность
образовательной среды
как фактор
формирования
психологического
здоровья учащихся и
педагогов».
(организационный,
методический аспект)

  1. Педагогический совет: «Профессиональное самоопределение педагога».
  2. Педагогический совет "Профессиональная педагогическая этика как фактор воздействия на моральнопсихологическое состояние обучающихся"
  3. Развитие сплоченности педагогического коллектива:
  4. положение о корпоративной этике педагога;
  5. корпоративные мероприятия;
  6. бренд ОУ;
  7. мероприятия по гигиене труда;
  8. Кадровая политика по привлечению молодых специалистов.

Коммуникативная
компетентность

Владение культурой общения и
педагогическим тактом Умение слушать Использование невербального языка Наличие знаний и навыков поведения в конфликте
Умение использовать эффективный стиль общения сообразно ситуации

Опросник «Стиль поведения в конфликте». К.Томаса «Анализ педагогического общения учителя на уроке» В.Б. Пегушиной Методика «Стиль педагогического общения учителя» А.Б.Майского и Е.Г.Ковалёвой
Методика «Умение слушать»

  1. Коммуникативный тренинг с педагогами
  2. Тренинг «Разрешение конфликтных ситуаций»
  3. Занятие-тренинг «Техники слушания и высказывания»
  4. Практикум «Слушать ушами, глазами, сердцем»
  5. Занятие-тренинг «Ценность личности - основа сотрудничества»
  6. Занятие-тренинг «Техники психологической безопасности в педагогическом общении»

1 .Посредничество социального педагога в конфликте (приемы разрешения конфликтных ситуаций)

 

  1. Изучение статьи «Индивидуальный стиль общения учителя с учениками как фактор

психологической
безопасности
образовательной
среды».

  1. Отработка коммуникативных техник:
  2. активного слушания;
  3. «Я-высказывание»;
  4. «Вы-подход»
  5. Наблюдение за своим

индивидуальным стилем общения и взаимодействия с коллегами, с учениками на уроке и во внеурочной деятельности

Эмоциональная
компетентность

Осознание своих чувств и эмоций;
Управление своими чувствами и эмоциями; Осознание чувств и эмоций других людей; Управление чувствами и эмоциями других людей; Умение выражать эмпатию;
Уровень
эмоционального
выгорания

Методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой Тест на эмоциональный интеллект Холла Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексон

1 .Семинар - практикум «Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога».

  1. Практикум для педагогов:

«Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания».*

  1. Проведение тренинговых занятий с педагогами по развитию техник управления эмоциями

 

 

1. Использование рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.

  1. Отработка техник развития эмоциональной компетентности
  2. Использование способов в саморегуляции эмоционального состояния
  3. Изучение статьи Т. Посадской «Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья».
  4. Поле

самодиагностики. Наблюдение за проявлениями признаков выгорания.

6. Создание комиссии по урегулированию споров.

Личностная компетентность

Осознание и оценка педагогом личностных качеств
Позитивный образ «Я», позитивное отношение к себе
Владение способами личностного самовыражения и саморазвития

Методика изучения самоотношения В.В. Столина Тест «Психологический личностный профиль» Т.А.Ратановой, Н.Ф. Шляхта

1 .Тренинг личностного
роста для педагогов
личности педагога».
2.Педагогический
совет: «Профессиональное
самоопределение
педагога».

1..Педсовет "Профессиональная педагогическая этика как фактор воздействия на моральнопсихологическое состояние обучающихся"

 

  1. Использование правил поднятия самооценки.
  2. _ Поле

самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

«Отношения со сверстниками»

Жестокость, агрессия, конфликтное поведение

Агрессивность
Эгоцентризм
Цинизм
Враждебность
Агрессия        (вербальная,
косвенная, физическая)
Интолерантные
установки
Выраженные
агрессивные реакции

Методика              диагностики
общей          коммуникативной
толерантности (В.В. Бойко) Методика Рене Жиля Методика Басса-Дарки Дом. Дерево. Человек ТАТ
Тест Томаса Шкала Кука-Медлея Ребенок глазами взрослого.

