На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе
Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Калинова О.И. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва, Россия)
Школа является одним из основных социальных институтов, влияющих на формирование и развитие личности ребенка. Укрупнение образовательных учреждений среднего общеобразовательного уровня является инновацией, и четких структур взаимодействия специалистов по сопровождению образовательного процесса не построено.

В связи с этим одна из задач руководителя социально-психологической службы большого комплекса – выделение и классификация категории детей «группы риска», создание единой базы и разработка программы сопровождения данного контингента учащихся.
Психологическое сопровождение «группы риска», в начальной школе наиболее актуально, так как на этапе вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития возможно возникновение факторов, влияющих на негативное формирование личности.
Целью нашего исследования было выявление и обоснование критериев для определения детей «группы риска» в начальной школе, а также подбор методического и диагностического материала для работы с данной категорией. Как объект были выбраны индивидуально-психологические особенности поведения учащихся начальной школы, влияющие на проявление девиаций. Предмет – диагностические критерии определения детей «группы риска» в начальной школе.
Понятие «группа риска» неоднозначно. Наиболее близким для нашего исследования является формулировка – дети «группы риска с девиантным поведением». В научной литературе термин «девиантное поведение», рассматривается как « устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (Змановская Е.В., 2004).
Нами проанализированы результаты опроса более 60 педагогов образовательных учреждений ЮАО, ЮВАО, ЗАО, которым предлагалось выделить основные проблемы в процессе работы с учащимися младшей школы.
Используя теоретический материал, а также опираясь на запросы педагогов можно обобщить, что основным при сопровождении детей «группы риска» является, выявление проблем в мотивационно-волевой сфере, межличностном взаимодействии, индивидуально-психологических особенностях, а также отслеживание динамики развития данных отклонений с последующей коррекцией.
Проявление и формирование отклоняющегося поведения у младших школьников может быть связано с определенными факторами риска. Мы выделяем как основные два фактора: психологический (влияющий на индивидуально-психологические особенности) и психолого-педагогический (социальная сторона развития личности), которые доступны для воздействия и проведения коррекционно-развивающей работы в школе. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что при выделении критериев для отнесения учащихся начальной школы в «группу риска» необходимо учитывать факторы риска, знать о формах проявления девиантного поведения, понимать последствия проявлений отклоняющегося поведения. Это необходимо для обоснования выбора диагностических методов при работе с данной категорией учащихся. Важнейшим принципом (условием) подбора методик, является возможность анализа индивидуально-психологических и личностных качеств, а так же соблюдение ряда требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий.
Апробация пройдет на выборке учащихся 2-4 х классов в количестве 350 человек. Помимо предложенного диагностического инструментария, предназначенного для выявления детей «группы риска», будет проведен сбор дополнительной информации об особенностях социальных условий учащихся (беседа с классным руководителем; беседа с родителями; сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы; изучение данных об успеваемости), полученные результаты проанализированы с целью подготовки рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению данной группы учащихся.

Литература
1. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательский центр Академия, 2004. 288 с.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.