Атодеструктивное онлайн- поведение
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Аутодеструктивное поведение - деструктивное поведение индивида, направленное на самого себя, угрожающее целостности развития личности, психологическому и физическому здоровью человека.

Самоповреждающее поведение


• Самоповреждающее поведение (селфхарм, англ, self-harm, self-inflicted violence, self-injurious behavior) выражается в намеренном нанесении себе физических повреждений, причинении ущерба своему телу. За подобным поведением стоит попытка преодолеть эмоциональную и психологическую боль, тревогу и страх, а также ощущение беспомощности и невозможности действовать. К селфхарму обращаются, когда кажется, что пережить эмоции каким-либо другим способом невозможно, а ситуацию нет возможности контролировать.

• Селфхарм может быть следствием самых разных мотивов и причин. К нему прибегают, когда хотят:
• • Выразить нечто, что не получается сказать словами.
• • Выразить эмоции и чувства и сделать их реальными.
• • Эмоциональную боль превратить в физическую.
• • Избавиться от невыносимых переживаний и мыслей.
• • Создать ощущение, что ты контролируешь свою жизнь.
• • Отвлечься или уйти от травмирующих переживаний.
• • Наказать себя за что-то неподобающее (поведение, мысли, эмоции).
• • Заставить себя заботиться о себе.
• • Почувствовать боль и ощутить себя живым человеком.
• • Выразить суицидальные мысли, не прибегая к суициду.
• Виды селфхарма. Существуют различные формы самоповреждающего поведения. Среди них выделяют следующие:
• • обкусывание ногтей и губ;
• • выдергивание волос на голове или других частях тела (трихотилломании);
• • кусание рук или других частей тела;
• • царапанье кожи;
• • нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия и т. д.);
• •самопорезы;
• • самоизбиение;
• • ожоги себя;
• • злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками и т. д.

Расстройства пищевого поведения (РПП)

* Расстройства пищевого поведения (РПП) как один из опаснейших видов селфхарма. Пищевое поведение - это отношение к пище и ее приему, а также особенности питания в разных ситуациях (повседневная жизнь или состояние стресса, например). На отношение к пище сильно влияет образ собственного тела («Какое оно? Как оно выглядит для меня?») и его оценка («Хорошее ли мое тело? Доволен/льна ли я им?»). Расстройства пищевого поведения проявляются в стрессовых ситуациях, либо в повседневной жизни в целом, оно может быть временным или хроническим. РПП часто проявляются в случае негативной оценки своего тела или искажении его образа («Мое тело слишком худое, слишком полное, некрасивое» и т. д.). В некоторых случаях РПП может быть связано с дисморфофобией - психическим расстройством, когда человек чрезвычайно озабочен несовершенством своей внешности и недоволен ею, что заставляет его постоянно искать в себе возможно несуществующие дефекты и пытаться их исправить разными способами. Страх потерять контроль над весом или формой тела проявляется в экстремальных режимах питания, опасных для здоровья.
РПП
Формы расстройства пищевого поведения:
• • нервная анорексия (слишком малое количество используемой пищи или ее полное отсутствие),
• • нервная булимия (использование слабительных препаратов или вызывание рвоты после еды),
• • компульсивное переедание (избыточное питание без возможности «остановиться»),
• • промежуточные и смешанные типы.
• Всемирная организация здравоохранения включила РПП в группу приоритетных и требующих особого внимания расстройств детей и подростков, так как они наносят значительный вред физическому и психическому здоровью и обладают большим процентом смертности.


СЕЛФХАРМ И ИНТЕРНЕТ


• Интернет является легкодоступной средой для распространений
информации о видах селфхарма, что приводит к возрастанию интереса к нему. Согласно исследованиям, 87 % пациентов психиатрических клиник, наносивших себе самоповреждения, увидели изображения самопорезов до того, как начали их наносить себе, впервые столкнувшись с ними в среднем в и лет в Интернете (Банников и др., 2016; Польская, 2016). В Интернете интерес к селфхарму может поощряться, с его помощью информация о разных способах, результатах и новых формах селфхарма может распространяться и быть вполне доступной; может одобряться и даже восхваляться желание экспериментировать.


ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА И САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ


• Участие в интернет-сообществах по темам РПП и селфхарма позволяет подросткам и молодым людям оказаться в среде единомышленников и людей, испытывающих те же проблемы. Интернет устраняет барьеры, позволяя любому вступать в подобные сообщества, свободно говорить о самоповреждающем поведении, находить понимание и круг поддерживающих людей, что может создавать среду для ухудшения состояния и повторных возвращений к опасным видам поведения.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАЕТСЯ САМОПОВРЕЖДЕНИЕМ?


