Рисуночный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина)
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.
Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Процедура проведения.

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик. Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем. Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …


Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает? Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…

Интерпретация рисунка

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.
Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.
Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.
Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.
Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.
Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.
Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.
Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.
Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.
Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.
Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще. Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.
Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».
Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).
Руки символизируют активность и общительность.
Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.
Плотно прижатые к телу, или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.
Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.
Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.
Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.
Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».
Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).
Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.
Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.
Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

Протокол анализа теста «Человек под дождём»

Ф.И. _________________________  , класс ___________ , дата ______

 

1. Краткая   обработка графической информации.

Вывод

2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя

Пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

3. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека

Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами

4. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже)

Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы.

5. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце

Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

6. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя

Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя

7. Изображение человека помещено в угол листа

Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность

Слишком маленькая фигура

Низкая   самооценка, потребность в поддержке

 

Фигура находится в движении: -спасается от стихии бегством, может метаться в панике, 6 поливаемый струями дождя; -беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта

Склонность к активным действиям: -не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ; - имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам

8. Мужская фигура

Говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее

9. Женская фигура

Пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще

10. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного

Говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах

11. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки

Указывает на сильно выраженное в авторе детское начало

12. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным

Велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится

13. Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем

Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном

14. Руки, широко расставленные в стороны

Признак высокой контактности, открытости и экстраверсии

 

15. Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной

Интровертность, замкнутость

16. Отсутствие рук

Беспомощность, неприспособленность к жизни

17. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль

Уверенность в себе




18. Слишком маленькие ступни

Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

19. Слишком длинная или подчеркнутая шея

Потребность контролировать собственные импульсы

20. Слишком короткая шея или ее отсутствие

Регулярные уступки своим желаниям и слабостям

21. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека

Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.