Детско-юношеской клуб по месту жительства и его деятельность, направленная на формирование личности подростка, ‒ это уникальное достояние России, не имеющее аналогов на Западе. В последние годы государственные структуры и органы самоуправления на местах стали рассматривать клубы по месту жительства как один из важных социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Востребованность работы детских и подростковых клубов обусловлена все усложняющейся ситуацией с социальным положением детей, подростков и молодежи. Трудноразрешимые конфликты, с которыми сегодня столкнулись многие подростки и молодые люди ‒ нестабильность и агрессивные тенденции в обществе, социально-правовая незащищенность несовершеннолетних, проблемы досуговой занятости, утрата семьей функций традиционно эффективного института социализации, медико-биологические факторы развития, неуверенность в собственной востребованности, ‒ приводят к возникновению особых личностных проблем, внутренних конфликтов, психологических стрессов, способствуют нарастанию социального пессимизма, усилению социальной фрустрации, распространению социальной апатии.
Слабая социальная защищенность подростков и неумение эффективно действовать в сложных жизненных ситуациях вызывают, с одной стороны, пассивность и стремление приспособиться любыми средствами к реальной обстановке, с другой ‒ вызывает их протест, часто выливающийся в противоправное поведение, различного рода «взрывы» молодежной деструктивности, рост преступности, пьянства, наркомании, проституции и других видов отклоняющегося поведения, количество беспризорников за последние 5 лет не уменьшилось (по статистическим данным Владимирского ГУВД). Детские клубы оптимизируют условия обучения и воспитания, способствующие полноценному развитию личности ребенка, посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия подростков, детей и взрослых (в первую очередь, семью) для оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность ребенка, процесс его развития [21]. Клубы по месту жительства относятся к общественным организациям, а также организациям дополнительного образования, которые отличаются от других социальных организаций. В качестве первой характерной черты детских общественных организаций целесообразно выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Ребенок входит в детскую общественную организацию добровольно, обязательность и какое-либо принуждение исключены. Такой принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, вызывает необходимость обеспечить мотивацию участия учащихся в деятельности. Особую роль играют мотивы, возникающие на основе потребности в общении, потребности в социальном статусе, потребности в самореализации и самоутверждении, стремление чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Не менее важна другая группа мотивов ‒ стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью. Определенную роль на этапе включения в жизнедеятельность детской общественной организации могут играть желание чему-либо научиться, информационная потребность. Процесс включения подростков в деятельность общественной организации определяется не только начальными мотивами, но возможностью сообщества их поддерживать. Поддержание мотивов обеспечивают деятельность, общение, отношения, складывающиеся в сообществе. С одной стороны, ребенок сам определяет меру своего участия. С другой ‒ детская общественная организация, в данном случае клуб по месту жительства, задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых, касающиеся, среди прочего, и обязательности участия в акциях и мероприятиях [11]. Вторая характерная черта ‒ назначение клубов по месту жительства, которое можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой подростки, объединившиеся в общую организацию; с другой ‒ как сугубо воспитательную цель, которую ставит перед собой взрослое сообщество, создавшее эту организацию для детей. Задачи воспитания в детских общественных организациях, в частности клубов по месту жительства, могут рассматриваться как составляющие духовно-ценностной ориентации: • на самоорганизацию добровольной совместной деятельности, жизни своего сообщества (реализация отношений «Я ‒ деятельность»); • преобразование окружающей действительности, решение актуальных проблем жизни (реализация отношений «Я ‒ окружающая действительность») [18]; • самосовершенствование в ситуации публичного предъявления результатов саморазвития (реализация отношений «Я ‒ Я»); • осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей (реализация отношений «Я ‒ ценности»). Отсюда функции воспитания в клубах по месту жительства могут формулироваться следующим образом: • аксиологическая - субъективная значимость осуществления собственных убеждений, взглядов, самосовершенствования; усвоение подростками ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценность «Другого» как равноправного партнера [4]; • ориентационная - уточнение представлений о себе как субъекте преобразования действительности и саморазвития, о себе как участнике актуализирующего взаимодействия, о собственном уровне развития организаторских способностей, о собственном