• • Не паникуйте и не ругайте человека. Лучшее решение - поговорить о ваших подозрениях открыто. Поддержите человека.
• • Дайте знать, что вы всегда будете рядом и он может обратиться к вам.
• • Если вы увидели на странице у человека контент о селфхарме или подписки на группы, посвященные этой теме, открыто и без осуждения спросите о смысле подобных постов для него.
• • Никогда не ругайте человека за самоповреждающее поведение. Ему нужна ваша поддержка.
• • Попробуйте вместе с человеком исследовать механизм его селфхарма: когда он это делает? Каким образом? Что служит «пусковым механизмом»? Что происходит в итоге? Какие эмоции он испытывает до/вовремя/после?
• • Найдите вместе с человеком способ распознавать «пусковые механизмы» и отвлекать себя. Чем можно заменить самоповреждающее поведение?
• • Поговорите с человеком о том, какие страницы онлайн он посещает. Сайты, посвященные селфхарму, могут запускать самоповреждающее поведение, вызывая эмоциональные переживания. Постарайтесь придумать правила психологической безопасности онлайн, чтобы избегать триггеров (триггер, англ, trigger - «спусковой крючок»).
• • Обратитесь за помощью. В данном случае нужна помощь врача-психиатра или врача- психотерапевта, а также психолога. Обратившись, можно получить психологическую и медикаментозную помощь. Также могут помочь группы поддержки и поддерживающие онлайн-сообщества. Обратитесь к врачу-терапевту, чтобы получить медицинскую помощь влечении шрамов.


ЦИФРОВОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ


• В цифровую эпоху самоповреждающее поведение приобрело новые формы и получило соответствующее название - цифровое самоповреждение. Это поведение, когда индивид анонимно размещает или каким-то другим способом распространяет в сети оскорбительный, уничижительный и негативный контент о самом себе, это может быть также самооговор и даже компромат на самого себя. Очевидно, что в случае цифрового самоповреждения Интернет выступает той единственной средой, в которой оно может быть проявлено. В отличие от самоповреждения в реальной жизни, подростки или молодежь не страдают физически, однако наносят существенный вред своей личности и репутации как в сети, так и в реальности. Кроме того, в отдельных случаях цифровое самоповреждение может привести даже к суициду, что указывает на важность обсуждения и предотвращения этого вида поведения. Несмотря на то, что явление существует уже какое-то время, психологи лишь недавно обратили внимание на эту проблему, и она все еще недостаточно изучена.

КАК МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЦИФРОВОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ?


• Например, человек создает дополнительный аккаунт и анонимно использует его для отправки оскорблений или угроз самому себе, а также для распространения компромата на себя. Для цифрового самоповреждения могут использоваться смс-сообщения, электронные письма, соцсети, игровые консоли, веб-форумы, виртуальная среда и любые другие онлайн- платформы. Иногда это может привести к трагедии.
• Цифровое самоповреждение привлекло внимание общественности в 2013 году, когда выяснилось, что 14-летняя Ханна Смит из Лестершира (Англия) анонимно присылала себе оскорбительные сообщения на платформе Ask.fm, что через несколько недель привело к ее суициду.
• В 2016 году девушка из Техаса также покончила с собой из-за своих же оскорбительных комментариев, присланных анонимно.

• В недавнем исследовании (Patchin, Hinduja, 2017) на выборке из 5,5 тысяч американских школьников в возрасте от 12 до 17 лет было показано, что порядка шести процентов опрошенных анонимно оскорбляли себя в Интернете. Примерно половина из них сделала это только однажды, треть занималась этим эпизодически, а 13 % писали о себе негативные сообщения довольно часто. Согласно результатам этого исследования, мальчики осуществляли кибербуллинг самих себя ради шутки или привлечения внимания, в то время как у девочек такое поведение было вызвано подавленным настроением или эмоциональным расстройством. В связи с этим авторы предостерегают, что цифровое самоповреждение среди девочек может привести к суициду. В группу риска попали школьники гомосексуальной ориентации, жертвы кибербуллинга со стороны других, подростки с депрессивными симптомами, наркотической зависимостью, а также те, кто наносил себе физические повреждения (там же).

Суицидальное онлайн - поведение


• Суицидальное поведение (самоубийство, от лат. sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни и одно из самых трагических видов деструктивного поведения. Это крайняя экстремальная реакция на жизненные или психологические трудности и проблемы, которые воспринимаются непреодолимыми.

