На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР)
Опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР)
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

ОНР представляет собой адаптированный в Психоневрологическом НИИ им. В.М.Бехетерева вариант немецкого опросника BVNK-300.


Он включает 300 диагностических пунктов, каждый из которых оценивается испытуемым по 6 градациям.
Пункты методики организованы в следующие блоки шкал:
- 15 клинических шкал, соответствующих различным формам невротических расстройств,
- 7 личностных шкал, отражающих невротические особенности личности,
- 6 специальных шкал, характеризующих психотические, психопатоподобные и аддиктивные нарушения,
- 2 контрольные шкалы.
Список всех 30 шкал данного опросника представлен в таблице 6.


Таблица 6 - Шкалы методики «Опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений»

Название шкалы

Клинические шкалы

1

Степень ухудшения общего самочувствия

2

Колебания интенсивности жалоб

3

Расстройства в сфере пищеварения

4

Расстройства сердечно-сосудистой деятельности

5

Нарушения общей чувствительности

6

Нарушения моторики

7

Психическая истощаемость

8

Нарушения сна

9

Повышенная возбудимость

10

Переживание своей малоценности

11

Пониженная работоспособность

12

Навязчивые мысли и действия

13

Немотивированный страх

14

Фобические расстройства

15

Нарушения социальных контактов

Личностные шкалы

16

Неуверенность в себе

17

Познавательная и социальная пассивность

18

Невротический «сверхконтроль» поведения

19

Аффективная неустойчивость

20

Интровертиванная направленность личности

21

Ипохондричность

22

Социальная неадаптивность

Название шкалы

Специальные шкалы

23

Злоупотребление курением

24

Злоупотребление лекарственными средствами

25

Злоупотребление алкоголем

26

Гипоманиакальные проявления

27

Паранойяльная настроенность

28

Галлюцинаторно-бредовые нарушения

Контрольные шкалы

29

Симуляция

30

Диссимуляция

 

Характеристика личностных шкал


Шкала «Неуверенность в себе»
Высокие значения оценок: повышенная тревожность, трудности принятия решений, склонность к тщательному обдумыванию поступков, неудовлетворенность собой, сниженная самооценка; в социальных отношениях - робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении.
Низкие значения оценок: уверенность в себе, самостоятельность, независимость, стеничность.
Шкала «Познавательная и социальная пассивность»
Высокие значения оценок: низкая интеллектуальная продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг интересов; низкая социальная активность, недостаточная общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях.
Низкие значения оценок: подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, разнообразные интересы, активный поиск информации и впечатлений; социальная смелость, уверенность, настойчивость, склонность к риску, стремление к широким и разнообразным контактам.
Шкала «Невротический «сверхконтроль» поведения»
Высокие значения оценок: повышенная интроспективность, чрезмерный сознательный контроль поведения, склонность к выраженной рационализации; инертность и «застреваемость» переживаний; в поведении и социальных контактах - «зажатость», отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности.
Низкие значения оценок: спонтанность эмоциональных реакций и поведения в целом, свободная самореализация, динамичность принимаемых решений, оценок, поступков, отсутствие ин- троспективности и склонности к рефлексии.
Шкала «Аффективная неустойчивость»
Высокие значения оценок: несдержанное, плохо контролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохая переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности.
Низкие значения оценок: эмоциональная стабильность и уравновешенность, отсутствие аффективной обусловленности и необдуманности поведения, высокая фрустрационная толерантность, преобладание пластичных, конструктивных способов преодоления стресса.
Шкала «Интровертированная направленность личности»
Высокие значения оценок: социальная дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия, индивидуализм в поведении.
Низкие значения оценок: социально ориентированное поведение, открытость и легкость в контактах, потребность в общении, способность к групповому взаимодействию.
Шкала «Ипохондричность»
Высокие значения оценок: чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания.
Низкие значения оценок: беспечное, нетревожное отношение к состоянию своего здоровья, отсутствие стремления к превентивным мерам в связи с риском заболевания и щадящему стилю жизни.
Шкала «Социальная неадаптивность» 
Высокие значения оценок: плохая приспособляемость в социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межличностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения.
Низкие значения оценок: адаптивность, пластичность, дифференцированность социального поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к сотрудничеству.