Психолого-педагогический семинар «Профилактика агрессивного поведения у подростков».
Семинар «Школьный буллинг»
Родительскопедагогическая конференция «Агрессивность как

Профилактике употребления ПАВ: Выступление на пед совете                        по
организации работы с                 подростками
девиантного поведения Организация ШСП Родительские

Психосоциальная технология по предупреждению жестокости «Реалии
жестокости» (для старшеклассников) Уроков, для учащихся - Программы работы

Учебные тексты на уроке.
Методы работы кл. рук. по
предупреждению отрицательного и стимулированию положительного поведения детей и подростков

Организация лекций института психологии, педагогики, социального управления
Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления Примерный план мероприятий школы и

 

Выраженная стратегия
конфронтации,
соперничества

Романов
Несуществующее животное Методика «Тест руки»

свойство личности». Практические семинары- занятия «Конфликты». (педагоги, дети, родители) Лекция “Знакомьтесь, агрессия”5-7 кл Профилактика буллинга «Откажись от агрессивного поведения.» 6-9 кл Классные часы о дружбе и взаимопомощи 1-4 кл. Тренинговое занятие для пятиклассников "Берем агрессию под контроль» Тренинг управления агрессией 12-15 лет Тренинг для школьников «Ответственное поведение».10-16 лет

собрания, с целью профилактики вредных привычек. Беседы с детьми. Диспуты с подростка ми о буллинге и агрессивном поведении
Ознакомление детей с законодательством РФ
План           поэтапного
изменения проблемного поведения ребенка Тренинги                  для
учеников «группы риска» «Попробуй преодолеть                                свои
недостатки».
Тренинг                   для
школьников          «Как
себя
контролировать ?»
Работа                        по
предотвращению
совершения
противоправных
действий с деть ми и
подростками

учителей на «Разрешение конфликтов» Переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребенка» Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов для детей7-10 лет, для подростков 11 - 15 лет
Классный час «Конструктивное разрешение конфликтов» для старшеклассников

Индивидуальные и подгрупповые беседы с агрессивными и конфликтными детьми
Классный час с играми в начальной школе и программа «Гнев - это нормально: принятие собственного гнева»(для 7-11летних детей) для старшеклассников Профилактика буллинга в коллективе подростков для 710 классов Воспитательнокоррекционная работа с под ростками во внеурочной работе Игровое занятие «Человек начинается с добра».7-10 лет

административного контроля. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб по профилактике агрессивного поведения.
.Этический кодекс школы Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся со стороны администрации Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе
План работы МАОУ по
сохранению
психоэмоционального
благополучия                             и
предупреждение
антивитального поведения
учащихся

Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность)

Неадекватные социальные установки Низкий уровень
коммуникативных навыков Неадекватные социальные установки

Г рафическая           методика
Кактус
Рукавички Цукерман Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель- Брунсвик)
Диагностика            лидерских
способностей Жарикова

С обучающимися: Адаптация
Психологическая помощь в формировании психологического климата в классных коллективах Инд. Консультирование Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий на развитие коммуникативных навыков, обучение социально-одобряемым способам поведения в трудных жизненных ситуациях

Осуществляет контроль посещаемости учебных занятий, успеваемости и межличностных отношений подростков

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках
Методическое пособие /Под ред. Когана Е.Я. Коммуникативная компетентность преподавателя средней школы Е.В. Степаненко Развитие
коммуникативной компетентности - одно из основных

Сплочение
коллектива
обучающихся
-Создание
дружелюбной
атмосферы в
классе.
-План
родительского
всеобуча

Администрация регламентирует деятельность образовательного учреждения на основе нормативных документов Устава школы, локальных нормативных актов: Положение о правилах внутреннего распорядка в общеобразовательных учреждениях,
Положение об одежде обучающихся Положение о ПМПК Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение; Организация психолого- медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Использование тренингов с элементами арт-, музыко-, куклотерапии, и др. терапии С учителями:
- Рекомендации по взаимодействию с ребенком
С одноклассниками - Выявление проблем отношений с ребенком

 

требований ФГОС. Салтыкова М. Н. Формирование коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС -Пикалова Т.Н. Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС Гумирова А.В.
Диагностика и развитие
коммуникативной
компетентности
Развитие
коммуникативной компетентности обучающихся на уроках        и         во
внеурочной деятельности

 

