Аутодеструктивное поведение - деструктивное поведение индивида, направленное на самого себя, угрожающее целостности развития личности, психологическому и физическому здоровью человека.
Самоповреждающее поведение
• Самоповреждающее поведение (селфхарм, англ, self-harm, self-inflicted violence, self-injurious behavior) выражается в намеренном нанесении себе физических повреждений, причинении ущерба своему телу. За подобным поведением стоит попытка преодолеть эмоциональную и психологическую боль, тревогу и страх, а также ощущение беспомощности и невозможности действовать. К селфхарму обращаются, когда кажется, что пережить эмоции каким-либо другим способом невозможно, а ситуацию нет возможности контролировать.
• Селфхарм может быть следствием самых разных мотивов и причин. К нему прибегают, когда хотят: • • Выразить нечто, что не получается сказать словами. • • Выразить эмоции и чувства и сделать их реальными. • • Эмоциональную боль превратить в физическую. • • Избавиться от невыносимых переживаний и мыслей. • • Создать ощущение, что ты контролируешь свою жизнь. • • Отвлечься или уйти от травмирующих переживаний. • • Наказать себя за что-то неподобающее (поведение, мысли, эмоции). • • Заставить себя заботиться о себе. • • Почувствовать боль и ощутить себя живым человеком. • • Выразить суицидальные мысли, не прибегая к суициду. • Виды селфхарма. Существуют различные формы самоповреждающего поведения. Среди них выделяют следующие: • • обкусывание ногтей и губ; • • выдергивание волос на голове или других частях тела (трихотилломании); • • кусание рук или других частей тела; • • царапанье кожи; • • нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия и т. д.); • •самопорезы; • • самоизбиение; • • ожоги себя; • • злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками и т. д.
Расстройства пищевого поведения (РПП)
* Расстройства пищевого поведения (РПП) как один из опаснейших видов селфхарма. Пищевое поведение - это отношение к пище и ее приему, а также особенности питания в разных ситуациях (повседневная жизнь или состояние стресса, например). На отношение к пище сильно влияет образ собственного тела («Какое оно? Как оно выглядит для меня?») и его оценка («Хорошее ли мое тело? Доволен/льна ли я им?»). Расстройства пищевого поведения проявляются в стрессовых ситуациях, либо в повседневной жизни в целом, оно может быть временным или хроническим. РПП часто проявляются в случае негативной оценки своего тела или искажении его образа («Мое тело слишком худое, слишком полное, некрасивое» и т. д.). В некоторых случаях РПП может быть связано с дисморфофобией - психическим расстройством, когда человек чрезвычайно озабочен несовершенством своей внешности и недоволен ею, что заставляет его постоянно искать в себе возможно несуществующие дефекты и пытаться их исправить разными способами. Страх потерять контроль над весом или формой тела проявляется в экстремальных режимах питания, опасных для здоровья. РПП Формы расстройства пищевого поведения: • • нервная анорексия (слишком малое количество используемой пищи или ее полное отсутствие), • • нервная булимия (использование слабительных препаратов или вызывание рвоты после еды), • • компульсивное переедание (избыточное питание без возможности «остановиться»), • • промежуточные и смешанные типы. • Всемирная организация здравоохранения включила РПП в группу приоритетных и требующих особого внимания расстройств детей и подростков, так как они наносят значительный вред физическому и психическому здоровью и обладают большим процентом смертности.
СЕЛФХАРМ И ИНТЕРНЕТ
• Интернет является легкодоступной средой для распространений информации о видах селфхарма, что приводит к возрастанию интереса к нему. Согласно исследованиям, 87 % пациентов психиатрических клиник, наносивших себе самоповреждения, увидели изображения самопорезов до того, как начали их наносить себе, впервые столкнувшись с ними в среднем в и лет в Интернете (Банников и др., 2016; Польская, 2016). В Интернете интерес к селфхарму может поощряться, с его помощью информация о разных способах, результатах и новых формах селфхарма может распространяться и быть вполне доступной; может одобряться и даже восхваляться желание экспериментировать.
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА И САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
• Участие в интернет-сообществах по темам РПП и селфхарма позволяет подросткам и молодым людям оказаться в среде единомышленников и людей, испытывающих те же проблемы. Интернет устраняет барьеры, позволяя любому вступать в подобные сообщества, свободно говорить о самоповреждающем поведении, находить понимание и круг поддерживающих людей, что может создавать среду для ухудшения состояния и повторных возвращений к опасным видам поведения.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАЕТСЯ САМОПОВРЕЖДЕНИЕМ?