Обработка данных


Сначала по всем шкалам методики подсчитываются путем суммирования баллов сырые оценки. При этом для получения «сырых» оценок по личностным шкалам необходимо суммировать баллы ответов испытуемого на утверждения, относящиеся к полюсу шкалы, соответствующему ее названию, и вычесть баллы ответов на утверждения, относящиеся к противоположному полюсу шкалы. Номера утверждений, баллы которых при подсчете «сырой» шкальной оценки необходимо суммировать, приводятся в таблице ключей в графе «+», а номера утверждений, баллы которых следует вычитать, приводятся в графе «-». Полученный результат представляет собой «сырую» шкальную оценку (R) для всех личностных шкал кроме шкалы 17 («Познавательная и социальная пассивность»). Для вычисления «сырой» оценки по этой шкале необходимо полученный результат вычесть из 119.
Дальнейшая обработка «сырых» оценок обеспечивает сопоставимость результатов исследования по отдельным шкалам и со средне нормативными данными. С этой целью осуществляется преобразование «сырых» шкальных оценок (R) в стандартизированные оценки (Т-баллы). Это преобразование производится по формуле:

Т = 50 +10 х (R - M)/s
где Т - стандартизированная оценка;
R - «сырая» оценка данного испытуемого;
М - средняя «сырая» оценка в нормативной группе; s - стандартное отклонение.
Шкальные оценки (R и Т) клинических и личностных шкал
отдельного испытуемого представляются в виде таблицы и графически в виде «профиля» на специальном бланке.
Обработка и представление данных ОНР аналогичны обработке результатов исследования Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI) (при этом «профиль» ОНР повернут на 90 градусов). Интерпретация данных исследования проводится на основании анализа совокупности шкальных оценок, сопоставления их между собой и с нормативными данными.
На основании оценок клинических шкал могут быть выявлены и описаны симптомокомплексы невротических и неврозоподобных нарушений в психической и соматической сферах, произведена сравнительная оценка их выраженности. В процессе использования методики целесообразно обращаться не только к шкальным оценкам, но и к конкретным ответам испытуемого на утверждения, входящие в шкалу.
При рассмотрении результатов исследования для блока личностных шкал анализируется «профиль» шкальных оценок с учетом его высоты, конфигурации, соотношения отдельных шкал (подобно профилю MMPI).
При анализе результатов исследования по специальным шкалам «сырая» шкальная оценка R используется преимущественно при групповых сопоставлениях путем получения ее средней величины в исследуемых группах испытуемых. При интерпретации данных отдельного испытуемого по этим шкалам следует учитывать отсутствие нормативных данных. Поэтому полученную испытуемым «сырую» шкальную оценку R следует сопоставлять с пороговым значением. Диагностически значимыми являются R-оценки, превосходящие пороговое значение.


Пороговые значения R-оценки для специальных шкал
23. «Злоупотребление курением» 6
24. «Злоупотребление лекарственными средствами» 12
25. «Злоупотребление алкоголем» 9
26. «Гипоманиакальные проявления» 12
27. «Паранойяльная настроенность» 12
28. «Галлюцинаторно-бредовые нарушения» 12


Более информативные психодиагностические результаты могут быть получены при анализе ответов испытуемого на каждый пункт, входящий в шкалу. При этом наличие даже одного ответа в шкале на 3 («Незначительно соответствует») и более баллов указывает на возможность соответствующего психического отклонения или патологической зависимости.
Контрольные шкалы позволяют выявить склонность испытуемого в момент исследования к симулятивным или диссимуля- тивным ответам. Склонность к симуляции констатируется при превышении «сырой» шкальной оценки R порогового значения, равного 27. Склонность к диссимуляции - при превышении порогового значения, равного 40.


