На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Методика «Уровень социальной фрустрированности»
Методика «Уровень социальной фрустрированности»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Описание методики


Опросник представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в т.ч. социальной составляющей качества жизни. Разработана в 2004 году в НИПНИ им. Бехтерева, Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.


Теоретические основы


Социальная фрустрированность рассматривается как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Поэтому социальная фрустрированность, являясь следствием реальной социальной ситуации, носит личностный характер, определяя стрессогенность социальных фрустраторов, таких, например, как неудовлетворенность отношениями в семье и на работе, образованием, социальноэкономическим статусом, положением в обществе, физическим и психическим здоровьем, работоспособностью и др. Оценка конкретных параметров позволяет наполнить конкретным внутренним содержанием и понятие качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.
Весьма вероятно, что длительное дестабилизирующее действие социально-фрустрирующих факторов формирует напряженность адаптивных механизмов и парциальную дезадаптацию (предболезнь), а при малоэффективной психологической защите и отсутствии социальной поддержки - тотальную психическую дезадаптацию (болезнь), и как следствие, снижение качества жизни. Такая схема развития психической дезадаптации приложима к любой форме патологии, поскольку речь идет о роли психосоциальных факторов в формировании внутренней картины болезни и оценке ее прогноза. Отсюда возникает актуальная задача диагностики именно социального компонента в многомерной системе патогенеза нарушений психической адаптации, в особенности при скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики.


История создания


Методика разработана на основе предварительного экспертного выделения и ранжирования тех сфер системы социальных отношений, которые представляются наиболее значимыми для любой личности в контексте ее взаимодействия с микро- и макросоциальным окружением. При этом, несомненно, учитывался и опыт создания других известных шкал для медико-психосоциальных исследований, таких, например, как реабилитационная карта института им. В.М.Бехтерева, шкала ВОЗКЖ-100, Ланкаширская шкала КЖ и др. Этот психологодиагностический инструмент адекватен для использования в комплексе с другой формализованной информацией, в частности, в батарее психодиагностических методик (преимущественно тестов) и создания компьютерного банка данных не только о контингентах риска, но и больных.
Социальная фрустрированность, как сложная по структуре психологическая переменная, в данной методике определяется уровнем «удовлетворенности - неудовлетворенности» в 20 сферах отношений личности, выделенных экспертами как наиболее гипотетически значимые для любого взрослого, преимущественно трудоспособного человека, жизнедеятельность которого проходит в социуме и данной культуре. Разумеется, для отдельных индивидов некоторые сферы отношений могут быть не актуальными, например отношения с родителями (нет родителей), детьми (нет детей) и т.п. Поэтому оценка уровня «удовлетворенности - неудовлетворенности» в этих сферах испытуемым не фиксируется.


Валидность


Валидность шкалы УСФ, no-существу, критериально-субъективная, синтетическая (содержательная, текущая и т.п.). Основой для такого заключения служит выделение экспертами различных сфер отношений личности, которые можно рассматривать в качестве социальных факторов-фрустраторов. Поэтому критерий валидности - экспертная оценка репрезентативности содержания «заданий» методики или тех свойств и параметров личности, которые необходимо оттенить и измерить, исходя из теоретических представлений. Валидность методики УСФ можно также рассматривать с критериально-экологических позиций, позволяющих интерпретировать результаты применения измеряющего инструмента в контексте определенных жизненных ситуаций испытуемых и оценивать изменения в самооценках (например, удовлетворенности -неудовлетворенности) в зависимости от изменения самой ситуации, в нашем случае - социальной. Надежность методики - ретестовая. Она определялась по результатам повторного (в течение 3-4 недель) тестирования одной и той же группы испытуемых (89 человек) - однородной в профессиональном плане выборки. Коэффициент надежности методики УСФ - 81-87%, т.е. в пределах 81%-87% наблюдений уровни социальной фрустрированности практически совпадают. Это говорит о том, что сама социальная фрустрированность может рассматриваться как социально детерминированная личностная переменная, относительно стабильная в тех отрезках времени, когда социальное функционирование исследованных не претерпевает заметных (с их точки зрения) изменений. Таким образом, конструкция методики и технология её применения позволяют утверждать, что это адекватный инструмент для оценки и квалификации изучаемого психосоциального феномена, обозначаемого как социальная фрустрированность.


Внутренняя структура

Методика включает в себя:
Бланк социологической анкеты, состоящий из 20 позиций, отражающих формально-демографические характеристики обследуемых, специфику и условия их занятости; анкета пригодна для кодирования и архивирования в банке психодиагностической информации; она может быть дополнена в соответствии с потребностями конкретного исследования в соответствии с теми правилами, которые обозначены разработчиками Регистрационный бланк к основному варианту методики - собственно шкале УСФ (УСФ-1) с оценочной системой в баллах;
Список из 20 тем, касающихся «неудовлетворенности» разными сферами личностно-средовых взаимоотношений (УСФ-2). Этот список предлагается испытуемому либо на одном бланке в порядке от №1 до №20, либо на отдельных карточках в случайном порядке для ранжированной оценки в порядке убывания субъективной значимости указанных сфер отношений в реальной (актуальной) жизненной ситуации


Интерпретация

Общие принципы


Данные методики могут анализироваться в двух планах или с помощью двух методических подходов. В первом варианте оценивается условно «абсолютная» степень выраженности «удовлетворенности - неудовлетворенности» в сфере отдельно рассматриваемого отношения вне общего контекста опросника.
При этом мера удовлетворенности субъективно шкалируется по 5-балльной системе:
1 - полностью удовлетворен,
2 - скорее удовлетворен,
3 - затруднение в ответе,
4 - скорее неудовлетворен и, наконец,
5 - полностью неудовлетворен.


