Нарушения пищевого поведения
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

Контрольная работа по дисциплине:
«Медицинская психология»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Пищевое поведение и виды расстройств пищевого поведения
2. Причины возникновения нарушений пищевого поведения
3. Личностные особенности лиц, страдающих нарушением пищевого поведения
4. Подходы к лечению нарушений пищевого поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Нарушения пищевого поведения представляют собой психологические заболевания, характеризующиеся ненормальными привычками в области пищевого поведения, которые могут включать недостаточное или чрезмерное потребление пищи в ущерб физическому и психическому здоровью. Нервная булимия и нервная анорексия являются наиболее часто встречаемыми формами нарушений пищевого поведения. Другие типы расстройств пищевого поведения включают компульсивное переедание и иные нарушения питания и пищевого поведения.
До середины ХХ в. случаи нервной анорексии были исключительной редкостью. Например, в клиники Нью-Йорка за 10 лет (с 1916 по 1925 г.) были госпитализированы всего четыре пациентки. В 60-е гг. произошел «аноректический взрыв в популяции». С каждым днем растет число заболеваний нарушения пищевого поведения. В 90% случаев эти расстройства начинаются в подростковом возрасте. Природа заболевания остается малопонятной, нарушения пищевого поведения плохо поддаются лечению. Женщины с нарушенными привычками питания могут страдать от ряда расстройств. Таких как расстройства сердечной деятельности; аменорея, при которой прекращаются менструации; остеопороза, при котором происходит снижение плотности костей.
На данный момент нарушения пищевого поведения являются актуальной темой для исследования, так как это одно из самых распространенных психических заболеваний с высоким риском летального исхода.
Целью работы является изучение нарушений пищевого поведения, факторов, приводящих к заболеванию и основных подходов к лечению.
Задачи исследования определяются его целью и конкретизируют ее:
- раскрыть сущность пищевого поведения;
- привести классификацию нарушений пищевого поведения;
- раскрыть основные причины, приводящие к нарушениям пищевого поведения;
- выявить личностные особенности лиц, страдающих нарушениями пищевого поведения;
- изучить основные подходы к лечению данного заболевания.
Теоретической основой для написания данной работы стали труды отечественных и зарубежных психологов, в частности, И.Г. Малкиной-Пых, В.В. Ромацкого, М.Ю. Келина, Т.А. Романовой, Крайга Г., Нардонэ Дж. и других.

1. Пищевое поведение и виды расстройств пищевого поведения

Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. Иными словами, пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека [1, с. 6].
Пищевое поведение может быть гармоничным (адекватным) или девиантным (отклоняющимся), это зависит от множества параметров, в частности от того, какое место занимает процесс питания в иерархии ценностей индивида, а также от количественных и качественных показателей питания. Этнокультурные факторы оказывают огромное влияние на стереотип пищевого поведения, особенно в период стресса. Извечный вопрос о значении питания – это вопрос о связи питания с жизненными целями - «есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть».
Пищевое поведение человека относится к инстинктивным формам деятельности, т.е. определяется врожденными потребностями. Его нарушения могут быть вызваны очень разными причинами, они многообразны и имеют выраженную возрастную специфику.
Оценивая историю формирования взглядов на нарушения пищевого поведения, необходимо указать, что нервная анорексия вначале возникала на религиозной почве. Известны случаи «чудесной анорексии» у женщин-святых, таких как, например, святая Катерина из Сиены, худевшая по мере роста авторитета и святости. В период Реформации в Нидерландах (XVI в.) жила божественная дева Ева Фляйген, которая была очень худой, являясь идеалом гуманности и неземной чистоты. В истории медицины были случаи худеющих девушек (Сара Якобс), «уэлльской худеющей девушки» в эпоху королевы Виктории (70-е гг. XIX в.), когда впервые обозначился переход от похудания как божественного знака к патологической худобе как научной проблеме [2].
Современная психиатрическая практика, продолжая традиции прошлого, выделяет нарушения пищевого поведения при многих психических расстройствах как компонент клинической картины. Особое место занимает нервная анорексия. Сложно найти другое расстройство пищевого поведения, которое вызывает такой интерес и противоречивые толкования, как эта форма патологии.
