Технология комплексного сопровождения субъектов и ситуаций суицидального риска - Технологическая карта работы школьных служб по профилактике суицидов и суицидальных намерений несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 3
|
Маркеры |
Суицидогенные факторы |
Методы и методики |
Психологическое сопровождение |
Социально |
Сопровождение |
Сопровождение |
Административный |
«Психологическая безопасность образовательной с |
реды» |
||||||
Психологическая |
Референтная значимость среды |
Анкета для педагогов «Психологическая безопасность в образовательной среде» Анкета для учеников «Психологическая безопасность |
Педагогический совет: «Психологическая безопасность образовательной среды». (содержательный аспект) Деловая игра «Психологическая безопасность образовательной среды: сотрудничество, диалог» |
Педагогический |
|
Педагогический совет: |
1 .Педагогический совет:
|
Коммуникативная |
Владение культурой общения и |
Опросник «Стиль поведения в конфликте». К.Томаса «Анализ педагогического общения учителя на уроке» В.Б. Пегушиной Методика «Стиль педагогического общения учителя» А.Б.Майского и Е.Г.Ковалёвой |
|
1 .Посредничество социального педагога в конфликте (приемы разрешения конфликтных ситуаций) |
|
психологической
индивидуальным стилем общения и взаимодействия с коллегами, с учениками на уроке и во внеурочной деятельности |
Эмоциональная |
Осознание своих чувств и эмоций; |
Методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой Тест на эмоциональный интеллект Холла Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко |
1 .Семинар - практикум «Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога».
«Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания».*
|
|
|
1. Использование рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.
самодиагностики. Наблюдение за проявлениями признаков выгорания. |
6. Создание комиссии по урегулированию споров. |
|
Личностная компетентность |
Осознание и оценка педагогом личностных качеств |
Методика изучения самоотношения В.В. Столина Тест «Психологический личностный профиль» Т.А.Ратановой, Н.Ф. Шляхта |
1 .Тренинг личностного |
1..Педсовет "Профессиональная педагогическая этика как фактор воздействия на моральнопсихологическое состояние обучающихся" |
|
самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания. |
||
«Отношения со сверстниками» |
||||||||
Жестокость, агрессия, конфликтное поведение |
Агрессивность |
Методика диагностики |
Психолого-педагогический семинар «Профилактика агрессивного поведения у подростков». |
Профилактике употребления ПАВ: Выступление на пед совете по |
Психосоциальная технология по предупреждению жестокости «Реалии |
Учебные тексты на уроке. |
Организация лекций института психологии, педагогики, социального управления |
|
Выраженная стратегия |
Романов |
свойство личности». Практические семинары- занятия «Конфликты». (педагоги, дети, родители) Лекция “Знакомьтесь, агрессия”5-7 кл Профилактика буллинга «Откажись от агрессивного поведения.» 6-9 кл Классные часы о дружбе и взаимопомощи 1-4 кл. Тренинговое занятие для пятиклассников "Берем агрессию под контроль» Тренинг управления агрессией 12-15 лет Тренинг для школьников «Ответственное поведение».10-16 лет |
собрания, с целью профилактики вредных привычек. Беседы с детьми. Диспуты с подростка ми о буллинге и агрессивном поведении |
учителей на «Разрешение конфликтов» Переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребенка» Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов для детей7-10 лет, для подростков 11 - 15 лет |
Индивидуальные и подгрупповые беседы с агрессивными и конфликтными детьми |
административного контроля. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб по профилактике агрессивного поведения. |
Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность) |
Неадекватные социальные установки Низкий уровень |
Г рафическая методика |
С обучающимися: Адаптация |
Осуществляет контроль посещаемости учебных занятий, успеваемости и межличностных отношений подростков |
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках |
Сплочение |
Администрация регламентирует деятельность образовательного учреждения на основе нормативных документов Устава школы, локальных нормативных актов: Положение о правилах внутреннего распорядка в общеобразовательных учреждениях, |
|
|
|
Психолого-педагогическое сопровождение; Организация психолого- медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. |
|
требований ФГОС. Салтыкова М. Н. Формирование коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС -Пикалова Т.Н. Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС Гумирова А.В. |
|
образовательных отношений Положение о ШСП Администрация издает: Приказы по организации работы по профилактике суицидальных попыток и суицидов обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
Социально-психологический климат, сплоченность, проблемы статуса в коллективе |
Низкий |
Диагностический тест |
Программа по младших школьников |
С.В. Кривцова Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости Формированию жизнестойкости |
Мониторинг |
Е.И.Лернер «Я не дам себя обижать» Игры на сплочение коллектива в начальной школе с описанием и рекомендациями для учителя- Гладко М. П. Создание психологического позитивного |