Выделяются 5 основных направлений или блоков шкалы по 4 позиции в каждом:
• удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими (с женой, мужем, родителями, детьми);
• удовлетворенность ближайшим социальным окружением (друзьями, коллегами,начальством, противоположным полом);
• удовлетворенность своим социальным статусом (образованием, уровнем профессиональной подготовки, сферой профессиональной деятельности, работой в целом);
• социально-экономическим положением (материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, проведением свободного времени и отдыха, своим положением в обществе);
• своим здоровьем и работоспособностью (физическим здоровьем, психо-эмоциональным состоянием, работоспособностью, своим образом жизни в целом).


Больший балл соответствует, таким образом, большей неудовлетворенности, как по отдельным градациям признаков, так и по шкале в целом.
Таким образом, каждый испытуемый, заполнивший шкалу УСФ-1, может быть охарактеризован условным профилем оценок 20 обозначенных сфер отношений, что позволяет определить зоны наибольшей и наименьшей социальной фрустрированности и, тем самым, конфликтных отношений.


Расчёт значений


1. На первом этапе подсчитывается количество пунктов, на которые даны ответы (позиции, к которым респондент выразил своё отношение) по методике в целом:
Nn и по каждому из пяти направлений: nlnl, n2n2, n3n3, n4n4 и n5n5

2. Подсчитывается сумма баллов по всем позициям методики путём суммирования баллов аналогичным образом:
SS, S1S1, S2S2, S3S3,S4S4 и S5S5

3. Расчитывается итоговый коэффициент социальной фрустрированности по формуле:
Q=SnQ=Sn, включая Q1Q1, Q2Q2, Q3Q3, Q4Q4 и Q5Q5

На основании величины показателей определяют уровень социальной
фрустрированности:
•  Q<1,5Q<1,5
- определённое полное отсутствие социальной фрустрированности;

• 1,5<Q<2,51,5<Q<2,5
- социальная фрустрированность отчётливо не декларируется;

• 2,5<Q<3,52,5<Q<3,5
- зона неопределённой оценки;

• 3,5<Q<4,53,5<Q<4,5
- умеренный уровень социальной фрустрированности
(неудовлетворённости), которую опрошенные считают необходимым отметить;

• 4,5<Q4,5<Q
- определённая и вполне отчётливая высокая социальная фрустрированность.


Анализ структуры социальной фрустрированности


Второй план анализа методики УСФ (УСФ-2) направлен на получение целостной структуры социальной фрустрированности по 20 сферам опросника путем ранжирования испытуемым каждой из них в порядке убывания «неудовлетворенности» от первого до двадцатого места (последнего по значимости). При этом от испытуемого не требуется оценивания «абсолютной» степени неудовлетворенности той или иной сферой отношений. Ранжирование позволяет указать только место (ранг) каждой обозначенной в методике позиции среди других и, тем самым, отметить ее субъективную значимость. Возможны варианты, когда степень неудовлетворенности определенной сферой отношений (например, взаимоотношениями с коллегами по работе и др.) может быть значительной, но занимать не самое высокое место в ранговом ряду, так как другие показатели окажутся еще выше.
Ранжирование технологически может осуществляться двумя способами. При первом на бланке с перечнем сфер неудовлетворенности против каждого из 20 пунктов проставляются номера от 1 до 20, обозначающие места конкретной сферы неудовлетворенности в ранговом ряду, далее подсчитываются соответствующие частоты. Этот способ удобен с точки зрения архивирования «протоколов». Второй способ более рационален для обследования. Ранжирование проводится путем раскладывания 20 карточек с обозначениями сфер неудовлетворенности (на обороте каждой пишется №, соответствующий тому порядку, который приводится на бланке в порядке убывания их актуальности для испытуемого. Таким образом каждой из сфер неудовлетворенности присваивается соответствующий ранговый номер. Результатом ранжирования может быть индивидуальный профиль, наглядно отражающий уровень социальной фрустрированности.


