Методика исследования кратковременной памяти по Джекобсону
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

Цель: исследование кратковременной памяти.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

Второй набор

5241

7106

96023

89934

254061

856086

7842389

5201570

34682538

82744525

598374623

715843413

6723845207

1524836897

Третий набор

Четвертый набор

1372

7106

64805

89934

725318

856086

0759438

5201570

52186355

82744525

132697843

715843413

3844528716

1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов:

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
- ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
-  наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

-  количество  правильно воспроизведенных  рядов,  больших,  чем  тот,  который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
- коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

  • Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
  • А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
  • С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
  • n – число серий опыта, в данном случае – 4. Анализ результатов:

Для  анализа  результатов  пользуются  следующей  оценкой  уровней  объема кратковременного запоминания:


Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент

Уровень

объема памяти /Пк/

кратковременного запоминания

10

очень высокий

8-9

высокий

7

средний

6-5

низкий

3-4

очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты  получаемых  уровней  запоминания.  Запоминание,  равное  10,  как правило,  является  следствием  использования  испытуемым логических  средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.