На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Психологическая готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст - Готовность к школе

В условиях современности очень актуален вопрос психологической готовности ребенка к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения - в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.


Формирование школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста является основной задачей современного дошкольного образования. При рассмотрении вопроса психологической готовности к школьному обучению, или «школьной зрелости» понятие «психологические новообразования» является центральным.
Отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют понятие школьной зрелости. А. Г. Бабаева,
Н. И. Гуткина понимают школьную зрелость как определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения.
Т. И. Акимова считает, что школьная зрелость - это биологическая и физиологическая зрелость ребенка. Это означает, что к 6,5 годам возрастные показатели всех органов и систем соответствуют анатомическим и физиологическим показателям.
И. В. Дубровина понятие «школьной зрелости» определяет как соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Школьная зрелость - это функциональная зрелость. Автор выделяет три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный аспект (дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость, концентрированное внимание, аналитическое мышление и др.); эмоциональный аспект (умение контролировать свои эмоции, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание); социальный аспект (потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам детской группы).
Т. Н. Доронова выделяет два основных аспекта школьной зрелости: физическая готовность и психологическая готовность.
Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков определяют школьную зрелость как сформированную психологопедагогическую готовность к школьному обучению, которая отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием.
Структура психолого-педагогической готовности к школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальных этапах обучения.
По мнению А. Анастази, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы.
И. Шванцара понимает под школьной зрелостью достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении.
В отечественной психологии детально проработана проблема психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин).
Л. И. Божович рассматривает готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе.
Исследователь выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л. И. Божович считала мотивационный план.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
Н. И. Гуткина, рассматривая проблему психологической готовности к школьному обучению, определяет ее как необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой.


Е. Е. Кравцова описывает различные подходы в аспекте психологической готовности детей к обучению в школе. Учитывая все многообразие и разноплановость ведущихся в данной области исследований, она выделяет четыре основных подхода к этой проблеме:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.


Е. Е. Кравцова, опираясь на учение Л. С. Выготского о «кризисе семи лет», считает, что психологическая готовность детей к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет, когда появляющееся в этот момент новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития. Этим центральным новообразованием, согласно учению Л. С. Выготского, является воображение. Таким образом, Е. Е. Кравцова делает вывод о том, что, развивая воображение, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.
Один из современных подходов к пониманию проблемы психологической готовности к школьному обучению представлен в исследованиях К. Н. Поливановой. Данный подход касается не уровня готовности ребенка, а типа его готовности или индивидуального варианта. Одним из главных признаков готовности к школе автор выделяет способность ребенка к деловому сотрудничеству со взрослым. Основные умения, необходимые ребенку в школе, - это способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания. К. Н. Поливанова выделила следующие типы готовности детей к школе:
1. «Дошкольники» - дети, имеющие дошкольный уровень регуляции поведения. Эти дети ориентируются не на правило, задаваемое взрослым, а на предметное содержание рисунка- образца. При этом дети этого типа могут обнаружить высокую степень интеллектуальной готовности. Однако отсутствует общая готовность принять школьные организационные формы обучения. Фактически эти дети не готовы к школе.
2. «Почти ученики» - поведение этого типа детей носит черты как «учеников», так и «дошкольников». Автор определяет этих детей как «играющих в школу». Таким детям для выполнения задания необходимо присутствие взрослого. Интеллектуальная готовность этой группы детей не всегда сочетается с общей готовностью к школьному обучению. Тем не менее они открыты для взаимодействия, готовы сотрудничать.
3. «Ученики» - легко справляются с заданиями, способны слушать и слышать. Опережают сверстников по уровню развития интеллекта. Дети этого типа готовы к сотрудничеству с учителем. У таких детей наблюдается ярко выраженная познавательная направленность.
4. «Псевдоученики, школяры» - этих детей отличает «функциональное взаимодействие» со взрослым. Ориентация на правила, действие по инструкции. Эти дети - исполнители. Им характерен низкий уровень самостоятельности, интеллектуальная пассивность. Придерживаются школьной атрибутики. Содержание их учения - оценка, школьная форма, ритуальные отношения с учителем.
5. «Коммуникаторы» - стремятся общаться со взрослым. Нарушена сфера общения со сверстниками. Стремление к успеху заслоняет учебное содержание, мешает им заняться делом. Эти дети могут быть хорошо подготовлены к школе.


К. Н. Поливанова данной типологией обосновывает необходимость учета индивидуальных психологических характеристик детей для эффективного взаимодействия в процессе обучения. Другие современные исследования свидетельствуют, что также важно учитывать психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.
Необходимо изучать психофизиологические и конституциональные параметры готовности к обучению для составления программ эффективного сопровождения детей в период адаптации к школе. Взятые за основу, такие параметры обеспечивают индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку, который переходит к новому виду деятельности - учебной.


Вопросы для самопроверки
1. Какие параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе, выделяет Л. И. Божович?
2. Какие предпосылки к учебной деятельности описывает Д. Б. Эльконин?
3. Какие показатели психологической готовности к школе выделяет Н. Г. Салмина? Что такое семиотическая функция?
4. По уровню развития каких психических сфер судит о психологической готовности к школе Н. И. Гуткина?
5. Какие подходы в изучении проблемы психологической готовности детей к обучению в школе описывает Е. Е. Кравцова?
6. Какие типы готовности детей к школе выделила К. Н. Поливанова?

Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна
Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.