лидерском потенциале; • операционная - освоение и интериоризация социальных установок на субъектную позицию, ответственное и произвольное поведение, на взаимовыгодное сотрудничество, на реализацию собственного лидерского потенциала; освоение и интериоризация умений организации совместной деятельности, гражданское участие в общественно-государственном управлении, для чего нужна позиция субъекта социального мира, опыт самодеятельности [7]. Третья характерная черта ‒ опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового и межличностного взаимодействия, корпоративную культуру клуба по месту жительства. Корпоративная культура в данном случае представляет собой: • социальную коммуникативную систему, систему ценностей и норм; • производную от суммы стихийной детской субкультуры и культуры, откорректированной лидерами-воспитателями [22]. Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях: с одной стороны, субъектом выступает вся организация в лице первичного общественного объединения (ячейки организации), с другой стороны, существенную роль играет собственно взрослый ‒ участник данной детско-общественой организации. Своеобразие детских общественных организаций состоит в том, что взрослый является членом общественной организации, чаще всего руководителем [16]. В деятельности клубов по месту жительства можно выделить три основных направления: образовательное, воспитательное, социальное. 1. Образовательное направление включает в себя кружки и студии: а) художественно-эстетические, такие как секция декоративно-прикладного творчества, музыкально-хореографического, театрального, художественного направлений. Посещая эти секции, подростки раскрывают свои способности, самовыражаются, приобретают знания в этих областях, расширяют свой круг друзей. К сожалению, не во всех клубах по месту жительства есть все секции из-за недостатка средств и преподавателей, но некоторые направления художественно-эстетической работы ведутся [4]; б) гражданско-патриотические ‒ это секции экологического, краеведческого, правового, патриотического, туристического направлений. Посещая эти кружки, подростки расширяют свой кругозор, получая информацию не в виде сухих и скучных лекций, а в процессе беседы или игровой форме (по типу викторин и командных игр). Организуются соревнования и между клубами одного города: подростки ходят в походы, берут шефство над одинокими ветеранами таким образом развивается полноценная, активная и гармоничная личность [8]. в) профориентационные являются скорее не кружками, а занятиями, которые проводятся раз в 2 - 3 месяца. Подростки получают необходимую информацию о профессиях, а также с помощью тестирования узнают о своих способностях и склонностях к какой-либо профессии [20]; г) технические кружки чаще посещают мальчики. Здесь они проектируют и собирают модели, например самолетов; или занимаются резьбой по дереву, или выжиганием. Ребята получают возможность заниматься своим любимым делом под руководством педагога, находят товарищей по интересам. И конечно же, идет выявление и развитие способностей детей [19]; д) спортивные кружки ‒ футбольные, теннисные, хоккейные: их цель ‒ формирование здорового, спортивного человека; пропаганда здорового образа жизни [18]. Ребята оттачивают свое мастерство игры, затем устраиваются соревнования между клубами. Таким образом, целями образовательного направления деятельности клуба по месту жительства являются: организация досуга вне семьи и школы; создание условий для успешной социальной адаптации подростков; раскрытие способностей подростков; формирование активной жизненной позиции; профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ); пропаганда здорового образа жизни; формирование гармоничной и развитой личности. 2. Воспитательное направление - организация досуга: проведение различных праздников, соревнований, конкурсов, выставок. Подростки готовятся к проведению всероссийских праздников и мероприятий, таких как День открытых дверей, День знаний, День учителя, День пожилого человека, День матери, Рождество, Новый год, День Святого Валентина, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День защиты детей и т.д. Соревнования проводятся по футболу, хоккею, теннису. Подростки участвуют и в межрегиональных, областных и городских конкурсах, фестивалях и выставках. Воспитательная работа осуществляется ежедневно, при непосредственном общении детей и педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов и социальных педагогов в индивидуальных или групповых беседах. Вся эта работа стимулирует активность личности, ее полноценное развитие, патриотическое воспитание [3]. Таким образом, целями воспитательного направления деятельности клуба по месту жительства являются: формирование активной, гармоничной личности; патриотическое воспитание; формирование активной позиции в жизни; формирование нравственного компонента личности; ориентация подростков на ценности совместного решения актуальных проблем повседневности, совместного преобразования окружающего мира; самоопределение участников в качестве субъектов коллективного решения проблем местного сообщества; освоение социального проектирования, способов осуществления самодеятельности в условиях локального социума. 