Текст методики ОНР


Инструкция: в этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложены регистрационный лист для ответов (предназначенные для непосредственного ввода в компьютер), которые Вам нужно заполнить.
Откройте брошюру и положите рядом регистрационный лист. Каждому утверждению в брошюре соответствует клетка с тем же номером в регистрационном листе.
Прочитайте первое утверждение. Если по отношению к Вам оно ВЕРНО или в ОСНОВНОМ ВЕРНО, поставьте в регистрационном листе косой крестик (x) над цифрой 1. Если по отношению к Вам оно НЕВЕРНО или БОЛЬШЕ НЕВЕРНО, чем верно, поставьте крестик (x) под цифрой 1 в регистрационном листе.
Буквы В и Н (в/н) на регистрационном листе слева означают, что крестик (x) ставится в верхней половине клеточки в случае ответа «ВЕРНО» и в нижней половине клеточки в случае ответа «НЕВЕРНО».
Если Вы затрудняетесь решить, как правильно ответить, то выберите предпочтительный ответ, исходя из того. что подходит больше: «скорее - верно», «скорее - неверно».
НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОМЕЧАЙТЕ В САМОЙ БРОШЮРЕ С УТВЕРЖДЕНИЯМИ!
Если утверждение вообще для Вас неприемлемо или если это что-то, чего Вы не знаете - обведите номер этого вопроса на регистрационном листе кружочком и вернитесь к его обдумыванию еще раз, когда закончите работу, или обратитесь за помощью к проводящему это исследование. Однако имейте в виду, что даже в этих случаях, лучше дать предположительный подходящий для Вас ответ.
Не раздумывайте долго - важна Ваша первая реакция на содержание утверждений. Вас не должны смущать некоторые достаточно интимные вопросы, так как дальнейшая обработка данных автоматизирована и никто не будет перечитывать Ваши ответы.
Помните, что Вы высказываете свое мнение о себе, ка- ким/какой Вы являетесь на сегодняшний день. Здесь не может быть «плохих» и «хороших» ответов.
Полученные в процессе статистической обработки результаты выявляют лишь общие особенности Вашего характера. Постарайтесь отнестись к работе внимательно и серьезно. Небрежно поставленные крестики, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводит к недостоверным результатам и необходимости повторного обследования, так как методика с помощью специальных шкал улавливает искажения и неискренность ответов.