Диагноз нервной анорексии начал использоваться врачами в начале ХХ в. Очень подробные отчеты о физических проявлениях нервной анорексии были представлены Т. Allbutt в начале ХХ в.: «Несчастная молодая женщина, одежда едва не спадает с нее, пульс редкий и слабый, температура ее тела на два градуса ниже нормы, стул уже давно отсутствует, ее волосы как волосы трупа — сухие и блеклые, ее лицо и конечности пепельного цвета, очень холодные. Кажется, что только глаза живут в этом изможденном теле. Это бедное создание, съедающее за день не больше чем может уместиться на монете в 5 шиллингов, постоянно занято посещением благотворительных обществ, шитьем платьев маленькой сестренке, посещением популярных лекций, организуемых университетом, и много чем еще, на что, Бог знает, откуда берутся силы» [3].
Нервная булимия и нервная анорексия являются наиболее часто встречаемыми формами нарушений пищевого поведения. Другие типы расстройств пищевого поведения включают компульсивное переедание и иные нарушения питания и пищевого поведения.
Нервная анорексия характеризуется отсутствием поддержания здорового веса тела, навязчивым страхом набора веса или отказом от признания заболевания и нереальное восприятие или отказ признать серьезность текущего низкого веса тела. Анорексия может вызвать остановку менструации и часто приводит к потере костной массы, нарушению целостности кожи и пр. Возникает большая нагрузка на сердце, увеличивая риск инфаркта миокарда и связанных нарушений работы сердца. У лиц с данным заболеванием значительно увеличивается риск смерти.
Нервная булимия характеризуется периодическим компульсивным перееданием с последующим компенсаторным поведением, таким как очищение кишечника (вызывание рвоты, чрезмерное употребление слабительных препаратов или чрезмерные физические нагрузки). Ограничение приема пищи и чрезмерные физические нагрузки также могут использоваться как средство очищение желудка после переедания.
Компульсивное переедание характеризуется периодическим неконтролируемым перееданием не менее одного раза в неделю в течение 3 месяцев и чувством вины после переедания.
Иные нарушения питания и пищевого поведения представляют собой нарушения питания и пищевого поведения, не полностью удовлетворяющие критериям в отношении нервной анорексии, нервной булимии и компульсивного переедания. Примеры иных нарушений пищевого поведения включают лиц с нервной анорексией, которые удовлетворяют всем критериям данного заболевания за исключением недостаточного веса, несмотря на значительную потерю веса; пациентов с атипичной нервной булимией с удовлетворением всем критериям кроме менее частого булимического поведения или недостаточной длительности; а также пациентов с расстройствами в виде очищения кишечника и синдромом ночного питания.
Таким образом, выделяют следующие виды нарушений пищевого поведения: нервная булимия, нервная анорексия, компульсивное переедание и иные нарушения питания и пищевого поведения. Однако необходимо отметить, что рассмотренные выше типы расстройств не отражают всего разнообразия нарушений пищевого поведения. Существует и множество вариантов субклинических проявлений нарушения пищевых паттернов, включая патологический голод, частые «перекусывания», самоограничения в питании и стратегии, компенсирующие переедание [1, с. 8].

2. Причины возникновения нарушений пищевого поведения

Интерес к собственному внешнему виду и забота о физической привлекательности существовали во все времена, однако этот интерес наиболее выражен сейчас, когда озабоченность внешностью достигла колоссальных размеров и охватывает всё более молодые возрастные группы населения, в том числе детей.
Исследование нервной анорексии в ХХ столетии сконцентрировалось на психологических, физиологических, психодинамических факторах, а затем и на генетических аспектах проблемы [2].
Существует множество точек зрения, объясняющих причины возникновения нарушений пищевого поведения. Например, с точки зрения генетики поведения, определенную роль в возникновении нарушений пищевого поведения играют наследственные факторы. В психодинамическом подходе, начиная с работ З. Фрейда, нарушения пищевого поведения в первую очередь объясняются наличием непреодолимых архаичных комплексов, например комплекса Электры. Для сторонников теорий отношений очевидной причиной возникновения нарушений пищевого поведения являются неконструктивные и конфликтные по своему характеру взаимоотношения с членами семьи. Как отмечают Дж. Нардонэ и его коллеги, в последние годы возникло новое направление, которое тесно связывает нарушения пищевого поведения с различного рода химическими зависимостями, например с алкоголизмом [4].