Практическая значимость


Основными показаниями применения методики являются массовые скриниюовые и плановые психопрофилактические исследования различных контингентов испытуемых, в том числе и организованных популяционных групп населения (педагогов, врачей, рабочих- вахтовиков, военнослужащих и т.п.). В этих случаях применение методики в батарее с другими методами исследования необходимо для уточнения факторов риска нарушений психической дезадаптации в связи со сложными, подчас стрессогенными и патогенными условиями внешней среды или профессиональной деятельности (экологически неблагоприятные или суровые в климатогеографическом отношении регионы, напряженная или опасная для здоровья работа и др.).
Методика может с успехом использоваться в клиникопсихологической практике на разных этапах: амбулаторной, стационарном, реабилитационно-восстановительном. Основная задача методики при этом - уточнение уровней и содержания социальных факторов (социальных фрустраторов), затрудняющих адаптацию больных различного профиля не только к болезни (ее последствиям), но и социальному прогнозу, оценке перспектив. Методика также может быть полезной для оценки эффективности лечения и качества жизни больных в зависимости от уровней притязаний и субъективной оценки ценности здоровья больными, наличия (или отсутствия) социальной поддержки.


Стимульный материал

Инструкция


Ниже приведен ряд пунктов опросника, в каждом из которых необходимо отметить по 5-балльной системе уровень
удовлетворённости различными сферами социального функционирования в настоящий момент. Долго не раздумывайте. Ваши ответы будут обрабатываться с помощью персональных ЭВМ и анализироваться в совокупности с множеством других данных, что позволит оценить указанные параметры только по отношению к определённым группам населения (определенным профессиям, работающим в сложных климато-географических и экологических условиях и т.д.). Это необходимо для поиска наиболее эффективных путей профилактики нарушений здоровья.

Сферы
социального
функционирования

Удовлетворён
полностью

Скорее
удовлетворён

Трудно
сказать

Скорее
неудовлетворён

Совершенно
неудовлетворён

1. Удовлетворённость
взаимоотношениями с женой (мужем)

 

 

 

 

 

2.
Удовлетворённость взаимоотношениями с родителями

 

 

 

 

 

3.
Удовлетворенность взаимоотношениями с детьми

 

 

 

 

 

4.
Удовлетворенность
взаимоотношениями с родственниками

 

 

 

 

 

 

5.
Удовлетворённость взаимоотношениями с друзьями

 

 

 

 

 

6.
Удовлетворенность взаимоотношениями с противоположным полом

 

 

 

 

 

7.
Удовлетворё нность взаимоотношениями с коллегами по работе

 

 

 

 

 

8.
Удовлетворенность
взаимоотношениями с администрацией по работе

 

 

 

 

 

9.
Удовлетворенность своим образованием

 

 

 

 

 

10.
Удовлетворённость
уровнем
профессиональной
подготовки

 

 

 

 

 

11 .
Удовлетворенность
сферой
профессиональной
деятельности

 

 

 

 

 

12.
Удовлетворённость работой в целом

 

 

 

 

 

13.
Удовлетворенность
материальным
положением

 

 

 

 

 

14.
Удовлетворённость
жилищно-бытовыми
условиями

 

 

 

 

 

15.
Удовлетворённость

 

 

 

 

 

проведением
свободного
времени

 

 

 

 

 

16.
Удовлетворённость своим положением в обществе

 

 

 

 

 

17.
Удовлетворённость своим физическим состоянием

 

 

 

 

 

18.
Удовлетворённость своим психоэмоциональным состоянием

 

 

 

 

 

19.
Удовлетворённость своей работоспособностью

 

 

 

 

 

20.
Удовлетворенность своим образом жизни в целом

 

 

 

 

Инструкция


Поставьте, пожалуйста, против каждого из нижеприведённых утверждений порядковый номер от 1 до 20, выделяя, таким образом, (в порядке убывания) те пункты, которые в наименьшей степени Вас удовлетворяют в целом. На первом месте должен быть номер пункта неудовлетворяющий Вас больше всего, а на двадцатом месте - номер пункта, неудовлетворяющий Вас меньше всего. В случае, если какой- либо из пунктов по отношению к Вам не имеет смысла - ставьте прочерк.


Ф.И.О. (или инициалы)______


№ карты
Дата _________


1. Неудовлетворённость взаимоотношениями с женой (мужем) _____________
2. Неудовлетворённость взаимоотношениями с родителями_____________
3. Неудовлетворённость взаимоотношениями с детьми_____________
4. Неудовлетворённость взаимоотношениями с родственниками _____________
5. Неудовлетворённость взаимоотношениями с друзьями _____________
6. Неудовлетворённость взаимоотношениями с противоположным полом _____________
7. Неудовлетворённость взаимоотношениями с коллегами по работе _____________
8. Неудовлетворённость взаимоотношениями с администрацией по работе _____________
9. Неудовлетворённость своим образованием________
10. Неудовлетворённость уровнем профессиональной подготовки _____________
11. Неудовлетворённость сферой профессиональной деятельности _____________
12. Неудовлетворённость работой в целом _____________
13. Неудовлетворённость материальным положением _____________
14. Неудовлетворённость жилищно-бытовыми условиями _____________
15. Неудовлетворённость проведением свободного времени _____________
16. Неудовлетворённость своим положением в обществе _____________
17. Неудовлетворённость своим физическим состоянием _____________
18. Неудовлетворённость своим психоэмоциональным состоянием _____________
19. Неудовлетворённость своей работоспособностью _____________
20. Неудовлетворённость своим образом жизни в целом _____________


Примечание:__________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.