• 1. Самоубийство — защитная реакция личности в ответ на невозможность конструировать свое поведение в условиях стресса.
• 2. Суицидальное поведение зависит от множества факторов, совершается в особых, экстремальных для индивида, ситуациях и предпринимается по разным мотивам и с разными целями.
• 3. Все суициденты, независимо от диагностической принадлежности, проявляют объективные (изменения поведения) и субъективные (эмоциональные сдвиги) признаки социально-психологической дезадаптации.
• 4. Социально-психологическая дезадаптация личности возникает под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его социальным окружением.
• 5. В любом случае суицид является результатом личностной переработки конфликтной ситуации. К суицидальному поведению принято относить завершенные суициды, суицидальные попытки, демонстрации и имитации суицида, а также суицидальные замыслы, высказывания и угрозы. С психологической точки зрения все эти формы равнозначны, т.к. являются следствием социальнопсихологической дезадаптации.
Социальные:
• Семейные (проблемы психического здоровья и случаи суицидального поведения среди родственников, особенности отношений, наличие конфликтов в семье, насилие, потеря родителя, развод и т. д.)
• Взаимоотношения со сверстниками (буллинг, преследования и т. д.)
• Влияние информационного пространства (социальные медиа).
Демографические:
• Возраст (стремительный рост завершенных суицидов в 15-19 лет)
• Гендер (мальчики чаще совершают суицидальные попытки с летальным исходом, девочки чаще совершают попытки без летального исхода).
Клинические:
• Наличие психических расстройств (прежде всего депрессивных)
• Зависимость от психоактивных веществ
• Расстройства пищевого поведения
• Тревожные и посттравматические расстройства
• Расстройства сна
• Другие личностные расстройства.
Психологические:
• Проблемы идентичности (социальной, гендерной и т. д.)
• Внутриличностный конфликт
• Трудности межличностного взаимодействия
• Когнитивный фактор (убеждения, установки, представления о смерти)
• Личностные характеристики и личностные расстройства.

СТИГМА И ТАБУ


• Психические расстройства и самоубийства окружены стигмой (от др.-гр. «ярлык», «клеймо») в общественном сознании. Самоубийцы - это дискриминируемая группа, окруженная множеством мифов:
• • Суицид или суицидальные мысли - это проявление слабости. Только ничтожный человек пойдет на такое.
• • От психических расстройств можно избавиться волевым усилием. Можно просто начать что-то делать.
• • Депрессивное состояние - это просто лень.

ВИДЫ ИНТЕРНЕТ-СУИЦИДОВ


Киберсуицид - групповое или индивидуальное самоубийство с использованием интернет-ресурсов.
кибербуллицид - доведение до самоубийства посредством кибербуллинга. По запросу «покончил с жизнью из-за кибербуллинга» в поиске Google было найдено более 5000 результатов. В 2018 году двое школьников из Флориды довели издевательствами в социальных сетях свою 12-летнюю одноклассницу до суицида. И это лишь один из многих случаев.
онлайн-киберсуицид - самоубийство в реальном времени, перед веб-камерой. В 2016 году 15-летние школьники в Псковской области забаррикадировались в доме, открыв огонь по приехавшим полицейским. Происходящее они транслировали в Periscope. При штурме дома юноша выстрелил в подругу, затем в себя.
информационный киберсуицид - самоубийство с применением знаний почерпнутых из Интернета носит название . Согласно исследованиям, около бо % подростков и молодежи 14-24 лет сведения о способах самоубийства нашли в онлайн-источниках (Сыроквашина и др., 2017). В 2008 году школьница из Японии отравилась сероводородом. После появления новости об этом в Интернете более 200 японцев покончили с жизнью с помощью сероводорода, а с прилавков магазинов раскупили необходимую для создания газа в домашних условиях бытовую химию.
коммуникативный киберсуицид (флешмоб-суицид) - объединение ранее незнакомых между собой людей с целью группового онлайн-самоубийства на основе виртуального договора. Групповые самоубийства впервые произошли в Японии. Наиболее известен случай 2005 года, когда одновременно отравились выхлопными газами в заблокированных машинах 7 человек, предварительно договорившись об этом на форуме, посвященном самоубийствам.
аддиктивный киберсуицид - это аутоагрессивные действия, спровоцированные интернет- зависимостью. В 2015 году в Москве 14-летний школьник выпрыгнул из окна, после того как родители ограничили ему денежные расходы и время на онлайн-игру. Школьник последние два года тратил большие суммы на онлайн-игру и проводил в ней почти круглые сутки.