• • Не паникуйте и не ругайте человека. Лучшее решение - поговорить о ваших подозрениях открыто. Поддержите человека. • • Дайте знать, что вы всегда будете рядом и он может обратиться к вам. • • Если вы увидели на странице у человека контент о селфхарме или подписки на группы, посвященные этой теме, открыто и без осуждения спросите о смысле подобных постов для него. • • Никогда не ругайте человека за самоповреждающее поведение. Ему нужна ваша поддержка. • • Попробуйте вместе с человеком исследовать механизм его селфхарма: когда он это делает? Каким образом? Что служит «пусковым механизмом»? Что происходит в итоге? Какие эмоции он испытывает до/вовремя/после? • • Найдите вместе с человеком способ распознавать «пусковые механизмы» и отвлекать себя. Чем можно заменить самоповреждающее поведение? • • Поговорите с человеком о том, какие страницы онлайн он посещает. Сайты, посвященные селфхарму, могут запускать самоповреждающее поведение, вызывая эмоциональные переживания. Постарайтесь придумать правила психологической безопасности онлайн, чтобы избегать триггеров (триггер, англ, trigger - «спусковой крючок»). • • Обратитесь за помощью. В данном случае нужна помощь врача-психиатра или врача- психотерапевта, а также психолога. Обратившись, можно получить психологическую и медикаментозную помощь. Также могут помочь группы поддержки и поддерживающие онлайн-сообщества. Обратитесь к врачу-терапевту, чтобы получить медицинскую помощь влечении шрамов.
ЦИФРОВОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ
• В цифровую эпоху самоповреждающее поведение приобрело новые формы и получило соответствующее название - цифровое самоповреждение. Это поведение, когда индивид анонимно размещает или каким-то другим способом распространяет в сети оскорбительный, уничижительный и негативный контент о самом себе, это может быть также самооговор и даже компромат на самого себя. Очевидно, что в случае цифрового самоповреждения Интернет выступает той единственной средой, в которой оно может быть проявлено. В отличие от самоповреждения в реальной жизни, подростки или молодежь не страдают физически, однако наносят существенный вред своей личности и репутации как в сети, так и в реальности. Кроме того, в отдельных случаях цифровое самоповреждение может привести даже к суициду, что указывает на важность обсуждения и предотвращения этого вида поведения. Несмотря на то, что явление существует уже какое-то время, психологи лишь недавно обратили внимание на эту проблему, и она все еще недостаточно изучена.
КАК МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЦИФРОВОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ?
• Например, человек создает дополнительный аккаунт и анонимно использует его для отправки оскорблений или угроз самому себе, а также для распространения компромата на себя. Для цифрового самоповреждения могут использоваться смс-сообщения, электронные письма, соцсети, игровые консоли, веб-форумы, виртуальная среда и любые другие онлайн- платформы. Иногда это может привести к трагедии. • Цифровое самоповреждение привлекло внимание общественности в 2013 году, когда выяснилось, что 14-летняя Ханна Смит из Лестершира (Англия) анонимно присылала себе оскорбительные сообщения на платформе Ask.fm, что через несколько недель привело к ее суициду. • В 2016 году девушка из Техаса также покончила с собой из-за своих же оскорбительных комментариев, присланных анонимно.
• В недавнем исследовании (Patchin, Hinduja, 2017) на выборке из 5,5 тысяч американских школьников в возрасте от 12 до 17 лет было показано, что порядка шести процентов опрошенных анонимно оскорбляли себя в Интернете. Примерно половина из них сделала это только однажды, треть занималась этим эпизодически, а 13 % писали о себе негативные сообщения довольно часто. Согласно результатам этого исследования, мальчики осуществляли кибербуллинг самих себя ради шутки или привлечения внимания, в то время как у девочек такое поведение было вызвано подавленным настроением или эмоциональным расстройством. В связи с этим авторы предостерегают, что цифровое самоповреждение среди девочек может привести к суициду. В группу риска попали школьники гомосексуальной ориентации, жертвы кибербуллинга со стороны других, подростки с депрессивными симптомами, наркотической зависимостью, а также те, кто наносил себе физические повреждения (там же).
Суицидальное онлайн - поведение
• Суицидальное поведение (самоубийство, от лат. sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни и одно из самых трагических видов деструктивного поведения. Это крайняя экстремальная реакция на жизненные или психологические трудности и проблемы, которые воспринимаются непреодолимыми.