Несмотря на множество теорий, объясняющих механизмы возникновения, формирования и развития нарушений пищевого поведения, большинство ученых разделяют общую идею о том, что данные нарушения представляют собой сложные, мультифакторные заболевания, которые являются результатом взаимодействия генетических, социокультурных и психологических факторов [5].
На возникновение и развитие нарушений пищевого поведения влияет возрастной фактор – а именно, время начала расстройства. Если симптомы нарушений пищевого поведения развиваются в течение подросткового периода, большинство из них будут иметь отношение к нарушениям восприятия собственного тела с последующим формированием высокого уровня неудовлетворенности внешностью. Это объясняется тем, что в процессе полового созревания происходят кардинальные количественные и качественные морфофункциональные изменения, которые могут приводить к фиксации внимания на собственном теле, к формированию чувства неудовлетворенности внешностью и к возникновению нарушений пищевого поведения.
Пубертатный период является крайне важной – рубежной фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. Пубертат, транзиторный период между детством и половой зрелостью, контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько полноценно у подростка протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения [6].
Если же появление симптомов нарушенного пищевого поведения связано с постпубертатным периодом развития, то большинство из них относится к поиску способов высвобождения из-под родительской опеки и к поиску совпадающих форм поведения. Кроме того, существует очевидная взаимосвязь между возрастом и развитием аффективной сферы: по мере взросления возрастает тревога по отношению к своему весу, оформляющаяся в страх набрать избыточный вес.
Среди психологических факторов наибольшее влияние на формирование нарушенного пищевого поведения влияет самооценка. Исследования под руководством Риссиарделли и Макабе показали наличие значимой связи между низкой самооценкой и высоким уровнем неудовлетворенности образом тела у девушек и у юношей подросткового возраста. На возникновение нарушений пищевого поведения влияют также некоторые личностные особенности. В частности, для ограничительного типа нервной анорексии характерны черты перфекционистской личности с высоким уровнем самокритичности. Нервной булимии часто сопутствует повышенная склонность к различным зависимостям (наркотики, алкоголь) [5].
В качестве одного из важнейших факторов развития нарушений пищевого поведения в настоящее время рассматривается стресс. Так, женщины с нарушениями пищевого поведения справляются с психологическими проблемами абсолютно иначе, нежели женщины, не имеющие пищевых нарушений. Негативные эмоции и небольшие стрессоры побуждают к перееданию тех женщин, которые практикуют ограничительные стратегии пищевого поведения; в особенности, это касается женщин с низкой самооценкой.
Повторяющиеся негативные комментарии о фигуре и о весе подростка и подшучивания со стороны родителей и сверстников по поводу веса и фигуры могут приводить к возникновению и к развитию нарушений восприятия тела, что в свою очередь может привести к нарушениям пищевого поведения. Как правило, родители сообщают о том, что им нравится, как выглядят их дети в раннем возрасте, но по мере взросления детей уровень неудовлетворенности ими возрастает. Родители могут сознательно или непреднамеренно влиять на своих детей с самого раннего детства, транслируя им собственные тревоги и формы поведения, связанные с внешностью, или через свое отношение к собственной внешности. Такое родительское поведение может привести к формированию устойчивого неудовлетворения по поводу внешнего вида и к развитию нарушений пищевого поведения.
Скандинавские авторы на основе многолетних исследований пришли к выводу, что генетическая предрасположенность — главный фактор, без которого расстройства пищевого поведения невозможны. Иными словами, этиология нервной анорексии такая же, как и большинства психических болезней — шизофрении, эпилепсии, обсессивно-компульсивных расстройств. Проведенный генетический анализ больных нервной анорексией и их родственников позволяет предположить наследственную предрасположенность к этому заболеванию. Исследование трех групп детей (1-я группа — с нарушениями пищевого поведения, 2-я — с другими психическими расстройствами, 3-я группа — здоровые) и их матерей выявило статистически достоверную связь между нарушениями пищевого поведения у матерей и их детей. Сторонникам биологической (наследственной) этиологии нарушений пищевого поведения активно противостоят авторы, отстаивающие психогенез этой патологии. Чаще всего в качестве причины нарушений пищевого поведения называют нереализованную (или направленную на себя) враждебность [7].