1. Я довольно живой и темпераментный.
2. Я не люблю долго заниматься одним и тем же.
3. Я почти никогда не попадаю в такие ситуации, которые я заранее не продумал.
4. Над сложными задачами я могу работать только в одиночку.
5. Я очень быстро все схватываю.
6. Я в любом случае действую в соответствии со своими принципами, что бы ни случилось.
7. Меня нужно принуждать к принятию решения.
8. Я оказываю большее влияние на других.
9. Порицание легко приводит меня в уныние.
10. Я могу говорить с другими о вещах, которые меня угнетают.
11. Мне больше нравится, если меня развлекают, чем самому развлекать других.
12. В принципе, я не люблю каких бы то ни было волнений.
13. Я могу быть очень терпеливым.
14. Я, в общем, настолько привыкаю к определенным делам и ходу событий, что мне очень мешают любые перемены.
15. Я почти не составляю планов на будущее, так как обычно все равно все будет иначе.
16. Даже если шансы на успех не очень велики, я все равно стремлюсь к нему.
17. Я достаточно хорошо информирован о болезнях и их последствиях, чтобы ничего не пропустить у себя.
18. Я могу заниматься самостоятельно лишь с трудом.
19. Я знаю немного людей, с которыми хотел бы дружить.
20. Я «проглатываю» любую обиду.
21. Другие люди мне, в принципе, безразличны.
22. Я способен на большее, чем от меня повседневно требуют.
23. Иногда я бываю несколько злорадным.
24. На меня все нападают.
25. Часто я упрекаю себя в том, что не использую многие свои способности.
26. Лишь с немногими людьми я в ссоре.
27. Я не могу развлекаться до полуночи, так как после этого не высыпаюсь.
28. Я думаю, что легко могу приспосабливаться к самым разным условиям жизни.
29. На работе я ставлю перед собой только небольшие цели, чтобы непременно их достичь.
30. Когда я начинаю дружить с кем-нибудь, обычно инициатива на моей стороне.
31. На меня легко оказывать влияние.
32. Я думаю, что часто скрываю свои ошибки от самого себя.
33. У меня часто так много мыслей в голове, что я не могу найти разумное решение.
34. Я с трудом отказываюсь от принятых решений, даже если преобладают аргументы против них.
35. Более всего я чувствую себя счастливым, когда я один.
36. Я должен был бы чаще говорить о том, что мне не нравится.
37. Ничего существенного в своей жизни я не хотел бы делать по-другому.
38. Нередко я вымещаю свою злость на ком-то другом.
39. Я стараюсь избегать чрезмерного напряжения, чтобы сберечь силы.
40. Я всегда признаюсь в своих ошибках.
41. Мне трудно найти правильный тон.
42. У меня полно мыслей и идей.
43. Я тщательно обдумываю все возможности для устройства своей жизни.
44. Я не могу сдерживать в себе такие чувства, как радость и гнев.
45. Я не могу ни к кому обратиться со своими проблемами, не испытывая страха, что в конце концов это как-либо будет использовано.
46. Я уверен в своих решениях.
47. Я думаю, что часто себя недооцениваю.
48. Я мог бы еще многое сказать людям.
49. Я хороший организатор.
50. Я стараюсь не потеть, так как легко можно простудиться.
51. Я бываю удовлетворен только при окончательном и доскональном решении проблемы.
52. Я охотно иду на большой риск.
53. Думаю, что я могу превратить жизнь в праздник.
54. Меня очень легко обидеть и оскорбить.
55. С плохими известиями мне хочется справиться самому.
56. Я не всегда говорю правду.
57. Я довольно долго не забываю несправедливость.
58. Я заядлый курильщик.
59. Часто я попадаю впросак, потому что и себя, и других оцениваю неправильно.
60. Мне необходимо разнообразие в жизни для того, чтобы не было скучно.
61. Мне очень трудно воспринимать новое.
62. Я постоянно чувствую себя усталым.
63. Мое самочувствие в данное время таково, что я уже не могу вести нормальную жизнь.
64. Волнение у меня легко сказывается на желудке.
65. У меня болит сердце.
66. Я очень чувствителен к шуму.
67. В данное время я все делаю без желания.
68. Я настолько беспокоен, что не могу долго спокойно сидеть на одном месте.
69. Меня угнетает, что я так неуравновешен.
70. Продолжительное время у меня нет хорошего аппетита.
71. У меня бывают внезапные приливы (чувство жара).
72. У меня часто болит голова.
73. Перед важными событиями я испытываю сильное волнение и физическое беспокойство.
74. Мне трудно сосредоточиться, и я часто бываю рассеян.
75. Каждый день у меня со здоровьем что-то не в порядке.
76. Иногда я ощущаю давление под ложечкой, даже если я ничего не ел.
77. Даже без большого напряжения я быстро устаю.
78. При волнении я не могу мочиться.
79. Я нахожу жизнь скучной и мрачной.
80. Я часто просыпаюсь весь в поту.
81. Иногда я боюсь, что мое сердце может остановиться.
82. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки.
83. У меня уже давно ежедневные поносы.
84. Я часто испытываю кожный зуд и покалывание.
85. Даже после длительного отдыха я не чувствую себя бодрым.
86. В волнующих ситуациях я начинаю заикаться и не могу ясно произнести ни одного слова.
87. Без таблеток я засыпаю с большим трудом.
88. Меня часто сильно тошнит.
89. Даже без большого физического напряжения меня прошибает пот.
90. Меня по-настоящему ничто больше не интересует.
91. Состояние моего здоровья очень зависит от моего настроения.
92. Когда я раздражен или напряжен, я иногда чувствую неутолимый голод.
93. При волнении и напряженной деятельности у меня постоянно потеют руки и ноги.
94. Я часто испытываю жажду и вынужден много пить.
95. Днем я могу спать, а ночью - нет.
96. Временами я не в состоянии ясно мыслить.
97. Я очень чувствителен к давлению извне.
98. Меня часто тошнит.
99. В определенных ситуациях у меня бывает сильное сердцебиение.
100. У меня часто бывает мигрень.
101. Я очень быстро устаю.
102. Я плохо засыпаю.
103. На мое настроение легко влиять.
104. Мне кажется, что в моей памяти много пробелов.
105. У меня часто бывает дрожание век и подергивание мышц лица.
106. Я чувствую разбитость во всем теле как после большого напряжения.
107. Периоды, когда я чувствую себя усталым, сменяются периодами, когда мне для того, чтобы чувствовать себя бодрым и работоспособным, достаточно непродолжительного сна.
108. Я редко бываю столь непродуктивным, как сейчас.
109. Я вижу кошмарные сны.
110. У меня уже часто бывало желание умереть.
111. Иногда мне кажется, что мое сердце бьется неравномерно.
112. Временами я ничего не могу есть, и мне противно думать о еде.
113. В определенных ситуациях мне трудно дышать, как будто обруч сдавливает грудь.
114. Часто у меня кружится голова.
115. Иногда у меня такое ощущение, как будто я парализован.
116. Иногда уже с утра я чувствую себя усталым.
117. Часто у меня затекают ноги и руки.
118. Я никогда не могу полностью отключиться.
119. Часто я попадаю в весьма затруднительное положение, потому что забываю очень важные вещи.
120. Только из-за своей напряженности я теряю слишком много сил при выполнении своих задач.
121. Когда я ничем не занимаюсь, мои недуги особенно тяжелы.
122. У меня понос.
123. Иногда я чувствую, что близок к обмороку.
124. Когда я волнуюсь, то вынужден часто ходить в туалет.
125. Мне все надоело, мне хотелось бы все бросить.
126. По ночам я часто просыпаюсь и потом долго не могу уснуть.
127. Я быстро воодушевляюсь, но мой интерес так же быстро пропадает.
128. Иногда мне кажется, что я схожу с ума.
129. Я должен часто принимать таблетки, чтобы голова была ясной.
130. Иногда у меня бывает плохое настроение.
131. Даже когда есть причина , я не могу по-настоящему ничему радоваться.
132. Я легко раздражаюсь, малейшие события приводят меня в ярость.
133. Я чувствую, что мое здоровье в настоящее время не в порядке.
134. У меня болит желудок.
135. Я не могу долго усидеть на одном месте.
136. Я больше уже не способен ни на какие сильные чувства.
137. Я постоянно чувствую себя «затравленным».
138. Мое настроение может испортиться без всяких на то оснований.
139. Иногда я настолько погружаюсь в себя, что начинаю делать что-то совсем неподходящее и бессмысленное.
140. Окружающие считают меня очень нервным.
141. В настоящий момент у меня плохо со здоровьем, но я твердо надеюсь, что все изменится к лучшему.
142. У меня часто темнеет в глазах.
143. В данный момент у меня нет никаких желаний, я вял и ко всему безразличен.
144. Я думаю, что я очень зависим от таблеток.
145. Иногда у меня возникает ощущение комка в горле.
146. Когда я волнуюсь, у меня появляются красные пятна на шее или на лице.
147. Всегда в нужный момент руки отказываются служить мне.
148. Я думаю, что лишь с большим трудом смогу отвыкнуть от курения.
149. Моя умственная работоспособность в последнее время сильно понизилась.
150. У меня даже в теплые дни холодные ноги и руки.
151. Уже давно я не могу себя заставить сделать что-либо полезное.
152. Мне кажется, что из-за напряженного ритма своей жизни я скоро свалюсь.
153. Я страдаю запорами.
154. Мое состояние становится лучше лишь тогда, когда я принимаю таблетки.
155. По утрам я очень медленно включаюсь в работу.
156. Мне трудно писать, к примеру, расписаться, если при этом смотрят на мои руки.
157. Периоды, когда я очень продуктивен, постоянно сменяются периодами, когда у меня ничего не получается.
158. Я очень невнимателен и часто упускаю важные детали.
159. Я уже не в состоянии творчески мыслить.
