1. Если из всех изобразительных средств (набор из шести цветных карандашей и простой карандаш) клиент выбирает только простой карандаш, то это свидетельствует о его страхе перед более полным самовыражением, о страхе неопределенности, страхе перед выбором. 2. Выбор черного цвета часто означает тревогу, страх, снижение эмоциональных контактов, протест, фрустрацию, бездеятельность, потребность в накопления сил. 3. Рисунок изображен не прямой, непрерывной линией, а линией прерывистой, «мохнатой», будто махровая или шерстяная нитка. 4. Туловище и ноги извилисты, состоят из сочленений, отдельные части тела соединены гармошкой, ноги не соединены с туловищем — свидетельство наличия страха принятия решений, существенных трудностей в выборе.
5. Повторяющиеся круговые движения. Важно, где именно расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. 6. Наличие нарисованной рукой клиента рамки, может свидетельствовать о стремлении отгородиться (защититься) от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью. 7. «Рамка» может быть «образована» и незанятым цветом пространства по краям листа бумаги — страх и неуверенность по отношению к внешнему миру. Особенно высокую диагностическую значимость этот признак имеет в случае изображения «угрожаемого» (жалкого, несчастного, жертвенного) животного. Объект такого страха определяется «пустым» краем рисунка. Так, смещение изображения в нижнюю часть рисунка (ниже условной средней линии листа по горизонтали), кроме заниженного уровня притязаний и низкой самооценки, отражает опасность от значимых людей с менее высоким, чем у автора рисунка, социальным и иным статусом. «Пустая» левая сторона рисунка соответствует «заинтересованности» в эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая -в интеллектуально-рациональной. Таким образом, рамка, расположенная в определенной стороне рисунка, отражает ту сферу личности клиента, в которой он испытывает наибольшие неуверенность, тревогу, страхи. 8. Качество прорисовки контура смысловой фигуры, затемнение или осветление линии контура относительно всего тела несуществующего животного или любимого цветка опрашиваемого. Контур фигуры — отражение своеобразной защиты личности от ближайшего социального окружения, от других людей и от жизни в целом. Контуры фигуры — важная дополнительная характеристика типичных для данного человека форм и степени защиты от страхов, проявление потребности личности в защите и потребности в активности. 9. Агрессивная защита проявляется в острых углах; защита, сопровождаемая актуальным страхом, проявляется в затемнениях, заштриховках, зачеркиваниях, «в запачкиваниях» отдельных частей тела. 10. Пассивная защита, связанная со страхами, подозрительностью, проявляется в щитах, в дополнительных заслонах, препятствиях, иногда в удвоенной линии контура. 11. Верхний контур - защита от людей, от которых автор находится в психологической или физической зависимости (родители, руководители, лица с более высоким статусом). 12. Нижний контур — направленность реакции человека в ответ на кажущееся ему непризнание значимыми для него людьми, которые зависят от него физически или психологически. Наличие избыточно прорисованного нижнего контура свидетельствует о его «вынужденных» страхах осуждения, насмешек и недооценки его достоинств. 13. Боковой контур означает наличие у человека ощущения недифференцированной, неопределенной опасности и его постоянной готовности к защите любого порядка в самых разных обстоятельствах. 14. Подобным образом трактуются и такие элементы самозащиты на теле животного внутри контура: маскировочные пятна, подобие лап, щиты, зачеркивания. Дополнительно следует посмотреть, в какой части животного этих защит больше, относительно других его частей тела: — внутренних защит больше справа — позволяет предположить, что человеку свойственно ощущение опасности и потребность в защите по жизни в целом; — внутренних защит больше слева - человек страдает, скорее, не столько от реальной, сколько от воображаемой опасности, мучается от ожидания мнимых проблем, даже если все уже закончилось благополучно. 15. Фигура животного изображена в виде ничем не заполненного (пустого) круга — символ замкнутости, потребности в закрытости собственного внутреннего мира, нежелания давать о себе какую-нибудь информацию, а по жизни ему свойственны множественные страхи и потребность в пассивной защите. Однако такое изображение может быть ситуативной реакцией опрашиваемого, инициированной некорректной организацией процедуры диагностики. 16. Наличие и особенности штриховки: направленность линий, их повтор, нажим, очевидность и тщательность прорисовки контура и т. п. Если заштрихована (или, напротив, оказалась непрорисованной, «пустой») только часть рисунка, животное покрыто легкими или мелкими линиями шерсти или меха, линии нахлестываются одна на другую при изображении различных деталей животного, то эта своеобразно оформленная часть животного расценивается как проблемная область, место в теле человека. 17. Фигура животного изображена в виде зачерченного круга. Так рисуют люди, имеющие высокую потребность в проговаривании своих проблем со значимыми для них людьми, но непозволяющие себе этого в силу каких-то обстоятельств. 18. Несоразмерно длинные руки — признак страха и объектного самовосприятия. Такие руки рисуют онкологически больные дети и подростки, жертвы теракта, а также дети медицинских работников или властных и жестоких родителей различных профессий. Это всегда бессознательное проявление страха перед руками, «от которых не спрятаться». Несоразмерная длина рук интерпретируется и как нереализованная потребность человека в большей власти над окружающими, в потребности большего охвата пространства, как знак его склонности к избыточной психологической близости с окружающими и склонности к нарушению психологической дистанции. 