образовательных отношений Положение о ШСП Администрация издает: Приказы по организации работы по профилактике суицидальных попыток и суицидов обучающихся в общеобразовательных учреждениях
План воспитательной работы школы, включающий следующие разделы: «Профилактика жестокого обращения с детьми»; «Профилактика и предотвращение суицидальных намерений среди детей и подростков; Профилактика употребления ПАВ, предупреждения ССЗ среди несовершеннолетних; «Профилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся» «Профилактика эстремизма» - Рациональное расписание роков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) Принятие административных решений в отношении ребенка Организация здоровьесбережения обучающихся:

Социально-психологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе

Низкий
социометрический статус Негативная атмосфера в классе
Негативное отношение к одноклассникам,
Низкий                    уровень
сплоченности                      в
коллективе Неудовлетворенность отношениями                    со
сверстниками

Диагностический                 тест
отношений (Г.У. Солдатова) Социометрия Дж. Морено Методика Рене Жиля Тест  жличностных
отношений Лири Методика Фидлера

Программа                           по младших            школьников
«Азбука общения» Программа "Формирование коммуникативной компетенции подростков" - Шахматова П.В. Коррекционноразвивающая программа по формированию

С.В. Кривцова Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости Формированию жизнестойкости

Мониторинг
сплоченности
классного
коллектива
«Я хочу с тобой
дружить»
Программа
внеурочной
деятельности по
сплочению
классного
коллектива ( 7-8

Е.И.Лернер «Я не дам себя обижать» Игры на сплочение коллектива в начальной школе с описанием и рекомендациями для учителя- Гладко М. П. Создание психологического позитивного

Организационно-управленчес кие и информационнопросветительские меры - Школа без насилия. Учебно-тематический план родительского всеобуча Функциональные ресурсы различных категорий работников школы По программе «Крепкое здоровье- Это здорово» Учебно-тематический план

 

 

 

сплоченности коллектива.

обучающихся

лет)

климата в классе

родительского всеобуча

 

 

 

Секисова Н.Г.

Профилактика

Формирование

Макарова О. В.

 

 

 

 

Тренинг повышения

аутоагрессивного

благоприятного

Программа

 

 

 

 

групповой сплоченности-

поведения детей и

психологического

«Навстречу»

 

 

 

 

Пузареко М. А.

подростков в

климата в

Воспитание

 

 

 

 

Коррекционно-

образовательных

ученическом

коммуникативной

 

 

 

 

развивающая программа

учреждениях.

коллективе как

культуры у

 

 

 

 

для подростков «Давайте

Программа

направление

учащихся 5-6-х

 

 

 

 

жить дружно»

профилактики

деятельности

классов- Юдина Н.

 

 

 

 

Тренинг на сплочение

суицидального

классного

Развитие

 

 

 

 

коллектива и

поведения

руководителя -

взаимопонимания

 

 

 

 

командообразование (для

несовершеннолетних

Зотова Г. А.

в детском

 

 

 

 

педагогов и для

«Рука в руке»

Выступление на

коллективе как

 

 

 

 

подростков) Кононова

Программа

педсовете.

условие

 

 

 

 

М.Ю.

профилактики

Роль личности

формирования

 

 

 

 

Тренинг коммуникативной

жестокого

школьника в

толерантной

 

 

 

 

компетентности

обращения и насилия

формировании

личности -Тябина Л. Н.

 

 

 

 

Коррекционная программа

над детьми и

комфортного

 

 

 

 

 

по формированию

несовершеннолетним

психологического

Формирование

 

 

 

 

положительного

и в семье, среди

климата в классе -

эмоционально -

 

 

 

 

психологического климата

сверстников. «Жизнь

Шарова С. В.

психологических

 

 

 

 

в учебной группе

без насилия» -

 

отношений

 

 

 

 

Создание благоприятного

Молодшева В. А.,

 

обучающихся в

 

 

 

 

психологического климата

Программа по ВР

 

коллективе класса

 

 

 

 

в классном коллективе -

ОВЗ «Формирование

 

(благоприятного

 

 

 

 

обучения и воспитания

и развитие детского

 

социально-

 

 

 

 

Савина Е. А.

коллектива» 7-11 лет

 

психологического

 

 

 

 

Коррекционная

План работы школы

 

климата в классе).

 

 

 

 

программа по

по профилактике

 

Круглова О. Н.

 

 

 

 

формированию

суицида среди детей

 

Диагностика и

 

 

 

 

положительного

и подростков-

 

коррекция

 

 

 

 

психологического

Барило Е.М.