160. У меня болят конечности, даже если я не очень напрягался.
161. Я чувствую себя внутренне беспокойным и взволнованным.
162. Часто мне необходимо много времени, чтобы вспомнить даже самые простые вещи.
163. Я очень подавлен, хотя и не знаю почему.
164. Иногда я сплошной «комок нервов».
165. Иногда я подолгу нахожусь как бы в сумеречном состоянии.
166. Так плохо, как сейчас, я себя еще никогда не чувствовал.
167. У меня такое чувство, словно у меня похитили все мои идеи.
168. Я боязливый человек.
169. Мне кажется, что меня никто хорошо не понимает.
170. На мои мысли пытаются влиять.
171. Я боюсь темноты.
172. Я ненавижу самого себя.
173. Мои мысли постоянно возвращаются, как будто они «ходят по кругу».
174. Я боюсь определенных животных (например: мышей, собак, пауков).
175. Я истязаю себя самообвинениями.
176. Когда я разговариваю с кем-то, то всегда боюсь, что мне не о чем будет далее говорить.
177. Не всех, кого я знаю, я люблю.
178. Иногда я не могу успокоиться, пока не представлю себе определенные вещи и не нарисую их в своем воображении.
179. У меня нет никого, с кем бы я мог поговорить о своих проблемах.
180. Достаточно малейшего повода, чтобы я стал бояться, что может случиться что-то страшное.
181. Я склонен к долгому обдумыванию одной и той же проблемы или идеи и не могу, даже при желании, отвлечься от этого.
182. Я испытываю страх перед будущим.
183. Я совершенно не могу включиться в коллектив.
184. Я не люблю думать о своих ошибках.
185. Меня раздражает, когда люди появляются в нетрезвом виде в общественных местах.
186. На мои поступки влияет внутренний голос, который я хорошо слышу.
187. Все мои привычки хороши и желательны.
188. Мне часто говорят, что я бесчувственный.
189. Многие мои поступки определяются довольно жесткими правилами и мешают мне, и с собой я тут ничего не могу поделать.
190. Я всегда боюсь, что может случиться что-то страшное.
191. В общении с людьми другого пола я очень скован.
192. Я часто упрекаю себя в том, что не могу устроить свою жизнь лучше.
193. Я нуждаюсь в небольшом количестве алкоголя, чтобы хорошо себя чувствовать.
194. Мои враги скоро совсем меня одолеют.
195. Мне кажется, что мне не хватает чувства такта.
196. Вновь и вновь у меня появляются тягостные мысли, от которых я не могу избавиться.
197. Я испытываю страх, когда перехожу мост.
198. Когда я нахожусь с другими людьми, я испытываю чувство стеснения.
199. Мне бы хотелось быть совсем другим человеком.
200. Бывают периоды, когда я почти ежедневно употребляю алкоголь.
201. У меня очень много поводов для жалоб и неудовольствий.
202. Я не достоин любви.
203. Я должен постоянно контролировать определенные вещи, даже если я знаю, что для этого нет никаких оснований.
204. Я испытываю страх при переходе больших улиц и площадей.
205. Когда я ложусь спать или ухожу из дому, то всегда сомневаюсь, закрыл ли я дверь или газовый кран, и должен ещё раз проверить.
206. Я живу в постоянном страхе, что со мной произойдет несчастный случай.
207. Я боюсь оскорбить других людей своими словами или поведением.
208. Я боюсь ранней смерти.
209. Если бы у меня еще была такая возможность, то в жизни я делал бы всё совсем по-другому.
210. Утром я должен выпить пива или водки, иначе я буду «не в форме».
211. Я боюсь смотреть вниз с большой высоты.
212. Если я слышу смех, я всегда чувствую себя задетым и думаю, что это смеются надо мной.
213. Я чувствую себя абсолютно ни на что не способным.
214. Иногда я вынужден делать какие-то совершенно бессмысленные вещи (например, считать что-нибудь или касаться чего-нибудь и др.), так как испытываю сильное стремление к этому.
215. Я боюсь потерять близкого человека вследствие несчастного случая или болезни.
216. Я боюсь потерять признание других людей.
217. Почти все, что я делаю, плохо.
218. Я всегда на виду, все говорят обо мне.
219. Я испытываю страх в закрытых помещениях.
220. Я испытываю отвращение к себе.
221. Иногда я слышу свои мысли, как будто их действительно кто-то громко произносит.
222. Бывают времена, когда я постоянно чувствую страх или стеснение и не могу ничего с этим поделать.
223. Когда я вижу драку, я всегда боюсь, что меня втянут в нее.
224. Я заговариваю первым с другими людьми с большим трудом и с нетерпением жду, когда заговорят со мной.
225. Я презираю самого себя.
226. Я всегда боюсь, что мне здорово «достанется».
227. Ни на что дельное я не гожусь.
228. Я постоянно испытываю внутреннее стремление сделать что-либо определенное и не могу избавиться от этого.
229. Я боюсь одиночества.
230. Я твердо намерен стать другим.
231. При всем желании я не могу отключиться.