КАК ВЫГЛЯДИТ СУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ?

• Креолизованный текст - состоит из сочетания вербальной и невербальной информации. Чаще всего изображение и текст. Могут содержать информацию, а также выступать в качестве способа воздействия (мемы, комиксы, «вдохновляющие изображения»).
• Депрессивная музыка - сочетают в себе воздействие текстом песни и минорной музыки, может быть депрессивно-грустной или агрессивной.
• Текстовый контент - использование уже готовых текстов на тему или создание контента самими пользователями социальных сетей (рисунок 32). Тексты могут быть в виде коротких заметок, стихов, рассказов или произведений длинной формы («фанфики»).
• Видео-формат - созданные пользователями видео с популярными персонажами под депрессивную музыку («фан-видео»), видео-блоггеров на тему суицида, либо жестокие и агрессивные видео, которые могут вызывать интерес у групп риска. В 2018 году в Великобритании стал популярен формат у блогеров на площадке YouTube съемки видео со своим подставным «самоубийством». Видео могут долго быть в трендах и собирать по миллиону просмотров.

ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КОНТЕНТА НА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ:


Введение новых терминов и слов, характерных для сообществ суицидальной тематики, использование «новояза» для создания атмосферы «посвященности» и «избранности»;
применение техники «чтения мыслей» («Тебе одиноко, вокруг никто не понимает, дурацкие вопросы задают, ведь так?»);
употребление льстивых выражений («Ты достоин самого лучшего!»);
недосказанность с намеком на особые мотивы действий («Еще не время. Вы скоро все узнаете»), что позволяет создать определенную интригу, нагнетать атмосферу таинственности на «пустом» месте; намеренное утаивание объективной информации от участников группы;
навязывание альтернативы «или-или» (например, «или жизнь или смерть»), не предоставляя иных вариантов развития событий;
эмоциональная подстройка: создание определенного фонового настроения соответствующего теме обсуждения для лучшего усвоения информации (в подобных «деструктивных» группах культивируется негативное, унылое, депрессивное, обреченное настроение, широко используются темные цвета оформления);
негативизация реальности, культивация мистификации и устрашающего контента, запугивание участников суицидальных групп;
стимуляция демонстративного поведения посредством эффекта присутствия наблюдателя («На миру и смерть красна»);
ссылка на авторитеты (к примеру, публикуются высказывания С. А. Есенина, В. В. Маяковского об одиночестве; поддерживается и романтизируется образ Рины Паленковой, девочки-подростка, совершившей суицид, и т. п.).
• Представляемый в группах контент нередко направлен на популяризацию самоубийств и распространения информации о различных случаях, а также об опасных и экстремальных видах поведения (например, селфхарм). Формируется отношение к самоубийствам как «нормальному» виду поведения, происходит романтизация и эстетизация самоубийства, представление его как «красивого» акта, доступного только «избранным».
• Кроме того нередко происходит дополнительная фиксация и спекуляция на проблемах подросткового возраста (ощущение одиночества, непонимание окружающих, смыслоутрата). Изоляция и сепарация от значимых взрослых за счет закрытости групп и личной переписки (контроль со стороны взрослого зачастую невозможен) становится еще одним важным фактором риска.

ПРОФИЛАКТИКА И ПОДДЕРЖКА


Если вы обнаружили суицидальный контент на странице у человека или подписки на группы суицидальной тематики, необходимо:
• Первое и самое важное - открыто об этом контенте поговорить. Спросите у человека, что он для него значит и почему он его постит у себя на странице, почему подписывается на соответствующие группы.
• Покажите человеку, что вы его поддерживаете и вы рядом, он всегда может обратиться за помощью.
• Спросите у человека, как вы можете его поддержать.
• Обратитесь за помощью к психотерапевту, психологу или психиатру в случае, если вы понимаете, что помощь необходима.
Очень важно помнить о следующем:
• Нельзя ругать человека за контент, говорить, что «суицид - удел слабых» и т. д.
• Нельзя пугать человека тем, что вы «сдадите его психиатрам».
• «Ставить диагноз» по странице в социальной сети и пытаться насильно человеку помочь.
• Полностью игнорировать такой контент, особенно, если это ваш близкий человек. Контент такого рода может говорить о тяжелых эмоциональных переживаниях или депрессивном состоянии, игнорировать которые, особенно в подростковом возрасте, может быть опасно.
• Обесценивать переживания человека, говорить, что всё это - для привлечения внимания.

Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Профилактика деструктивных
коммуникации в интернет-среде
Минск 2021

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.