19. Несоразмерно длинные руки, направленные вверх (особенно у неагрессивного животного) — и признак агрессии значимого окружения и незащищенности автора рисунка. 20. Руки, распростертые в стороны, отражают потребность человека в добросердечии, открытости, экстравертированности. 21. Несоразмерно длинные руки зачерчены или камуфлированы чем-нибудь — человек страдает от своей открытости и добросердечия, но пока ничего не может с этим сделать. 22. Зачеркнутые или забинтованные, заштрихованные руки — символ уже случившегося или ожидаемого наказания за нечто, «сделанное руками». Особенно диагностична эта особенность в рисунках подростков. Присутствие хотя бы одного из сексуальных признаков (гениталии, пупок, грудь и т. д.) — расценивается как достоверный признак онанизма подростка и переживаемых им страданий по этой причине. 23. Рога оцениваются как косвенный признак тревоги и страхов, как потребность автора рисунка в защите; острые, мощные рога — признак агрессии. 24. Тонкие рога — признак осознаваемой или неосознаваемой супружеской измены (реальной, вымышленной, планируемой), особенно рога в рисунке мужчины. 25. Рога в рисунке женщины говорят об опасении измены со стороны мужа или о страданиях из-за собственной измены. 26. Антенны в рисунке несуществующего животного требуют дополнительно расспроса опрашиваемого: зачем и для чего эти антенны нужны несуществующему животному. Чаще всего наличие антенн есть признак потребности в коммуникации. При этом субъект воспринимает себя как потребителя информации или проявляет потребность в передаче информации. Если человек говорит о предупредительной функции антенны, с помощью которой животное сможет сигнализировать другим о бедствии, то это свидетельствует о потребности в заботе об окружающих. Если, напротив, с помощью антенн животное должно будет информировать его самого об опасности, то у автора рисунка есть выраженные длительно существующие страхи, повторения которых он постоянно ожидает. 27. «Пустые» (без прорисованных радужной оболочки и/или зрачков) глаза могут быть свидетельством страха принять себя адекватным образом, таким, какой ты есть на самом деле. Этот страх бывает в тех случаях, когда у человека есть личный или навязанный ему образ, которому он почему-то не соответствует. Например, страх принять на себя ответственность за что-либо. 28. Глаза без радужной оболочки есть признак бессознательной попытки человека деиндивидуализировать себя, отказ в собственной индивидуальности, отрицание своей оригинальности и уникальности, не принятие им себя, дефицитарности собственной идентичности и выраженной потребности в названных качествах. Такие люди часто называют себя «обычными, серыми, как мышь, ничем не отличающимися от окружающих». 29. Полное отсутствие глаз свидетельствует о нежелании получать информацию, о недостаточной его адаптированности в окружающем мире, о страхе встреч с людьми и предметами окружающего мира, воспринимаемыми им как несущими опасность. 30. Ромбовидные глаза — проявление отрицания какой-то своей особенности, неудовлетворенной потребности, склонности к самоограничениям, что может быть связано с характером актуального страха человека. 31. «Кошачьи» глаза с узкой вертикальной радужкой проявление непринятия своего «Я», притязания на более высокую оценку своего физического «Я», чем она есть у человека на сегодняшний день. 32. Полностью заштрихованный глаз (глаза) нужно оценивать как «пустые» глаза, а также как очевидный признак выраженного физического или душевного страдания. 33. Люди, рисующие несуществующее животное с открытым ртом, часто страдают от своей повышенной вербальной активности, слывут болтунами, не умеющими беречь свои и чужие тайны, и, возможно, они не раз наказывались окружающими за избыточную разговорчивость. 34. Открытый рот, сочетающийся с непрорисованны-ми губами и языком, особенно если рот зачерчен — человеку свойственна легкость возникновения страхов, опасений и недоверия, а также какая-то вербальная дисфункция (например, заикание, страх публичных выступлений и пр.). 35. Улыбка с прорисованными зубами — «смех сквозь угрозу», внешняя доброжелательность, за которой стоит ирония или очевидный сарказм. Улыбку с зубами рисуют люди, которым свойственны преимущественно поверхностные контакты; им очень сложно долго дружить, они не доверяют окружающим, изначально убеждены, что все люди их обманывают, поэтому они бывают постоянно напряжены, бдительны. Будучи повышенно агрессивными и склонными трактовать поведение других людей как агрессивное, недружелюбное, двусмысленное, они стремятся постоянно контролировать окружающих, часто перепроверяют их слова и поступки, стремясь уличить их во лжи. Общение с такими людьми очень утомительно и часто истощает окружающих, особенно — зависящих от них людей. 36. Язык или рот округлой формы, зачерченный, особенно у детей или подростков, есть признак боязливости и тревожности. 37. Волосы, закрывающие глаза, — нежелание видеть какие-либо травмирующие обстоятельства или людей, которые сильно досаждают своей активностью. 38) Лишь намеченные одна, две ресницы — признак притязаний на свою оригинальность людей со строгим, формальным, «экономным» мышлением (типичные ресницы математика-теоретика). Аналогичным образом рисуют ресницы люди, знающие о своей демонстративности, страдающие от нее, смущающиеся этой своей особенности или прежде наказанные за нее. Словом, таким образом их бессознательное демонстрирует свою «выученную недемонстративность».
Источник: Бедрединова, С. В. Профилактика и коррекция страхов : учебное пособие / С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. - 2-е изд., испр. и доп. ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. — 178 с. ISBN 978-5-9275-1939-2 |