 

психологического

 

 

 

 

климата в учебной группе

Программа

 

климата в учебной

 

 

 

 

старшеклассников авторы

профилактики

 

группе

 

 

 

 

Николаев А.А., Валеева

суицидального

 

старшеклассников.

 

 

 

 

И.А

поведения

 

Николаев А.А.,

 

 

 

 

Педагогическая помощь

подростков

 

Валеева И.А.

 

 

 

 

детям-изгоям Конради И.Ю.

"Перекресток"

 

Групповая

 

 

 

 


Психологический климат в коллективе Выступление на педсовете

 

 

сплоченность.

 

«Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних»

Семейная история

Наличие        суицидентов

Анкетирование.

* углубленная

* Исследование

* Сбор

* Создание

* Организует и проводит

 

среди членов семьи

Беседа.

психологическая

психологической

информации и

благоприятного

консилиум, в рамках

Тип семьи

Неполная                    семья

Г енограмма                         или

диагностика;

атмосферы в семье.

заполнение соц.

психологического

которого принимается

 

(особенно,                    если

социогенограмма (в процессе

* индивидуальная беседа с

Акт ЖБУ

паспорта на

климата на уроке и

решение о постановке

 

отсутствует мать)

углубленной диагностики).

учащимся и его

* Наблюдения за

обучающихся

обеспечение зоны

ребенка на учет в ГР СОП по

 

Семьи с алкогольной или
наркотической
зависимостью

Сбор          информации           и
заполнение            социального
паспорта на обучающихся.

родителями-законными
представителями;

  1. техника «Семейная фотография»;
  2. техника с применением метафор, завершение предложений;
  3. целевое психологическое консультирование родителей

поведением и эмоциональным состоянием ребенка группы риска и СОП. * Изучение личных дел обучающихся, взаимодействие с ближайшим социальным окружением обучающегося.

* Заполняет карту педагогического наблюдения и систематически подает отчет.

успешности для обучающегося,

  1. Наблюдение за изменениями поведения и эмоционального состояния обучающегося
  2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей по проблемам успеваемости по предмету (участие в родительских собраниях).

вопросу профилактики авитальной активности у обучающихся группы риска СОП и составляется программа ИПК.

  1. На основании ходатайства социального педагога или классного руководителя издает приказ об организации деятельности по профилактике суицидального поведения учащихся, включающий порядок проведения диагностического обследования,

и последующего сопровождения учащихся.

  1. В случае необходимости привлекает специалистов других субъектов систем профилактики
  2. Содействует в организации курсов повышения квалификации для педагогов и психологов образовательного учреждения.
  3. Организует общешкольные собрания и другие мероприятия.

Ролевая структура семьи

Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец

Стиль семейного воспитания и характер детскородительских отношений

Отвержение
Эмоциональная
холодность Чрезмерный контроль
Постоянно высказываемое
недоверие
Повышенная требовательность
Бессистемность и отсутствие последовательности в воспитании Жестокое обращение с ребенком
Гипоопека
Гиперопека
Враждебность
Конфликтность

Взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (автор И.М. Марковская)
Анализ  семейного воспитания (АСВ) (авторы Э.Г.Эйдемиллер,         В.        В.
Юстицкис)
Опросник            родительского
отношения к детям — «зеркало» для АСВ Детско-родительские отношения                подростков
(ДРОП)          (авторы           О.А.
Карабанова,                           П.В.
Трояновская)
Кинетический рисунок семьи (авторы Р. Бернс и С. Кауфман)
Методика «Семья животных» или «Ссорящиеся животные» Цветовой тест отношений (ЦТО) (автор А.М. Эткинд) Межличностные от-ношения ребенка (автор Р. Жиль) Эмоциональные отношения в семье (авторы Е.Бене и Е.Антони)
Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) (автор Е. Шеффер          в          адаптации
Л.И.Вассермана)

  1. Групповое и/или индивидуальное консультирование в рамках родительского собрания.
  2. Тренинги детскородительских отношений с учетом возрастных особенностей.
  3. Семинар-консультации «10 способов избежать конфликта с ребенком и наладить с ним отношения»
  4. Семинар-практикум для родителей по теме влияния супружеских отношений на психологический климат семьи.