3. Социальное направление включает в себя: а) работа с родителями ‒ неотъемлемый компонент социального направления. Необходимо стабилизировать условия, в которых развивается ребенок, не только в клубах и школах, но и в семьях, так как большинство проблем, толкающих детей к асоциальным формам поведения, идут из семьи. Данное направление социальной работы включает в себя создание банка данных проблемных семей, с которыми социальный педагог ведет работу; психолого-педагогическое просвещение родителей на темы: "Проблемы воспитания", "Половое воспитание" и др., чтобы родители понимали своих детей; индивидуальную и групповую работу (анкетирование, беседы, консультации); привлечение родителей к участию в клубных мероприятиях; социальный патронаж семей [13]. б) профилактика и коррекция асоциального поведения несовершеннолетних ‒ это и создание банка данных социально неблагополучных детей и подростков; и индивидуальная и групповая диагностическая работа, анкетирование, игровые и коррекционно-развивающие занятия; и месячники по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни; и игра КВН; и акция «Спешите делать добро». Все занятия по профилактике проводятся не в форме лекций, а в форме игр и общения, приглашаются специалисты из МВД (инспектор по делам несовершеннолетних), юристы, психологи [26]. в) занятость и отдых ‒ лагеря труда и отдыха, трудовые отряды, лагеря с дневным пребыванием на базе клубов по месту жительства, палаточные лагеря. Подросткам представляется возможность устроиться на работу через биржу труда (с 14 лет), а также отдохнуть и провести лето в лагере [6]. Таким образом, целями социального направления деятельности клуба по месту жительства являются: организация всех возможных форм занятости подростков и молодых людей; профилактика токсикомании и наркомании всех видов, СПИДа и связанных с аддиктивным поведением заболеваний; предупреждение преступности и асоциального поведения; профилактика безнадзорности, детского и подросткового бомжевания, различных форм жизни «вне семьи» с вытекающими отсюда негативными последствиями; предупреждение всех форм дискриминации детей, их исключения из социальной жизни; профилактика и борьба с любыми формами насилия над детьми, нарушениями их прав. Обобщая вышеперечисленные цели направлений деятельности клубов по месту жительства, можно сформулировать основные цели клубной деятельности: • формирование социально компетентной личности, способной к эффективной самореализации во всех сферах современного общества; • создание условий для успешной социальной адаптации детей и подростков; • нивелирование негативных влияний социума на развитие личности ребенка, подростка; • разрешение социальных проблем (конфликтов), в которые оказываются втянутыми подростки в школе, в семье, на улице, в детском коллективе; • укрепление здоровья, формирование общей культуры, здорового образа жизни ребенка, подростка; • нравственное и социальное развитие детей и подростков; • развитие познавательной мотивации и творческих способностей у детей и подростков; • социальная поддержка детей и подростков в культурно-досуговой сфере, в профессиональном и личностном самоопределении [10]. Работа в клубах по месту жительства строится по определенным принципам: 1. Личностно-ориентированный подход в работе с воспитанниками и родителями. В фокусе внимания педагога находится личность воспитанника, признается ценность личности, на ребенка не оказывается давление, создаются лишь благоприятные условия для раскрытия личности. Все, что необходимо для развития, находится в самом человеке. 2. Открытость системы воспитания. Воспитание ребенка – не закрытый, ограниченный рамками клуба, процесс. Осуществляется взаимодействие с другими социальными институтами – школой, семьей, секциями, юридическими организациями и т.д. 3. Конфиденциальность – проблемы ребенка не выносятся в круг его друзей, только в социальные организации по необходимости; 4. Приоритет профилактических мер социально-педагогической поддержки. 5. Опора на потенциальные возможности личности, принцип «Помоги себе сам», т. е. на детей не оказывается давление, у них есть свобода выбора и акцент делается на самостоятельной помощи. 6. Принцип «Не навреди» ‒ любое воздействие должно быть умеренным [24]. Таким образом, реализация модели социоклубной работы по месту жительства ‒ один из подходов к решению социальных проблем современных подростков и молодежи, позволяющий использовать воспитательный потенциал всех социальных институтов: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, государственных и общественных организаций. Этот подход синтетичен, его своеобразие составляют комплексность содержания и многомерный характер как форм и методов, так и технологий работы с детьми. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что она рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Общественная организация клубов по месту жительства ‒ это пространство пересечения социальной работы и культурно-воспитательного взаимодействия, объединения задач социализации, образования и личного роста.
Программа личностного развития подростков, посещающих детско-юношеский клуб
Программа личностного развития подростка способствует развитию и совершенствованию ресурсов личности подростка и среды путем формирования позитивной Я-концепции. Она направлена на овладение подростками стратегиями совладающего поведения, на повышение самооценки, развитие способности к рефлексии и когнитивного компонента поведения. Программа призвана содействовать повышению уровня любознательности, развитию волевых качеств, обучению навыкам работы конструктивного взаимодействия, доброжелательности, повышению уверенности в себе, а также снижению всех форм проявления агрессии, раздражительности, подозрительности и негативизма за счет обучения приемам саморегуляции и выражения своего внутреннего напряжения социально приемлемыми способами. Цель программы – развитие и совершенствование ресурсов личности подростка с помощью формирования позитивной Я-концепции. Задачи: 1. Познакомить подростков с понятиями «ресурсы личности», «поддерживающие отношения», «рефлексия», «самораскрытие», «самоанализ когнитивного компонента в поведении», «эмпатия» и других совладающих поведенческих ресурсов, являющихся психологическими факторами адаптации и устойчивости к стрессу. 2. Помочь изучить активные стратегии поведения в преодолении стрессов с помощью обучения социальным навыкам, приемы релаксации с целью снижения напряжения и уменьшения тревожности для самостоятельного применения данных приемов в жизни. 3. Способствовать овладению навыками конструктивного поведения, самораскрытия и самоанализа, релаксации, открытого общения, которые позитивно влияют на адаптацию подростков, их психическое и физическое здоровье. Программа рассчитана на один учебный год. Количество занятий ‒ 41. Одно занятие длится 1,5 – 2 часа. При реализации программы необходимо соблюдать принцип добровольности. Подростки могут посещать занятия по желанию. Выходить из программы в течение курса не рекомендуется. Пример плана одного из занятий: Номер и название упражнения: 1) Прогноз погоды. Психологическое назначение (цель): разминка, улучшение атмосферы в группе, снятие напряжения. Время: 10 мин. Оборудование: листы белой бумаги и цветные карандаши. Содержание: «Сейчас мы с вами изобразим, какое у нас настроение. Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю». Затем каждый из участников показывает и объясняет свой рисунок. Номер и название упражнения: 2) Техники слушания. Психологическое назначение (цель): развитие навыков активного слушания. Время: 30 мин. Примечание: необходимо приготовить заранее или написать на занятии список приемов активного слушания (во время повествования "рассказчиков"): 1. Глухое молчание; 2. «Угу-поддакивание» ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.); 3. Эхо ‒ повторение последних слов собеседника; 4. Зеркало ‒ повторение последней фразы с изменением порядка слов; 5. Парафраз ‒ передача содержания высказывания партнера другими словами; 6. Побуждение ‒ междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т. п.); 7. Уточняющие вопросы ‒ вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический"; 8. Наводящие вопросы ‒ вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком; 9. Оценки, советы; 10. Продолжения ‒ когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова"; 11. Эмоции ‒ "ух", "ах", "здорово", смех, "ну и ну", "скорбная мина" и пр.; 12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания ‒ высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов). Содержание: участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2 ‒ 3 мин. "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле он дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающего (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7 ‒ 10 с. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. После упражнения всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их и давая необходимые пояснения. «А теперь каждый из рассказчиков опишет наблюдаемые ими реакции слушателей и даст им классификацию на основе приведенной схемы. Какие реакции проявляются наиболее часто? Давайте рассмотрим их положительные и отрицательные стороны». Далее обсуждается, какие эмоции вызвало у участников это упражнение. Номер и название упражнения: 3) Диспут. Психологическое назначение (цель): развитие навыков активного слушания. Время: 20 мин. Содержание: Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен активно слушать, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду"). Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий поддерживал высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа "Да, вы меня поняли правильно". Легче всего, просто повторив слова собеседника, убедиться в правильности понимания, парафразируя его высказывания. Нужно предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова. В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута". Номер и название упражнения: 4) Сглаживание конфликтов. Психологическое назначение (цель): отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Время: 30 мин. Примечание: можно также использовать метод жеребьевки, чтобы разбить участников на группы. Содержание: «Очень важно уметь быстро и эффективно сглаживать конфликты, поэтому сейчас мы опытным путем попытаемся выявить методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. Каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий играет роль миротворца, арбитра. Итак, приступаем». На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт? Номер и название упражнения: 5) Спасибо. Психологическое назначение (цель): завершение занятия, создание позитивного настроя. Содержание: все сидящие в кругу говорят «спасибо» и хлопают. Контрольные вопросы и задания 1. Какова цель создания клубов? 2. Чем отличаются от других общественных организаций клубы по месту жительства? Раскройте суть каждой характеристики. 3. Какие направления в деятельности клубов по месту жительства можно выделить? В чём они заключаются? Каковы цели каждого направления? 4. Расскажите об основных целях клубной работы. 5. Каковы принципы работы клубов по месту жительства? 6. Какую цель и задачи реализует программа личностного развития подростков, посещающих детско-юношеский клуб? 7. Предложите несколько занятий для подростков, посещающих клубы по месту жительства.
Источник: Профилактика подросткового алкоголизма: принципы, коррекция, динамика: учеб. пособие / З. Н. Зыкова, С. А. Великова, Н. В. Шаманин; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир Изд-во ВлГУ,2013. - 76 с. |