Итак, существует множество причин нарушений пищевого поведения, в том числе биологические, психологические отклонения и/или аномалии окружающей среды. Многие пациенты с нарушениями пищевого поведения также страдают от телесного дисморфического расстройства, изменяющего видение пациентом себя. Эта связь между телесным дисморфическим расстройством и анорексией исходит из факта, что и телесное дисморфическое расстройство, и анорексия характеризуются озабоченностью физическим внешним видом и нарушением телесного образа. Также существует много других вероятностей, таких как окружающая среда, социальные вопросы и проблемы межличностных отношений, которые могут способствовать и стимулировать развитие этих заболеваний. Кроме того, СМИ часто винят за увеличение случаев нарушений пищевого поведения из-за того, что СМИ пропагандируют идеальный образ стройного физически человека, например, моделей и знаменитостей, которые мотивируют или даже принуждают аудиторию пытаться достичь такого же результата самостоятельно.

3. Личностные особенности лиц, страдающих нарушением пищевого поведения

Пищевые привычки определяются традициями семьи и общества, религиозными представлениями, жизненным опытом, советами врачей, модой, экономическими факторами и, несомненно, личностными особенностями людей.
Многие исследователи, занимающиеся нервной анорексией, тщательнее изучают условия жизни и воспитания детей, характерологические особенности родителей, «семейный микроклимат», преморбидные черты пациентов, их физическое и психическое развитие, воздействие различных патогенных факторов. Ряд авторов считают, что семьям больных анорексией присущ ряд общих особенностей. Властная, деспотичная мать постоянно подавляющая волю детей и лишающая их всякой инициативы. Такие матери отличаются, кроме того, «большим аффективным зарядом с высоким уровнем самоутверждения и честолюбия». Часто из-за нереализованных в прошлом возможностей они всю свою энергию и властность проявляют в семье, используя детей как «ширму для своих прихотей».
Существенное значение в формировании эмоциогенного пищевого поведения имеет неправильное воспитание в раннем детстве, приводящие к определенным нарушениям в личностной сфере, а впоследствии и к нарушениям пищевого поведения.
В данном случае выделяют следующие важные закономерности:
1. Пища играет доминирующую роль в жизни семьи. Она – главный источник удовольствия. Другие возможности получения удовольствия (духовные, интеллектуальные, эстетические) не развиваются в должной мере.
2. Любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребенка воспринимается матерью (или другими членами семьи) как голод. Наблюдается стереотипное кормление ребенка в ситуации его внутреннего дискомфорта, что не позволяет ребенку научиться четко отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний, например – отличать голод от тревоги.
3. В семьях не происходит адекватного обучения эффективному поведению в период стресса и потому закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть».
4. Нарушены взаимоотношения между матерью и ребенком. У матери есть только две главные заботы: одеть и накормить ребенка. Привлечь внимание такой матери ребенок может только с помощью голода. Процесс приема пищи становится суррогатной заменой других проявлений любви и заботы. Это повышает символическую значимость приема пищи.
5. В семьях наблюдаются травмирующие психику ребенка конфликтные ситуации, межличностные отношения хаотичны. 6. Ребенку не разрешают выйти из-за стола, пока его тарелка не опустеет. Таким обра- зом, стимулом к окончанию приема пищи становится не чувство сытости, а количество доступной пищи. Ребенок не приучается замечать вовремя признаки сытости и привыкает есть до тех пор, пока видит пищу, пока она есть на тарелке, в кастрюле, на сковороде и т. д. [1, с. 10].
Для формирования личности человека весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Например, если в раннем и среднем детском возрасте в семье существуют трудности, то в подростковом периоде они могут усилиться. У подростков, живущих в дисфункциональных семьях, кроме нарушений пищевого поведения, могут быть проблемы с неуместным сексуальным поведением, побегами, агрессией и употреблением веществ, вызывающих психическую зависимость. Напротив, если отношения в семье благоприятны, то в подростковом возрасте серьезных осложнений не возникает и родители продолжают оказывать позитивное влияние на своих детей [8, с. 500].