• 1. Самоубийство — защитная реакция личности в ответ на невозможность конструировать свое поведение в условиях стресса. • 2. Суицидальное поведение зависит от множества факторов, совершается в особых, экстремальных для индивида, ситуациях и предпринимается по разным мотивам и с разными целями. • 3. Все суициденты, независимо от диагностической принадлежности, проявляют объективные (изменения поведения) и субъективные (эмоциональные сдвиги) признаки социально-психологической дезадаптации. • 4. Социально-психологическая дезадаптация личности возникает под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его социальным окружением. • 5. В любом случае суицид является результатом личностной переработки конфликтной ситуации. К суицидальному поведению принято относить завершенные суициды, суицидальные попытки, демонстрации и имитации суицида, а также суицидальные замыслы, высказывания и угрозы. С психологической точки зрения все эти формы равнозначны, т.к. являются следствием социальнопсихологической дезадаптации. Социальные: • Семейные (проблемы психического здоровья и случаи суицидального поведения среди родственников, особенности отношений, наличие конфликтов в семье, насилие, потеря родителя, развод и т. д.) • Взаимоотношения со сверстниками (буллинг, преследования и т. д.) • Влияние информационного пространства (социальные медиа). Демографические: • Возраст (стремительный рост завершенных суицидов в 15-19 лет) • Гендер (мальчики чаще совершают суицидальные попытки с летальным исходом, девочки чаще совершают попытки без летального исхода). Клинические: • Наличие психических расстройств (прежде всего депрессивных) • Зависимость от психоактивных веществ • Расстройства пищевого поведения • Тревожные и посттравматические расстройства • Расстройства сна • Другие личностные расстройства. Психологические: • Проблемы идентичности (социальной, гендерной и т. д.) • Внутриличностный конфликт • Трудности межличностного взаимодействия • Когнитивный фактор (убеждения, установки, представления о смерти) • Личностные характеристики и личностные расстройства.
СТИГМА И ТАБУ
• Психические расстройства и самоубийства окружены стигмой (от др.-гр. «ярлык», «клеймо») в общественном сознании. Самоубийцы - это дискриминируемая группа, окруженная множеством мифов: • • Суицид или суицидальные мысли - это проявление слабости. Только ничтожный человек пойдет на такое. • • От психических расстройств можно избавиться волевым усилием. Можно просто начать что-то делать. • • Депрессивное состояние - это просто лень.
ВИДЫ ИНТЕРНЕТ-СУИЦИДОВ
Киберсуицид - групповое или индивидуальное самоубийство с использованием интернет-ресурсов. кибербуллицид - доведение до самоубийства посредством кибербуллинга. По запросу «покончил с жизнью из-за кибербуллинга» в поиске Google было найдено более 5000 результатов. В 2018 году двое школьников из Флориды довели издевательствами в социальных сетях свою 12-летнюю одноклассницу до суицида. И это лишь один из многих случаев. онлайн-киберсуицид - самоубийство в реальном времени, перед веб-камерой. В 2016 году 15-летние школьники в Псковской области забаррикадировались в доме, открыв огонь по приехавшим полицейским. Происходящее они транслировали в Periscope. При штурме дома юноша выстрелил в подругу, затем в себя. информационный киберсуицид - самоубийство с применением знаний почерпнутых из Интернета носит название . Согласно исследованиям, около бо % подростков и молодежи 14-24 лет сведения о способах самоубийства нашли в онлайн-источниках (Сыроквашина и др., 2017). В 2008 году школьница из Японии отравилась сероводородом. После появления новости об этом в Интернете более 200 японцев покончили с жизнью с помощью сероводорода, а с прилавков магазинов раскупили необходимую для создания газа в домашних условиях бытовую химию. коммуникативный киберсуицид (флешмоб-суицид) - объединение ранее незнакомых между собой людей с целью группового онлайн-самоубийства на основе виртуального договора. Групповые самоубийства впервые произошли в Японии. Наиболее известен случай 2005 года, когда одновременно отравились выхлопными газами в заблокированных машинах 7 человек, предварительно договорившись об этом на форуме, посвященном самоубийствам. аддиктивный киберсуицид - это аутоагрессивные действия, спровоцированные интернет- зависимостью. В 2015 году в Москве 14-летний школьник выпрыгнул из окна, после того как родители ограничили ему денежные расходы и время на онлайн-игру. Школьник последние два года тратил большие суммы на онлайн-игру и проводил в ней почти круглые сутки.