Организационно-управленчес кие и информационнопросветительские меры - Школа без насилия. Учебно-тематический план родительского всеобуча Функциональные ресурсы различных категорий работников школы По программе «Крепкое здоровье- Это здорово» Учебно-тематический план |
|
|
|
сплоченности коллектива. |
обучающихся |
лет) |
климата в классе |
родительского всеобуча |
|
|
|
Секисова Н.Г. |
Профилактика |
Формирование |
Макарова О. В. |
|
|
|
|
Тренинг повышения |
аутоагрессивного |
благоприятного |
Программа |
|
|
|
|
групповой сплоченности- |
поведения детей и |
психологического |
«Навстречу» |
|
|
|
|
Пузареко М. А. |
подростков в |
климата в |
Воспитание |
|
|
|
|
Коррекционно- |
образовательных |
ученическом |
коммуникативной |
|
|
|
|
развивающая программа |
учреждениях. |
коллективе как |
культуры у |
|
|
|
|
для подростков «Давайте |
Программа |
направление |
учащихся 5-6-х |
|
|
|
|
жить дружно» |
профилактики |
деятельности |
классов- Юдина Н. |
|
|
|
|
Тренинг на сплочение |
суицидального |
классного |
Развитие |
|
|
|
|
коллектива и |
поведения |
руководителя - |
взаимопонимания |
|
|
|
|
командообразование (для |
несовершеннолетних |
Зотова Г. А. |
в детском |
|
|
|
|
педагогов и для |
«Рука в руке» |
Выступление на |
коллективе как |
|
|
|
|
подростков) Кононова |
Программа |
педсовете. |
условие |
|
|
|
|
М.Ю. |
профилактики |
Роль личности |
формирования |
|
|
|
|
Тренинг коммуникативной |
жестокого |
школьника в |
толерантной |
|
|
|
|
компетентности |
обращения и насилия |
формировании |
личности -Тябина Л. Н. |
|
|
|
|
Коррекционная программа |
над детьми и |
комфортного |
|
|
|
|
|
по формированию |
несовершеннолетним |
психологического |
Формирование |
|
|
|
|
положительного |
и в семье, среди |
климата в классе - |
эмоционально - |
|
|
|
|
психологического климата |
сверстников. «Жизнь |
Шарова С. В. |
психологических |
|
|
|
|
в учебной группе |
без насилия» - |
|
отношений |
|
|
|
|
Создание благоприятного |
Молодшева В. А., |
|
обучающихся в |
|
|
|
|
психологического климата |
Программа по ВР |
|
коллективе класса |
|
|
|
|
в классном коллективе - |
ОВЗ «Формирование |
|
(благоприятного |
|
|
|
|
обучения и воспитания |
и развитие детского |
|
социально- |
|
|
|
|
Савина Е. А. |
коллектива» 7-11 лет |
|
психологического |
|
|
|
|
Коррекционная |
План работы школы |
|
климата в классе). |
|
|
|
|
программа по |
по профилактике |
|
Круглова О. Н. |
|
|
|
|
формированию |
суицида среди детей |
|
Диагностика и |
|
|
|
|
положительного |
и подростков- |
|
коррекция |
|
|
|
|
психологического |
Барило Е.М. |
|
психологического |
|
|
|
|
климата в учебной группе |
Программа |
|
климата в учебной |
|
|
|
|
старшеклассников авторы |
профилактики |
|
группе |
|
|
|
|
Николаев А.А., Валеева |
суицидального |
|
старшеклассников. |
|
|
|
|
И.А |
поведения |
|
Николаев А.А., |
|
|
|
|
Педагогическая помощь |
подростков |
|
Валеева И.А. |
|
|
|
|
детям-изгоям Конради И.Ю. |
"Перекресток" |
|
Групповая |
|
|
|
|
|
|
|
сплоченность. |
|
«Фактор семьи в профилактике рисков и угроз среди несовершеннолетних» |
|||||||
Семейная история |
Наличие суицидентов |
Анкетирование. |
* углубленная |
* Исследование |
* Сбор |
* Создание |
* Организует и проводит |
|
среди членов семьи |
Беседа. |
психологическая |
психологической |
информации и |
благоприятного |
консилиум, в рамках |
Тип семьи |
Неполная семья |
Г енограмма или |
диагностика; |
атмосферы в семье. |
заполнение соц. |
психологического |
которого принимается |
|
(особенно, если |
социогенограмма (в процессе |
* индивидуальная беседа с |
Акт ЖБУ |
паспорта на |
климата на уроке и |
решение о постановке |
|
отсутствует мать) |
углубленной диагностики). |
учащимся и его |
* Наблюдения за |
обучающихся |
обеспечение зоны |
ребенка на учет в ГР СОП по |
|
Семьи с алкогольной или |
Сбор информации и |
родителями-законными
|
поведением и эмоциональным состоянием ребенка группы риска и СОП. * Изучение личных дел обучающихся, взаимодействие с ближайшим социальным окружением обучающегося. |
* Заполняет карту педагогического наблюдения и систематически подает отчет. |
успешности для обучающегося,
|
вопросу профилактики авитальной активности у обучающихся группы риска СОП и составляется программа ИПК.
и последующего сопровождения учащихся.
|
Ролевая структура семьи |
Доминирующая авторитарная мать - глава семьи, и мягкий уступчивый отец |
||||||
Стиль семейного воспитания и характер детскородительских отношений |
Отвержение |
Взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (автор И.М. Марковская) |
|
* «Жизнь без насилия» (автор Молодшева В.А.) - Программа профилактики жестокого |
*Организовывает тематические родительские собрания и классные часы с участием специалистов * Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми, |
|
Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний |
Низкая самооценка Заниженный уровень |
Методика «Лесенка» Т.А. Репиной (д/в, мл.шк.возр.) |
|
самонаблюдения и самопознания |
|
|
|
Эмоциональная блокада и отсутствие саморегуляции |
Тревожность |
Тест школьной тревожности Филлипса |
|
* Развитие |
предложенного психологом списка рекомендаций
|
предложенного психологом списка рекомендаций
саморегуляции на уроках русского языка; |
|
Дефицит ресурсов (внутриличностных и внешних точек опоры) |
Неудовлетворенность значимых потребностей |
Тест Люшера Социометрия |
|
|
|
* Формирование чувства гордости за себя и свои достижения |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |