Психосексуальное развитие - Полоролевое поведение
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика ранних половых связей
Индекс материала
Психосексуальное развитие
Полоролевое поведение
Психосексуальные ориентации
Все страницы


ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Под полоролевым поведением понимают публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормам маскулинности и феминности, определяющей принадлежность индивида к тому или иному полу в глазах окружающих.
В норме ребенок начинает копировать свою половую роль с родителя своего пола, причем западные психоаналитики подчеркивают крайне важную роль ранних этапов взаимоотношений родителей и детей, значимых для становления половых ролей через идентификацию с родителями.
Существует ряд факторов, в значительной мере определяющих полоролевое поведение человека, т.е. ту его роль как мужчины или женщины, которую суждено сыграть каждому из нас в жизни. Во-первых, это «принятие» обоими родителями пола новорожденного, проявляющееся словами, жестами и манерой обращения с младенцем и их эмоциональным состоянием при этом. Во-вторых, осознание самими родителями своей половой идентичности и степень выраженности их маскулинности или феминности в соответствии со своим биологическим полом. И в третьих, это стиль взаимоотношения между самими родителями с доминированием одного из них.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что этап проигрывания, научения полоролевому поведению начинается с 2(4)-летнего возраста и продолжается до 10 – 12 - летнего возраста, иногда позже. И начинается он, по мнению известных российских сексологов И.Л. Ботневой и В. М. Маслова, с появления осмысленного сюжета в детских играх. По их мнению, на втором этапе формируются:
1) способность конструктивного общения со сверстниками, старшими (в последующем с руководителями) и младшими (подчиненными), которая сохраняется на протяжении всей жизни;
2) предпочтение каких-либо интересов и видов деятельности;
3) модель семьи по типу родительской или ближайшего окружения;
4) внутрисемейные ролевые отношения (супружеские, родительские и др.);
5) отношения к добрачным и внебрачным контактам.
В течение первых лет жизни ребенка окружают множество людей, но главными считаются все же мама и папа, с которыми у ребенка в норме должна установиться тесная связь. Перенимая от родителя своего пола внутренние представления о своем поле и испытывая чувства гордости и значимости от принадлежности к нему, ребенок усваивает также и соответствующие внешние образцы поведения, ожидаемые обществом от избранного пола.
От мальчиков и девочек с детства ожидают различного поведения, которое традиционно соответствуют их полу, т. е. они получают похвалу, признание или награду в ответ на соответствующее мужское или женское поведение. Например, «настоящий» мальчик не может плакать, даже если ему больно или его обидели, он должен научиться защищать себя и добиваться поставленной цели, чего бы это ему ни стоило. Напротив, поведение, приписываемое обществом другому полу, обычно не находит поддержки или просто игнорируется значимыми для ребенка лицами; часто все же такие дети слышат критику в свой адрес, слова неодобрения, лишаются привилегий, подарков, любви, а иногда их даже наказывают. Правда, подобное имеет место лишь в тех семьях, где нарушения половой роли у родителей отсутствуют и ребенок имеет феминную (женственную) маму и маскулинного (мужественного) отца. В последнее время все чаще можно наблюдать результаты своеобразного унисексуального воспитания, «полового воспитания бесполого человека» – с нечеткостью и размытостью половой роли, неопределенностью свойств и половых признаков индивида, его типа сексуального поведения и одежды. Наблюдается стирание как внешних, так и внутренних (психологических) особенностей двух полов с доминированием активного мужского начала. В какой семье сейчас родители будут готовить девочку к пассивной роли нежной и верной жены, заботливой матери, женщины, пекущейся о комфорте своих домочадцев, если известно, что в жизни выживает только сильнейший. Поэтому не целесообразнее ли готовить девочку не к семейной жизни со своими женскими обязанностями, а к активной борьбе за другие, несемейные ценности, где индивидуальные труд и борьба приносят и соответствующий индивидуальный результат. Отсюда – «не будь разиней, живи для себя», «никто не оценит твоей жертвы», «каждый мужчин все равно уходит к другой женщине», «стань личностью, не зависимой ни от кого», и т.п. Неудивительно, что в молодых семьях из двух «Я» все реже формируется одно «МЫ».
Этап обучения полоролевому поведению следует разделить на две стадии. Первая стадия, продолжающаяся примерно до 7 – 8-летнего возраста, характеризуется копированием ролевого поведения обычно родителя своего пола. При этом оно как бы проверяется, «обкатывается» со сверстниками обоих полов, обычно в многочисленных играх, включая и сексуальные («в папу и маму», «доктора»), вплоть до игровой имитации половых актов. В подобные игры играют все поколения людей, т.к. именно в них окончательно закрепляется в сознании ребенка его половая принадлежность и осваиваются азы интимного общения с противоположным полом. Важно это успеть проиграть до 6 – 8- летнего возраста, пока дети еще играют вместе и не сильно стесняются другу друга, ибо для окончательно овладения своей женской или мужской ролью дети вскоре должны разъединиться, превратившись, пусть и временно, но в непримиримых врагов-соперников. Как уже говорилось выше, в совместных сексуальных играх детей обоего пола решаются важнейшие проблемы, волнующие их. И в первую очередь две из них: нужно еще раз убедиться, что мальчики и девочки отличаются не только одеждой, но и строением половых органов, и еще раз получить подтверждение сверстников в нормальности своего физического облика. Последнее не менее важно, т. к. признание сотоварищами, что твое тело не отличается от «нормального», позволяет надеяться быть и в дальнейшем принятым группой и избежать обидных кличек и изоляции. Подобные сексуальные игры не предполагают присутствия взрослых, и дети стремятся уединиться, чтобы еще и еще раз убедиться: мир состоит из людей с разным строением половых органов. Кто-то удовлетворяет свое любопытство за один раз, кому-то требуются неоднократные обнажения, но важным здесь является не только желание досмотреть другого, но и показать себя лицу противоположного пола. Потребность увидеть чужие и показать свои половые органы лицам противоположного пола либо удовлетворяется и интерес к этой проблеме на определенный срок пропадает, либо не удовлетворяется с риском развития в последующем эксгибиционизма или вуайеризма (иногда – коллекционирования эротики и порнопродукции).
Как факт экспериментирования со своим телом, апробации и утверждения себя в избранном поле следует рассматривать так называемые сексуальные игры детей, называемые иногда ролевыми играми с сексуальным содержанием. Трех – пятилетние дети могут уже начинать играть в «доктора», «папу и маму» и т.п. игры, где присутствует обследование тел, включая и половые органы, что очень волнует родителей, случайно оказавшихся свидетелями этих интимных занятий своих детей. Создается впечатление, что сами родители в детстве никогда не играли в эти игры и впервые половые органы противоположного пола они увидели лишь в свою первую брачную ночь. Рассматривая свое тело, которое естественно включает и половые органы, каждый ребенок на каком-то этапе своей жизни получает информацию о различном строении мальчиков и девочек. Если потребность убедиться в этом своевременно не удовлетворяется, то она не исчезает, а переносится на более поздний срок, иногда даже на возраст старших классов. К такой же отсрочке удовлетворения детского сексуального любопытства может привести отсутствие рядом в это время детей-сверстников противоположного пола.
Специалисты отмечают, что чем позже произойдет удовлетворение этой естественной человеческой потребности, тем выше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного как чего-то постыдного и грязного.
Однажды, лично или с помощью группы сверстников, уговорив представителя противоположного пола продемонстрировать свое обнаженное тело, ребенок испытывает сильнейший шок и …не верит в увиденное. Чтобы убедиться, что в прошлой игре « в доктора» или в «папу и маму» ему не попался «бракованный» экземпляр, требуется еще определенное количество раз уговорить этого или чаще другого представителя иного пола, чтобы окончательно убедиться, что действительно половыми органами мальчики значительно отличаются от девочек. Обычно такие игры продолжаются у ребенка несколько недель или месяцев, после этого интерес к ним практически пропадает, и уже уговорить ребенка поучаствовать в них в пассивном или активном качестве практически невозможно. Продолжают же играть в эти игры лишь дети с так называемым преждевременным психосексуальным развитием, для которых каждая такая демонстрация сопровождается высоким уровнем эмоционального возбуждения, характерная в норме уже для подростков. Заметим: как правило, дети прекрасно осознают, что данная игра носит интимный характер и никогда не требует присутствия взрослых. О том, что ребенок вступил в полосу подобных игр, многие родители так и не знают, да и не узнают никогда, если однажды не окажутся в роли свидетеля. Именно после обнаружения этого «разврата» и начинаются карательные меры в виде запретов, слежки и наказаний.
Можно согласиться с мнением московского сексолога И.Л. Ботневой, которая считает, что волноваться здесь нужно лишь в очень ограниченном числе ситуаций. Во-первых, в эти игры обычно играют дети практически одного возраста, и разница в 2 года и более (а тем более участие подростков или взрослых) нежелательна. Старшие дети, чей уровень информированности в области «сексуальных взаимоотношений» значительно выше остальных, могут сыграть совращающую роль, стимулирующую раннее психосексуальное развитие нормального ребенка. Во-вторых, почти в любом детском коллективе есть дети с описанным выше преждевременным психосексуальным развитием, играющие только в игры с раздеванием, и если «отыгравшие» их сверстники отказываются принимать в них участие, они упорно ищут себе партнеров по любимой игре, соблазняя более старших (по какой-то причине «недоигравших») детей или совращая младших. Такие маленькие (и не очень) «секспросветители» должны быть удалены из детского коллектива, и с ними следует работать детским психологам и психотерапевтам. И третье ограничение. По возможности нужно предупредить инструментальное обследование «пациента» с использованием колюще-режущих предметов или влагалища девочки в качестве копилки. Во всех прочих случаях волноваться не следует.
Обычно после того как ребенок уже «проиграл» эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере, до пубертатного возраста.

Те дети, которые по самым различным причинам были лишены возможности лицезреть половые органы другого пола (как, впрочем, и продемонстрировать свои), невольно приостанавливаются в своем психосексуальном развитии. Ведь вышеописанное желание возникает у ребенка как результат его индивидуального психического развития и без реализации не исчезает, переносясь на более поздние сроки, принимая иногда девиантные (отклоняющиеся от нормы) формы. Например, своевременно «недопоказавший себя» мальчик рискует пополнить ряды эксгибиционистов, а такая же девочка будет испытывать потребность в максимальном обнажении своего тела, «увлекаясь» сверхкороткими юбками, глубокими декольте и т.п. «Недосмотревшие» вынуждены наверстывать упущенное либо в виде постоянного подглядывания (вуайеризма), либо в более цивилизованной форме – в виде коллекционирования эротической или порнографической продукции.

Ученые считают, что, только сравнив строение своих наружных половых органов со строением наружных половых органов лица противоположного пола, мы навсегда утверждаемся в осознании себя как представителя определенного пола. Но после этого детям нужно временно разъединиться и в обстановке полного доверия и интимности, только среди «своих», научиться играть роль мужчины и женщины.
Вторая стадия формирования полоролевого поведения – доверительное общение со сверстниками уже только своего пола. Для нее уже сексуальные игры не свойственны, т.к. это уже пройденный этап, хотя потребность «доиграть» в них остается лишь у детей с задержкой психосексуального развития.
Общение друг с другом происходит, как правило, в однополых группах, тех знаменитых уличных компаниях, через которые прошли все или почти все взрослые. В этих группах мы не только получаем самую разнообразную информацию по любым аспектам нашей жизни, но и апробируем, закрепляем или отбрасываем те мужские или женские качества и стили поведения, без которых затруднено или вообще невозможно наше общение с противоположным полом. Объединяясь в играх и разъединяясь в войнах, наши разнополые компании учатся главному — умению общаться друг с другом. Ведь на наших глазах, с нашим, порой, непосредственным участием развертываются самые немыслимые сценарии знакомств, влюбленностей, ссор, ревности, разлук. Пропуская все увиденное и услышанное через собственную систему морально-нравственных, этических и эстетических ценностей, мы невольно даем им свою оценку, отбирая в свой арсенал будущих действий с противоположным полом наиболее полно отвечающие потребностям нашей личности. И чем больше в нашем багаже оказывается такого опыта, тем шире и богаче выбор наших возможностей познакомиться и поддержать знакомство. Отсюда вполне естественно можно предположить, что если ребенок в силу каких-то причин был лишен роскоши общения со сверстниками, то этот пробел в будущем будет восстановить довольно трудно или вообще невозможно. Ведь он так и не стал свидетелем знакомств, разочарований, влюбленностей своих друзей, не пережил все это эмоционально за друзей, не дал оценки того или иного стиля отношений людей разного пола при контактах. И поэтому самое главное и трудное, что ему предстоит, — это научиться самому, без подсказки, не обладая положительным или отрицательным опытом своих друзей, приобрести свой собственный опыт знакомства, поддержания отношений, особенно первых самых трудных шагов после знакомства с понравившимся человеком. Сделать это в одиночку сможет все же далеко не каждый. Испытывая естественное желание любить и быть любимым, желая общаться с любимым человеком, предаваясь безумным фантазиям, некоторые так и не рискуют раскрыться, обратить внимание на свои чувства. Молча вздыхая и коря себя за очередную нерешительность, человек порой переживает не одну влюбленность, но так и остается в одиночестве.
Самоутверждение себя как представителя того или иного пола происходит полноценно лишь в однополой группе, будь то дворовая компания, спортивная секция или коллектив одноклассников. В этих группах, имеющих, как правило, незначительную возрастную разницу, и формируются мужские и женские идеалы физической привлекательности и форм поведения. Проживая со своей группой большую часть свободного времени, подросток получает самую сокровенную информацию о различных аспектах окружающей его жизни, в том числе и того, что касается всеобъемлющих отношений между мужчиной и женщиной. Обычно в группах существуют различные точки зрения, и каждый член группы свободен в выборе способа реагирования на то или иное событие, обсуждаемое или переживаемое группой. Важно, что он становится не только участником чисто теоретических споров, но и эмоциональным свидетелем различных стилей знакомств, ухаживаний, влюбленностей, ссор, переживаний всех членов группы. Это во многом способствует формированию личности будущих мужчины и женщины, позволяя общаться с лицами противоположного пола на основе усвоенного опыта и выработанных собственных морально-этических установок.
Спору нет, микроклимат этих групп самый различный, вплоть до асоциального. Но и это ставит перед подростком проблему выбора: либо принять установки данной группы, ее психологические ценности, либо расстаться по моральным соображениям.
Уже в младших классах ко многим из нас приходит первая «серьезная» влюбленность в кого-то из сверстников, чаще – в одноклассника или одноклассницу. Конечно, это чувство не заполоняет нас полностью (как это случится в подростковом возрасте), мешая учебе и нашим отношениям с друзьями своего пола. Нередко нам нравится сразу несколько мальчиков или девочек, либо объект наших мечтаний, ради которого хочется идти в школу, внезапно теряет свою привлекательность. Чаще о подобных наших увлечениях товарищи и родители могут лишь догадываться, иронизируя и подшучивая над нашим чувством или чувством кого-то к нам. Загадочно улыбаясь в ответ на их реплики, мы, тем не менее, начинаем острее чувствовать свою значимость и неповторимость, даже если какие-то знаки внимания нам уделяет совсем не тот человек, который нам нравится. Более того: именно в отношении понравившегося нам человека мы как раз и боимся проявить свои реальные чувства. Почему? Мы рабы своего клана, мужского или женского, успевшего уже к этому времени выработать свою идеологию отношений между полами. В основе нее лежит привлекательно-агрессивный интерес к представителям противоположного пола, когда прозвище «жених и невеста» воспринимается как оскорбление.
На этом этапе мы должны отреагировать на наше чувство агрессией, защищаясь тем самым от переполняющих нас эмоций. Проявить же эту агрессию прилюдно многим мешают семейно-родительские установки, и поэтому мы предпочитаем свои чувства не доверять никому, нередко даже близкой подруге или другу.
Учительница рассказывала о своей дочери–второкласснице: «Уже пошел второй час, как дочь должна была вернуться со школы. А ее все нет. Наконец открывается дверь, и на пороге появляется моя дочь. Но в каком виде? Вся в снегу, с шапки стекают струи воды и на пальто оторвана пуговица. "Мама, ты представляешь какой ужас! Меня подкараулили у школы Витька и Сережка (одноклассники), и целый час за мной вокруг школы гонялись!" А у самой с лица не сходит улыбка до ушей».
Девочка прекрасно понимала, что после уроков мальчишки поджидают не всех девочек. Погоня за ней с валянием в снегу есть признак ее избранности, отличия от подруг, которые наверняка вслух осудят всех участников вчерашнего «мероприятия», а в глубине души будут ей завидовать, надеясь, что когда-нибудь кто-нибудь совершит подобное и с ними.
Традиционно общество ожидает от мальчиков маскулинного поведения, требующего в данном случае активного поиска, погони и овладения, а от девочек – феминного, с определенной долей пассивности, ожидания и привлекательности. Но даже среди младших школьников проявить свою мужскую сущность решаются далеко не все мальчики. Лишь наиболее раскрепощенные из них, желающие продемонстрировать собственную смелость устраивают погони и «метят» нравящихся девочек ударами книгой по голове или бросанием в их сторону мела или жвачки. Такая форма обращения с девочками приветствуется мужским кланом и настраивает нерешительных остальных мальчиков на аналогичный сценарий в будущем. А девочки?
Определить, кому нравится тот или иной мальчик, можно, наблюдая за поведением группы одноклассниц, мирно стоящих и беседующих «о своем, о девичьем». Когда мимо проходят « не значимые» мальчики, атмосфера в группе остается прежней, но стоит только в поле зрения появиться «значимому» для одной из них, поведение последней резко меняется. Она начинает громко смеяться, совершать какие-то телодвижения, поправлять прическу, исподтишка поглядывая в сторону мальчика. Это – пассивная форма привлечения внимания нравящегося мальчика, в принципе характерная для феминных девочек. Ведь всегда можно (для солидарности с подругами) и отказаться от его приставаний, гордо заявив о надоедливости его знаков внимания. Но в последнее время все больше и больше девушек « выбирают» иной стиль сексуального поведения.
«Доктор, Вы отстали от жизни. У нас в школе сейчас группа девочек сообща загоняет одного мальчика в раздевалку и там его щупает», – заявили мне в одной из школ. Поистине, типично «женское» поведение.
Образ современной и добивающейся успехов в жизни женщины, начинающийся формироваться в родительской семье (см. главу «Будущим супругам и родителям»), проигрывается и совершенствуется уже в младших классах. И позиция пассивной, выжидающей «своего принца» девушки становится малопривлекательной из-за отсутствия результатов, достойных всенародной огласки. Как правило (и средства массовой информации это ежедневно тиражируют), успехов в сегодняшней жизни в виде престижной профессии, богатства, денег, машины, коттеджа в придачу с мужем или любовником, вызывающим всеобщую зависть, добиваются лишь женщины, которые « шевелятся по жизни», не упуская возможностей реализовать представившийся шанс. Активное сексуальное поведение таких женщин потребовало изменения пассивной женской сути, превратив их в современных амазонок.
Сложившаяся установка на маскулинную, активную роль во всех сферах жизни мужчины и феминную, пассивную роль женщины хоть и оспаривается, но тем не менее признается стереотипом полоролевого поведения в нашем обществе. Нарушению формирования таких традиционных половых ролей мужчин и женщин способствует целый ряд как биологических, так и психосоциальных факторов. Наиболее распространенная форма нарушения носит название трансформации полоролевого поведения, когда имеет место формирование женственного (феминного) мужчины и мужеподобной (маскулинной) женщины. При этом важно отметить, что у таких людей нет нарушений половой идентичности (как, например, при транссексуализме) и ощущают они себя мужчинами и женщинами правильно, однако поведение их больше похоже на поведение лиц иного пола. Среди основных причин подобного превращения называют нарушения половой дифференциации мозга во внутриутробном периоде развития, воспитание жесткой матерью при пассивном и подчиненном отце или воспитание ребенка в ином поле.
Мужчины с подобного рода трансформацией мужской роли заполонили наше телевидение и другие средства массовой информации. Выяснилось, что более 60% имиджа современного мужчины или женщины, подростки черпают именно из СМИ, стараясь подражать раскрученным телемальчикам и теледивам. А они, в свою очередь, преподносят будущим мужчинам и женщинам свою озабоченность теми проблемами, которые помогли им достичь статуса идола молодежи. Оказалось, что мужчин, по которым млеют прекрасные дивы, больше всего заботит запах их тела, педикюр и длина волос, они буквально мучаются, какого цвета галстук выбрать к этой рубашке и совсем не выходят из дома, если обнаруживают у себя перхоть. И этот образ херувима-нарцисса преподносится как образец современного мужчины, мужа или отца?
Образ же женщины, казалось бы, в ущерб себе волнующейся о своем супруге и детях, практически исчез. Его заменил привлекательный облик раскрепощенной, независимой ни от кого женщины, вокруг которой роятся стройные и богатые мужчины, наперебой приглашающие ее замуж и за которых она по очереди выходит. Правда, длится это ее «счастье» с каждым их них недолго, и вновь она на экране, улыбающаяся и желанная для всех. И опять пальмы, казино, фестивали… Не жизнь, а сказка. И молодые телезрительницы осознав, что ждать принца на белом коне можно всю жизнь, засучив рукава, отправляются на охоту за этим счастьем.
Нарушения становления второй стадии психосексуального развития человека наиболее зримо проявляются много позже, например при создании семьи. Воспринятые на примере родительской семьи и усвоенные в школьные годы такие жизненные установки, как секс и брак без любви, отсутствие потребности в детях, алкоголизм, наркомания, супружеская неверность и промискуитет, воспринимаются как вполне приемлемые формы поведения, не вызывающие внутреннего протеста личности и не расценивающиеся как аморальные.
Отсутствие товарищей по играм обоего пола, жесткое воспитание, изоляция ребенка от сверстников по любой причине неизменно приостанавливают его психосексуальное развитие. Ибо отсутствует главное – возможность практического обучения общению мальчиков и девочек между собой. Но природа берет свое, и девочки, не доигравшие в куклы в младших классах, доигрывают в них уже в средних и даже старших, чего запрещать не следует, т.к. таким образом они готовят себя к будущему материнству.
Возраст 12 лет — возраст во многом критический. С колебанием в два года в обе стороны от этой цифры большинство детей вступают в возраст полового созревания. И если до этого возраста оценка происходящего шла на чисто рассудочном уровне, то теперь на процесс взросления все активнее влияют половые гормоны, резко обостряя эмоциональную сторону общения между полами.
Желание любить и быть любимым — естественное желание, которое сопровождает нас с момента рождения. Любовь к матери, отцу, сверстникам дополняется с возрастом неясным влечением к лицам другого пола. Хочется найти человека, тебя понимающего, интересного внешне и внутренне. Это желание заставляет нас быть внутренне готовыми к подобной встрече, которая может произойти в любой момент: через пять минут или через пять лет.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.