232. Боюсь, что я болен неизлечимой болезнью.
233. Я страдаю от того, что не могу или почти не могу склонить других на мою сторону.
234. Мне не удается принимать себя таким, какой я есть.
235. Когда я где-нибудь говорю, я часто непреднамеренно вызываю смех.
236. Я постоянно боюсь не справиться со своей работой.
237. Иногда страх у меня настолько велик, что я уже не в состоянии разумно и спокойно мыслить.
238. Я не достоин того, чтобы со мной возились.
239. Когда надвигается гроза, меня охватывает чувство страха.
240. Я постоянно не доволен тем, чего достигаю.
241. У меня страх острых предметов (например, ножа, вилки и т.д.).
242. Я боюсь критики.
243. Что бы я ни делал, я испытываю чувство страха.
244. При получении хороших известий я могу быть вне себя от радости.
245. Я быстро теряю терпение и все бросаю, если нет немедленного успеха.
246. Я уже однажды «рядился в чужие перья».
247. Я стараюсь всегда быть точным и конкретным, при этом я иногда могу и переусердствовать.
248. Я редко планирую что-то заранее, скорее я действую не раздумывая.
249. К простуде я не могу относиться легкомысленно и пытаюсь основательно от нее вылечиться.
250. В принципе, чтобы я чувствовал себя хорошо, кто-то всегда должен быть со мной.
251. Я нуждаюсь в ком-то, кто бы меня «увлекал».
252. Часто, принимая решения, я заранее знаю, что совершил ошибочный шаг.
253. В принципе, я могу быть доволен тем, кем я стал.
254. Иногда я люблю шутки, которые могут сильно обидеть других.
255. Я всегда дружелюбен и уравновешен, даже если чувствую себя плохо.
256. В принципе, я позволяю жизни идти своим чередом и сильно не задумываюсь над этим.
257. Купаясь, я могу находиться в воде лишь несколько минут, так как очень легко переохлаждаюсь.
258. Прежде чем решать сложные дела, я всегда должен сначала с кем-нибудь посоветоваться.
259. Я решаюсь на работу, которая кажется мне интересной, даже в том случае, когда не могу точно оценить, смогу ли я ее выполнить.
260. Я приглашаю знакомых к себе в гости чрезвычайно редко.
261. Я уверен, что когда-нибудь мне еще будут удивляться.
262. Другие люди лучше представляют себе, как можно провести свободное время.
263. Я люблю, когда мне говорят, что я должен сделать.
264. Я чувствую себя духовно созревшим, чтобы удовлетворять требования жизни.
265. Меня охватила большая идея, и я от этого не отступлюсь.
266. Иногда мне хочется разбить все вдребезги.
267. Я могу положиться на свою память.
268. Перед едой всегда мою руки.
269. Я не могу видеть страданий животных.
270. Я всегда уживаюсь с другими.
271. По сравнению с другими людьми мне требуется больше времени для выполнения какой-либо задачи.
272. Я часто делаю много дел одновременно.
273. У меня потребность всегда контролировать свое поведение.
274. Я много делаю для предупреждения заболеваний, потому что можно легко заразиться.
275. Многие из моих знакомых советуются со мной, когда у них возникают проблемы.
276. Я охотнее определяю сам, что делать, нежели делаю то, что предлагают другие.
277. Я склонен к быстрым решениям.
278. Яне впадаю сразу в панику, если что-то не получается.
279. Я думаю, что люди говорят неправду, стоит только им открыть рот.
280. Я уже однажды не сдержал своего обещания, потому что оно стало неудобным и тягостным.
281. Я так поглощен своей работой, что перерывы мне могут очень мешать.
282. Я стараюсь придерживаться диеты в соответствии с научными рекомендациями.
283. Провести в жизни свои взгляды мне очень трудно.
284. когда я взбешен, я иногда делаю что-то такое, о чём позже сожалею.
285. Я могу признать перед другими свои ошибки.
286. Я настолько могу возбудиться по какому-либо поводу, что теряю контроль над своим поведением.
287. Мне нравится подтрунивать над людьми, которых я, в принципе, люблю.
288. Меня довольно легко сбить с толку и привести в замешательство.
289. Я думаю, что я довольно спокойный и уравновешенный человек.
290. Я могу быть очень настойчивым, если хочу добиться определенной цели.
291. Я верю обещаниям других людей.
292. Иногда я целыми днями переживаю по поводу какого- нибудь неприятного события.
293. Мне безразлично, что думают обо мне другие.
294. Я никогда не знаю, достаточно ли я в курсе дела по данному вопросу, чтобы принять определенное решение.
295. Я однажды уже свалил свою вину на другого.
296. Я стараюсь не быть грубым и невежливым по отношению к другим.
297. Я стараюсь тщательно и точно обосновывать свои решения.
298. Если говорить честно, я чаще всего сам виноват в своих неприятностях.
299. Я могу пойти и на уступки.
300. Я склонен к повторному обдумыванию своих решений.