* «Жизнь без насилия» (автор Молодшева В.А.) - Программа профилактики жестокого
обращения и насилия над детьми и несовершеннолетним и в семье.
*Беседы с детьми и родителями

*Организовывает тематические родительские собрания и классные часы с участием специалистов * Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми,
направленные на сплочение семьи и установление доверительных отношений между ними

 

Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний

Низкая самооценка Заниженный уровень
притязаний
Негативное самоотношение (Напринятие    себя,
размытый «образ Я»)
Дисфункциональная система ценностей или отсуствие ЦО

Методика «Лесенка» Т.А. Репиной (д/в, мл.шк.возр.)
Методика  Дембо- Рубинштейн (с 9 лет)
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
Методика «Нарисуй себя» авт. - Прихожан А.М., Василяускайте З.
Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО)
Д. А. Леонтьева Определение сформированности ценностных отриентаций (Б.С.Круглов)

  1. Формирование навыков самонаблюдения и самопознания
  2. Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени
  3. Игры-упражнения, направленные на гармонизацию притязания на признание
  4. Формирование адекватной самооценки младших школьников
  1. Развитие критичности и рефлексивных навыков
  2. Формирование навыков

самонаблюдения и самопознания

  1. Развитие критичности и рефлексивных навыков
  2. Развитие позитивной Я- концепции во внеурочной деятельности
  3. Формирование самооценки в рамках реализации ФГОС ООО
  1. Формирование субъективной позиции
  2. Формирование самооценки в рамках реализации ФГОС ООО
  3. Личностноориентированные технологии
  1. Выделенные штатные ставки психолога и соц педагога
  2. Материально-технические условия (кабинет для индивидуальной работы, компьютер с выходом в интернет, принтер)
  3. Структуризация работы совета профилактики, утвержденная локальным актом ОО (Руководитель направления (по профилактике суицидов) в структуре совета профилактики - психолог)
  4. Дифференциация функционала специалистов

Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции

Тревожность
Отсутствие  волевого
самоконтроля
Нестабильное
эмоциональное
состояние

Тест школьной тревожности Филлипса
Личностный опросник Кеттелла
Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Дифференциальные шкалы эмоций (К.Изард)
Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой

  1. Развитие эмоциональноволевой сферы
  2. Профилактика школьной тревожности и дезадаптации
  3. Упражнения направленные на саморегуляцию посредством контроля мышления (5-9 класс);
  4. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции: дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения

* Развитие
критичности,
рефлексивных
навыков,
формирование
коппингов

  1. Профилактика школьной тревожности на основе

предложенного психологом списка рекомендаций

  1. Релаксационные упражнения
  2. Классный час *Стандартизирован ное педагогическое наблюдение
  1. Профилактика школьной тревожности на основе

предложенного психологом списка рекомендаций

  1. Развитие навыков

саморегуляции на уроках русского языка;

Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры)

Неудовлетворенность значимых потребностей

Тест Люшера Социометрия
Методика Келлермана- Плутчика-Конте «Индекс жизненного стиля»
Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюис Методика «Дерево» (Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)

  1. Экспресс-анализ использования своих личностных резервов для саморазвития и самовоспитания
  2. Групповые игры для повышения самооценки и снижения тревожности
  1. Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей
  2. Актуализация ресурсов
  1. Работа с родителями тревожного ребенка (бланки рекомендаций с комментариями)
  2. Релаксационные упражнения
  3. Актуализация ресурсов

* Формирование чувства гордости за себя и свои достижения

 


 

3. Алгоритм работы с технологической картой


Технологическая карта - это возможность договориться и определить зоны ответственности всех специалистов системы сопровождения. Структура технологической карты дает возможность видеть, что и как реализует каждый участник образовательной системы в решении вопросов профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних. С помощью этого инструмента вы избавляетесь от иллюзий всемогущества и учитесь делить ответственность за процесс и результат.
Работа с технологической картой - это структурирование деятельности. С одной стороны, это структурирование собственной деятельности специалиста-практика, а с другой стороны - это структурирование деятельности всей системы (например, образовательной организации).


Таблица 7
Работа с технологической картой

Последовательность шагов

Целевой компонент деятельности

  1. Четко определить и сформулировать для       себя       тему/направление        работы
    (приоритеты),       ключевые       вопросы       и
    актуальные противоречия.
  2. Сформулировать для себя целевую установку (что я хочу?) и мотивационную установку (зачем мне это нужно?)

