Уральская Анастасия Сергеевна Научный руководитель: Семенова Елена Викторовна г. Шадринск, Россия В условиях социально - экономических реформ, происходящих в России на сегодняшний день, а так же слабого социального иммунитета, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного поведения среди детей старшего школьного возраста. Актуальность данной проблемы непосредственно проявляется в увеличении процента старшеклассников с девиантным поведением в образовательных учреждениях. Старшеклассники трудно приобщаются к идеалам общества и легко к плохим привычкам, а в будущей своей жизни принимают их за «норму». По данным научных исследований, употребление алкоголя и наркотиков оказывает разрушающее воздействие на психику старшеклассника, при этом не только задерживается развитие высших форм мышления подростков, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и с другой стороны утрачиваются уже развившиеся способности профессиональной направленности [3, с. 2].
В силу этого возникает необходимость научного осмысления влияния педагогических условий функционирования учебной деятельности на профилактику девиантного поведения старшеклассников. В работах А.Ю.Евтюшкина и Р.О.Кочергина под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2, с. 24]. Мы, в свою очередь, под девиантным поведением ребенка понимаем отклонения во внутренней ценностно-мотивационной структуре личности, которые проявляются в его поведении и ознакомлении с личными, социальными и культурными правами человека. Социально - педагогические факторы возникновения девиантного поведения среди старшеклассников лежат в плоскости семейного, общественного и школьного воспитания. Важная роль в положительном решении данных вопросов принадлежит общеобразовательной школе, которая является одним из основных социальных институтов государства, определяющих нравственное благополучие социума. Именно деятельность школы в большей мере связана с необходимостью выправления девиантного поведения - недостатков семейного и общественного воспитания, негативных воздействий в среде на подростков, регулирования и контроля вступления подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Однако в практике существуют случаи, когда в педагогических коллективах не владеют информацией о конкретных ситуациях развития подростков и их проблемах, об особенностях их ближайшего окружения, об условиях семейного воспитания многих трудных учащихся, недостаточно поддерживается сотрудничество с данным социальным институтом [1, с. 84-91]. Отношения педагогов с трудными подростками зачастую сводятся к запретительным и даже карательным мерам воздействия, которые способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Имеют место факты, когда подростки самовольно прекращают посещать школу, а также исключения их за грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения, за совершение противоправных действий и пр. Вступая в самостоятельные трудовые и другие отношения при слабой, незавершенной общеобразовательной подготовке, подростки могут сталкиваться с непреодолимыми трудностями, порождающими все новые и новые проблемы. В качестве закономерного результата такого развития событий налицо интенсивный рост числа педагогически запущенных учащихся. От этого следует, что организацию профилактики девиантного поведения в школах необходимо осуществлять планомерно, включать культурологический, системно-деятельностный и индивидуально - дифференцированный подходы, осуществлять психологическую поддержку учащихся, а так же педагогически целесообразные приемы, способы и формы работы с подростками [4, с. 48-54]. Так же хочется отметить, что результативным средством повышения эффективности профилактической работы педагогов с подростками является организация функционирования дополнительного образования, которое в свою очередь реализует интересы и потребности подростков, у них расширяется общий кругозор, происходит процесс профессионального самоопределения, приобретение навыков, умений и знаний, а так же заполняется свободное время. Еще одним из эффективных способов в профилактике девиантного поведения будет являться создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организация принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст] / О. Г. Галич [и др.] // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - № 16 (20). - С. 84-91. 2. Евтюшкин, А. Ю. Молодежный политический экстремизм в современной России: - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии [Текст] / А. Ю. Евтюшин. - М., 2009. - 24 с. 3. Зубок, Ю. А. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. - 2009. - № 1. 4. Новоселова, А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками [Текст] / А. С. Новоселова. - Пермь, 1988. - С. 48-54. Источник: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. И.Ю. Блясовой. - Шадринск : ШГПУ, 2017. - 287 с.
|