Больные с нарушением пищевого поведения часто обнаруживают дополнительные симптомы психопатологических расстройств, такие как депрессия, тревожность, повреждающее и суицидальное поведение, а также наркотическая и алкогольная зависимость. Однако здесь стоит отличать личностную склонность к депрессивным состояним и вторичную депрессию, обусловленную голоданием.
Есть некоторые личностные черты, которые присутствуют у многих пациентов, страдающих анорексией. Они обычно перфеционисты, амбициозны и высоко мотивированы к успеху. Они также могут быть беспокойными или легковозбудимыми от природы, а также чувствительными к чужому мнению, сомневающимися в себе, в своем мнении, чувствах, мыслях.
Таким образом, искаженное мышление у людей с анорексией проявляется в плохо приспособленных к реальной жизни установках и неправильном самовосприятии. Они часто говорят себе: "Я должен стать совершенным во что бы то ни стало", "Я стану лучше, если подвергну себя лишениям" и "Я не буду чувствовать себя виноватым, если прекращу есть". К тому же, страдающие нервной анорексией, имеют тенденцию во всем стремиться к совершенству.

4. Подходы к лечению нарушений пищевого поведения

Многие болезни тела являются «осадком» ошибочных психических процессов, восстающих против природы [9, с. 95].
Коррекционные программы при терапии нарушений пищевого поведения в основном должны быть направлены на следующие цели и задачи:
1. Коррекция нарушений пищевого поведения и неадекватного образа жизни.
2. Коррекция образа Я.
3. Достижение объективности самооценки.
4. Реабилитацию Я в собственных глазах и достижение уверенности в себе.
5. Коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями.
6. Коррекция отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию состояний и интересов других людей.
7. Приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов [1, с. 11].
Лечение отличается в зависимости от типа и тяжести нарушения пищевого поведения и обычно имеет комбинированный формат. Некоторыми из методов лечения являются:
- Когнитивно-поведенческая терапия, которая предполагает, что чувства и поведение пациента вызвано его собственными мыслями, а не внешними стимулами, такими как другие люди, ситуации или события; идея состоит в изменении способа мышления человека и реагирования на ситуацию, даже если сама ситуация не меняется.
- Диалектическая поведенческая терапия
- Семейная терапия, в том числе совместная семейная терапия.
- Поведенческая терапия: фокусируется на установлении контроля и изменении нежелательного поведения.
- Межличностная психотерапия.
- Когнитивно эмоционально-поведенческая терапия.
- Музыкальная терапия.
- Художественная терапия.
- Консультирование по питанию и медицинская пищевая терапия.
- Работа над собой и самоусовершенствование под руководством специалиста - это включает группы поддержки и группы самопомощи.
- Психоанализ.
- Стационарное лечение.
Особого внимания заслуживает профилактика нарушений пищевого поведения, которая нацелена на способствование здоровому развитию до начала нарушений пищевого поведения. С подростками должны обсуждаться следующие темы:
- эффективные способы управления своими эмоциями;
- отказ от поддразнивания: другой концепцией является подчеркивание, что неправильно говорить обидные вещи про формы тела других людей;
- разговор о теле - подчеркивание важности прислушивания к телу, то есть, употреблять пищу, когда голоден (не истощая себя) и остановиться при насыщении (не объедаясь);
- обсуждение их страхов и надежд относительно роста.
Таким образом, при лечении нарушений пищевого поведения могут использоваться все известные психотерапевтические подходы. Однако выбор конкретного психотерапевтического метода и техник зависит от ряда факторов – клинической картины болезни, личностных особенностей пациента, времени, которое планируется потратить на психотерапию, компетенции психотерапевта (владение определенными психотерапевтическими методиками). На раннее выявление и предупреждение нарушений пищевого поведения нацелена профилактика, являющаяся мощным инструментом пропаганды здорового телесного образа и разумного питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в пище является одной из первичных потребностей человека. Люди едят для того, чтобы получать энергию, необходимую для жизни. С другой стороны еда удовлетворяет также эмоциональные потребности, а текущие пищевые привычки хорошо отражают душевное состояние человека. В первые годы жизни человека питание фундаментально сказывается на эмоциональном состоянии человека, накладывая отпечаток на всю последующую жизнь.