КАК ВЫГЛЯДИТ СУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ?
• Креолизованный текст - состоит из сочетания вербальной и невербальной информации. Чаще всего изображение и текст. Могут содержать информацию, а также выступать в качестве способа воздействия (мемы, комиксы, «вдохновляющие изображения»). • Депрессивная музыка - сочетают в себе воздействие текстом песни и минорной музыки, может быть депрессивно-грустной или агрессивной. • Текстовый контент - использование уже готовых текстов на тему или создание контента самими пользователями социальных сетей (рисунок 32). Тексты могут быть в виде коротких заметок, стихов, рассказов или произведений длинной формы («фанфики»). • Видео-формат - созданные пользователями видео с популярными персонажами под депрессивную музыку («фан-видео»), видео-блоггеров на тему суицида, либо жестокие и агрессивные видео, которые могут вызывать интерес у групп риска. В 2018 году в Великобритании стал популярен формат у блогеров на площадке YouTube съемки видео со своим подставным «самоубийством». Видео могут долго быть в трендах и собирать по миллиону просмотров.
ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КОНТЕНТА НА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ:
Введение новых терминов и слов, характерных для сообществ суицидальной тематики, использование «новояза» для создания атмосферы «посвященности» и «избранности»; применение техники «чтения мыслей» («Тебе одиноко, вокруг никто не понимает, дурацкие вопросы задают, ведь так?»); употребление льстивых выражений («Ты достоин самого лучшего!»); недосказанность с намеком на особые мотивы действий («Еще не время. Вы скоро все узнаете»), что позволяет создать определенную интригу, нагнетать атмосферу таинственности на «пустом» месте; намеренное утаивание объективной информации от участников группы; навязывание альтернативы «или-или» (например, «или жизнь или смерть»), не предоставляя иных вариантов развития событий; эмоциональная подстройка: создание определенного фонового настроения соответствующего теме обсуждения для лучшего усвоения информации (в подобных «деструктивных» группах культивируется негативное, унылое, депрессивное, обреченное настроение, широко используются темные цвета оформления); негативизация реальности, культивация мистификации и устрашающего контента, запугивание участников суицидальных групп; стимуляция демонстративного поведения посредством эффекта присутствия наблюдателя («На миру и смерть красна»); ссылка на авторитеты (к примеру, публикуются высказывания С. А. Есенина, В. В. Маяковского об одиночестве; поддерживается и романтизируется образ Рины Паленковой, девочки-подростка, совершившей суицид, и т. п.). • Представляемый в группах контент нередко направлен на популяризацию самоубийств и распространения информации о различных случаях, а также об опасных и экстремальных видах поведения (например, селфхарм). Формируется отношение к самоубийствам как «нормальному» виду поведения, происходит романтизация и эстетизация самоубийства, представление его как «красивого» акта, доступного только «избранным». • Кроме того нередко происходит дополнительная фиксация и спекуляция на проблемах подросткового возраста (ощущение одиночества, непонимание окружающих, смыслоутрата). Изоляция и сепарация от значимых взрослых за счет закрытости групп и личной переписки (контроль со стороны взрослого зачастую невозможен) становится еще одним важным фактором риска.
ПРОФИЛАКТИКА И ПОДДЕРЖКА
Если вы обнаружили суицидальный контент на странице у человека или подписки на группы суицидальной тематики, необходимо: • Первое и самое важное - открыто об этом контенте поговорить. Спросите у человека, что он для него значит и почему он его постит у себя на странице, почему подписывается на соответствующие группы. • Покажите человеку, что вы его поддерживаете и вы рядом, он всегда может обратиться за помощью. • Спросите у человека, как вы можете его поддержать. • Обратитесь за помощью к психотерапевту, психологу или психиатру в случае, если вы понимаете, что помощь необходима. Очень важно помнить о следующем: • Нельзя ругать человека за контент, говорить, что «суицид - удел слабых» и т. д. • Нельзя пугать человека тем, что вы «сдадите его психиатрам». • «Ставить диагноз» по странице в социальной сети и пытаться насильно человеку помочь. • Полностью игнорировать такой контент, особенно, если это ваш близкий человек. Контент такого рода может говорить о тяжелых эмоциональных переживаниях или депрессивном состоянии, игнорировать которые, особенно в подростковом возрасте, может быть опасно. • Обесценивать переживания человека, говорить, что всё это - для привлечения внимания.
Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Профилактика деструктивных коммуникации в интернет-среде Минск 2021 |