Бланк методики ОНР


Ф.И.О______________ Пол________ Возраст_____
Образование__________ Профессия____________ Дата

 

Номер
утверждений

В настоящее время это утверждение соотносится с моим состоянием

нет

мало

незначительно

скорее

преимущественно

полностью

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

3

1

2

3

4

5

6

4

1

2

3

4

5

6

5

1

2

3

4

5

6

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

8

1

2

3

4

5

6

9

1

2

3

4

5

6

10

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

299

1

2

3

4

5

6

300

1

2

3

4

5

6

 

Таблица 7 - Ключи к клиническим шкалам ОНР

Название шкалы

Ключевые утверждения

1

Степень ухудшения общего самочувствия

63, 133, 141

2

Колебания интенсивности жалоб

75, 91, 107, 121, 157

3

Расстройства в сфере пищеварения

64, 70, 76, 83, 88, 92, 94, 98, 112, 122, 124, 134, 153

4

Расстройства сердечнососудистой деятельности

65, 71, 77, 81, 89, 99, 111, 113, 114, 146

5

Нарушения общей чувствительности

66, 72, 84, 97, 100, 123, 142, 145, 150, 155, 160

6

Нарушения моторики

78, 82, 93, 105, 115, 117, 135, 147, 156

7

Психическая истощаемость

62, 67, 79, 85, 90, 101, 106, 110, 125, 131, 136, 138, 143, 151, 163, 166, 269

8

Нарушения сна

80, 95, 102, 109, 126

9

Повышенная возбудимость

68, 69, 73, 86, 103, 118 120, 127, 132, 137, 140, 152, 161, 164

10

Переживание своей ма- лоценности

20, 25, 172, 175, 192, 199, 202, 213, 217, 220, 225, 227, 230, 234, 238, 240, 298

11

Пониженная работоспособность

74, 96, 104, 108, 119, 128, 139, 149, 158, 159, 162, 165, 167

12

Навязчивые мысли и действия

173, 178, 181, 189, 196, 203, 205, 214, 228, 231

13

Немотивированный страх

168, 182, 190, 222, 226, 237, 243

14

Фобические расстройства

171, 174, 180, 197, 204, 206, 208, 211, 215, 219, 223, 229, 232, 239, 241

15

Нарушения социальных контактов

169, 176, 179, 183, 191, 198, 207, 212, 216, 224, 233, 236, 242

Таблица 8 - Ключи к личностным шкалам ОНР

Название шкалы

Ключевые утверждения

Специальные шкалы

23

Злоупотребление курением

58, 148

24

Злоупотребление лекарственными средствами

87, 129, 144, 154

25

Злоупотребление алкоголем

193, 200, 210

26

Гипоманиакальные проявления

22, 48, 261, 265

27

Паранойяльная настроенность

24, 194, 201, 218

28

Галлюцинаторно-бредовые нарушения

170, 186, 221, 279

Контрольные шкалы

29

Симуляция

23, 56, 116, 130, 177, 246

30

Диссимуляция

6, 36, 40, 187, 255, 268, 280, 285, 295

 

Таблица 9 - Ключи к специальным и контрольным шкалам ОНР

Название шкалы

Ключевые утверждения

Специальные шкалы

23

Злоупотребление курением

58, 148

24

Злоупотребление лекарственными средствами

87, 129, 144, 154

25

Злоупотребление алкоголем

193, 200, 210

26

Гипоманиакальные проявления

22, 48, 261, 265

27

Паранойяльная настроенность

24, 194, 201, 218

28

Галлюцинаторно-бредовые нарушения

170, 186, 221, 279

Контрольные шкалы

29

Симуляция

23, 56, 116, 130, 177, 246

30

Диссимуляция

6, 36, 40, 187, 255, 268, 280, 285, 295

 


Таблица 10 - Средние величины (м) и стандартные отклонения (s) «сырых» шкальных оценок (г) для группы здоровых испытуемых

Но
мер
шка
лы

Название шкалы

М

s

Клинические шкалы

1

Степень ухудшения общего самочувствия

6,3

3,6

2

Колебания интенсивности жалоб

7,2

3,4

3

Расстройства в сфере пищеварения

14,3

5,9

4

Расстройства сердечнососудистой деятельности

20,5

8,1

5

Нарушение общей чувствительности

16,7

5,9

6

Нарушения моторики

18,1

5,9

7

Психическая истощаемость

30,0

12,3

8

Нарушения сна

7,7

3,3

9

Повышенная возбудимость

36,5

11,9

10

Переживание своей малоценности

31,8

11,6

11

Пониженная работоспособность

32,0

10,8

12

Навязчивые мысли и действия

24,6

8,8

13

Немотивированный страх

11,8

4,6

14

Фобические расстройства

31,3

10,8

15

Нарушения социальных контактов

30,9

9,3

Личностные шкалы

16

Неуверенность в себе

63,2

12,2

17

Познавательная и социальная пассивность

50,9

13,1

18

Невротический «сверхконтроль» поведения

37,1

6,1

19

Аффективная неустойчивость

34,1

7,0

20

Интровертированная направленность личности

28,6

6,2

21

Ипохондричность

22,7

6,9

22

Социальная неадаптивность

24,8

6,8


Источник: Ассанович, М.А. Клинико-психологические методики оценки тревоги, депрессии, невротических состояний : практикум для студентов медико-психологического факультета и врачей / М.А.Ассанович. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 120 с. ISBN 978-985-558-142-1.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.