Нарушения пищевого поведения являются наиболее сложными для эпидемиологического изучения, во-первых, из-за выраженного стремления пациентов отрицать или скрывать симптомы заболевания, и во-вторых, вследствие размытости и неоднозначности симптомов пищевых нарушений. Выделяют два основных вида расстройства пищевого поведения – это нервная анорексия и нервная булимия.
Число людей, подверженных анорексии, растет, худоба становится навязчивой идеей. Люди стремятся сбросить как можно больше килограммов и в результате доходят до опасной грани. Основные особенности нервной анорексии — стремление к худобе, страх набрать вес, предубежденное отношение к пище, когнитивные расстройства, психологические проблемы и проблемы со здоровьем, включая отсутствие менструальных циклов. Более 90% страдающих анорексией — женщины.
Страдающие нервной булимией часто переедают и затем насильно вызывают у себя рвоту или прибегают к другим компенсирующим действиям. Нередко такие обжорства — это ответная реакция на растущее напряжение. Позже приходит чувство вины и время самообличения.
Существуют объективные сходства и различия между этими двумя видами пищевого поведения. Так, страдающие анорексией, убедясь в потере веса, могут начать переедать и у некоторых из них, таким образом, может развиться булимия. И наоборот, у людей с булимией иногда развивается анорексия.
Программы лечения включают в себя комплексный подход, совмещающий медикаментозное лечение и психотерапевтические методики. Появляются все новые и новые методы излечения нервной анорексии. Положительный результат видится в том, что, как только лечение начинается, вес часто быстро восстанавливается, однако процесс полного психологического и физического излечения может занимать несколько лет.
Программа лечения от булимии направлена на избавление от порочной схемы «обжорство — очищение желудка» и установление правильного режима питания. Затем ставится цель — работать над разрешением проблем, лежащих в основе формирования неправильной схемы питания. При этом применяются не только терапевтические методы, но и ведется разъяснительная работа. Многие программы, также как и в случаях лечения анорексии, комбинируют несколько стратегий излечения, включая индивидуальную инсайт-терапию, групповую терапию, бихевиоральную терапию и применение антидепрессантов.
Важным фактором в предупреждении нарушений пищевого поведения является профилактика правильного, здорового подхода к питанию, разумного отношения к своему телу, обучение эмоциональной грамотности.
Достаточно вмешаться в способ мысли, в поведение индивида, к которому он прибегает в определенных обстоятельствах, то есть, достаточно изменить стандарт поведения, или застывшую информацию субъекта, чтобы изменились последствия данного поведения, исчезли симптомы [9, с. 101].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Малкина-Пых, И.Г Терапия пищевого поведения. Серия «Справочник практического психолога». // И.Г. Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
2. Ромацкий, В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения (аналитический обзор литературы, часть I) / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - №3. - С.61-68.
3. Herzog, D. Anorexia nervosa / D. Herzog, E. Beresin // Textbook of child and adolescents psychiatry Ed. J. Wiener. Washington. - 1991. - P. 362—375.
4. Нардонэ, Дж. В плену у еды: краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота) // Дж. Нардонэ, Т. Вербиц, Р. М. Миланезе; пер. О. Е. Игошиной. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
5. Келина, М.Ю. Социокультурные факторы формирования неудовлетворенности телом и нарушений пищевого поведения // М.Ю. Келина // Вестник МГЛУ. 2012. - №7 (640). - С.158-165.
6. Романова, Т.А. Особенности пубертатного периода на современном этапе / Т.А. Романова // РМЖ. - 2004. - №13. - С. 780.
7. Ромацкий, В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения (аналитический обзор литературы, часть II) / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. 2006. - №4. - С.83-90.
8. Крайг, Г. Психология развития (Пер. с англ.) // Г. Крайг – СПб.: 2010. - 987 с.
9. Менегетти, А. Психосоматика (Пер. с ит.) // А. Менегетти – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005 – 360 с.
Выполнил:
студентка 2 курса, специальность «психология» заочной формы обучения второе высшее образование
Проверил:
Кандидат психологических наук, доцент, Т.И. Синица Минск, 2017

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.