Авторы: О.Н. Ракитская, М.М. Кашапов. Создаваемый нами опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что творческий потенциал как совокупность возможностей, способностей к творчеству присущ каждому человеку, а во-вторых, скрытые (потенциальные) возможности проявляются в творческой активности, мерой которой является познавательный интерес.
Опросник на определение творческой активности личности
Инструкция. Пожалуйста, прочитайте предлагаемы вам суждения и определитесь, согласны ли вы с ними» (да — «+», нет — «—»). 1. Я люблю перемены в жизни. 2. Мне часто поручают решение проблем, требующих нестандартного подхода. 3. Я часто нахожу удивительное в казалось бы обычных вещах, явлениях. 4. Я люблю посещать выставки, музеи. 5. Я испытываю большой интерес к смежным с моей специальностям. 6. Ради возможности заниматься любимой работой я готов преодолеть многие жизненные трудности. 7. Мне интересно разрабатывать планы уроков. 8. Коллеги считают меня инициативным и предприимчивым. 9. Мне интересна суть многих вещей, явлений. 10. Я читаю научно-популярную литературу для повышения своих профессиональных навыков. 11. Я скорее предпочел бы заниматься традиционной проблемой, чем совершенно новой. 12. Знакомые считают, что у меня богатая фантазия. 13. Мне нравится создавать что-либо своими руками. 14. Я люблю дискуссии на уроках. 15. По стремлению к знаниям и разнообразию интересов я превосхожу многих своих сверстников. 16. Я могу найти интерес в любой рутинной работе. 17. Мне приятно общаться с увлеченными людьми. 18. Я люблю задавать много вопросов. 19. На работе меня ценят за оригинальность. 20. Я люблю дарить близким мне людям подарки, сделанные своими руками. 21. Я охотно использую материал из смежных наук, специальностей в собственной профессиональной деятельности. 22. Меня всегда сильно влекло к загадочному и таинственному. 23. Я с воодушевлением применяю на практике нетрадиционные формы обучения. 24. Я скорей бы предпочел полный покой, чем приятные эмоции, связанные с некоторым риском. 25. Я являюсь любознательным человеком, 26. Я охотно берусь за новую работу. 27. Мне нравится перечитывать книги, каждый раз открывая что-то новое для себя. 28. Я люблю научно-фантастическую литературу. 29. Я обычно придерживаюсь общепринятых мнений. 30. Мне нравится участвовать в различных официальных церемониях. 31. Для меня важна смена впечатлений. 32. Я стараюсь не упускать возможности путешествовать, ходить в походы. 33. Я считаю важным развивать в учениках способность находить новые, нестандартные пути решения, 34. Мои уроки интересны для учеников. 35. Я часто вижу вещи с необычной для окружающих людей точки зрения. 36. В любой проблемной ситуации я обычно могу предложить несколько вариантов выхода. 37. Я охотно принимаю участие в проведении внеклассных мероприятий. 38. Мое мнение часто бывает неожиданным для коллег. 39. Я часто обнаруживаю проблему там, где другим все ясно. 40. Самыми приятными для меня являются подарки, сделанные своими руками. 41. Я стараюсь применять нетрадиционные способы передачи материала. 42. У меня получается давать «вторую жизнь» пришедшим в негодность вещам. 43. Я стараюсь придерживаться проверенных путей решения. 44. Я искренне ответил на все вопросы и ничего не пропустил.
Ключ к обработке результатов методики на определение творческой активности
Начисляется один балл за совпадение с ключом: «да» - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42; «нет» - 11, 24, 29, 43. Перевод в стены: — 1 стен — от 1 до 16; — 2 стена-18-19; — 3 стена — 20—22; — 4 стена — 23—24; — 5 стен — 25—27; — 6 стен - 28-30; — 7 стен — 32; — 8 стен — 33; — 9 стен — 36-38; — 10 стен — 40 и больше баллов. Значения от 4 до 7 стен признаются средними, значит, испытуемый обладает средне выраженной креативностью, проявляющейся в его творческой активности.
Интерпретация результатов творческой активности
— 1—3 стен — низкие результаты творческой активности. Указывает на низкую познавательную активность человека, на отсутствие у него стремления к преодолению или совершенствованию привычных или устоявшихся норм и способов действия. Человек проявляет недостаточно собственной инициативы или самостоятельности в ходе решения творческих задач; — 4- 7 стен — средние результаты творческой активности. Указывают на средне выраженную креативность, которая в ней проявляется, а также на стремление человека к самосовершенствованию и самостоятельности; — 8—10 стен — высокие результаты творческой активности. Указывают на креативную, творчески активную личность. Отличается стремлением к преодолению привычных норм и способов действий. В ходе решения творческих задач проявляет инициативу, стремится к самосовершенствованию и самостоятельности. |