Мотивационный
компонент

  1. Упорядочить             профессиональные знания. Определить свою зону неясных знаний.
  2. Продумать концепт, «изюминку», нестандартный подход уже к известному.
  3. Сгруппировать  материал.

Организовать мозговой штурм с коллегами.

Академический
компонент

Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена схема взаимодействия.

 

6. Наполнить содержание каждого элемента технологической карты. Сделать выборку современных технологий практической деятельности в данном направлении.

Технологический компонент

7. Согласовать табличный вариант технологической карты с руководителем организации и довести до сведения исполнителей (субъектов комплексного подхода)

Организационный
компонент

8. Реализация поставленных  задач посредствам технологического взаимодействия,  мониторин промежуточных действий и результатов, внесение необходимых корректив.

Прикладной
компонент

9. Рефлексивный анализ деятельности. Оценка качества и  трудоемкости проделанной работы.

Рефлексивный
компонент


Алгоритм работы с диагностической картой (см. пп. 2.2., 2.3.) определяет в качестве шестого шага - определение ведущих задач в системе сопровождения суицидальной активности и/или обеспечении профилактики суицидальных рисков и угроз. Этим этапом работа в системе мониторинга заканчивается и начинается процесс комплексного сопровождения обучающегося, направленный на предотвращение и/или устранение выявленных рисков и угроз.
Прикладной компонент в работе с технологической карты следует начать с поиска маркера и соответствующего суицидогенного фактора, выявленного посредствам мониторинга.
Затем, проследить какие задачи и технологии комплексного сопровождения рекомендованы для работы со случаем.
Например, в результате анализа и мониторинга кейс-ситуации выяснилось, что ключевая гипотеза проблемной ситуации - низкий уровень коммуникативных навыков обучающегося, а, соответственно, незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность). Эта гипотеза была подтверждена результатами опросника для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик). Прослеживая эту линию технологической карты, мы видим задачи и техники психологического, социально-педагогического сопровождения, сопровождения классным руководителем и учителями- предметниками при административной поддержке образовательной организации.
Следующим шагом будет корректировка технологического содержания в соответствии со своими профессиональными навыками и реализация намеченных мероприятий.
После чего - процесс-анализ деятельности и рефлексия.
Стоит обратит внимание, что принцип комплексности является ключевым в системно-деятельностном подходе и регламентирует закон работы любой системы: «изменение системы влечет за собой изменение каждого из ее элементов» и наоборот, «изменения в одном из элементов системы обуславливает изменение всей системы». Следовательно, внесение изменений в систему работы (в виде технологической карты) влечет за собой изменение всех субъектов (обучающихся, педагогов, административных служб и семейной системы). В то же время, отсутствие даже одного направления в системе комплексного сопровождения снижает или «обнуляет» действие всей системы.
Таким образом, технологическая карта позволит Вам:
• увидеть запрос/проблемную ситуацию целостно и системно;
• спроектировать систему сопровождения;
• полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций;
• корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
• осуществлять интегративный контроль деятельности;
• согласовывать внутриведомственное взаимодействие.


Заключение
Профилактика суицидов - это та задача, которая для каждого имеет личностный смысл. Для одних - это мотивация к жизни, для других - аргумент против смерти. Понимание этого смысла в жизнеобеспечении, адаптации и социализации, профессиональном самоопределении придаст уверенности в своих силах и возможностях, внесет свободу в коммуникацию с узким и широким социумом (семья и школа соответственно), позволит быть гибким в изменяющихся социально-экономических условиях.
Комплексный подход, системная работа, концептуальные основы безопасности образования и личности являются базисом в приобретении жизненных ресурсов и копинг-стратегий. Только на основе выстроенной, логичной, осмысленной и личностно-ориентированной концепции возможно говорить о методах, техниках и технологиях реализации как отдельных элементов программы профилактики, так и всей системы в целом.
Теоретическое осмысление закономерностей конструктивного и деструктивного поведения несовершеннолетних служит фундаментом для предложенного практического инструментария (диагностические методики, упражнения, техники, памятки, раздаточные материалы, аналитические задания, практикумы, тренинги, рекомендации). При этом стоит отметить, что возможность реализовывать систему профилактики предусмотрена в контексте комплексного системного подхода, предполагающего согласованную работу всего педагогического коллектива.

Источник:  Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.