На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Карта наблюдения за использованием педагогических приемов, направленных на развитие познавательных способностей учащихся на уроке
Карта наблюдения за использованием педагогических приемов, направленных на развитие познавательных способностей учащихся на уроке
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Карта наблюдения за использованием педагогических приемов, направленных на развитие познавательных способностей учащихся на уроке

(знак + указывает на влияние конкретного приема на развитие того или иного познавательного процесса)

 

 

Прием, действие

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

1. Четкое определение цели деятельности

+

+

+

+

2. Соблюдение в течение урока логики, последовательности деятельности

+

+

+

+

3. Стимулирование интереса к содержанию с помощью приведения неожиданного яркого факта

+

 

 

 

4. Стимулирование интереса к содержанию с помощью демонстрирования эмоций, собственного интереса, энтузиазма

+

+

+

+

5. Стимулирование интереса к содержанию с помощью обоснования важности содержания урока

+

 

+

+

6. Наличие визуального алгоритма, плана деятельности

+

+

 

 

7. Совершение действий по команде

+

 

 

 

8. Наличие визуальных стимулов (картинки, рисунки, плакаты, видеоряд), сопровождающих учебный материал

+

+

 

 

9. Привлечение внимания с помощью интонирования, богатства речи, эмоциональной экспрессии

+

 

 

 

10. Привлечение учащихся к контролю результатов (своих, одноклассников)

+

 

+

+

11. Проверка текстов с ошибками

+

+

 

 

12. Регулирование внимания ученика с помощью обращения к ученику по имени, оказания персональной помощи

+

 

 

 

13. Регулирование деятельности с помощью обращения к учащимся с вопросом, включение в диалог

+

 

 

 

14. Использование дидактических игр

+

+

+

+

15. Чередование напряжения и расслабления, использование физических упражнений, разминок

+

 

 

 

16. Использование в речи слов разной модальности (А, V, К): «послушайте, посмотрите, почувствуйте, предлагаю сделать»

+

+

 

+

17. Выделения «предмета из фона»: выделение существенного подчеркиванием или интонированием голоса, паузой и др.

+

+

 

 

18. Использование разных типов восприятия: анализ содержания от частного к общему (аналитическое) и от общего к частному (синтетическое)

+

+

 

+

19. Опора на имеющийся опыт учащихся

+

+

 

 

20. Проверка правильности восприятия содержания (Все ли согласны? Всем ли понятно? )

+

+

 

 

21. Использование опорных пунктов для запоминания содержания (эпитеты, образы, пункты плана)

+

+

+

+

22. Группировка, классификация и структурирование материала (взаимное расположение частей), схематизация содержания

+

+

+

+

23. Переход от 3-х мерного образа предмета к 2-х- мерному (схеме) и обратно

+

+

+

+

24. Использование для запоминания материала аналогий, ассоциаций и мнемонических приемов

+

 

+

 

25. Использование разных видов памяти: двигательная, слуховая, зрительная

+

 

+

 

26. Организация заучивания материала с опорой на адекватный объем кратковременной памяти (7±2)

+

 

+

 

27. Организация заучивания материала с проговарива- нием и повторением в процессе урока

+

 

+

 

28. Организация заучивания материала в деятельности (игре, театрализации, диалоге)

+

 

+

 

29. Использование заданий, стимулирующих развитие мыслительных операций: анализ, синтез сравнение, обобщение

 

 

+

+

30. Использование приемов, стимулирующих мотивационную составляющую мышления: наличие противоречия, проблемного вопроса, необходимости прогнозирования, постановки гипотезы, целеполагания, планирования деятельности

+

 

 

+

31. Использование вопросов, стимулирующих формирование рефлексивной стороны мышления:(Что было важно? Что помогло получить качественный результат? Что мешало получить результат? Чьи идеи показались интересными? Как чувствовал себя в совместной работе?)и др.

+

 

 

+

32. Использование нестандартных заданий, проблемных ситуаций, заданий с избытком, с недостатком данных и
др.

+

 

 

+

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.